Мастер - класс "Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Мастер - класс "Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
docx
Детсад
21.02.2020
Мастер - класс "Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО"
Мастер класс Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО.docx

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 49» г. Сыктывкара

 

 

 

 

 

 

 

Мастер класс «Лепбук как средство обучения в условиях ФГОС ДО»

Для проведения в рамках стажировочной площадки

«Инновационный подход в организации работы ДОО по физическому

развитию»

 

 

 

Подготовила: Патова Ольга Анатольевна

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар, 2019

Слайд 2. Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в ФГОС ДО, воспитателям детского сада необходимо искать и внедрять в практику своей работы новые интерактивные и более эффективные методические средства, и приемы, которые способствуют повышению познавательной активности дошкольников.

К ним смело можно отнести лэпбук — новое для нас понятие, значение которого еще пока мало кому известно. Перед воспитателем стоит задача научить дошкольников ориентироваться в потоке информации, поступающей к ним отовсюду.

Детям важно не только правильно усваивать и структурировать информацию, но и уметь целенаправленно искать её.  Для реализации этих задач необходимо использовать инновационные технологии обучения.

Лэпбук является одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей дошкольного возраста.

 Лэпбук – cпособ организации развивающей, проектной и игровой деятельности с дошкольниками и младшими школьниками.

Это игра, творчество, познание и исследование нового, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид совместной деятельности родителей и ребенка.

Что такое лэпбук? (слайд 3)

Лэпбук представляет собой папку или мини-книжку, в которой систематизированы знания по одной какой-то теме.

Темы могут быть как широкие («Математика», «Погода», «Спорт»), так и узкие («Счет», «Дождь», «Фигурное катание»).

В такой книжке много кармашков и конвертиков, содержащих необходимый систематизированный материал (в том числе иллюстративный) для изучения и закрепления знаний по теме.

Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

Эти тематические пособия имеют яркое оформление, четкую структуру и в идеале разрабатываются специально под конкретного ребенка с его уровнем знаний.

Распространены также и «коллективные» тематические папки – лэпбуки в детских садах и школах – изготавливаемые воспитателями, родителями и учителями.

Оптимальный возраст ребенка для начала занятий с тематическими папками – 5 лет.

Дети 7-8 лет уже могут совершенно самостоятельно придумывать и делать свои собственные лэпбуки.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука.

В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию.

Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по той или иной теме.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме.

 Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение и обговаривание сложных вопросов, выполнение заданий.

В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Слайд 4. Технология «лэпбук» (lapbook. лепбук) и ее применение.

Лэпбук (лепбук, lap – колени, book – книга), это книжка на коленях.

Часто можно встретить и другие названия:

·      тематическая папка,

·      интерактивная папка,

·      папка проектов.

Но суть сводится к тому, что лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, мини-книжками, окошками, подвижными деталями, вставками, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Данный термин впервые был придуман Тэмми Дюби, писателем из Вирджинии, США. Такое название дано, потому что весь проект может быть вписан в книгу, которая помещается в коленях ребенка.

Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта.

Создание лэпбука содержит все этапы проекта:

Лэпбук                                               Проект          

Выбор темы                                      Целеполагание

Составление плана                           Разработка

Создание макета и оформление     Выполнение проекта

Презентация                                     Подведение итогов

Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в исследовательской работе с детьми. Это книга, которую педагог собирает, склеивает ее отдельные части в единое целое, креативно оформляет, используя всевозможные цвета и формы. Чаще всего основой для лэпбука является твердая бумага или картон, главное, чтобы по размеру лэпбук умещался на коленях.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.

 Лэпбук это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!

Лэпбук это не только мощный справочный инструмент и особая форма организации образовательного материала, это, прежде всего, основа партнерской проектной деятельности взрослого с детьми (педагога с воспитанниками, родителя с ребенком).

Основа лэпбука создается педагогом и дополняется, совершенствуется вместе с детьми и их родителями. В результате такой работы у вас получается отлично проработанный исследовательский проект.

Форма занятий

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме. Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. В этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки вместе с вами, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия. Лэпбуки можно делать как индивидуально, так и на групповом занятии.

