Мастер класс на тему "Применение QR-кода в образовательном процессе"

  • docx
  • 05.03.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Технологическая карта мастер класса. Потапова А.А. 27.02.docx

Технологическая карта мастер класса

Учитель: Потапова Анжелика Андреевна

МОУ СОШ № 7 имени адмирала Ф.Ф.Ушакова г. Тутаев

 

Тема мастер класса

Применение QR-кода в образовательном процессе

Цель урока

·         Познакомить коллег с понятием qr-код, его историей и применением в жизни.

·         Познакомить с некоторыми вариантами использования qr-кода в образовании.

·         Освоение веб-сервисов для создания собственных QR-кодов

·         Научить коллег создавать и декодировать qr-код.

Опорные понятия, термины

QR-код

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, буклеты (приложение 1), приложение plickers, карты plickers, раздаточный материал с заданиями (приложение 2), ноутбуки

 

Ход мастер класса:

Этапы Мастер класса

Планируемая деятельность

1.Этап мотивации (самоопределения)

Добрый день,  уважаемые учителя и дорогие гости!  

        Я очень рада сегодня видеть вас  на  мастер - классе. Надеюсь, что он будет для вас интересным, полезным, а главное принесёт вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проведённой работой. 

(1 слайд)- Посмотрите, пожалуйста, на экран. Как вы думаете, что это такое? (Ответы участников мастер-класса.)

(На экране появляется изображение картины К.Малевича «Черный квадрат»).

   Вы   правы, это знаменитая картина  Казимира  Малевича «Черный квадрат». Этой картине уже более 100 лет, но она по-прежнему будоражит умы искусствоведов и обычных людей, которые пытаются найти в ней высший смысл или какое-то тайное.

(2 слайд) -  Обратимся еще раз к экрану. Что вы видите? (Ответы участников мастер-класса.)

(На экране появляется изображение QR-кода)

 

     Вы  правы. Это QR-код. Современные черные квадратики также активно привлекают к себе внимание загадочностью и будоражат интерес. Современная наука не стоит на месте, технологии стремительно развиваются и влекут за собой необходимость модернизации методов и средств обучения и воспитания. В связи с происходящими переменами также возникает потребность в поиске новой эффективной мотивации детей к познанию окружающего мира. С этими проблемами имеют дело большинство педагогов.

Одной из новых технологий является технология QR-кодов.

   (3  слайд )   Я  хочу поделиться опытом работы с данной технологией и представляю Вам мастер-класс на тему: «Применение QR-кодов в образовательном процессе».

Цель мастер-класса:

·         Познакомиться с понятием qr-код, его историей и применением в жизни.

·         Познакомиться с некоторыми вариантами использования qr-кода в образовании.

·         Освоить веб-сервисы для создания собственных QR-кодов

·         Научиться создавать и декодировать qr-код.

Теоретическая часть

Предлагаю первый этап провести  под девизом «QR-коды повсюду, QR-коды везде

- Прошу  поднять руки тех, у кого есть с собой мобильные телефоны, смартфоны, айфоны или планшеты?

- Поднимите руки, кто использует мобильные устройства в урочной и внеурочной деятельности?

- Поднимите руки те, кто знаком с QR- кодами и использует их в урочной и внеурочной деятельности?

- Спасибо! Сегодня нам понадобятся с вами телефоны, для применения данной технологии

-  Что такое QR-код? (4 слайд – что такое код?)

QR-код в переводе с англ языка означает «быстрый отклик»  — это изобретенный в Японии штрихкод в квадратик, матричный код, представляющий собой миниатюрные носители данных, разработанный и представленный японской компанией «Denso-Wave» ( денсо  уэйв)  в 1994 году.

Задача QR- кодов - хранение большого объема данных при небольшой площади их размещения.

