МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ЛЕПКА – ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСКОЙ МЫСЛИ»
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» В. А. Сухомлинский Описание: данный мастер-класс рассчитан для проведение совместной работы с родителями, а также может быть использован в работе с педагогами и детьми старшего дошкольного возраста. Цель: расширить знания родителей о способах использования пластилина, раскрыть творческий потенциал, воспитать интерес к совместному творческому процессу. Задачи: • формирование технических навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке; • освоение простейших действий и новых приемов (скатывания, надавливания, сплющивания, прищипывание, соединение) и создание с их помощью единой композиции из цветов роз; • стимулировать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, связную речь и словарный запас; • развитие мелкой моторики и координации движений рук; развитие эмоций и фантазии. • воспитывать желание родителей участвовать в создании индивидуальных и коллективных работ. Участники мастер-класса: Родители, воспитатель. Материалы и инструменты: 1. Набор цветного пластилина. 2. Дощечки. 3. Стеки. 4. Салфетки. 5. Баночка с водой. Предварительная работа: • Подбор методической литературы, консультаций для родителей. • Составление конспекта по данному мастер-классу, памятки, рекомендаций для родителей. • Подготовка необходимых материалов и оборудования. • Подготовка презентации: «Букет из роз». • Организация условий для проведения мастер-класса. • Организация родителей на практическое занятие «Мастер-класс». План проведения мастер-класса: 1. Теоретическая часть 2. Практическая часть. 3. Заключительная часть. 1. Теоретическая часть. Ход проведения мастер-класса: Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители. Я рада приветствовать Вас у нас в гостях. Сегодня я пригласила Вас на мастер-класс – «умею сама, научу вас». И очень надеюсь, что все, чему Вы научитесь, пригодиться Вам в воспитании и развитии Ваших детей. Сегодня мы поговорим о развитии детского творчества. Никому не секрет, что каждый родитель хочет видеть своего ребёнка талантливым, ведь каждый ребёнок уникален и неповторим по-своему. Одни проявляют свои способности в математике, другие в технике или спорте. Третьи – хорошо поют, танцуют, рисуют, декламируют. Задача взрослых заметить, в чем именно способен ребенок и помочь ему более полно раскрыть свои творческие способности. Сегодня я хочу обратить Ваше внимание на развитие творческих способностей в изодеятельности, в частности в лепке. Лепка является одним из самых интересных, увлекательных и любимых видов художественного творчества у детей. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И Вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается Ваш ребёнок. Лепка – очень важное занятие для ребенка, так как это самый осязаемый вид художественного творчества. Основным инструментом в лепке являются руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. Занятия лепкой способствуют в первую очередь: • снятию мышечного напряжения и расслаблению; • развивает детское творчество, воображение, художественное и пространственное мышление; • положительно влияет на развитие мелкой моторики рук; • побуждают дошкольников к самостоятельности, будят фантазию; • формирует понятие о цвете, форме предметов; • способствует полноценному формированию речи детей; • формируют эстетический вкус; • дают детям определенный круг знаний, практических и трудовых умений и навыков. Кроме того, лепка (причем необязательно из пластилина) благотворно влияет на нервную систему в целом. С этой точки зрения технику лепки можно оценить, как наиболее доступную для самостоятельного усвоения. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может сотворить бесчисленное количество образов – лепка становится любимым занятием на долгие годы. В общем, польза от занятий лепкой огромна. Занятия лепкой помогут Вам разнообразить досуг ребенка дома, наладить общение с ним, подарить друг другу незабываемые минуты душевной близости. Важно поощрять ребенка даже за небольшие успехи в освоении новой техники. Творчество должно доставлять ребенку радость общения, познания, труда, игры, отдыха. «Материал я непростой, Из брусочков и цветной. Из меня лепи, играй, Руки мыть не забывай!» (пластилин) Предлагаю вам познакомиться с основными приёмами лепки пластилином: раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение. Скатывание. Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым. Раскатывание. Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получится, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание. Сплющивание. Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками или прижимают ладошкой к столу. Прищипывание. Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму. Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь. Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина. Разрезание. Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски. Соединение. Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей. Хороший пластилин должен: • легко разрезаться пластмассовым стеком для лепки; • быстро согреваться в руках и становиться мягким; • не крошиться, не разламываться и не таять; • кататься между ладонями и на другой поверхности, не прилипая к ней; • с помощью пластмассового стека без усилия сниматься с любой поверхности, не оставляя пятен; • кусочек одного пластилина должен легко лепиться к другому и хорошо держаться впоследствии; • легко лепиться к бумаге, картону, дереву; • достаточно долго находиться на открытом воздухе, не меняя своих качеств; • легко отмываться с рук прохладной водой. 