Дитрих Е.А. – учитель истории и обществознания
Изучение вопроса «Роль варягов в образовании ДРГ»
средствами ТРКМЧП
+ Теория поэтапного формирования умственных действий
П.Я. Гальперина
Трудность первая – чаще всего не можем посвятить отдельный урок изучению дискуссионного вопроса.
ПЛАН УРОКА
СТАДИЯ ВЫЗОВА
АКТУАЛИЗАЦИЯ – вопрос по домашнему заданию – познавательный тупик, чтобы перейти к новой теме
В заключении опроса домашнего задания спросить: «Какие признаки государственности появились у полян и словен в VIII – IX вв?» (вопрос 5 к § 2).
Отвечают:
- на смену родовой общине пришла соседская
- становление княжеской власти
- складывание четкой иерархии восточнославянского общества
Можем ли утверждать, что к середине IX в. ДРГ уже сложилось?
- все высказывают свое мнение (как правило, высказываются разные точки зрения)
Учитель обобщает, что пока у нас недостаточно знаний, чтобы аргументированно ответить на этот вопрос, поэтому сегодня продолжаем изучение исторических источников
АКТИВИЗАЦИЯ. МОТИВАЦИЯ
Основным источником изучения истории ДРГ была "Повесть временных лет"
Вспоминаем, что такое По́весть временны́х лет (наиболее ранний из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века, первую редакцию ПВЛ Нестор написал в Киево-Печерском монастыре в 1110—1112 годах (всего 3 редакции))
"Повесть временных лет" о призвании варягов (в переводе Д. С. Лихачева)
В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля.
О чем нам сообщает летописец?
О создании ДРГ варягами
Свидетельства «Повести временных лет» о призвании варягов привели к возникновению спора о времени создания ДРГ и роли варягов в образовании ДРГ.
Это спор норманистов и антинорманистов.
СЛОВАРЬ УРОКА:
Норманисты – последователи норманской теории происхождения Руси, утверждающие, что варяго-руссы были норманы, выходцы из Скандинавии.
Антинорманисты – ученые, противники так называемой «норманской теории» возникновения Древнерусского государства.
Норманисты считали, что норманны создали государство в землях славян, на что славяне якобы были неспособны (цитата из учебника Сахарова)
Антинорманисты доказывали, что государственность вызревала у славян задолго до появления норманнов (цитата из учебника Сахарова)
СЕГОДНЯ мы изучим, какие аргументы приводят сторонники обеих теорий
СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ (составление СХОД – схемы ориентировочных опорных действий)
2 варианта изучения материала:
1й вариант (если сильный класс)
1. Дети получают кейсы с материалами + текст учебника: аргументы норманистов и антинорманистов и заполняют таблицу
2й вариант (если слабый класс или нет времени)
Получают таблицу «Норманнские теории» и кейсы – по примеру делают антинорманнские теории
СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ
Дискуссия: спор норманистов и антинорманистов
ОБЩИЙ ВЫВОД: в VIII-середине IХ вв. происходило вызревание предпосылок создания ДРГ, постепенное складывание ДРГ
Далее «Начало династии рюриковичей»
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ:
Норманнская теория |
Антинорманнская теория |
? |
направление в российской и зарубежной историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями Древнерусского государства. |
направление в российской историографии, сторонники которого считают, что истоки термина «Русь» нужно искать в глубокой древности. |
|
Была сформулирована во второй четверти XVIII в. немецкими учеными Г.З. Байером, Г.Ф. Миллером и др. С точки зрения этой теории: 1) норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); 2) слово «русь» норманнского происхождения.
Норманская теория отрицает происхождение древнерусского государства как результат внутреннего общественно-экономического развития. Норманисты связывают начало государственности на Руси с моментом призвания варягов на княжение в Новгород и завоевания ими славянских племен в бассейне Днепра. Они считали, что сами варяги, “из которых был Рюрик с братьями, не были колена и языка славенского... они были скандинавы, то есть шведы”.
Н.М. Карамзин был убеждённым норманистом. Первое самое крупное историческое сочинение, доступное широкой публике – «История государства Российского» Н.М. Карамзина - продолжило распространение в русском образованном обществе исключительно идей норманизма и «западничества».
+ СМОТРИ СХЕМУ «Норманнские теории» |
Против норманнской теории уже в XVIII в. выступили В.Н. Татищев и М.В. Ломоносов. Они указали на то, что в «ПВЛ» есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 г. есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Лаврентьевской и Ипатьевской летописях идет речь о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и русь. Советские исследователи М. Н. Тихомиров, Д. С. Лихачев считали, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства — Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение княжеской династии. Этой же точки зрения придерживается Б. А. Рыбаков.
Древнерусское государство, по мнению Ломоносова, существовало задолго до призвания варягов-россов в форме разобщенных племенных союзов и отдельных княжеств. Племенные союзы южных и северных славян, которые «без монархии почитали себя вольными», по его мнению, явно тяготились какой-либо властью. Отмечая роль славян в развитии всемирной истории и падении Римской империи, Ломоносов еще раз подчеркивает свободолюбие славянских племен и их нетерпимое отношение ко всякому угнетению. Тем самым косвенно Ломоносов указывает, что княжеская власть существовала не всегда, а явилась продуктом исторического развития Древней Руси. Особенно ярко показал он это на примере древнего Новгорода, где «новогородцы варягам отказали в дани и стали сами собою правительствовать». Но классовые противоречия, раздиравшие древнерусское феодальное общество, привели к падению народоправства: новгородцы «впали в великие распри и междоусобные войны, восстал один род против другого для получения большинства». И именно в этот момент острых классовых противоречий обратились новгородцы (а точнее, та часть новгородцев, которая одержала победу в этой борьбе) к варягам со следующими словами: “земля наша велика и обильна, а наряда у нас нету; да пойдете к нам княжить и владеть нами”. Акцентируя на этом факте внимание, Ломоносов подчеркивает, что не слабость и не неспособность россов к государственному управлению, как это упорно старались утверждать сторонники норманской теории, а классовые противоречия, которые были подавлены силой варяжской дружины, явились причиной призвания варягов.
|
В.О. Ключевский занял в отношении норманнского вопроса довольно отстранённую позицию. В 1876 году он писал: «Я, собственно, равнодушен к обеим теориям, и норманнской и славянской, и это равнодушие выходит из научного интереса. В тумане ранних известий о наших предках я вижу несколько основных фактов, составляющих начало нашей истории, и больше их ничего не вижу».
Р.Г. Скрынников, объясняя причины разночтений «Повести временных лет», писал: «Самые ранние известия о существовании властных институтов у восточных славян связаны с событиями приблизительно середины IX в. и имеют легендарный характер... Как бы то ни было, летописец, видимо, стремился прежде всего не столько точно описать конкретное событие, сколько передать смысл легендарного призвания Рюрика с братьями. Реальные обстоятельства образования государства, которое происходило за два с половиной века до него, волновали его гораздо меньше. Кстати, попутно заметим, что такое государство он, как и его потенциальные читатели, явно не представлял. Судя по той образной системе, которой пользовался автор летописи, призвание варягов для него было связано с первыми шагами к обретению правды — истинной веры, Слова Божия».
С. М. Соловьев: «Норманны не были господствующим племенем, они только служили князьям туземных племен; многие служили только временно; те же, которые оставались в Руси навсегда, по своей численной незначительности быстро сливались с туземцами, тем более что в своем народном быте не находили препятствий к этому слиянию. Таким образом, при начале русского общества не может быть и речи о господстве норманнов, о норманнском периоде» |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.