 (5 слайд – бар код и qr код)

 В отличие  от известного всем Bar кода, в который можно закодировать только номер, в QR код можно закодировать что угодно. Слово, адрес сайта, номер телефона или даже небольшой рассказ. Все это не имело особого применения пока у людей не появились смартфоны. Распознавать bar код не интересно. А вот в QR код оказалось можно закодировать массу полезной информации. (6 слайд)

QR код удобным образом объединяет виртуальность с реальностью, так как любой владелец смартфона может за секунду просканировать штрих код, вытянув все полезные данные, добавить адрес сайта в закладки, контактные данные в адресную книгу. Сегодня явление QR кодов набирает обороты. Они появляются везде, где имеет смысл их ставить. Реклама, флаеры, постеры, визитные карточки  и многое другое.

(7 слайд  )

Многие товары уже содержат на своих этикетках QR код, сфотографировав который вы легко можете получить массу дополнительной информации по товару или его производителю в виде текста или ссылки на интернет-страницу. На многих упаковках товаров есть уникальные QR коды, сфотографировав которые человек тут же получает возможность узнать массу полезной информации о приобретенной продукции. Все очень просто: захотели вы узнать, сколько калорий содержится в булочке — сфотографируйте QR код с ее упаковки и получите всю информацию, которая вас заинтересует. Самое главное преимущество данной инновации — это ее повсеместность. QR код с легкостью можно разместить как на печатной продукции, так и на ее ценниках. QR-коды уже активно используются музеями и издательствами для кодирования дополнительной информации об объектах культурного и исторического наследия и размещения активных ссылок на свои сайты (с возможностью перехода по ним), туристическими компаниями для размещения на туристических объектах информации на разных языках, компаниями-производителями для размещения как информации о товарах, так и своих данных.

 (8 слайд)

 

 - Нас как педагогов, так и родителей учащихся интересует возможность использования данной технологии в образовании. Несомненным достоинством QR-кода является простота создания. Это позволяет создавать свои зашифрованные коды и использовать их на различных уроках, в выполнении творческих домашних заданий и т.п. Любой урок можно украсить и разнообразить подобным методом, а впоследствии можно научить учащихся делать самим такие коды на практических занятиях.

-  Сегодня развитие информационных технологий не стоит на месте. Гаджеты прочно вошли в нашу жизнь и стали ее неотъемлемой частью. Нередко бывает, что ученики осведомлены о новинках электронного мира лучше, чем взрослые (педагоги, родители); их умение схватывать на лету IT-новинки и использовать их в повседневности удивляет. С одной стороны, это хорошо, так как умение обращаться с техникой – это требование времени, а с другой стороны, педагогу становится сложнее заинтересовать ученика, втянуть в учебный процесс, мотивировать на дальнейшее познание предмета. Подобный расклад вещей держит педагога в тонусе и постоянном поиске новых идей и форм подачи темы. Результатом одного из таких поисков стало использование QR-кода на уроках, причем использование этих кодов возможно на разных этапах урока от постановки цели до домашнего задания и в разных формах работы (в парах, группах, индивидуально или фронтально). Так, например, можно закодировать: 

  • Тему урока

Описание: https://sun9-44.userapi.com/impg/2WnAb1LOL7MNDOI9TrJ8-QoabfdwsPotgXPH6w/efwx2sE6DaY.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=af0e335781e4b789a4eaeb9519cde481&type=album

  • Зашифровать вопросы, анаграмы и задания

Описание: https://sun9-47.userapi.com/impg/BHZGFUK2DqtLdKjs90M662Hnwc-BJlcUrTBgSA/wXCjMJcyJJo.jpg?size=1280x960&quality=96&sign=e56ee76fe66bbded26d15ab9039ce2cd&type=album

  • ответы на задачи, а позже предложить ученикам проверить себя, считав код.

