Мастер – класс
для родителей
«Особенности проведения артикуляционной гимнастики с детьми с ОВЗ»
учитель-логопед
Чепурко Екатерина Валериевна
Цель мастер-класса:
познакомить родителей с комплексом упражнений, способствующих выработке полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков и особенностями ее проведения с детьми с ОВЗ.
Задачи:
• Познакомить с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
• показать практическую значимость использования комплексов артикуляционной гимнастики.
План проведения мастер- класса:
• проведение занятия с воспитанниками с демонстрацией приёмов эффективной работы;
• презентация педагогического опыта педагогом мастером;
• рефлексия (дискуссия по результатам проведенного мастер-класса), выполнение упражнений «Сказка о веселом язычке» и «Весна» с участниками мастер-класса.
Предполагаемый результат:
• Участники мастер-класса получат знания о формировании артикуляционных укладов и правилах проведения артикуляционной гимнастики.
• Учащиеся будут использовать приобретенные знания и приемы в практической деятельности.
В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с ОВЗ. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР - общее недоразвитие речи. Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Очень часто такие дети отвлекаемы, неусидчивы. Поэтому артикуляционную гимнастику проводят только в игровой форме. Можно придумывать сказочные истории, которые помогут детям справиться с некоторыми речевыми трудностями. Обыгрывая их вместе с детьми, вы увидите, что дети проявляют живой интерес даже при выполнении очень трудных артикуляционных упражнений.
Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
— Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
— Гимнастика, направленная на развитие органов речи, называется артикуляционной. Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
Как проводить гимнастику?
— Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать 3–4 раза в день по 3–5 минут. Не следует предлагать детям больше 2–3 упражнений за один раз. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
— Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9–12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
— Артикуляционная гимнастика в картинках
— Сказка о веселом Язычке
— Жил на свете Язычок. Был у него на свете свой домик. Домик назывался ротиком. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывался домик. (Взрослый медленно и четко смыкает и размыкает зубы.)
— Зубами! Нижние зубы – крылечко, а верхние зубы – дверка. Жил Язычок в своем домике и часто глядел на улицу. Откроет дверку, высунется из нее и опять спрячется в домик. Посмотри! (Взрослый показывает несколько раз широкий язык и прячет его.) Откроет дверку. Язык был очень любопытным. Все ему хотелось знать. Увидит, как котенок молоко лакает, и думает: «Дай-ка и я так попробую». Высунет широкий хвостик на крылечко и опять спрячет. Сначала медленно, а потом быстрей. Совсем как у котенка получается. А ты так умеешь? А ну-ка попробуй! А еще любил Язычок песни петь. Веселый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поет. Услышит, как дети кричат «а-а-а», откроет дверку широко-широко и запоет: «А-а-а». Услышит, как лошадка ржет «и-и-и», узенькую щелку в дверке сделает и запоет: «И-и-и». Услышит, как поезд гудит «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоет: «У-у-у». Так у Язычка незаметно и день пройдет. Устанет Язычок, закроет дверку и спать уляжется. Вот и сказке конец.
— Упражнение «Весна»
Цель использования: развитие артикуляционного аппарата.
— Сосулька тает. Открыть рот, вытянуть «острый» язык, затем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.
— Лужи. Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.
— Капель стучит по крыше. Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».
— Лопаются почки на деревьях. Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.
Артикуляционная гимнастика в стихах:
— “Ковшик”
— Материал с сайта
— Широко рот открываем,
— Краешки приподнимаем,
— Язычок – баловничок,
— Спинку низко опускает.
— Очень он на ковш похож,
— В него воду вылить можно,
— Держи воду, не спеши,
— Ковшик всем свой покажи.
— “Показать язык”
— Язык наш нужно показать,
— Сначала зубкам волю дать.
— Та-Та-Та(покусать кончить языка)
— Заморились уже зубы,
— Пусть язык покажут губы.
— Пя-Пя-Пя
— (пошлепать кончик языка).
— “Лопатка”
— Пусть язык наш отдыхает,
— Пусть немножко подремает.
— “Часики”
— Отдохнул и потянулся,
— Влево, вправо повернулся,
— Вот так: тик-так, тик-так.
— “Гармошка”
— На гармошке чтоб сыграть,
— Нужно челюсть опускать,
— Язычок не отрываем,
— Очень здорово играем.
Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной моторики
Упражнения с шариком
Диаметр шарика 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через сквозное отверстие в шарике и завязана на узел.
-Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо-влево
-Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз шарик падает произвольно).
-Ловить шарик губами, с силой выталкивать, "выплевывая"
его.
Примечание. Шарик с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать
теплой водой с детским мылом и просушивать салфеткой. Шарик должен быть строго
индивидуальным.
Упражнения с ложкой
-Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать
языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку
с ложкой.
-Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз., а затем в выпуклую часть.
В конце мастер-класса проводится практическое выполнение упражнений «Сказка о веселом язычке» и «Весна» с участниками.
Использованная литература:
Е. Краузе. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие. Издательство: Корона-Принт.
Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. Издательство: АСТ.
Костыгина В. Бу-бу-бу. Артикуляционная гимнастика (2-4 года). Издательство: Карапуз, 2007.
Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей. Издательство: Каро, 2006.
Микляева Н. В., Полозова О. А. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.
Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованы в книгах «Хлоп-топ» Издательство: Гном.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.