Мастер-класс на тему «Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология». Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения.
Оценка 5

Мастер-класс на тему «Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология». Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
30.01.2020
Мастер-класс на тему  «Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология». Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения.
Цель мастер-класса: заинтересовать технологией продуктивного чтения, показать её применение на практике. (Слайд 2) Задачи: 1. Проанализировать этапы работы и структуру урока продуктивного чтения. 2. Сравнить признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения.
Мастер-класс ВольфЗ.М..docx

Мастер-класс на тему  «Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология». Сравнение признаков традиционного урока и урока продуктивного чтения.  (Слайд 1)

Вольф Зоя Михайловна, учитель МОУ «СОШ» с. Корткерос РК

 Цель мастер-класса: заинтересовать технологией продуктивного чтения, показать её применение на практике.  (Слайд 2)

Задачи:

1. Проанализировать этапы работы и структуру урока продуктивного чтения.

2. Сравнить признаки традиционного урока и урока продуктивного чтения.

Ожидаемый результат: пополнение знаний о технологии  продуктивного чтения как современной образовательной технологии.

Современное общество заинтересовано в компетентном  читателе, (Слайд 3)  т.к. мы живём  в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов. Что может быть продуктом чтения?

 Главный продукт  – полноценное восприятие и понимание текста детьми. 

Вот почему технология продуктивного чтения, разработанная профессором Наталией Николаевной Светловской, приобретает ведущее значение и способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых стандартах. (Слайд 4)  

На своих уроках литературного чтения я  использую технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения), которая обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения

на этапах до чтения, во время чтения и после чтения.

Главная цель  технологии продуктивного чтения: формирование читательской компетенции школьника, т.е. точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. (Слайд 5)  В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя, у которого есть стойкая привычка к чтению, знающий книги, умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

   формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста;

   одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

   введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей;

   развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей школьников.

Рассмотрим  этапы работы и структуру урока продуктивного чтения. (Слайд 6).

I этап. Работа с текстом до чтения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Рассмотрим этапы по порядку.

I этап.  Работа с текстом до чтения. (Слайд 7)

На данном этапе работы с текстом формируются следующие УУД:

умение определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя, учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

Во время работы с текстом до чтения возможно использование следующих приёмов: (Слайд 8-13)  

1.  Мозговой штурм.

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

-Какой теме будет посвящён наш урок?

-Какие ассоциации возникают у вас по поводу данной темы?

2. Верите ли вы?

3.  Глоссарий.

Цель: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

-Какой теме будет посвящён наш урок?

-Посмотрите на список слов и отметьте те, которые будут связаны с текстом.

4. Ориентиры предвосхищения содержания текста.

Цель: актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста.

5.Работа с иллюстрациями.

6.Лексическая работа.

Работа со словами, не понятными обучающимся, их толкование, определение содержания произведения.

7.Ассоциативный ряд.  

Определение по группе слов темы урока, названия произведения.

8.  Определяющее.

Цель: обогащение знаний о предмете (явлении), о котором пойдёт речь в тексте.

-Прочитайте текст, подчеркивая непонятные слова и ставя знак «+» над фактами, которые вас удивили.

   После обсуждения прочитанного:

- Почему начали урок с этой информации? Какую цель поставим на уроке?

9.  Батарея вопросов (предваряющие вопросы).

10.Развитие словаря.

Цель: обучение умению запоминать слова в контексте.

- Нам скоро встретится слово… Попробуйте его угадать…

 11.   Соревнуемся с писателем.

Цель: мотивировать на прочтение книги.

   Преподаватель молча перелистывает страницы книги, демонстрируя иллюстрации. Потом просит высказаться учащихся о чём будет книга, предположить о событиях, которые могли происходить и концовку текста.

Задание: прочитать и сравнить, насколько наш вариант совпал с авторским  и т. д.

       Итогом работы на этом этапе является  постановка целей урока с учётом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе. (Слайд 14)

Практическая часть. I этап. Работа с текстом до чтения. (Слайд 15)

- Отгадайте загадку.

Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки – ни одной.

- Что это за животное? (Слайд 16)

- Что вы знаете об этом животном?

(Ответы детей).

- А верите ли вы, что иголки ежа могут быть до 3 см?

- А верите ли вы, что их иголки наполнены воздухом?

- А верите ли вы, что у ежей 36 зубов?

- А верите ли вы, что ёж может съесть ядовитую змею-гадюку?

- А верите ли вы, что ежи ловят мышей?

- А верите ли вы, что ежи носят на спине грибы и яблоки?

- А верите ли вы, что ежи не пьют воду?

- А верите ли вы, что ежи делают запасы на зиму?

- А верите ли вы, что ежи хорошо плавают?

