Мастер- класс
«Использование элементов технологии проблемного обучения »
Соломатова Любовь Евгеньевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
МАОУ «СОШ № 5»НТЦ им. И. В. Мичурина
г. Мичуринска Тамбовской области
"Скажи
мне, и я забуду.
Покажи мне, – я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".
(Конфуций)
Современная система образования выполняя государственный заказ, готовит к самостоятельной жизни человека, способного, используя результаты обучения и воспитания, легко и быстро адаптироваться к условиям стремительно меняющегося общества.
Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Благодаря технологии проблемного обучения дети усваивают те знания ,которые они открыли сами, а не те что им дал учитель в готовом виде. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.
Технология проблемного обучения делится на две группы.
Побуждающий – состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивать творческие способности.
Подводящий - представляет собой система вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников.
Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? Возможно, вам кажется, что здесь изображено лицо обезображенного человека, но если посмотреть на эту картинку с другой стороны, то… это лежит мило спящая собачка.
Вот и на своих уроках я стараюсь создать такую атмосферу деятельности, которая предполагает рассмотрение предмета, явления понятия с разных сторон. И в этом мне помогает технология проблемного обучения.
Слайд №3. Я предлагаю вам принять участие в занятии мастер-класса по теме «Использование элементов технологии проблемного обучения »».
Сегодня я с вашей помощью постараюсь продемонстрировать те способы работы, которые я использую на уроках.
Слайд №4. Я предлагаю вам разбиться на три группы и выполнить следующее задание. Разделите слова на группы по общему признаку: четырнадцать, тюльпан, гугол, гармонь, астра, гитара, треугольник, сто, рояль, берёза, девять, скрипка, раковые шейки, миллион, клен. (на выполнение задания даётся 1-2 мин) Я раздала листочки, на которых написаны данные слова. (комментарий - данное задание направленно на развитие анализировать, классифицировать, выделять общие признаки).
- Сколько у вас получилось групп? (Три).
- Какие? (Музыкальные инструменты, растения, числа. Но мы не знаем куда отнести такие слова как гугол, раковые шейки, треугольник).
- Может быть, у кого-то есть другой способ классификации?
- Может, вы имеете представление об этих предметах, но не уверены? Я предлагаю посмотреть на слайд (Слайд №5) да действительно, классификация по трем признакам.
А теперь я предлагаю вам поработать индивидуально и изобразить те вещи, которые вы не знаете к какой группе отнести. Я предлагаю 1 группе изобразить раковые шейки, второй – гугол, третьей треугольник (участники каждой группы изображают один и тот же предмет – результаты поместить на доску).
Сверим изображения на слайде и ваши рисунки. Слайд №6.
Как вы думаете, почему наши изображения не совпали? От чего зависит отличие окружающих нас вещей? (от информации об этих вещах)
- Если наши рисунки отличаются, значит информация об этих вещах не достоверная.
А какие источники информации вы знаете? (книга, человек, интернет, учебник, словарь, гербарий и т.д).
- Я предлагаю поработать с источниками информации и обменяться информацией со своими коллегами и опять изобразить те вещи, которые вы рисовали. (результаты поместить на доску). Гугол – это число 100 нулей; число-великан равное 10100 . Раковые шейки – это народное название лекарственное растения – горец змеиный. Треугольник – это музыкальный инструмент.
(Вовремя выполнения работы участниками групп озвучить цель и задачи мастер класса.)
- А теперь давайте сравним результаты 1- го и второго раза. Какие более достоверные? Почему? (недостаточно информации)
- Что повлияло на результат? (различные источники информации)
И в завершении закончите следующие предложения: Слайд №7.
1. В начале занятия, во время изображения предмета, я чувствовал(а) себя…
2. Во время работы с источниками информации я узнал(а)…
3. В конце занятия я поняла, что чтобы сделать вывод…
Слайд №8. И завершить свой мастер класс я хотела бы словами «Считай
несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (Я. А. Каменский).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.