  • адреса в Интернете (закодировать ссылки, которые направляют ребят на образовательный сайт с информацией, помогающие решить определенную задачу)
  • Проводить мгновенные фронтальные опросы с помощью специальных сервисов. Например - сеовиса Plickers, с которым многие знакомы. Покажу пример, как я работаю с данным сервисом. (видео урока)

 

Как провести опрос с сервисом Plickers  Зайдите на сайт https://www.plickers.com и зарегистрируйтесь. Установите приложение Plickers на свой смартфон. Создайте «виртуальный класс», внеся имя каждого ученика. Распечатайте карточки с полученными QR-кодами, заламинируйте их, раздайте детям. Чтобы дать ответ на вопрос, ученик должен будет поднять карточку той или иной стороной вверх. Создайте тест, а после зачитайте его вслух или выведите на электронную доску. Ученики поднимают карточки со своими ответами. Проведите смартфоном с включенным приложением Plickers вдоль класса. Мгновение — и у вас уже есть все результаты в систематизированном виде. Программа позволяет сохранять их на сервисе, вносить в отчеты.

  • номера задания, страниц, кабинета и т.д.;
  • • Зашифровать домашнее задание и выдать ученикам кр коды

hello_html_m5953ac4d.jpg

  • Зашифровать координаты какого-либо места;
  • справочный материал
  • • Организовать игру типа Qwest

 

 

 

 

 

 

 

 

В которых кюар коды выступают и как поручение для прохождения квеста и указателями направленности их перемещения.  Таким образом, с помощью кюар кода дети учатся самостоятельно добывать и анализировать информацию на заданную им тему. Рабдотая в группах с кюар кодами ребята не только осваивают современные технологии, но и учатся взаимодействию, договариваться и слушать друг друга.

 

В чем плюсы использования кюар кодов в образовательной деятельности с детьми?

- код не отвлечет от основной работы, т.к. в нем невозможно без особенного аппарата увидеть зашифрованную в нем информацию. Но он может стимулировать ребят поскорее выполнить основное задание, чтобы узнать что интересного для них приготовил педагог в этот раз.

- использование кюар кодов в образовании позволяет идти в ногу со временем и сделать образовательное пространство открытым для всех его участников.

 

Область применения данной технологии ограничена только вашей фантазией!

  Возможности QR-кодов неограниченны! Немного творчества и желания познать что-то новое. Технология кюар кодов позволяет оптимизировать процесс обучения, QR codes может стать интересным методом для привлечения внимания учащихся и сделать урок более интерактивным. Использование QR-технологий включает в себя новизну, загадку и непредсказуемость, что, несомненно, привлекает, как учителей, так и учащихся. Сколько продлится эта новизна сложно сказать, но пока QR-коды остаются чем-то необычным для большинства учащихся, нам стоит воспользоваться этой возможностью!

Технология кюар кодов это микроиновация, ее использование не меняет классическую организацию проведения урока, а лишь точечно его модифицирует и делает более результативным, эффективным и интересным.

Практическая часть

(9 слайд – как создать?)

Конструирование QR-кода можно превратить в увлекательное занятие. На сегодняшний день существует множество специальных генераторов, с помощью которых создаются подобные коды. Например, одним из таких сервисов является онлайн-сервис.  Данный сервис дает возможность закодировать любой текст, ссылку на сайт, визитную карточку, SMS-сообщение. Зашифрованная информация может быть расшифрована с помощью смартфона, айфона или планшета с установленным приложением.

 

Обращаю ваше внимание, что процесс создания кюар кодов очень прост и доступен даже ребенку.   

 У  вас на столах есть ноутбуки. 

Для создания QR-кода необходимо провести следующие действия:

(9 слайд  )

1)  В любой поисковой системе (гугл, яндекс) вы набираете название  сайта qrcoder.ru или просто «генератор qr кода»

(9 слайд  )

(слайд – 10)

 

Введите слово, число или текст, который вы хотели бы зашифровать в специальное окошко.