В случае работы с группой детей возможны два варианта:

·      Педагог распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку.

·      Педагог показывает мастер-класс, а дети с его помощью делают каждый свой экземпляр папки.

Идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. В ходе работы с тематическим материалом ребенок проводит наблюдения, выполняет задания, изучает и закрепляет информацию. Впоследствии, имея под рукой готовую тематическую папку, ребенок может освежить свои знания по определенной теме.

Слайд 5. Размер готового лэпбука стандартный - папка А4 в сложенном виде и А3 в открытом виде. Этот размер идеально подходит, чтобы ребенок мог самостоятельно работать с лэпбуком:

·      держать его в руках,

·      писать и выполнять задания в нем,

·      после занятий поставить папку на полку.

Слайд 6. Разновидности тематических папок.

В зависимости от назначения:

·      исследовательские;

·      игровые;

·      поздравительные,

·      праздничные;

·      автобиографические (папка-отчет о каком-то важном событии в жизни ребенка: путешествии, походе в цирк, каникулярном досуге и т.д.)

Слайд 7. В зависимости от формы:

·      стандартная книжка с двумя разворотами;

·      папка с 3-5 разворотами;

·      книжка-гармошка;

·      фигурная папка.

Слайд 8. Организация и расположение материала:


·      стандартные кармашки;

·      обычные и фигурные конверты;

·      кармашки-гармошки;

·      кармашки-книжки;

·      окошки и дверцы;

·      вращающиеся детали;

 

·      высовывающиеся детали;

·      карточки;

·      теги;

·      стрелки;

·      пазлы;

·      чистые листы для заметок и т.д.

 


Больше всего детям нравятся «потайные» места в лэпбуке. Это закрытые двери или створки на окнах, открыв которые увидишь рисунок или схему. Двери можно сделать на замочке, зашнуровать их или вшить «молнию». «Лэпбук» может содержать подвижные элементы: стрелочки, бусинки на ниточках, съемные детали на кнопочках и т.д.

Слайд 9. Кто может делать Лэпбук?

Лэпбук могут делать:

·      Педагоги;

·      Педагоги с детьми;

·      Педагоги, дети и родители;

·      Дети и родители;

·      Родители

·      Дети самостоятельно, что будет последней, высшей ступенью развития познавательной деятельности детей.

Лэпбук можно использовать как в детском саду, так и дома.

 

 

Слайд 10. Зачем нужен лэпбук?

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал (особенно если ребенок визуал).

·      Лэпбук отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку, погружаясь в материал. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение происходит непроизвольно.

·      Подключая ребенка к созданию лэпбука, вы помогаете ребенку сделать первые шаги к формированию навыка самостоятельно собирать и организовывать информацию – хорошая подготовка к написанию рефератов и курсовых.

·      Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов.

Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.

·      Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей.

·      Лэпбук способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности или тематической недели.

Слайд 11. Как сделать лэпбук своими руками?

Сам процесс изготовления лэпбука невероятно захватывающий. Готовые тематические шаблоны для лэпбуков и кармашков для них можно скачать бесплатно в Сети, – это лучший вариант для новичков. Но идеальный вариант изготовления тематической папки – совместно с ребенком, тогда он запоминает информацию в процессе создания лэпбука. Это не так уж и сложно – главное, начать и увлечься процессом.

Для изготовления лэпбука вам понадобятся следующие материалы:

·      картон-основа (картонная папка или лист плотной бумаги формата А3);

·      бумага (белая, цветная, бумага для скрапбукинга с различными расцветками и текстурой);

·      принтер и/или ручки, карандаши, фломастеры, краски;

·      обычные и фигурные ножницы;

·      клей и/или скотч;

·      степлер;

·      декоративные элементы по необходимости (пуговицы, пайетки, брадсы, подвески, скрепки, засушенные листья, наклейки, вырезанные из журналов тематические картинки и т.д.)

С чего начать изготовление лэпбука?

1.      Начинаем с выбора темы.

