Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.
Китайская мудрость
Мастер-класс для педагогов «Обучение дошкольников технике оригами в ДОУ»
Автор: Белько Ирина Андреевна, Воспитатель МБОУ «Сиверская СОШ №3» (структурное подразделение-дошкольные группы
Оригами – древнейшая техника конструирования из бумаги
Значение оригами
- Оригами развивает мелкую моторику рук.
- Укрепляет внимание и усидчивость.
- Занятия оригами безопасны, ведь для работы не требуется ничего кроме бумаги.
- Развивает творчество (можно показать целый театр с помощью поделок оригами)
- Развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность
- Оригами, гармонично развивает оба полушария головного мозга, движения пальцев становятся более точными. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. (это очень важно для тех, кто учится писать)
Что дают ребенку занятия оригами:
-совершенствование координации тонких движений пальцев;
-терпение и внимательность;
-развитие способности четко формулировать мысль;
-обучение элементам логического и абстрактного мышления;
-развитие усидчивости, наблюдательности, памяти и пространственного конструирования
Изготовление поделок из бумаги:
-увлекает дошкольников;
-будит детское воображение;
-приносит радость детям, так как в руках ребенка бумага оживает и за считанные минуты превращается в цветы, животных, птиц, поражающих правдоподобием своих форм и замысловатостью силуэтов;
-развивает креативность
Использование оригами в ДОУ
-В различных играх.
-В театрализованной деятельности.
-В оформлении интерьера.
-В арттерапии.
-В развитии ребёнка.
Художественно – эстетическое развитие ребёнка Модели, выполненные из цветной бумаги, доставляют удовольствие своим видом, радуют глаз создателя и зрителя
Приобщение ребёнка к общечеловеческим ценностям
Оригами дает возможность выразить свои чувства близким в виде подарка, сделанного своими руками
Развитие речи дошкольников
Оригами способствует развитию речи ребенка. Выполнив поделку ему необходимо о ней рассказать маме, бабушке, папе, другу и т.д. Ребенок неоднократно рассказывает, как он делал, использует знакомые термины.
Дети очень любят играть с поделками, обыгрывая знакомые произведения.
Игрушки – оригами провоцируют детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.
Развитие пространственного воображения, глазомера, внимания, памяти
На занятиях оригами это происходит автоматически.
Каждое действие требует участия глаз, памяти (помнишь, как мы делали...?), внимания (пропустив операцию, не знаешь, что делать дальше). И так на каждом занятии.
Но важно, что все это скрыто от ребенка, он просто делает поделку.
Знакомство с основными геометрическими понятиями.
Оригами знакомит детей на практике с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Дети учатся читать чертежи, запоминают условные обозначения.
Стимулирование самообразования
Увлечение оригами стимулирует детей к самостоятельным занятиям, поискам совместно с родителями книг по оригами, выполнение незнакомых моделей или повторение дома интересных поделок.
Часто дети, увлекшись оригами, начинают заниматься и другими видами творчества.
Виды и техники оригами
-Простое оригами
-Модульное оригами
-Кусудама
Базовые формы
Условные обозначения
Общие правила при обучении технике оригами:
1. Заготовки для поделок дошкольникам должен готовить взрослый, а дети-школьники готовят их самостоятельно.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3. Бумага для оригами должна быть тонкой, упругой, хорошо сгибающейся, цветной.
4. Показ изготовления должен производиться на столе (в индивидуальной работе, малой группе) или на доске (на общем занятии). Во втором случае заготовка для показа должна быть в два раза больше, чем у детей.
5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
6. Обучение складыванию каждой оригами должно быть поэтапным: показ одного приема — выполнение детьми, показ второго — выполнение детьми.
7. Линии сгибов изделия должны тщательно проглаживаться.
8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания оригами должно быть точным.
9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Методические приёмы:
1. объяснение, сопровождаемое показом (возможно с опорой на символы-ориентиры).
2. выполнение действий с детьми с проговариванием.
3. выполнение действий по пооперационным картам, схемам
1.Объяснение, сопровождаемое показом (возможно с опорой на символы-ориентиры)
Елочка (базовая форма треугольник)
2.Выполнение действий с детьми с проговариванием
Снежинка (базовая форма воздушный змей)
3.Выполнение действий по пооперационным картам, схемам
Методическая литература
1. «Оригами для дошкольников», С.В. Соколова
2. «366 моделей оригами», Т.Б. Сержантова.
3. «Оригами для дошкольников», В. Н. Дегтева
Они посвящены работе с детьми дошкольного возраста. В них вошли конструкции, при складывании которых применяются доступные детям способы работы с бумагой. Материал изложен с учетом постепенного усложнения, начиная с очень простых приёмов складывания. Подбор фигур ориентирован на жизненный опыт детей, их знания о явлениях и предметах окружающего мира.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.