Мастер-класс для педагогов Тема: «Патриотическое воспитание через физическую культуру и народные игры»

  • Документация
  • docx
  • 15.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: Привлечь внимание педагогов к значимости нравственно-патриотического воспитания дошкольников через народные игры и повысить их знания в этой области. Задачи: 1. Познакомить педагогов с различными народными играми. 2. Закрепить знания педагогов об организации и проведении таких игр. 3. Стимулировать педагогов к проведению и организации народных игр в своей работе.
Иконка файла материала Мастер класс по патриотическому воспитанию.docx

Мастер-класс для педагогов

Тема: «Патриотическое воспитание через физическую культуру и народные игры»

Цель: Привлечь внимание педагогов к значимости нравственно-патриотического воспитания дошкольников через народные игры и повысить их знания в этой области.

Задачи:

1.      Познакомить педагогов с различными народными играми.

2.      Закрепить знания педагогов об организации и проведении таких игр.

3.      Стимулировать педагогов к проведению и организации народных игр в своей работе.

Материалы: Мяч среднего размера, четыре платка, четыре стула.

Вступление

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) нравственно-патриотическое воспитание является одним из ключевых направлений. Дошкольное детство — это период, когда ребенок знакомится с культурой и общечеловеческими ценностями. Формирование у детей патриотических чувств возможно через специально разработанные физкультурные занятия, народные подвижные игры, эстафеты, спортивные праздники и досуги. Таким образом, физическое воспитание тесно связано с нравственным и патриотическим воспитанием.

Народные подвижные игры играют важную роль в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Многие из них передаются из поколения в поколение и отражают историю, трудовую деятельность, быт, обычаи и традиции народа. Приобщение детей к национальным ценностям и традициям через народные игры помогает им лучше понять историю родного края, его культуру и традиции, а также формирует чувство любви к своему народу и стране.

Патриотическое воспитание дошкольников, согласно ФГОС ДО, направлено на формирование физически здоровой личности. Образовательная область «физическое развитие» играет в этом важную роль. Воспитание патриотизма, гуманизма и нравственных качеств у детей должно начинаться с раннего возраста. Физическая культура может внести значительный вклад в решение этой задачи, так как формирование физических качеств и двигательных навыков тесно связано с воспитанием волевых черт личности. Здоровый и сильный человек должен быть добрым, терпимым и готовым прийти на помощь другим.

Для детей младшего возраста выбираются простые игры с песенным и стихотворным сопровождением, такие как «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору». С детьми старшего дошкольного возраста проводятся игры, которые знакомят их с историей родной страны, народной культурой и фольклором. Это могут быть игры, посвященные циклам земледельческого календаря, которые дают представление о повседневной жизни предков, их быте, труде и мировоззрении. Примеры таких игр включают «Бабка Ёжка», «Жмурки», «Дедушка-рожок», «Слепой козел», «Звонарь» на Новый год и Колядки, «Горелки», «Гори, гори ясно», «Лапти», «Пятнашки с мячом», «Колечко», «Салки» на Масленицу, а также «Солнышко», «Береза», «Бой яйцами», «Катание яиц с горки», «Цепи кованые», «Вышибала» на Пасху.

Перед проведением игры необходимо тщательно изучить её, проиграть и вжиться в её смысл и правила. Для этого можно использовать картотеки, презентации, методические разработки и сценарии досугов. В игре могут использоваться различные атрибуты, спортивный инвентарь, музыкальное сопровождение и народные костюмы.

Мастер-класс: «Народные подвижные игры»

Сегодня я познакомлю вас с несколькими народными играми.

Выбор водящего обычно осуществляется с помощью считалки, которая является древним заклинанием, позволяющим распределить трудную и опасную работу между людьми. Позже считалка перешла в детскую игру, помогая выбрать ведущего и распределить роли весело и без обмана. Например, такая считалка: «Таря-Маря в лес ходила, шишки ела, нам велела, а мы шишек не едим, Таре-Маре отдадим!»

Игра «Дударь» (русская хороводная игра)

Дети становятся в круг, выбирается ведущий — Дударь. Держась за руки, они ходят по кругу и поют: «Дударь, Дударь, Дударище, Старый-старый, старичище. Его во колоду, Его во сырую, Его во гнилую».

После песни спрашивают: «Дударь, Дударь, что болит?»

Дударь отвечает, называя часть тела, например, «Нога».

Все участники игры берутся за названное место и снова идут по кругу. Так повторяется 3-4 раза. После этого Дударь говорит: «Здоров! Вас ловлю», и все разбегаются, а он пытается кого-то поймать. Тот, кого поймают, становится новым Дударем.

Игра «Пирожок» (русская народная игра)

Участники встают в линию, держась за пояс друг за другом. Впереди стоит ведущий — булочник, а последний — пирожок. К булочнику подходит покупатель и спрашивает: «Где мой пирожок?»

Булочник отвечает: «За печкой лежит».

Пирожок кричит: «Я бегу, бегу!» и пытается убежать от покупателя. Если пирожок успевает встать впереди ведущего, он становится булочником, а пирожок — новым покупателем. Если же пирожок пойман, он становится покупателем, а покупатель — булочником.

Игра «Юрта» (башкирская)

Дети делятся на команды по четыре человека. У каждой команды есть стул и платок. Команды встают в круг, берутся за руки и ведут хоровод, напевая: «Мы весёлые ребята, Соберемся все в кружок, Поиграем и попляшем, И помчимся на лужок».

Затем все дети встают в общий круг и водят общий хоровод под музыку. Когда музыка останавливается, команды бегут к своим стульям. Дети берут платок за углы и натягивают его над головой в виде шатра. Побеждает команда, которая быстрее остальных построит юрту.

Рефлексия

Я высказываю свое мнение, а если вы со мной согласны, передайте мяч следующему участнику. Если вы не согласны, мяч остается у вас.

Таким образом, народные игры:

·         Интересны и увлекательны

·         Приобщают к национальной культуре

·         Знакомят с окружающим миром

·         Доступны каждому

·         Решают задачи всех образовательных областей

·         Являются уникальным способом познания мира для старших дошкольников.

Мяч не задержался ни в чьих руках, что подтверждает мою точку зрения.

Завершаю свое выступление словами Александры Платоновны Усовой:

«В народных играх нет педагогической навязчивости, и вместе с тем они вполне педагогичны».