Мастер класс для родителей Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ
Оценка 5

Мастер класс для родителей Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ

Оценка 5
doc
10.06.2021
Мастер класс для родителей Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми ОВЗ
Мастер класс Особенности арт.гимн.с ОВЗ.doc

Мастер – класс

для родителей

«Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми с ОВЗ»

 

учитель-логопед

Чепурко Екатерина Валериевна

 

Цель мастер-класса:

 познакомить родителей с комплексом упражнений, способствующих выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков и особенностями ее проведения с детьми с ОВЗ.

Задачи:

      Познакомить с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;

      показать практическую значимость использования комплексов артикуляционной гимнастики.

План проведения мастер- класса:

      проведение занятия с воспитанниками с демонстрацией приёмов эффективной работы;

      презентация педагогического опыта педагогом мастером;

      рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), выполнение упражнений «Сказка о веселом язычке»  и «Весна» с участниками мастер-класса.

Предполагаемый результат:

      Участники мастер-класса получат знания о формировании артикуляционных укладов и правилах проведения артикуляционной гимнастики.

      Учащиеся будут использовать приобретенные знания и приемы в практической деятельности.

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с ОВЗ. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи. Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Очень часто такие дети отвлекаемы, неусидчивы. Поэтому артикуляционную гимнастику проводят только в игровой форме. Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, вы увидите, что дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?             

  Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.

  Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.

Как проводить гимнастику?

  Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3–4 раза в день по 3–5 минут. Не следует предлагать детям больше 2–3 упражнений за один раз.  Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

   Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.   Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9–12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

 

  Артикуляционная гимнастика в картинках

 

  Сказка о веселом Язычке

  Жил на свете Язычок. Был у него на свете свой домик. Домик назывался ротиком.  Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы.)

  Зубами! Нижние зубы – крылечко, а верхние зубы – дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.) Откроет дверку. Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: «Дай-ка и я так попробую». Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет: «А-а-а». Услышит, как лошадка ржет «и-и-и», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И-и-и». Услышит, как поезд гудит «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-у-у». Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.

  Упражнение «Весна»

Цель использования:  развитие артикуляционного аппарата.

  Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

  Лужи. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

  Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

  Лопаются почки на деревьях. Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.

Артикуляционная гимнастика в стихах:

  “Ковшик”

  Материал с сайта

  Широко рот открываем,

  Краешки приподнимаем,

  Язычок – баловничок,

  Спинку низко опускает.

  Очень он на ковш похож,

  В него воду вылить можно,

  Держи воду, не спеши,

  Ковшик всем свой покажи.

  “Показать язык”

  Язык наш нужно показать,

  Сначала зубкам волю дать.

  Та-Та-Та(покусать кончить языка)

  Заморились уже зубы,

  Пусть язык покажут губы.

  Пя-Пя-Пя

  (пошлепать кончик языка).

  “Лопатка”

  Пусть язык наш отдыхает,

  Пусть немножко подремает.

  “Часики”

  Отдохнул и потянулся,

  Влево, вправо повернулся,

  Вот так: тик-так, тик-так.

  “Гармошка”

  На гармошке чтоб сыграть,

  Нужно челюсть опускать,

  Язычок не отрываем,

  Очень здорово играем.

Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики

Упражнения с шариком

Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел. 

-Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево

-Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).

-Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая" его.
Примечание. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго индивидуальным. 

Упражнения с ложкой

-Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
-Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз., а затем в выпуклую часть.

В конце мастер-класса проводится практическое выполнение упражнений «Сказка о веселом язычке» и «Весна» с участниками.

 

 

 

Использованная литература:

Е. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Издательство: Корона-Принт.

Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Издательство: АСТ.

Костыгина В. Бу-бу-бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года). Издательство: Карапуз, 2007.

Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. Издательство: Каро, 2006.

Микляева Н. В., Полозова О. А. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.

Коноваленко С. В. и Коноваленко В.  В. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованы в книгах «Хлоп-топ» Издательство: Гном.

 

 


Мастер – класс для родителей «Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми с

Мастер – класс для родителей «Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми с

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной

Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной

Упражнение «Весна» Цель использования : развитие артикуляционного аппарата

Упражнение «Весна» Цель использования : развитие артикуляционного аппарата

Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой

Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.06.2021