Мастер-класс для родителей «Техника рисования песком»
Задачи:
познакомить родителей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – рисование песком;
обучить приемам рисования песком;
создать условия для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей.
Материалы: планшеты для рисования песком, компьютер, проектор, экран, видеоролик Ксении Симоновой «Реквием» (песочная анимация, памятки для родителей «Приемы рисования на песке, аудиозапись «Музыка песка».
Ход мастер – класса.
Здравствуйте уважаемые родители!
Сегодня мы с вами познакомимся с одним из нетрадиционных способов рисования – рисования песком. С чего началось мое увлечение рисованием песком?
Предлагаю вам самим посмотреть на это чудо (демонстрация видеоролика).Рисование песком — это один из нетрадиционных способов изобразительной деятельности. Познакомившись с этим необычным искусством, я познакомила с ним детей. Впечатление неповторимое. Вы это можете увидеть на наших фотографиях. Немного ниже. Что же это за искусство?
Этот необычный вид искусства называется Sand art (искусство песка, появился в 70-е годы ХХ столетия. Основоположник этого направления режиссёр – мультипликатор Кэролин Лиф. Песок — это та же краска, только работает по принципу «света и тени». Создание картины песком – увлекательный процесс, он затрагивает все сферы чувств, пробуждает творчество, расслабляет и вдохновляет одновременно.
Песок — материал эмоционально притягательный. Кроме того, создание песочных композиций, рисунков на песке «свободно от ошибок». Рисуя песком невозможно ошибиться, все можно исправить. А если захотеть, то и превратить один рисунок в другой. Можно так же использовать дополнительные материалы в своей работе (бросовый материал, игрушки, камушки и т. д).
Работа с песком оказывает положительное влияние на развитие воображения, внимания, мелкой моторики, произвольности поведения у детей. «Общение» с песком гармонизирует состояние человека. Это очень благотворно действует на так называемых гиперактивных детей, а также детей с мышечным тонусом. Ведь песок это медитативный, расслабляющий материал – в течение получаса общения с песком стабилизируются все эмоциональные и физические процессы. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. А теперь мне бы хотелось и вас познакомить с этим чудесным искусством (Звучит аудиозапись «Музыка песка», педагог демонстрирует приемы рисования, родители стараются повторить самостоятельно).Сначала давайте познакомимся с материалом, с которым мы будем работать, с помощью которого мы сегодня будем рисовать. Давайте опустим руки на песок. Можно помять его. Пересыпать из одной руки в другую. Можно сказать, что мы «знакомимся с песком».
Наше рисование песком начнем с создания фона. Фон можно насыпать: собрать песок в кулак / положить песок на ладонь как на лопатку и равномерно рассыпать его по стеклу. Второй способ — наброс. Слой песка не должен быть толстым.
Нарисуем теперь круг, просто проведем по песку пальце по кругу. Это прием — рисование пальцем. Превратим наш круг в веселое личико. Нарисуем глаза, нос, рот, уши. А в глазах нарисуем зрачки, используя прием — щепотка (песок между пальцами, насыпание песочной струйкой небольшие элементы изображения). Пусть наш человечек будет девочкой — нарисуем волосы (Одновременное использование нескольких пальцев) и бантики (Симметричное рисование двумя руками). Можете чем-то дополнить свои рисунки. Вот и получилась ваша первая картина!
А о чем же мечтает наша девочка? Она хочет отправиться в морское путешествие. Давайте нарисуем ее мечту.
Для этого освобождаем стеклянную поверхность планшета от песка. На нижней части планшета изображаем волны, используя прием — песочная струя. Песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла (зигзагообразно). В верхней части планшета изображаем солнце (песчинки попадают в одну точку) и облака (песочная струя рассыпается замкнутой линией). В морской глубине нарисуем камушки (кулаком) и рыбок (зажимаем кулачок, выставляем мизинец, прижимаем его к столу и как циркулем очищаем песок. У нас получился полукруг. Тремя пальцами от полукруга провести волнистые линии вверх и вниз – хвостик. Указательным можно хвостик соединить). Немного присыпим изображение и, используя прием - рисование подушечками пальцев, изобразим чешую и глаз рыбки.
В верхней части планшета над волнами насыпаем немного песка и рисуем на этом кусочке фона кораблик. Затем, используя прием вырезание картин из фона, убираем лишний фон вокруг центрального образа, как бы отсекая его. Можете дополнить свой рисунок, используя любые из перечисленных приемов.
Расскажу еще о двух приемах рисования: Нанесение нового рисунка на предыдущую картину. Насыпьте новая порция песка прямо поверх старого рисунка для создания нового сюжета, старый рисунок является фоном и просматривается словно в тумане. Поверх старого рисунка изобразите еще одну мечту нашей героини, по вашему желанию. Так же в процессе работы можно использовать прием частичное сохранение элементов картины (данные элементы переходят в другую картину).
Получились замечательные картины (все работы фотографируются).
Поскольку оборудование для рисования дорогостоящее, в домашних условиях можно вместо песка взять муку, манную крупу или соль.
В заключении, мне бы хотелось узнать ваше мнение об использовании рисования песком с детьми и ваши впечатления от мастер – класса.
Надеюсь что время, затраченное на посещение мастер-класса, прошло не напрасно и провели вы его с удовольствием.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.