-Хотите проверить свои предположения и  узнать что-то новое о ежах?

(Работа с дополнительным текстом о ежах. (Приложение 2).

Проверка предположений.)

 (Показ выставки книг (Слайды 17-19))

-  Кто  автор этих книг?

 (показ портрета)

- Кто это? Кто узнал? (Слайды 20)

(М. М. Пришвин) (Слайд 21)

- Он нам знаком?

(Да, мы читали во 2-м классе произведения М.Пришвина «Осеннее утро»,  «Ребята и утята»).

- О чём он пишет?

(О природе, о жизни животных) (Слайд 22)

- Сегодня поработаем с текстом, который называется «Ёж». Как

думаете, о чём будет произведение? Что будет происходить в произведении?

(Ответы детей)

- Догадались, кто автор произведения «Ёж»?

(М.Пришвин) (Слайд 23)

- Цель урока?

(познакомимся с новым текстом; проведём диалог с автором; проверим наши предположения) (Слайд 24)

-Какие приёмы использовали? (Слайд 25)

(Определение тематической направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора,  предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.)
- Это продуктивные приёмы -  приёмы, которые связаны с активной работой мышления через использование приёмов умственных действий (анализ и синтез, классификация, аналогия, обобщение).

-Сравним признаки продуктивного  чтения и   традиционного урока. (Слайд 26)

II этап. Работа с текстом во время чтения. (Слайд 27)

Цель данного этапа: понимание текста и создание его читательской интерпретации.

Задача: обеспечить полноценное восприятие текста.

Приёмы: (Слайды 28-32)

1. Чтение вслух (попеременное чтение).

Цель: проверка понимания читаемого вслух.

Задача читающих – читать с пониманием,

задача слушающих – задавать чтецу вопросы.

2. Чтение про себя с вопросами

Цель: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющие вопросы.

 Дети читают про себя по  абзацам и задают вопросы остальным.

 Когда дети знакомы с данным приёмом, то можно организовывать работу в парах: один задаёт вопросы, другой отвечает, и наоборот.

3.Диалог с автором.

Задача учителя – учить задавать вопросы автору.

-Видеть в тексте прямые и скрытые вопросы (это вопросы, ответы на которые можно узнать в процессе чтения: Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так? Для чего?... Кто такой?... и т.д.)

-прогнозировать ответы на эти вопросы;

-проверять свои прогнозы по ходу чтения –

   интерпретация текста

4. Чтение с остановками.

  Учитель по ходу чтения останавливает  и задаёт вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

5. Чтение с пометками (Инсерт) «понял», «не понял», «надо обсудить» - проверка понимания текста

 или «согласен», «не согласен», «надо обсудить» - выяснение мнение читателя относительно текста.

6. Комментированное чтение.

 Чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений. Комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нём автора.

Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу! Комментарий должен быть кратким и динамичным, усиливающим эмоциональную реакцию детей («Догадались почему?», «Почему именно…»). Именно поэтому ответы детей не должны быть развёрнутыми, можно им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста.

7.  Отношение между вопросом и ответом.

Цель: обучение пониманию текста.

 -Заполните таблицу «Где ответ». Ответ может находиться в одном предложении (1), в абзаце (2), в голове читателя (3), за пределами текста (4) (в заглавии, в названии раздела, в научных знаниях и т. д.)

8. Тайм – аут.

Цель: проверка понимания текста.

   - Прочитайте еще раз последний абзац и задайте в парах друг другу уточняющие вопросы.

   Абзац выбирается учителем с учётом содержания в нём важных фактов для определения смысла текста или темы урока.

9. Проверочный лист.

Цель: проверка понимания текста.

Используется при пересказе текста или его отрывков. Вопросы учитель продумывает заранее.

10.Черты характера.

Цель: обучение интерпретации текста.

   - Отметьте черты характера, которыми обладает герой книги. Составьте кластер. Подтвердите своё мнение эпизодом из книги

 11.Синквейн.

Цель: показать своё отношение к тексту.

1. Тема (слово, понятие)

2. Два прилагательных о прочитанном произведении.

3. Три глагола.

4.Предложение.

5.Эмоциональное отношение к произведению.

Этапы  работы с текстом во время чтения: (Слайд 33)

  1.Первичное чтение текста (выбор приёма в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся).

-Выявление первичного восприятия  (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений).

-Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

     2. Перечитывание текста. 

-Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

-Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и т.д.).

-Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

    3. Беседа по содержанию в целом. 

-Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

-Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

Практическая часть. II этап. Работа с текстом во время чтения. (Слайд 34)

Планируемый результат: вычитывание не только содержания, но и подтекста, своё понимание текста.

