Мастер-класс для педагогов
Тема: «Патриотическое воспитание через физическую культуру и народные игры»
Цель: Привлечь внимание педагогов к значимости нравственно-патриотического воспитания дошкольников через народные игры и повысить их знания в этой области.
Задачи:
1. Познакомить педагогов с различными народными играми.
2. Закрепить знания педагогов об организации и проведении таких игр.
3. Стимулировать педагогов к проведению и организации народных игр в своей работе.
Материалы: Мяч среднего размера, четыре платка, четыре стула.
Вступление
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) нравственно-патриотическое воспитание является одним из ключевых направлений. Дошкольное детство — это период, когда ребенок знакомится с культурой и общечеловеческими ценностями. Формирование у детей патриотических чувств возможно через специально разработанные физкультурные занятия, народные подвижные игры, эстафеты, спортивные праздники и досуги. Таким образом, физическое воспитание тесно связано с нравственным и патриотическим воспитанием.
Народные подвижные игры играют важную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Многие из них передаются из поколения в поколение и отражают историю, трудовую деятельность, быт, обычаи и традиции народа. Приобщение детей к национальным ценностям и традициям через народные игры помогает им лучше понять историю родного края, его культуру и традиции, а также формирует чувство любви к своему народу и стране.
Патриотическое воспитание дошкольников, согласно ФГОС ДО, направлено на формирование физически здоровой личности. Образовательная область «физическое развитие» играет в этом важную роль. Воспитание патриотизма, гуманизма и нравственных качеств у детей должно начинаться с раннего возраста. Физическая культура может внести значительный вклад в решение этой задачи, так как формирование физических качеств и двигательных навыков тесно связано с воспитанием волевых черт личности. Здоровый и сильный человек должен быть добрым, терпимым и готовым прийти на помощь другим.
Для детей младшего возраста выбираются простые игры с песенным и стихотворным сопровождением, такие как «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору». С детьми старшего дошкольного возраста проводятся игры, которые знакомят их с историей родной страны, народной культурой и фольклором. Это могут быть игры, посвященные циклам земледельческого календаря, которые дают представление о повседневной жизни предков, их быте, труде и мировоззрении. Примеры таких игр включают «Бабка Ёжка», «Жмурки», «Дедушка-рожок», «Слепой козел», «Звонарь» на Новый год и Колядки, «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки» на Масленицу, а также «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала» на Пасху.
Перед проведением игры необходимо тщательно изучить её, проиграть и вжиться в её смысл и правила. Для этого можно использовать картотеки, презентации, методические разработки и сценарии досугов. В игре могут использоваться различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение и народные костюмы.
Мастер-класс: «Народные подвижные игры»
Сегодня я познакомлю вас с несколькими народными играми.
Выбор водящего обычно осуществляется с помощью считалки, которая является древним заклинанием, позволяющим распределить трудную и опасную работу между людьми. Позже считалка перешла в детскую игру, помогая выбрать ведущего и распределить роли весело и без обмана. Например, такая считалка: «Таря-Маря в лес ходила, шишки ела, нам велела, а мы шишек не едим, Таре-Маре отдадим!»
Игра «Дударь» (русская хороводная игра)
Дети становятся в круг, выбирается ведущий — Дударь. Держась за руки, они ходят по кругу и поют: «Дударь, Дударь, Дударище, Старый-старый, старичище. Его во колоду, Его во сырую, Его во гнилую».
После песни спрашивают: «Дударь, Дударь, что болит?»
Дударь отвечает, называя часть тела, например, «Нога».
Все участники игры берутся за названное место и снова идут по кругу. Так повторяется 3-4 раза. После этого Дударь говорит: «Здоров! Вас ловлю», и все разбегаются, а он пытается кого-то поймать. Тот, кого поймают, становится новым Дударем.
Игра «Пирожок» (русская народная игра)
Участники встают в линию, держась за пояс друг за другом. Впереди стоит ведущий — булочник, а последний — пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает: «Где мой пирожок?»
Булочник отвечает: «За печкой лежит».
Пирожок кричит: «Я бегу, бегу!» и пытается убежать от покупателя. Если пирожок успевает встать впереди ведущего, он становится булочником, а пирожок — новым покупателем. Если же пирожок пойман, он становится покупателем, а покупатель — булочником.
Игра «Юрта» (башкирская)
Дети делятся на команды по четыре человека. У каждой команды есть стул и платок. Команды встают в круг, берутся за руки и ведут хоровод, напевая: «Мы весёлые ребята, Соберемся все в кружок, Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок».
Затем все дети встают в общий круг и водят общий хоровод под музыку. Когда музыка останавливается, команды бегут к своим стульям. Дети берут платок за углы и натягивают его над головой в виде шатра. Побеждает команда, которая быстрее остальных построит юрту.
Рефлексия
Я высказываю свое мнение, а если вы со мной согласны, передайте мяч следующему участнику. Если вы не согласны, мяч остается у вас.
Таким образом, народные игры:
· Интересны и увлекательны
· Приобщают к национальной культуре
· Знакомят с окружающим миром
· Доступны каждому
· Решают задачи всех образовательных областей
· Являются уникальным способом познания мира для старших дошкольников.
Мяч не задержался ни в чьих руках, что подтверждает мою точку зрения.
Завершаю свое выступление словами Александры Платоновны Усовой:
«В народных играх нет педагогической навязчивости, и вместе с тем они вполне педагогичны».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.