2. Практическая часть. Ход мастер класса: Уважаемые родители, сегодня я хочу Вас пригласить поучаствовать в мастер-классе по лепке. Я леплю из пластилина Всё, что только захочу…… А вот, что именно мы будем лепить, предлагаю Вам разгадать с помощью ребуса. Воспитатель: Действительно – это роза. Красотой наделена, Ароматна и нежна, Стебель длинный, Весь в шипах – королева цветника! Этот цветок – самый прекрасный! Он может быть и белым, и красным, Может быть желтым иль розовым цветом, Словно духи ароматный при этом. Только вот веточка колет шипами. Что за цветок? Догадались Вы сами! (Роза) Роза – удивительный по красоте цветок, букет из таких цветов является отличным подарком на любое торжество. Розу можно нарисовать, сделать из бумаги и других подручных средств. Воспитатель: На свете существует такое разнообразие цветов, которые достойны, чтобы их вышили, связали, нарисовали. Я же предлагаю передать красоту и особенности цветов с помощью пластилина на нашем мастер-классе. Сегодня мы с Вами будем учиться создавать розу своими руками. Предлагаю Вашему вниманию пошаговое изготовление розы из пластилина. Обратите внимание на слайды презентации. 1 часть – Работа над созданием стебля и листьев. 1. Возьмите в руки кусок зелёного пластилина. Далее отрезаем от него полоску, примерно 3-5 мм, и раскатываем между ладонями, создавая стебель. 2. Берем еще часть пластилина и делим ее на несколько кусков, для получения листьев розы. Раскатываем их в форме овала, а потом с одной стороны столбика пальцами прищипните один край, а с другой расплющиваем, чтобы получить листочек в форме «капельки». 3. Далее с помощью стеки делаем небольшие надрезики по краю листа. 4. К стеблю добавляем тонкие колючки – шипы из маленьких кусочков пластилина. 2- я часть – Работа над изготовлением бутона нашей розы. 1. Возьмите пластилин любого понравившегося цвета, разделите его на несколько частей. 2. Сначала мы создаём сердцевину из небольшого куска пластилина, далее выполняем лепестки розы. 3. Берём один кусочек пластилина и раскатываем его в форме овала с одной стороны прищипываем, а с другой расплющиваем. Техника выполнения такая же, как и в изготовлении листьев розы. Таким образом выполняем необходимое количество для нас лепестков розы. 4. Начинаем последовательно собирать лепестки. Первый ряд прикладываем их плотно друг к другу, начиная со второго ряда, прикладываем лепестки в шахматном порядке, создавая красивый бутон розы. Чем больше будет лепестков, тем пышнее будет роза. 5. Лепесточки у розы можно загибать по своему усмотрению. 3-я часть – Соединение всех частей в единое целое. 1. Соединяем стебель и бутон. 2. Прикрепляем листья к стеблю. 3. Делаем вазочку, создавая и украшая её по собственному желанию. 4. Создаём букет из роз. 4-я часть – Результат работы – готовая роза. Я считаю, что каждый человек, у которого есть желание этому научиться, обязательно сможет делать цветы не хуже, чем вы увидели в этом мастер-классе. Физминутка: Теперь время вставать, будем вместе отдыхать! На окне в горшочках (Сидят на корточках лицом в круг) Поднялись цветочки. (Медленно встают) К солнцу потянулись (Тянутся на носочках, подняв руки вверх) Солнцу улыбнулись. (Разводят руки в стороны ладонями вверх) К солнышку листочки. (Поворачиваются вправо-влево, руки на поясе) Повернут цветочки. (Соединяют ладошки над головой) Развернут бутоны. (Раскрывают ладошки-бутоны) В солнышке утонут. (Медленно встают) 3. Заключительная часть. Воспитатель: Пластилин мы в руки взяли, Мяли, давили, крутили, слепляли. Перемазали им руки, Своей воле покоряли. Вроде бы всё так легко, Взял кусок, потом ещё, Вместе их соединили, Вот и что мы получили! Пластилиновое чудо Получилося у нас, Розы в вазочке красивой Постарались мы не зря! Воспитатель: Предлагаю Вам поиграть в игру цветок с пожеланиями Посмотрите вот цветок Ярок каждый лепесток. Лепесток мы оторвем, И желанье назовём. Воспитатель: Предлагаю каждому родителю высказать своё пожелание от сегодняшнего мастер-класса. Воспитатель: Уважаемые родители, спасибо Вам за активное участие в мастерклассе. Позвольте Вам вручить памятки с советами и рекомендациями по обучению детей лепке. Рекомендации по организации совместной деятельности с детьми: 1. Предоставлять ребёнку больше самостоятельности. 2. Не критиковать неумелые действия, чтобы не подорвать веру ребёнка в собственные силы. 3. Выражением одобрения способствовать стремлению детей добиваться лучшего результата в своих работах. 4. Занятие должно содержать игровые ситуации и действия. 5. Разумно чередовать разнообразную активную деятельность и отдых, чтобы предупредить детское утомление. 6. Во избежание нарушения осанки осуществлять строгий контроль за посадкой ребёнка во время совместной деятельности. Список литературы • Большакова, С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2009. • Горичева, В. С; Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» – Ярославль: «Академия развития», 1998. • Новиковская, О.А. «Ум на кончиках пальцев». – М.: АСТ СПб: Сова, 2006. • Ткаченко, Т.Б., Сторадуп К.И. «Уроки лепки из пластилина». – Издательство «Феникс», 2012. • Фролова, Г.А. Физкультминутка. Дмитров. – Издательский дом «Карапуз», 1998.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.