Мастер-класс на тему «Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология». Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения. (Слайд 1)
Вольф Зоя Михайловна, учитель МОУ «СОШ» с. Корткерос РК
Цель мастер-класса: заинтересовать технологией продуктивного чтения, показать её применение на практике. (Слайд 2)
Задачи:
1. Проанализировать этапы работы и структуру урока продуктивного чтения.
2. Сравнить признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения.
Ожидаемый результат: пополнение знаний о технологии продуктивного чтения как современной образовательной технологии.
Современное общество заинтересовано в компетентном читателе, (Слайд 3) т.к. мы живём в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Что может быть продуктом чтения?
Главный продукт – полноценное восприятие и понимание текста детьми.
Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Наталией Николаевной Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. (Слайд 4)
На своих уроках литературного чтения я использую технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения
на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.
Главная цель технологии продуктивного чтения: формирование читательской компетенции школьника, т.е. точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. (Слайд 5) В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста;
одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;
развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей школьников.
Рассмотрим этапы работы и структуру урока продуктивного чтения. (Слайд 6).
I этап. Работа с текстом до чтения.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
III этап. Работа с текстом после чтения.
Рассмотрим этапы по порядку.
I этап. Работа с текстом до чтения. (Слайд 7)
На данном этапе работы с текстом формируются следующие УУД:
умение определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.
Во время работы с текстом до чтения возможно использование следующих приёмов: (Слайд 8-13)
1. Мозговой штурм.
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
-Какой теме будет посвящён наш урок?
-Какие ассоциации возникают у вас по поводу данной темы?
2. Верите ли вы?
3. Глоссарий.
Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.
-Какой теме будет посвящён наш урок?
-Посмотрите на список слов и отметьте те, которые будут связаны с текстом.
4. Ориентиры предвосхищения содержания текста.
Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.
5.Работа с иллюстрациями.
6.Лексическая работа.
Работа со словами, не понятными обучающимся, их толкование, определение содержания произведения.
7.Ассоциативный ряд.
Определение по группе слов темы урока, названия произведения.
8. Определяющее.
Цель: обогащение знаний о предмете (явлении), о котором пойдёт речь в тексте.
-Прочитайте текст, подчеркивая непонятные слова и ставя знак «+» над фактами, которые вас удивили.
После обсуждения прочитанного:
- Почему начали урок с этой информации? Какую цель поставим на уроке?
9. Батарея вопросов (предваряющие вопросы).
10.Развитие словаря.
Цель: обучение умению запоминать слова в контексте.
- Нам скоро встретится слово… Попробуйте его угадать…
11. Соревнуемся с писателем.
Цель: мотивировать на прочтение книги.
Преподаватель молча перелистывает страницы книги, демонстрируя иллюстрации. Потом просит высказаться учащихся о чём будет книга, предположить о событиях, которые могли происходить и концовку текста.
Задание: прочитать и сравнить, насколько наш вариант совпал с авторским и т. д.
Итогом работы на этом этапе является постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. (Слайд 14)
Практическая часть. I этап. Работа с текстом до чтения. (Слайд 15)
- Отгадайте загадку.
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки – ни одной.
- Что это за животное? (Слайд 16)
- Что вы знаете об этом животном?
(Ответы детей).
- А верите ли вы, что иголки ежа могут быть до 3 см?
- А верите ли вы, что их иголки наполнены воздухом?
- А верите ли вы, что у ежей 36 зубов?
- А верите ли вы, что ёж может съесть ядовитую змею-гадюку?
- А верите ли вы, что ежи ловят мышей?
- А верите ли вы, что ежи носят на спине грибы и яблоки?
- А верите ли вы, что ежи не пьют воду?
- А верите ли вы, что ежи делают запасы на зиму?
- А верите ли вы, что ежи хорошо плавают?
-Хотите проверить свои предположения и узнать что-то новое о ежах?
(Работа с дополнительным текстом о ежах. (Приложение 2).
Проверка предположений.)
(Показ выставки книг (Слайды 17-19))
- Кто автор этих книг?
(показ портрета)
- Кто это? Кто узнал? (Слайды 20)
(М. М. Пришвин) (Слайд 21)
- Он нам знаком?
(Да, мы читали во 2-м классе произведения М.Пришвина «Осеннее утро», «Ребята и утята»).
- О чём он пишет?
(О природе, о жизни животных) (Слайд 22)
- Сегодня поработаем с текстом, который называется «Ёж». Как
думаете, о чём будет произведение? Что будет происходить в произведении?
(Ответы детей)
- Догадались, кто автор произведения «Ёж»?
(М.Пришвин) (Слайд 23)
- Цель урока?
(познакомимся с новым текстом; проведём диалог с автором; проверим наши предположения) (Слайд 24)
-Какие приёмы использовали? (Слайд 25)
(Определение тематической направленности текста,
выделение его героев по названию произведения, имени автора, предшествующей
тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.)