(слайд 10  )

(слайд 11  )

- Нажмите на кнопку «создать код»

(слайд 11  )

- С правой стороны экрана появится ваш qr-код

- Сохраните код в качестве изображения или на рабочем столе, или в документе Ворд.

(слайд 12  )

- Итак, информация закодирована. А как ее декодировать, прочитать полученный код? Все очень просто. Здесь нам помогут наши мобильные устройства.  (слайд 13)

- Приложение, считывающее QR-коды можно скачать через Play-market (Android). Для этого мы в поисковике вводим сочетания «распознать qr код», «сканировать код». Открываем приложение, подносим к кюар коду телефон и сканируем его, вот и расшифровали мы наш кюар код.

Любой смартфон или достаточно современный телефон легко сможет расшифровать кюар коды, а затем предложит выполнить определенное действие предусмотренное с содержанием кода, что позволит широко использовать возможности этой технологии в практической деятельности.

 

 

1)      Давайте попробуем декодировать уже готовые коды

 На  ваших столах есть готовые  задания (приложение 2). Решите их и проверьте правильность ваших ответов, сканируя штрих коды. (задания с ребусами – картинка ребуса и рядом штрихкод с ответом)

 

2)      А теперь давайте попробуем создать задание с вашим qr-кодом. Мы с вами  зашифровали какое-либо слово. Например, снег. Давайте к этому слову  сделаем ребус. Как же это сделать?  В  поисковой системе  набираем Генератор ребусов-rebus1.com    

             Вводим слово, которое вы зашифровали с помощью QR-кода, например   снег. Нам нужно  скопировать  рисунок. Для этого на ноутбуке нажимаем клавишу  «Print Screen», открываем документ Word и  вставляем  в документ ребус. Нам нужен только рисунок, обрезаем не нужные края. Стрелку подводим к рисунку и дважды нажимаем, находим  «обрезка», обрезаем края. Затем рядом с рисунком ставим наш куар код.

 

Теперь можете поменяться местами и выполнить задания, которые были созданы вашей коллегой.

Этап рефлексии

Использование кр кодов в образовательном процессе поможет значительно повысить мотивацию к обучению; Углубить и повысить качество знаний обучающихся; заинтересовать в добывании знаний; поднять настроение и создать позитивный настрой.

 

Вот и подошла к концу наша работа на мастер-классе и пришло время подводить итоги.

Сделаем это с помощью сервиса Пликерс. (проведение рефлексии с помощью сервиса Plickers и карточек с кодами)


 


Приложение 1.4. С правой стороны экрана появится Ваш QR-код
 Рис. 4. Созданный QR-код
5. Сохраните QR-код в качестве изображения. 
6. Наведя на данный QR-код смартфон или планшет с установленной программой считывания кодов, Вы сможете прочитать зашифрованный текст. 
7. Приложение, считывающее QR-коды можно скачать через Play-market (Android).
 
2. Как создать QR-код?
Для создания QR-кода необходимо провести следующие действия: 
1.Пройдите на сайт http://www.qrcoder.ru.
 
Рис. 1. Вид приложения
2. Введите слово, число или текст, который Вы бы хотели зашифровать, в специальное окошко:
 Рис. 2. Поле для введения текста
3. Нажмите на кнопку «создать код (ctrl+enter)».
 Рис. 3. Клавиша для создания кода
1. Что такое QR-код?

QR-код – это современный способ кодирования небольших объёмов символьной информации в графической картинке. Был разработан и представлен японской компанией «Denso-Wave» в 1994 году. 
Аббревиатура QR производная от английского -  «быстрая реакция», «быстрый отклик». 
Возможности:
-     цифры – 7089
- цифры и буквы (включая кириллицу) – 4296
-   двоичный код – 2953байт
-   иероглифы – 1817
 
Наиболее распространённые в мире форматы:
- интернет-адрес;
- контактные данные;
- адрес электронной почты;
- sms;
- географические данные;
- текст;
- телефонные номера.