-Сейчас попробуем выполнить несколько приёмов: (Слайд 35)

1.Первичное чтение текста. Приём «Чтение с пометками».

Самостоятельное чтение про себя с пометками «-»- не знал, «?»-надо обсудить.

 Первичное восприятие.

-К какому жанру относится произведение?

-Понравился рассказ? Чем? Что из произведения вам запомнилось больше всего? Что вас удивило?

Прогноз содержания подтвердился?

2.Повторное чтение.

(медленное «вдумчивое» чтение)

а) Приём: чтение вслух (попеременное чтение).

Цель: проверка понимания читаемого вслух.

Задача читающих – читать с пониманием,

задача слушающих – задавать чтецу вопросы.

-Будем читать по одному абзацу. Помните, читающие и слушатели, свои задачи.

(Предполагаемые вопросы:

1-й абзац: Кто шёл по берегу ручья? Кого он заметил? Где был ёж? Как отреагировал ёж на встречу с человеком? На что было похоже туканье? Чем прикоснулся к ежу автор? Как ответил ёж на прикосновение? Что сделал М.Пришвин?

2-й абзац: Что сделал ёжик, упав в воду? Что сделал автор?

3-й абзац: Для чего М.Пришвин взял ежа с собой?

4-й абзац: Куда положил ежа автор? Долго ёж лежал неподвижно? Где он выбрал себе место?

б) Приём «Чтение с остановками».

Цель: проверка понимания читаемого вслух.

Предполагаемые остановки (вопросы направлены на проверку понимания, на прогноз содержания последующего отрывка).

5-й абзац: остановка в 1-м предложении «Когда стемнело, я зажёг лампу и …» (остановка)

-Как думаете, что случится дальше?

(Ответы детей)

-Что значит «шнырял»?

-Что представлял себе ёжик?

После 6-го абзаца остановка:

-Как думаете, что случится дальше?

(Ответы детей)

После 7-го абзаца остановка:

-Как бы вы ответили на  вопрос «Зачем это ёжику газета понадобилась»?

После 8-го абзаца остановка:

- Теперь сможете ответить на вопрос?

9-й абзац: остановка после 1-го предложения

-Что значит «подпустил облака»?

После 10-го абзаца остановка:

-Как думаете, ёж подойдёт попить?

в) Приём « Чтение про себя с вопросами».

Цель: научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющие вопросы.

- Сейчас организуем работу в парах: будете читать остальной текст (последние 5 абзацев) про себя, после каждого абзаца по очереди  задавать вопросы и отвечать,

т. е. один задаёт вопросы, другой отвечает, и наоборот.

    3. Беседа по содержанию в целом.

          Обобщение прочитанного.

-  От чьего имени идёт повествование в рассказе?

 (От лица автора).

-  Как произошла первая встреча автора с героем рассказа? 

-  Как вы думаете, ежику нравилось новое жилище?

 (Я думаю, что нравилось, потому что он совсем не боялся человека).

 

-Какие приёмы использовали? (Слайд 36)

-Сравним признаки продуктивного  чтения и   традиционного урока. (Слайд 37)

Традиционный урок

Продуктивное чтение

Учитель  сам

читает текст вслух,

ученики слушают.

Читаем и ведём диалог с автором:

Задаём вопросы, прогнозируем ответы, проверяем себя по тексту.

           Возникает    читательская интерпретация.

 

III этап. Работа с текстом после чтения (формулирование его главной мысли). (Слайд 38)

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом (формулирование главной мысли).

Задача: обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Этапы работы с текстом после чтения. (Слайд 39)

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Понимание авторского замысла.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя.

В данной технологии рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ученик сможет соотнести еѐ с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Кроме того, грамотно построенный рассказ о писателе углубит понимание прочитанного произведения.

3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла загла­вия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

На данном этапе предусмотрено повторное обращение к заглавию произведения и иллюстрации. Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора. По иллюстрации используются следующие вопросы:

-Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)?

-Точен ли художник в деталях?

-Совпадает ли видение автора с вашим?

4.Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу чита­тельской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания).

При выборе творческих заданий учитываются особенности класса в целом и возможности отдельного ученика, используя дифференцированный подход на уроке и дома: ребятам с художественными наклонностями предложить иллюстрирование; «музыкантам» – подобрать музыкальный ряд; детям с развитым чувством языка – подготовить устное словесное рисование, творческие задания по группам.

     Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации. Основная задача учителя на уроках – помочь ребенку увидеть в тексте автора: «вычитать» его отношение к героям, к ситуации; решить проблему «писатель и действительность», а это возможно лишь в ходе вдумчивого (аналитического, изучающего, «медленного») чтения. На уроке нужно отводить время и на самостоятельное чтение: «Читай самому себе». С этого начинается воспитание вдумчивого читателя. Но есть обязательное условие: читать не спеша! Такое чтение помогает ребѐнку увидеть, что ещё непонятно (тогда он задаёт вопрос классу или учителю), найти, что ему близко, и поделиться мыслями со всеми.

