Мастер-класс: «Экспериментальная деятельность на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста».

  • docx
  • 09.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала мастер-класс.docx

Мастер-класс:

«Экспериментальная деятельность на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста».

 

Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

ü  показать эксперименты по ознакомлению детей с объектами неживой природы окружающего мира

ü  формировать навыки и умения экспериментирования, делать выводы, развивать умения видеть проблемы

ü  воспитывать  ценностное отношение к окружающему нас миру

ü  показать примеры опытов

Оборудование: салфетки, ведро, горячая вода, сачок, таймер, таз для воды, два мерных стакана, камешки, картинки с шишками (мокрая и сухая), мольберт и магниты. 

Раздаточный материал:  природный материал (веточки, камешки, листья, шишки, вода и т.д.), шишки на каждого участника, стаканчики по 2 шт. на каждого участника.

Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.

                                                    Ход мастер-класса

Вводная часть:

Актуальность данного мастер-класса состоит в том, что эксперименты помогают в доступной для дошкольников форме объяснить суть сложнейших природных явлений и процессов, в живой и неживой природе. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка. Исследовательская деятельность – это познавательный и увлекательный прием исследования неживой и живой природы. Экспериментальная деятельность очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать, поэкспериментировать. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит китайская мудрость.

Основная часть:

    - Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я расскажу вам об экспериментальной деятельности на прогулке, а начнем со словесной игры «Да-нет»

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да!)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

 Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Я хочу предложить вашему вниманию ряд опытов, которые можно провести на прогулке с детьми дошкольного возраста в детском саду. Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы.  И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.

Описанные опыты можно проводить с детьми 5-6 лет.

Подбирать опыты необходимо в соответствии с возрастом детей. Не следует в младшей группе давать сложные опыты с наличием стеклянных предметов, измерительных приборов и т.д. Перед началом экспериментирования необходимо заинтересовать детей, используя сюрпризные моменты, присутствие различных героев (Незнайки, Почемучки, дедушки Зная, Любознайка и т. д.) внесение атрибутов: капельки, тучки и т. д, загадывание загадок, чтение стихов. Необходимо напоминать детям о правилах безопасности в разных ситуациях с различными предметами.

Опыт № 1«Мишкина шишка»

Ход исследования: Берем обычную шишку — зрелую, с раскрытыми чешуйками . Берем посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит) но помните о безопасности! В таком варианте это демонстрационное экспериментирование. Ставим таймер на 15 минут. Можно и подольше подержать шишку в воде (около суток), тогда эксперимент дети могут провести самостоятельно.

А пока перейдем к следующему эксперименту.

Опыт №2

Дидактическая игра-экспериментирование «Легкий-тяжелый». Какие предметы лучше плавают легкие или тяжелые?

Цель: выяснить от чего зависит плавучесть предметов.

Ход опыта : воспитатель раздает детям (сегодня их роль исполните вы, уважаемые коллеги) природный материал (веточки и камешки, перышки и ракушки, желуди и магниты)  Предлагает их «взвесить».  Включение в проблемные ситуации   измерения массы условными мерками, а так же «взвешивание на ладонях» активизирует мышление детей, способствует воспитанию активности и переносу освоенных действий в другие виды деятельности. Предлагает бросить их в ведерки с водой. Какой предмет плавает, какой тонет? Утонул камень. Плавает деревянная палочка.

Какой вывод можно сделать, какие предметы плавают легкие или тяжелые?

Вывод: плавает тот предмет, который легче. 

Опыт №3 

 Как-то вечером к медведю

На пирог пришли соседи:

Ёж, барсук, енот, «косой»,

Волк с плутовкою лисой.

А медведь никак не мог

Разделить на всех пирог.

От труда медведь вспотел –

Он считать ведь не умел! А вы умеете делить на части?

Цель эксперимента: формировать представление о твердых и жидких веществах. Свойство воды делится на части и образовывать целое.

Ход опыта : раздать каждому ребенку деревянную палочку. Воспитатель просит обследовать ее, постучать ею, сломать. Сколько теперь стало палочек (2). Попробуйте их соединить в одну. Получается? (нет) Те же действия дети проводят с мелом. Что у деревянной палочки общего с мелом? (они твердые) А теперь попробуем разделить воду на две части. Перельем из одного стаканчика в другой часть воды. Сколько стало стаканчиков с водой? Правильно два.

Попробуйте соединить воду в одном стаканчике. Получилось? Да.

Вывод: если сломать что-то твердое, то снова сделать их целыми нельзя, а вода может снова образовать целое.

Опыт №4

«Умная галка» Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить. Отвечайте правда ли, если бросать камни, то вода в стакане поднимется?

 

Цель: выяснить, как изменяется уровень воды от брошенного в нее предмета.

Ход опыта: прочитать детям рассказ Л. Толстого «Умная галка» Предложить проверить может так быть или нет.

 Воспитатель раздает детям стаканчики с водой. На стакане нарисована метка по поверхности воды.

Предлагает детям бросить в стаканчик с водой камни. Соревнование между двумя командами. Кто быстрее. Проверить уровень воды.

Вывод: уровень воды повышается от брошенных в нее предметов. Чем больше предметов, тем выше уровень воды.

 

Таймер. Нам пора вернуться к первому эксперименту с шишкой. Давайте сравним влажную и сухую шишку. Помните, как она выглядела в начале, когда была сухой? Описывают изменения, произошедшие в ходе эксперимента.

 Еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет), она опять откроется! В лесу с шишками происходит тоже самое, когда шишки пригревает солнце концу лета шишки раскрываются и из них выпадают семена.

Заключительная часть:

Исходя из нашего мастер-класса, можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование является ведущим видом деятельности, как и игра, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников. Знания, которые дошкольники добывают самостоятельно, а особенно в процессе экспериментов всегда являются более прочными, осознанными.

В процессе экспериментирования дети получают реальные представления о различных объектах исследования, их обитания. Активизируют мыслительные процессы, развивают речь.

Рефлексия по результатам совместной деятельности

Прошу Вас высказать свое мнение  по поводу увиденного и услышанного сегодня на мастер-классе. Если вы узнали для себя что-то новое, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками, прошу показать картинку с изображением солнышка, а если вам не понравилось – тучку. Творческих всем успехов!

 


 

Скачано с www.znanio.ru