- Это продуктивные приёмы - приёмы, которые связаны с активной работой
мышления через использование приёмов умственных действий (анализ и синтез,
классификация, аналогия, обобщение).
-Сравним признаки продуктивного чтения и традиционного урока. (Слайд 26)
II этап. Работа с текстом во время чтения. (Слайд 27)
Цель данного этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Задача: обеспечить полноценное восприятие текста.
Приёмы: (Слайды 28-32)
1. Чтение вслух (попеременное чтение).
Цель: проверка понимания читаемого вслух.
Задача читающих – читать с пониманием,
задача слушающих – задавать чтецу вопросы.
2. Чтение про себя с вопросами
Цель: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющие вопросы.
Дети читают про себя по абзацам и задают вопросы остальным.
Когда дети знакомы с данным приёмом, то можно организовывать работу в парах: один задаёт вопросы, другой отвечает, и наоборот.
3.Диалог с автором.
Задача учителя – учить задавать вопросы автору.
-Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения: Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так? Для чего?... Кто такой?... и т.д.)
-прогнозировать ответы на эти вопросы;
-проверять свои прогнозы по ходу чтения –
интерпретация текста
4. Чтение с остановками.
Учитель по ходу чтения останавливает и задаёт вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
5. Чтение с пометками (Инсерт) «понял», «не понял», «надо обсудить» - проверка понимания текста
или «согласен», «не согласен», «надо обсудить» - выяснение мнение читателя относительно текста.
6. Комментированное чтение.
Чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём автора.
Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Комментарий должен быть кратким и динамичным, усиливающим эмоциональную реакцию детей («Догадались почему?», «Почему именно…»). Именно поэтому ответы детей не должны быть развёрнутыми, можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста.
7. Отношение между вопросом и ответом.
Цель: обучение пониманию текста.
-Заполните таблицу «Где ответ». Ответ может находиться в одном предложении (1), в абзаце (2), в голове читателя (3), за пределами текста (4) (в заглавии, в названии раздела, в научных знаниях и т. д.)
8. Тайм – аут.
Цель: проверка понимания текста.
- Прочитайте еще раз последний абзац и задайте в парах друг другу уточняющие вопросы.
Абзац выбирается учителем с учётом содержания в нём важных фактов для определения смысла текста или темы урока.
9. Проверочный лист.
Цель: проверка понимания текста.
Используется при пересказе текста или его отрывков. Вопросы учитель продумывает заранее.
10.Черты характера.
Цель: обучение интерпретации текста.
- Отметьте черты характера, которыми обладает герой книги. Составьте кластер. Подтвердите своё мнение эпизодом из книги.
11.Синквейн.
Цель: показать своё отношение к тексту.
1. Тема (слово, понятие)
2. Два прилагательных о прочитанном произведении.
3. Три глагола.
4.Предложение.
5.Эмоциональное отношение к произведению.
Этапы работы с текстом во время чтения: (Слайд 33)
1.Первичное чтение текста (выбор приёма в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся).
-Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений).
-Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста.
-Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
-Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и т.д.).
-Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
3. Беседа по содержанию в целом.
-Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.
-Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.
Практическая часть. II этап. Работа с текстом во время чтения. (Слайд 34)
Планируемый результат: вычитывание не только содержания, но и подтекста, своё понимание текста.
-Сейчас попробуем выполнить несколько приёмов: (Слайд 35)
1.Первичное чтение текста. Приём «Чтение с пометками».
Самостоятельное чтение про себя с пометками «-»- не знал, «?»-надо обсудить.
Первичное восприятие.
-К какому жанру относится произведение?
-Понравился рассказ? Чем? Что из произведения вам запомнилось больше всего? Что вас удивило?
Прогноз содержания подтвердился?
2.Повторное чтение.
(медленное «вдумчивое» чтение)
а) Приём: чтение вслух (попеременное чтение).
Цель: проверка понимания читаемого вслух.
Задача читающих – читать с пониманием,
задача слушающих – задавать чтецу вопросы.
-Будем читать по одному абзацу. Помните, читающие и слушатели, свои задачи.
(Предполагаемые вопросы:
1-й абзац: Кто шёл по берегу ручья? Кого он заметил? Где был ёж? Как отреагировал ёж на встречу с человеком? На что было похоже туканье? Чем прикоснулся к ежу автор? Как ответил ёж на прикосновение? Что сделал М.Пришвин?
2-й абзац: Что сделал ёжик, упав в воду? Что сделал автор?
3-й абзац: Для чего М.Пришвин взял ежа с собой?
4-й абзац: Куда положил ежа автор? Долго ёж лежал неподвижно? Где он выбрал себе место?
б) Приём «Чтение с остановками».
Цель: проверка понимания читаемого вслух.
Предполагаемые остановки (вопросы направлены на проверку понимания, на прогноз содержания последующего отрывка).
5-й абзац: остановка в 1-м предложении «Когда стемнело, я зажёг лампу и …» (остановка)
-Как думаете, что случится дальше?
