Мастер- класс «Использование элементов технологии проблемного обучения »

  • docx
  • 16.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала проблемное обучение, мастер класс.docx

Мастер- класс

«Использование элементов технологии проблемного обучения »

Соломатова Любовь Евгеньевна

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

МАОУ «СОШ № 5»НТЦ им. И. В. Мичурина

                                                                                           г. Мичуринска Тамбовской области

 

"Скажи мне, и я забуду. 
Покажи мне, – я смогу запомнить. 
Позволь мне это сделать самому,
и я научусь".

(Конфуций)

Современная система образования выполняя государственный заказ, готовит к самостоятельной жизни человека, способного, используя результаты обучения и воспитания, легко и быстро адаптироваться к условиям стремительно меняющегося общества.

Программа «Начальная школа 21 века » позволяет использовать в начальном обучении различные образовательные технологии, в том числе, технологию проблемного обучения, важнейшими преимуществами которого являются активизация познавательного интереса учащихся, самостоятельное добывание знаний путём собственной творческой деятельности, эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления.

Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Благодаря технологии проблемного обучения дети усваивают те знания ,которые они  открыли сами, а не те что им дал учитель в готовом виде. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

 Технология проблемного обучения делится на две группы.

Побуждающий – состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученикам работать творчески и развивать творческие способности.

Подводящий -  представляет собой система вопросов и заданий, которая активизирует и развивает логическое мышление учеников.

Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Что вы видите? Возможно, вам кажется, что здесь изображено лицо обезображенного человека, но если посмотреть на эту картинку с другой стороны, то… это лежит мило спящая собачка.

Вот и на своих уроках я стараюсь создать такую атмосферу деятельности, которая предполагает рассмотрение предмета, явления понятия с разных сторон. И в этом мне помогает технология проблемного обучения.

Слайд №3. Я предлагаю вам  принять участие в занятии мастер-класса по теме «Использование элементов технологии проблемного обучения »».

Сегодня я с вашей помощью постараюсь продемонстрировать те способы работы, которые я использую на уроках.

Слайд №4. Я предлагаю вам разбиться на три группы и выполнить следующее задание. Разделите слова на группы по общему признаку: четырнадцать, тюльпан, гугол, гармонь,  астра, гитара, треугольник, сто, рояль, берёза, девять, скрипка, раковые шейки, миллион, клен. (на выполнение задания даётся 1-2 мин) Я раздала листочки, на которых написаны данные слова. (комментарий - данное задание направленно на развитие анализировать, классифицировать, выделять общие признаки).

- Сколько у вас получилось групп? (Три).

- Какие? (Музыкальные инструменты, растения, числа. Но мы не знаем куда отнести такие слова как гугол, раковые шейки, треугольник).

- Может быть, у кого-то есть другой способ классификации?

- Может, вы имеете представление об этих предметах, но не уверены? Я предлагаю посмотреть на слайд (Слайд №5) да действительно, классификация по трем признакам.

А теперь я предлагаю вам поработать индивидуально и изобразить те вещи, которые вы не знаете к какой группе отнести. Я предлагаю 1 группе изобразить раковые шейки, второй – гугол, третьей треугольник (участники каждой группы изображают один и тот же предмет – результаты поместить на доску).

Сверим изображения на слайде и ваши рисунки. Слайд №6.

Как вы думаете, почему наши изображения не совпали? От чего зависит отличие окружающих нас вещей? (от информации об этих вещах)  

- Если наши рисунки отличаются, значит информация об этих вещах не достоверная.

А какие источники информации вы знаете? (книга, человек, интернет, учебник, словарь, гербарий и т.д).

- Я предлагаю поработать с источниками информации и обменяться информацией со своими коллегами и опять изобразить те вещи, которые вы рисовали. (результаты поместить на доску). Гугол – это число 100 нулей; число-великан равное 10100 . Раковые шейки – это народное название лекарственное растения – горец змеиный. Треугольник – это музыкальный инструмент.

(Вовремя выполнения работы участниками групп озвучить цель и задачи мастер класса.)

 - А теперь давайте сравним результаты 1- го и второго раза. Какие более достоверные? Почему? (недостаточно информации)

- Что повлияло на результат? (различные источники информации)

И в завершении закончите следующие предложения: Слайд №7.

1.     В начале занятия, во время изображения предмета, я чувствовал(а) себя…

2.     Во время работы с источниками информации я узнал(а)…

3.     В конце занятия я поняла, что чтобы сделать вывод…

Слайд №8. И завершить свой мастер класс я хотела бы словами «Считай

несчастным тот день или тот час,  в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию» (Я. А. Каменский).