Мастер-класс для родителей
«Экологическое воспитание детей посредством игр с природным материалом и экспериментальной деятельности»
Цель: сформировать у родителей компетентность в области экологического воспитания посредством экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в домашних условиях.
Задачи:
- раскрыть важность экологического воспитания дошкольников;
- научить родителей способам развития навыков экспериментальной деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
- научить родителей осуществлять экспериментальную деятельность в домашних условиях.
Оборудование: три стола.
1 стол: коллекция камней (морские камни, гранит, мрамор, уголь, пемза, мел, известняк, глина, песчаные камни и др.)
2 стол: коллекция «Лесные дары» (палочки, шишки, желуди, сухие семена, корешки);
3 стол: материалы для опытов и экспериментов (цветной песок, глина, лупа, баночки, емкости для воды).
Ход мастер-класса.
Уважаемые родители! Мы с вами живем в городе Ярославле. И в последнее время остро обострились противоречия, связанные с загрязнением окружающей среды: растет количество бытовых отходов, возникают проблемы с питьевой водой, появляется все больше машин на улицах нашего города.
Наш детский сад не может оставаться в стороне от экологических проблем нашего города. Мы стремимся создать безопасную среду, проводим природоохранные и оздоровительные мероприятия. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы вырастить детей здоровых и экологически грамотных.
Дети живут в мире, где взрослые должны личным примером демонстрировать им осознанное отношение к природе, активно вместе с родителями участвовать в природоохранной деятельности.
Сегодня мы поговорим о том, как осуществлять экологическое воспитание посредством экспериментальной деятельности.
Давайте определим, насколько активен ребенок в процессе познания природы. В руках у вас сигнальные карточки. Поднимите зеленую карточку, если это качество проявляется в вашем ребенке, и поднимите красную карточку, если это качество отсутствует.
Ø ваш малыш любит возиться с водой, снегом;
Ø у вас есть дача, где ребенку представляется возможность изучать свойства почвы, копать, сажать растения;
Ø ваш ребенок наблюдает за растениями, животными;
Ø вашего ребенка интересует превращение снега в воду;
Ø ребенок смешивает краски;
Ø находясь на прогулке, мой ребёнок интересуется окружающей средой;
Ø мой ребенок задает много познавательных вопросов, например «Откуда появились люди» или «Почему исчезли динозавры»;
Ø ребенку нравится смотреть передачи про животных;
Ø ребенку нравится экспериментировать с песком, глиной, снегом;
Ø ребенок проявляет сострадание к животным и хочет из забрать домой.
Итак, мы видим, что большинство ваших детей проявляет познавательный интерес к миру природы, их интересует и экспериментальная деятельность. Наша задача, направлять их познавательный интерес и воспитывать экологические качества.
А сейчас посмотрите, что находится на ваших столах:
1 стол: коллекция камней (морские камни, гранит, мрамор, уголь, пемза, мел, известняк, глина, песчаные камни и др.)
2 стол: коллекция «Лесные дары» (палочки, шишки, желуди, сухие семена, корешки, бумага, картон, клей);
3 стол: материалы для опытов и экспериментов (вода, песок, глина, лупа, баночки, вата, бумага, емкости для воды).
У каждой группы есть фломастеры, краски.
Каждая группа родителей получает задание на карточке:
1 стол: придумать опыт или игру «Природные богатства нашей Земли».
2 стол: придумать опыт или поделки «Лесные богатства нашей Земли».
3 стол: придумать опыт или игру «Природные богатства реки Волги».
Далее родители работают самостоятельно, проявляя творчество и фантазию.
За первым столом группа представляет опыт «Тонет не тонет».
Вывод: Данный опыт позволяет заинтересовать ребенка свойствами изучаемых природных материалов.
Совместно с педагогом родители участвуют в разработке настольной игры «Природные богатства нашей Земли».
Цель: развивать наблюдательность, умение определять происхождение камней, их свойства, полезные свойства.
Материал: камни (мел, уголь, морские камушки, кусочки гранита, мрамора), игровое поле с изображением реки, моря, горы, вулкана.
Подготовка к игре:
Давайте, уважаемые родители на ватмане изобразим игровой поле, на котором покажем горы, реки, море.
Родители изображают рисунок.
Давайте нанесем линии и кружочки, по которым будут перемещаться фишки.
Родители изображают.
Итак, когда игра готова, давайте попробуем в нее сыграть.
Используем игровое поле, на котором выкладываются камни. Играют два-три игрока. Каждый поочередно кидает кубик.
Сейчас мы с вами будем геологи. А кто такие геологи? Они осуществляют разведку полезных ископаемых. Какие полезные ископаемые находятся в земле? Например, уголь, да? С помощью угля обогревают дом или подогревают воду для домов. А теперь вы отправляетесь в путешествие и будете отыскивать камни. Кидаете кубик, отсчитываете количество ходов. Находите камушек. Если знаете его название или происхождение, берете себе. Выигрывает тот, кто больше соберет камней.
Вывод: сохраним природные богатства Земли.
За вторым столом группа работает над игрой «Лесные богатства нашей Земли».
Педагог вместе с родителями разрабатывает игру «Лесные богатства нашей Земли». В мешочек складываются природные материалы: (палочки, шишки, желуди, сухие семена, корешки). Каждый по очереди определяет на ощупь, что это за предмет. Делает вывод, где он растет.
Далее группа представляет опыт «Свойства природных материалов».
Родители из старой макулатуры изготовляют поделку папье маше (вода, клей).
Вывод: сохраним лесные богатства нашей Земли, защитим лес от вырубки, будем экономно использовать бумагу, пускать ее в переработку.
За третьим столом группа представляет:
Настольная игра «Природные богатства реки Волги»
Родители демонстрируют опыт с чистой и грязной водой и средством по ее очищению (фильтр).
Родители вначале загрязняют воду (песок, хозяйственное мыло), а затем показывают, куда поступает вода из городской канализации (система из контейнера, трубочек и пластилина, показывают, как вода проходит очистку).
Вывод: сохраним природные богатства реки Волги, будем меньше использовать синтетических моющих средств, которые загрязняют реки.
После работы по подгруппам, дается время для выступления каждой группы.
А теперь представитель каждой группы, продемонстрирует нам, что они изготовили, какие опыты, игры с природным материалом они придумали для развития экологического сознания у детей.
А теперь, уважаемые родители, подведем итоги.
Кому понравился наш мастер-класс поднимите руки?
Кому проводимые игры и опыты были интересны?
Кто захотел начать собирать коллекцию камней с ребенком?
Кто решил отправиться в лес за сбором природных даров?
Итак, уважаемые родители. Играйте вместе с детьми в познавательные игры, экспериментируйте. Изготавливайте совместно с ребенком поделки из природного материала. Пусть малыш знает, что природа – это наше богатство, которое мы должны охранять. На этом наш мастер-класс подходит к концу. Какие у вас будут вопросы? Пожелания?
Обмен мнениями родителей.
Спасибо всем!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.