(Ответы детей)
-Что значит «шнырял»?
-Что представлял себе ёжик?
После 6-го абзаца остановка:
-Как думаете, что случится дальше?
(Ответы детей)
После 7-го абзаца остановка:
-Как бы вы ответили на вопрос «Зачем это ёжику газета понадобилась»?
После 8-го абзаца остановка:
- Теперь сможете ответить на вопрос?
9-й абзац: остановка после 1-го предложения
-Что значит «подпустил облака»?
После 10-го абзаца остановка:
-Как думаете, ёж подойдёт попить?
в) Приём « Чтение про себя с вопросами».
Цель: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющие вопросы.
- Сейчас организуем работу в парах: будете читать остальной текст (последние 5 абзацев) про себя, после каждого абзаца по очереди задавать вопросы и отвечать,
т. е. один задаёт вопросы, другой отвечает, и наоборот.
3. Беседа по содержанию в целом.
Обобщение прочитанного.
- От чьего имени идёт повествование в рассказе?
(От лица автора).
- Как произошла первая встреча автора с героем рассказа?
- Как вы думаете, ежику нравилось новое жилище?
(Я думаю, что нравилось, потому что он совсем не боялся человека).
-Какие приёмы использовали? (Слайд 36)
-Сравним признаки продуктивного чтения и традиционного урока. (Слайд 37)
Традиционный урок |
Продуктивное чтение |
Учитель сам читает текст вслух, ученики слушают. |
Читаем и ведём диалог с автором: Задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту. Возникает читательская интерпретация. |
III этап. Работа с текстом после чтения (формулирование его главной мысли). (Слайд 38)
Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом (формулирование главной мысли).
Задача: обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Этапы работы с текстом после чтения. (Слайд 39)
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Понимание авторского замысла.
2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.
В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ученик сможет соотнести еѐ с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.
3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. По иллюстрации используются следующие вопросы:
-Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?
-Точен ли художник в деталях?
-Совпадает ли видение автора с вашим?
4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания).
При выборе творческих заданий учитываются особенности класса в целом и возможности отдельного ученика, используя дифференцированный подход на уроке и дома: ребятам с художественными наклонностями предложить иллюстрирование; «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд; детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование, творческие задания по группам.
Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации. Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. На уроке нужно отводить время и на самостоятельное чтение: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребѐнку увидеть, что ещё непонятно (тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми.
Практическая часть. III этап. Работа с текстом после чтения. (Слайд 40)
Планируемый результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.
1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. (Слайд 41)
- Каким был главный герой - ёжик?
Предлагаю составить синквейн.
1. Тема (слово, понятие)
2. Два прилагательных о прочитанном произведении.
3. Три глагола.
4.Предложение.
5.Эмоциональное отношение к произведению.
-Для чего писатель написал этот рассказ?
(целью автора был показ того, что даже ёж, у которого колючие иголки, который может показаться колючим и неинтересным, является умным, а также весёлым существом, с которым можно проводить время. Также он тоже может нуждаться в заботе и уюте. Нужно любить животных и относиться к ним с осторожностью и заботой. Не забывайте о том, что животные - часть природы, которую нужно обязательно беречь!)
-Чем мы обогатились, прочитав рассказ?
(Узнали, что ёж сообразительный и умный, и если к нему относиться с любовью, то он ответит взаимностью. Человек должен беречь природу и заботиться о животных.)
-Чему учит автор?
(М.Пришвин учит нас находить друзей не только среди людей, но и среди животных, обогащая свою жизнь приятными впечатлениями. Автор формирует представление о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.)
2.Работа с заглавием, иллюстрациями. (Слайд 42)
Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора.
- Прочитайте ещё раз название рассказа. Как его можно ещё озаглавить?
(Я думаю, что «Друзья» или «Вот так приятель!»).
-Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?
-Точен ли художник в деталях?
-Совпадает ли видение автора с вашим?
3. Творческое задание. (Слайд 43)
-В группах самостоятельно составьте план текста.
-Сравним признаки продуктивного чтения и традиционного урока. (Слайд 44)
Традиционный урок |
Продуктивное чтение |
Учитель сам задаёт вопросы, ученики отвечают. Выборочное чтение по заданиям учителя. |
- Беседуем и уточняем позицию автора. |
-Какие приёмы использовали?
Домашнее задание. Приём « Необычная обычность». Подготовить пересказ текста от лица ежа. (Слайд 45)
Рефлексия. (Слайд 46)
Приём “Незаконченное предложение”.
- Сегодня я узнал ...
- Я удивился ...
- Теперь я умею ...
- Я хотел бы ...
Данная технология помогает мне научить детей:
-Медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по частям);
-Читать не для взрослых, а для самого себя;
-Уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.
-Сформировать умение выражать свою позицию и аргументировано её защищать.
-Понимать текст и видеть позицию автора.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.