Тема лэпбука может быть любая:

·      интересные события, происходящие с ребенком;

·      увлечения детей;

·      темы недели;

·      литературные произведения;

·      мультипликационные герои и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук на тему «Насекомые». А можно взять какое-нибудь конкретное насекомое и в лэпбуке дать подробную информацию о нем.

Если вы изготавливаете лэпбук для дошкольников, то темы и материалы для них должны быть элементарными. К тому же, если вы делаете лэпбук не для коллектива, а для одного ребенка, не забывайте ориентироваться на него: какие темы нуждаются в изучении или закреплении, насколько ребенок продвинут в той или иной теме. Посоветуйтесь с ребенком, на какую тему он хотел бы подобрать материал и изготовить папку.

2. План. После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и начертать план. Ведь лэпбук — это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему.

3. Создание макета. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, миникнижках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм и т.д.

4. Создание шаблона. В соответствии с макетом сделать шаблон папки в натуральную величину.

5. Выбрать вариант основы. Как создать папку? Существует три основных варианта: базовый, базовый с добавлением 1-2 расширений и сдвоенный базовый.

Базовый вариант основы для лэпбука

 

 

 

 

 

 

Базовый вариант основы с расширениями

 

 

 

 

 

 

6. Обсудите, где можно найти материал по данной теме. Ищите материал в журналах и книгах. Организуйте поход в библиотеку или на экскурсию в музей, парк, по городу. Возьмите с собой фотокамеру и используйте сделанные фотографии в оформлении папки. Не используйте только интернет – ресурсы, покажите все возможные способы поиска информации.

7. Изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок. Занимайтесь по тематической папке постепенно: одно занятие — одно задание. Данная форма работы помогает педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе наблюдения воспитатель узнает, что ребенок любит делает с большим интересом. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, но и дизайнером, художником иллюстратором, сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Такая увлекательная форма работы создает условия для развития личности, мотивации и способностей ребенка.

Лэпбуки похожи на альбомы в технике скрапбукинг, которые давно стали популярны. Можно вдохновиться идеями для создания лэпбука, просматривая такие альбомы. Да и красивые штуки, кнопочки и защелочки можно купить в магазине товаров для скрапбукинга.

Варианты изготовления лэпбука.

1.                  Переделка уже готовых папок. Чаще всего пользуют уже готовые картонные папки (например, от наборов цветной бумаги или картона). Плюс их в том, что боковые сгибы проштампованы специальным образом так, что их очень легко сгибать-разгибать.

2. Папка из двух листов картона А4. Самый доступный вариант - это склеить папку для лэпбука из обычных листов картона, которые продаются в наборах для творчества. Один лист будет средней частью папки, а второй надо разрезать пополам в высоту - это будут створки папки. Их надо приклеить по бокам к первому листу с помощью полосок бумаги.

3. Папка из листа картона А3. В канцелярских магазинах можно поштучно купить не только обычные листы картона, но и листы картона большого формата. Нам подойдет А3. Чтобы из этого листа сделать папку для лэпбука, достаточно просто согнуть его противоположные края к середине. Что может быть проще? Дополнительно делают линию сгиба двойной, чтобы папка в закрытом виде имела небольшую "толщинку". Обычно на это отводят по 0,5 см с каждой стороны.

Каким бы из этих вариантов вы не воспользовались - не важно. Ведь потом папка все равно оклеивается внутри и снаружи. Поэтому выбирайте, какой из вариантов вам легче делать.

Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук – средство для реализации деятельностного метода обучения и развития. При создании лэпбука дети не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной исследовательской – познавательной деятельности.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам». Ральф У. Эмерсон (американский поэт и философ).

Лэпбук - эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Родители обеспечивают поддержку:

·      организационную (экскурсии, походы)

·      техническую (фото, видео)

·      информационную (сбор информации для лэпбука)

·      мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе)

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н.А.Короткова:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

В результате работы над созданием лэпбука у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- умение планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

Преимущества использования Лэпбуков: · ребенок самостоятельно собирает нужную информацию · структурирует большой объем данных · побуждает интерес у детей к познавательному развитию · может разнообразить занятие или совместную деятельность со взрослым · развивает креативность и творческое мышление · простой способ запоминания · объединяет людей для увлекательного и полезного занятия.