Практическая часть. III этап. Работа с текстом после чтения. (Слайд 40)

Планируемый результат: понимание авторского смысла, корректировка своей интерпретации.

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. (Слайд 41)

- Каким был главный герой - ёжик?

Предлагаю составить синквейн.

1. Тема (слово, понятие)

2. Два прилагательных о прочитанном произведении.

3. Три глагола.

4.Предложение.

5.Эмоциональное отношение к произведению.

-Для чего писатель написал этот рассказ?

(целью автора был показ того, что даже ёж, у которого колючие иголки, который может показаться колючим и неинтересным, является умным, а также весёлым существом, с которым можно проводить время. Также он тоже может нуждаться в заботе и уюте. Нужно любить животных и относиться к ним с осторожностью и заботой. Не забывайте о том, что животные - часть природы, которую нужно обязательно беречь!)

-Чем мы обогатились, прочитав рассказ?

(Узнали, что ёж сообразительный и умный, и если к нему относиться с любовью, то он ответит взаимностью. Человек должен беречь природу и заботиться о животных.)

-Чему учит автор?

(М.Пришвин учит нас находить друзей не только среди людей, но и среди животных, обогащая свою жизнь приятными впечатлениями. Автор формирует представление о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.)

2.Работа с заглавием, иллюстрациями. (Слайд 42)

Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора.

-  Прочитайте ещё раз название рассказа. Как его можно ещё озаглавить?

(Я думаю, что «Друзья» или «Вот так приятель!»).

-Какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник?

-Точен ли художник в деталях?

-Совпадает ли видение автора с вашим?

 

https://img.labirint.ru/images/comments_pic/1009/05labdqcu1267428248.jpg https://goods.kaypu.com/photo/523ba5df968992953a003888.jpg

3. Творческое задание. (Слайд 43)

-В группах самостоятельно составьте план текста.

 

-Сравним признаки продуктивного  чтения и   традиционного урока. (Слайд 44)

Традиционный урок

Продуктивное чтение

Учитель  сам

задаёт  вопросы,

ученики отвечают.

Выборочное чтение по заданиям учителя.

- Беседуем и уточняем позицию автора.

 

-Какие приёмы использовали?

 

Домашнее задание. Приём « Необычная обычность». Подготовить пересказ текста  от лица ежа. (Слайд 45)

 Рефлексия. (Слайд 46)

Приём “Незаконченное предложение”.

- Сегодня я узнал ...

- Я удивился ...

- Теперь я умею ...

- Я хотел бы ...

 

Данная технология помогает мне научить детей:

-Медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по частям);

-Читать не для взрослых, а для самого себя;

-Уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.

-Сформировать умение выражать свою позицию и аргументировано её защищать.

-Понимать текст и видеть позицию автора.


 

Мастер-класс на тему « Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология»

Мастер-класс на тему « Технология продуктивного чтения как современная образовательная технология»

Рассмотрим этапы работы и структуру урока продуктивного чтения

Рассмотрим этапы работы и структуру урока продуктивного чтения

Ассоциативный ряд. Определение по группе слов темы урока, названия произведения

Ассоциативный ряд. Определение по группе слов темы урока, названия произведения

А верите ли вы, что ежи хорошо плавают? -Хотите проверить свои предположения и узнать что-то новое о ежах? (Работа с дополнительным текстом о ежах

А верите ли вы, что ежи хорошо плавают? -Хотите проверить свои предположения и узнать что-то новое о ежах? (Работа с дополнительным текстом о ежах

Чтение про себя с вопросами

Чтение про себя с вопросами

Цель: проверка понимания текста

Цель: проверка понимания текста

Планируемый результат: вычитывание не только содержания, но и подтекста, своё понимание текста

Планируемый результат: вычитывание не только содержания, но и подтекста, своё понимание текста

Ответы детей) После 7-го абзаца остановка: -Как бы вы ответили на вопрос «Зачем это ёжику газета понадобилась»?

Ответы детей) После 7-го абзаца остановка: -Как бы вы ответили на вопрос «Зачем это ёжику газета понадобилась»?

III этап. Работа с текстом после чтения (формулирование его главной мысли)

III этап. Работа с текстом после чтения (формулирование его главной мысли)

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации

Опора на технологию не означает, что уроки работы с текстом будут однообразны по своей структуре и организации

Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора

Проводится беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора

Домашнее задание. Приём « Необычная обычность»

Домашнее задание. Приём « Необычная обычность»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2020