 Буклет

 

 

 

 

 

 

 

 


 

3. Использование QR-кодов
в  обучении
*  Может применяться в рамках любого школьного предмета для повышения мотивации, углубления знаний, повторения. 
*  Может использоваться для формирования универсальных учебных действий. 
* Может использоваться на различных этапах урока, в качестве постановки цели, раздаточного материала или домашнего задания. 
* Может применяться как средство межпредметной интеграции.
* Область применения данной технологии ограничена только вашей фантазией!
QR-коды на занятиях становятся отличной альтернативой традиционным приемам и наглядно демонстрируют, что самые простые темы могут быть увлекательными и интересными. Использование QR-кодов создает благоприятную среду для небольшого исследования, а нестандартная ситуация помогает лучше закрепить пройденный материал.
4. Плюсы QR-кодов
* QR-код - это новый вид мобильного сервиса. Быстрота считывания и безошибочность получения информации -  очень привлекательные факты, которые могут заинтересовать современных школьников. 
* В школьном обучении QR-кодирование может стать инструментом для создания игр, головоломок, квестов, кодирования различной образовательной информации. 
*В процессе обучения учащиеся используют собственные  мобильные  устройства. 
* При наличии интернета всегда доступны онлайновые тесты. Возможность прямо на уроке выполнять онлайн - тестирование для актуализации или закрепления материала. 
* Совместная работа не только дает возможность пользоваться мобильным устройством, но и объединяет учеников.  
 

 
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя школа №7  имени адмирала Ф.Ф. Ушакова ТМР

 
Мастер- класс
 «Применение QR-кода в образовательном процессе».

Подготовила: 
учитель истории и обществознания 
Потапова
Анжелика Андреевна


Город Тутаев
2021 год
 

 

 

 


 

 


            Приложение 2. Задания

Решите задание

Проверьте ответ

http://qrcoder.ru/code/?%F4%E5%E2%F0%E0%EB%FC&4&0

Решите задание

Проверьте ответ

http://qrcoder.ru/code/?%EC%E0%F0%F2&4&0

Решите задание

 

 

Проверьте ответ

http://qrcoder.ru/code/?%F1%EA%E0%ED%E5%F0&4&0

Решите задание

Проверьте ответ

http://qrcoder.ru/code/?%EA%EE%E4&4&0

Решите задание

Проверьте ответ

http://qrcoder.ru/code/?%E8%E3%F0%E0&4&0

Решите задание

 

 

Проверьте ответ

http://qrcoder.ru/code/?%E7%E0%E4%E0%ED%E8%E5&4&0

Решите задание

Проверьте ответ

http://qrcoder.ru/code/?%E8%F1%F2%EE%F0%E8%FF&4&0

Решите задание

Проверьте ответ

http://qrcoder.ru/code/?%EC%E0%F1%F2%E5%F0&4&0

Решите задание

 

 

 

 

Проверьте ответ

http://qrcoder.ru/code/?%E8%E3%F0%E0&4&0

Решите задание

Проверьте ответ

http://qrcoder.ru/code/?%F0%E0%E1%EE%F2%E0&4&0

 

Задание

Проверить себя

Против каких завоевателей земли Русской возглавили борьбу Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский?

http://qrcoder.ru/code/?%EF%EE%EB%FF%EA%EE%E2&4&0

3.      Правил в Киеве тот князь,

И молва о нем неслась.

Все соседи князя знали

И мудрейшим называли

http://qrcoder.ru/code/?%DF%F0%EE%F1%EB%E0%E2+%CC%F3%E4%F0%FB%E9&4&0

4.      Униженный, без воли, без земли

Как жаркий раб, всегда лишен покоя,

Крестьянин русский,

Много сотен лет

Тебя томило право… 

http://qrcoder.ru/code/?%EA%F0%E5%EF%EE%F1%F2%ED%EE%E5&4&0