Мастер-класс "Как научить школьника мыслить"

  • pdf
  • 09.05.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер-класс.pdf

Мастер-класс на тему «Почемучка!»

 

Составила:

Панаѐтова Оксана Ивановна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2» г. Салехард

 

   Добрый день! Уверена, что каждый из вас пытался найти ответ на вопросы: как научить школьника мыслить? Как помочь ему в полной мере проявить интеллектуальные способности, научить решать учебные и практические задачи, найти ответ на все почему.

  

   Попробуем это сделать сейчас вместе? Убеждена, проблему можно выявить в любой предметной области, ситуации. Давайте проверим! Мы создадим две фокус-группы, которые будут заниматься самостоятельной поисково-

познавательной деятельностью. Зал будет работать со мной. (выдает задание для групп)

 

Задание-карточка

Мультфильм «Ну, погоди!»

 

Задание: составьте характеристику  мультгероя.

Мультфильм «Ну, погоди!»

 

Задание: составьте характеристику  мультгероя.

 

Внимание на экран.

Ролик «Приключение кота Леопольда» (1 серия)

   О чем пойдет речь? (о взаимоотношениях)

   Значит, как будет звучать тема нашей беседы? (Взаимоотношения// проблема взаимоотношений)

   Что нам надо узнать? (причины, как правильно себя вести, чтобы жить без конфликтов)

     

    Итак, мы использовали приемы «яркое пятно» и подводящий диалог. Что они  помогли нам сделать? (сформулировать тему и задачу)

 

Переходим к решению задачи.

   Почему мыши ведут себя так?

   Почему Леопольд им не отвечает?

   Следовательно, герои себя ведут, потому что….

 

   Что потребовалось для решения первой задачи? (Поиск этих данных предполагает от нас активную мыслительную деятельность, анализ фактов, выяснение причин происхождения отношений и их причинно-следственных связей). 

   Как мы это сделали? (Решение такой задачи мы сделали  в форме словесного рассуждения, используя проблемный  диалог).

 

Внимание. Вторая задача.

 

Ролик Леопольд спокойный // Леопольд в гневе (1 серия)

 

   Как ведет себя Леопольд. Сравним два эпизода и составим кластер: (запись на доске маркером) 

                                  Леопольд

         До                                                       После

Спокойный                                      агрессивный

Воспитанный                                  невоспитанный

Вежливый                                       грубый

Миролюбивый                                воинственный

 

-    Кот разный? 

-    В чем разница? 

-    Значит, в обществе можно вести себя по - разному?

-    Почему люди себя так ведут? 

-    Когда?

-    Какое поведение кота вам ближе? 

-    Почему?

-    Как мыши принимают перемены в поведении кота? 

-    Им какой Леопольд нравится? Почему?

-    О чем это говорит?

 

Итак, мы через осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы к какому выводу пришли? 

На этом этапе мы посредством противоречия вызвали интерес, который усилил мотивацию и побудил нас к поиску решения проблемы.

 

   Вернемся к фокус-группам. Они анализировали проблемную ситуацию взаимоотношений героев из мультфильма «Ну, погоди!», первая – волка, вторая – зайца (ролик).

   Как ведут себя герои? Составим информационную карту поведения (хорошо// плохо) 

                                                                        

                    волк

                        заяц

 

 

 

Работа со всем залом.

-    Почему между ними возникает конфликт?

-    К какому выводу такое поведение приводит? (надо строить взаимоотношения на уважении, соблюдать нормы поведения) Составим алгоритм правильного (без конфликтного) поведения.

                                                             

 Алгоритм

1.

2.

3.

 

   Для чего нам нужны полученные сведения?

 

   Таким образом, проблемное задание дало нам указания, которые предлагаются для самостоятельной поисково-познавательной деятельности, используя моделирование, мы сформулировали алгоритм (образец) взаимоотношений, которые можем использовать в жизни, самого пути процесса получения этих результатов, т.е. овладения способами познания.

 

- Подытожим. Мы прошли с вами последовательность действий проблемного обучения, включающих: 

-    постановку проблемной задачи 

-    создание проблемной ситуации

-    осознание, принятие и разрешение возникшей проблемы, 

-    в процессе чего овладели обобщенными способами приобретения новых знаний. 

 

Надеюсь, полученные знания помогут вам научить школьника мыслить, найти ответ на все «Почему?»