При создании лепбука необходимо учесть:

·      эстетичность (должно появиться желание взять лэпбук в руки)

·      долговечность (помни, с лэпбуком будут заниматься дети, он должен быть крепким)

·      минимум подписей (никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации)

·      приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами»

Слайд 12. Почему технология «лэпбук» актуальна в наше время?

1.                  Лэпбук отвечает требованиям ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно-развивающей среде:

·      полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

·      пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

·      обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом, формой и т.д.;

·      является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

·      вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

·      его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

·      обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Слайд 13. 2. Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям партнерской деятельности взрослого с детьми:

- включенность воспитателя наравне с детьми,

- добровольное присоединение детей к деятельности,

- свободное общение и перемещение детей во время деятельности,

- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Практическая часть.

В рамках нашего мастер – класса я предлагаю Вам создать лэпбук, используя заготовленные для Вас материалы. Его тема соответствует тематике стажировочной площадки «Распорядок дня», ведь благодаря ему мы укрепляем здоровье.

Для Вас приготовлена основа, различные листы с заданиями, разнообразные кармашки, клей, ножницы. Листы с заданиями я предварительно заламинировала, чтобы они прослужили дольше. Можно так же использовать скотч.

ИТОГ: Слайд 14

При создании лэпбука дети учатся добывать информацию сами, а не получать ее в готовом виде.

Такая форма получения знаний активизирует психические познавательные процессы (воображение, внимание, память, восприятие и т.д.) и развивает творческие способности ребенка.

Лэпбук – итоговый результат совместной работы с детьми по той или иной теме.

Его изготовлению должны предшествовать тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. Только в этом случае ребенок будет готов к изготовлению тематической папки, и она действительно выполнит свою роль как закрепляющего, систематизирующего дидактического и игрового пособия.

Можно выделить следующие преимущества использования лепбука.

Лэпбук помогает:

·      Структурировать сложную информацию

·      Развивать познавательный интерес и творческое мышление

·      Разнообразить даже самую скучную тему

·      Научить простому способу запоминания

·      Объединить группу детей в детском саду (всю семью) для увлекательного и полезного занятия.

В работе с дошкольниками – это достаточно оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.

 

Источники информации:

1.    Технология «лэпбук» (lapbook. лепбук) и ее применение http://nitforyou.com/lepbuk/

2.    Как сделать папку для лэпбука? Три варианта http://www.tavika.ru/2014/07/papka.html

3.    Что такое лэпбук http://www.tavika.ru/p/blog-page_5.html

4.    «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2016/02/12/lepbuk-kak-sredstvo-razvitiya-poznavatelnyh

5.    «Лэпбук как инновационная технология дошкольного обучения» https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/08/lepbuk-kakinnovatsionnaya-tehnologiya-doshkolnogo-obucheniya


 

6.    Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49» г

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 49» г

Слайд 2. Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в

Слайд 2. Согласно новым требованиям и целям обучения, которые обозначены в

Слайд 4. Технология «лэпбук» (lapbook

Слайд 4. Технология «лэпбук» (lapbook

Педагог распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку

Педагог распределяет задания между учениками, и все вместе они собирают и заполняют одну папку

Дети и родители; · Родители ·

Дети и родители; · Родители ·

Темы могут быть как общие, так и частные

Темы могут быть как общие, так и частные

Изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок

Изготовлению лэпбука. На этом этапе к деятельности может присоединиться ребенок

В результате работы над созданием лэпбука у детей развиваются универсальные умения, такие как: - умение планировать предстоящую деятельность; - договариваться со сверстниками; - распределять обязанности;…

В результате работы над созданием лэпбука у детей развиваются универсальные умения, такие как: - умение планировать предстоящую деятельность; - договариваться со сверстниками; - распределять обязанности;…

В рамках нашего мастер – класса я предлагаю

В рамках нашего мастер – класса я предлагаю
скачать по прямой ссылке
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей