Цель мастер-класса: обучить педагогов приемам игры на ложках в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ
Задачи:
- познакомить участников с историей возникновения деревянной ложки, как
музыкального инструмента
- обучить участников основным приёмам игры на ложках
- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов
В данном мастер – классе происходит интеграция образовательных областей
– музыка, коммуникация, познание.
Именно средствами музыкальной деятельности возможно формирование
социально – активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие
ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной
к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
«Ложкарной столицей» России называют в народе город Семёнов (село Хохлома) Нижегородского края.
Ложкарный промысел был распространён по всей России. Деревянные ложки изготавливались и расписывались вручную. Первым художником, открывшим фабрику по изготовлению посуды, был Георгий Петрович Матвеев.
Ложка в древности считалась символом сытости, благосостояния и
довольства. Её вырезали из берёзы, кедра, липы, клёна и других деревьев.
Деревянные ложки разнообразные по форме - настоящий русский сувенир.
Они пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и
колоритом. Ложки
из разных областей России отличаются друг от друга.
Выжиганием – вятские
Росписью – хохломские
Геометрической резьбой украшены - хотьковские ложки
Ложки – своеобразный русский народный ударный инструмент. Первые
упоминания относятся к концу 18 века, когда они получили распространение среди
крестьян. Инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своем
творчестве ложки. На них играли веселые, шуточные песни.
А скоморохи использовали музыкальные ложки для ритмического сопровождения.
В девятнадцатом веке Василий Андреев, создатель первого в России оркестра
народных инструментов, ввёл деревянные ложки в состав оркестра. Музыкантов,
которые играют на ложках, называют «ложкарями»
Началось триумфальное шествие деревянных ложек, как ударного музыкального профессионального инструмента. Во время исполнения оркестром народных мелодий, некоторые знаменитые ложкари, как и в джазе, нередко импровизировали во время исполнения своих музыкальных номеров, тем самым показывая публике своё мастерство.
Освоение игры на ложках требует некоторого труда и терпения. Разучивать тот или иной, особенно сложный, ритмический рисунок следует вначале медленно, добиваясь автоматизма в движениях.
За обедом суп едят, к вечеру «заговорят» деревянные девчонки,
музыкальные сестрёнки. Поиграй и ты немножко на красивых, ярких…
Сегодня, я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами игры на этом простом и
незамысловатом народном инструменте. И вы сразу же поймёте, что играть на
деревянных ложках не так уж легко, как кажется.
Уважаемые коллеги! Давайте возьмемся за руки и с поклоном пожелаем друг другу здоровья. Итак, здравствуйте! (все кланяются и опускают руки) Древние утверждают, что во время поклона, часть энергии стекает с головы человека, т. е. кланяясь по доброй воле, обмениваемся энергией. Использование психогимнастики на занятиях, помогает преодолеть барьер в общении, снять психологическое напряжение.
Начинаем обучение игры на ложках с постановки корпуса. Сядем с вами прямо, плечи опустим, руки должны быть свободными расслабленными. Главные в игре, это наши кисти рук, чтобы они не зажимались нам надо их размять, как говорится разогреть.
Первое упражнение - руки сцепили в замок, держа перед собой, и сделали руками круговые движения.
Второе упражнение- сделаем пальчиковую гимнастику: «Ежик»
Ёжик маленький замерз и в клубок свернулся. -развернутая ладошка собирает пальчики в кулак
Солнце ёжика пригрело, ежик развернулся» -из кулака распрямляем и растопыриваем все пальчики
Эти незамысловатые упражнения помогают подготовить исполнительский аппарат, тренируют мышечную память, не давая в дальнейшем зажиматься мышцам кистей рук при игре на ложках.
Итак, давайте возьмём в руки наши ложки.
Как мы с вами видим, ложка состоит из деревянного черенка и черпака (от слова черпать).
Держат ложки за черенки, на 2-3см спрятанные в кулачке, а черпаки (щечки) смотрят в разные стороны. Ударяя ложкой об ложку, получается характерный красивый звук.
