Мастер-класс:
«Экспериментальная деятельность на прогулке с детьми старшего дошкольного возраста».
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.
Задачи:
ü показать эксперименты по ознакомлению детей с объектами неживой природы окружающего мира
ü формировать навыки и умения экспериментирования, делать выводы, развивать умения видеть проблемы
ü воспитывать ценностное отношение к окружающему нас миру
ü показать примеры опытов
Оборудование: салфетки, ведро, горячая вода, сачок, таймер, таз для воды, два мерных стакана, камешки, картинки с шишками (мокрая и сухая), мольберт и магниты.
Раздаточный материал: природный материал (веточки, камешки, листья, шишки, вода и т.д.), шишки на каждого участника, стаканчики по 2 шт. на каждого участника.
Практическая значимость: Данный мастер класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей.
Ход мастер-класса
Вводная часть:
Актуальность данного мастер-класса состоит в том, что эксперименты помогают в доступной для дошкольников форме объяснить суть сложнейших природных явлений и процессов, в живой и неживой природе. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка. Исследовательская деятельность – это познавательный и увлекательный прием исследования неживой и живой природы. Экспериментальная деятельность очень важный компонент, ведь знания о природе, существах, растениях усвоятся лучше, когда ребенку предложат не просто посмотреть на объект живой или неживой природы, но еще и потрогать его, погладить, то есть обследовать, поэкспериментировать. «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму» - так гласит китайская мудрость.
Основная часть:
- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я расскажу вам об экспериментальной деятельности на прогулке, а начнем со словесной игры «Да-нет»
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да? (Да!)
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Я хочу предложить вашему вниманию ряд опытов, которые можно провести на прогулке с детьми дошкольного возраста в детском саду. Чем полезно детское экспериментирование? Поисково-познавательная деятельность открывает для ребенка новый мир, полный загадок и чудес. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, и это влияет на их самооценку.
Описанные опыты можно проводить с детьми 5-6 лет.
Подбирать опыты необходимо в соответствии с возрастом детей. Не следует в младшей группе давать сложные опыты с наличием стеклянных предметов, измерительных приборов и т.д. Перед началом экспериментирования необходимо заинтересовать детей, используя сюрпризные моменты, присутствие различных героев (Незнайки, Почемучки, дедушки Зная, Любознайка и т. д.) внесение атрибутов: капельки, тучки и т. д, загадывание загадок, чтение стихов. Необходимо напоминать детям о правилах безопасности в разных ситуациях с различными предметами.
Опыт № 1«Мишкина шишка»
Ход исследования: Берем обычную шишку — зрелую, с раскрытыми чешуйками . Берем посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит) но помните о безопасности! В таком варианте это демонстрационное экспериментирование. Ставим таймер на 15 минут. Можно и подольше подержать шишку в воде (около суток), тогда эксперимент дети могут провести самостоятельно.
А пока перейдем к следующему эксперименту.
Опыт №2
Дидактическая игра-экспериментирование «Легкий-тяжелый». Какие предметы лучше плавают легкие или тяжелые?
Цель: выяснить от чего зависит плавучесть предметов.
Ход опыта : воспитатель раздает детям (сегодня их роль исполните вы, уважаемые коллеги) природный материал (веточки и камешки, перышки и ракушки, желуди и магниты) Предлагает их «взвесить». Включение в проблемные ситуации измерения массы условными мерками, а так же «взвешивание на ладонях» активизирует мышление детей, способствует воспитанию активности и переносу освоенных действий в другие виды деятельности. Предлагает бросить их в ведерки с водой. Какой предмет плавает, какой тонет? Утонул камень. Плавает деревянная палочка.
Какой вывод можно сделать, какие предметы плавают легкие или тяжелые?
Вывод: плавает тот предмет, который легче.
Опыт №3
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Ёж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел –
Он считать ведь не умел! А вы умеете делить на части?
Цель эксперимента: формировать представление о твердых и жидких веществах. Свойство воды делится на части и образовывать целое.
Ход опыта : раздать каждому ребенку деревянную палочку. Воспитатель просит обследовать ее, постучать ею, сломать. Сколько теперь стало палочек (2). Попробуйте их соединить в одну. Получается? (нет) Те же действия дети проводят с мелом. Что у деревянной палочки общего с мелом? (они твердые) А теперь попробуем разделить воду на две части. Перельем из одного стаканчика в другой часть воды. Сколько стало стаканчиков с водой? Правильно два.
Попробуйте соединить воду в одном стаканчике. Получилось? Да.
Вывод: если сломать что-то твердое, то снова сделать их целыми нельзя, а вода может снова образовать целое.
Опыт №4
«Умная галка» Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить. Отвечайте правда ли, если бросать камни, то вода в стакане поднимется?
Цель: выяснить, как изменяется уровень воды от брошенного в нее предмета.
Ход опыта: прочитать детям рассказ Л. Толстого «Умная галка» Предложить проверить может так быть или нет.
Воспитатель раздает детям стаканчики с водой. На стакане нарисована метка по поверхности воды.
Предлагает детям бросить в стаканчик с водой камни. Соревнование между двумя командами. Кто быстрее. Проверить уровень воды.
Вывод: уровень воды повышается от брошенных в нее предметов. Чем больше предметов, тем выше уровень воды.
Таймер. Нам пора вернуться к первому эксперименту с шишкой. Давайте сравним влажную и сухую шишку. Помните, как она выглядела в начале, когда была сухой? Описывают изменения, произошедшие в ходе эксперимента.
Еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет), она опять откроется! В лесу с шишками происходит тоже самое, когда шишки пригревает солнце концу лета шишки раскрываются и из них выпадают семена.
Заключительная часть:
Исходя из нашего мастер-класса, можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование является ведущим видом деятельности, как и игра, а проведение опытов и экспериментов с природным материалом способствует общему развитию и познанию дошкольников. Знания, которые дошкольники добывают самостоятельно, а особенно в процессе экспериментов всегда являются более прочными, осознанными.
В процессе экспериментирования дети получают реальные представления о различных объектах исследования, их обитания. Активизируют мыслительные процессы, развивают речь.
Рефлексия по результатам совместной деятельности
Прошу Вас высказать свое мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на мастер-классе. Если вы узнали для себя что-то новое, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками, прошу показать картинку с изображением солнышка, а если вам не понравилось – тучку. Творческих всем успехов!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.