Сегодня я вас познакомлю с несколькими приемами игры на ложках.
Первый прием №1: Игра двумя ложками.
Черенки ложек находятся в обеих руках, черпаки тыльными сторонами обращены друг к другу. Существует две разновидности этого приема
- когда черпаки двигаются навстречу друг другу (показать)
-и, когда одна ложка находится перед собой, а удар производится другой ложкой сверху (показать). Так же в другую сторону (показать)
На ложках можно играть не только прямые удары (показать), но и скользящие разными движениями (т.е. меняются ложки местами, удары сверху вниз и как «тарелочка», но держать, как столбики, движения вверх-вниз).
Давайте выучим ритмическую последовательность.
- 8 скользящих ударов ( вверх-вниз)
- теперь ложки находятся слева от корпуса исполнителя, прямыми ударами играем ( 1- слева удар, 2 – над головой удар, на 1-2-3 опустились вниз «с 3х часов на 6 часов»
- и в обратную сторону
-ложка находится перед собой (слева), другая производит удар сверху 1-2-1-2-3
- поменяли 1-2-1-2-3
- 2 скользящих удара (меняются сверху вниз) 1-2
- 3 прямых удара 1-2-3
- 2 скользящих удара («тарелочка») 1-2
- прямых удара 1-2-3
Запомнили? А теперь вместе со мной и под аккомпанемент.
Прием №2: Игра двумя ложками.
Ложки держат в правой руке, между черенками ложек находится указательный палец, большой палец сверху. Черенки ложек тыльными сторонами обращены друг к другу, расстояние между ними 1-2 см. Вот и все, ложки готовы к игре.
Перед тем, как мы начнем играть с вами на ложках, давайте определим ударные точки:
- ладонь (показать)
- бедро правой ноги, чуть выше колена
- бедро левой ноги, чуть выше колена (показать удары)
-плечо (удары по плечу)
Все эти точки могут чередоваться между собой
Предлагаю выучить несложную ритмическую последовательность.
-удар по правой ноге
повторить 2 раза ( четверти) 1
- удар по ладони 1
- удар по правой ноге ( четверть) 1
- удар по левой ноге ( четверть) 1
- 3 удара по ладони ( восьмая-восьмая- четверть) 1-2-3
Ставим левую руку на пояс
- удар по правой ноге
повторить 2 раза ( четверти) 1
- удар по плечу 1
- удар по правой ноге (четверть) 1
- удар по левой ноге (четверть) 1
- 3 удара по ладони (восьмая – восьмая – четверть) 1-2-3
При повторе 2 удара по ладони в конце.
А теперь с музыкой.
Прием №3: Игра на 3х ложках
Берем одну ложку и кладем ее на ладонь левой руки, прижимаем большим пальцем. Вот так (показать)
Черенок другой ложки вкладываем между средним и безымянным пальцами. При резком сгибании пальцев получается удар 2х ложек ( показать). Назовем его «хлопок». Третью ложку держим в правой руке.
Отметим ударные точки:
- прямой удар п нижней ложке, которая лежит у нас на ладони.
- прямой удар по верхней ложке
Теперь выполним упражнение, будим чередовать удары с хлопками ( показать)
- удар по нижней ложке
- хлопок
- удар по верхней ложке
- хлопок
Показать медленно (4 четверти) 1-2-3-4
А теперь в 2 раза быстрее (восьмые) 1 – и - 2 – и – 3 – и – 4 – и
Поиграем это упражнение с музыкой.
Игра на ложках очень интересное и увлекательное занятие, которое развивает творческое мышление. Придумывайте свои ритмические рисунки и совершенствуйте полученные навыки игры на ложках.
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Саратовская область, город Балашов
Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области
________________________________________________________________________________________
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
города Балашова Саратовской области
Мастер-класс
«Ложечка точеная, ручка золоченая»
Подготовила:
музыкальный руководитель
Федькова В.А.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.