Мастер класс "Начало урока математики"
Оценка 4.9

Мастер класс "Начало урока математики"

Оценка 4.9
docx
математика
29.03.2020
Мастер класс "Начало урока математики"
Начало урока.docx

Начало урока

Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений на уроках математики является стремление самого ученика к познанию. Учитель должен создать у учащихся положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Развитие у учащихся желания самостоятельно выполнять каждое упражнение на уроке и дома, стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью во многом зависит от умения учителя овладеть вниманием учащихся. Удачно выбранный вид деятельности учащихся в начале урока настраивает их на плодотворную работу на протяжении всех 45 минут. Вот почему особое внимание нужно уделить организации начала урока математики.

В начале урока нужно использовать преимущественно те приемы активизации, которые обеспечивают поведение учащихся к осознанию необходимости усвоения нового материала или выполнения определенного задания. И чем ненавязчивей действовать, тем большего результата можно достичь в решении этой задачи.

Планируя способ включения учащихся в урок, учитель должен думать о создании мотивационной основы их работы. Именно творческие, причем посильные, задания наиболее цепко держат внимание учащихся. При этом опора на интерес и радость, которую получат учащиеся от сделанных на уроке открытий и, главное, открытий своих возможностей, способностей, поможет создать мотивационную основу для истоков творческой, созидательной деятельности. В поиске построения начала урока математики помогает осознание того, что сложность, доступная для учащихся, и новизна – основные причины интереса.

Новизна в первую очередь связана с содержанием информации и способами ее подачи. Особенно необходимо это учитывать в 5-6 классах, так как в этом возрасте учащиеся все еще выясняют, кто их них самый-самый. Поэтому в этих классах в начале урока даю различные задания на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии, особое внимание я уделяю логическим задачам.. Такие упражнения для них превращаются в проверку умственных возможностей и носят характер соревнования.

Способы организации начала урока математики:

1.     предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку;

2.     дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному учащимися;

3.     проверить, записанные на доске, уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные;

4.     осуществить проверку каждого логического хода решения какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками;

5.     на доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения;

6.     на столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объяснив тему урока, учитель сообщает, что в конце урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут;

7.     дается обычная традиционная задача с традиционным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное решение;

8.     учащиеся изображают некоторую геометрическую фигуру и проводят небольшую исследовательскую работу по определенному плану;

9.     если же на дом было задание сочинить сказку или составить математический кроссворд, то естественно начинать урок с представления наиболее удачных работ;

10. рассматривается некоторая математическая проблема, которая еще не обсуждалась в классе. Учащиеся намечают план поиска ее решения;

11. на доске выполнены чертежи к домашним задачам (обычно перед уроком геометрии). По готовым чертежам обсуждаются их решения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Логическая «подзарядка»

5 класс

Тройка лошадей проскакала 18 км. Каждая лошадь проскакала 6км?

В коробке было 24 ореха. Белка стащила все орехи, кроме 17. Осталось в коробке 7 орехов?

Если на веревке завязали 5 узлов, то эти узлы разделили веревку на 5 частей?

Наташа веселее, чем Алена. Ира печальнее, чем Наташа. Самая весёлая Наташа?

6 класс

Глоток воды — это много или мало? Измерения показали, что мужчина глотает в среднем 21 мл жидкости, а женщина на ⅓ меньше. Сколько глотает за 1 раз женщина?

Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов выкопают 100 метров канавы за 100 часов?

Изделие весит 89,4 грамма. Сообразите в уме, сколько тонн весит миллион таких изделий.

В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?

Поле зарастает травой в каждый последующий день в 2 раза больше, чем было. Полностью зарастает на 8 дней. За сколько дней зарастет наполовину??


 

Математические квадраты

«Начертите в тетради квадрат, сторона которого 3 клетки». Образец дается на доске. Затем показывается квадрат:

 

0

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img00.jpg

9

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img01.jpg

9

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img01.jpg

27

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img02.jpg

18

 

Учащиеся должны обнаружить закономерность его составления и запомнить все числа (на это дается 1 минута), а затем по команде записать их в своем квадрате.

Обнаружены такие интересные закономерности составления таблицы:

1.     по углам квадрата стоят последовательно числа, кратные 9, начиная с нуля, а между ними их среднее арифметическое;

2.     по периметру квадрата стоят числа, первое их которых 0; а каждое следующее на https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img00.jpg  больше предыдущего, и так до 27. Поэтому надо запомнить всего два числа: 0; https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img00.jpg. Автор этой закономерности фактически открыл для себя арифметическую прогрессию: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img03.jpg 

числаhttps://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img04.jpgбольше числа https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img05.jpg соответственно в 2, 3, 4, 5, 6 раз

Итог. Появление на уроках игры, которая обычно предлагалась на внеклассных занятиях, - неожиданность. Такое начало урока позволяет включить в работу весь класс, кроме того, способствует тренировке зрительной памяти, наблюдательности, учит поиску закономерностей составления таблицы, а также помогает отрабатывать действия с дробями.

 

10

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img06.jpg

15

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img07.jpg

5

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img07.jpg

25

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img08.jpg

20

 

Числа 10, 15, 20, 25 – кратные 5 (оно в центре);

Числа https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img09.jpg - среднее арифметическое двух соседних чисел.

-3

2

5

-8

0

8

-5

-2

3

Числа -3 и 3, 5 - -5, -8 и 8, 2 и -2 противоположные. Среднее число является суммой крайних. Запомнить надо два числа: -3 и 5 = 5+ (-3) и т. д.

 

- 2

- 4

- 6

3

5

7

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img13.jpg

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img14.jpg

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/414714/img15.jpg

1-я строка: четные отрицательные;

2-я строка: нечетные положительные;

3- строка: частное от деления числа 1-й строки на число 2-й строки того же столбца.


 

7 класс геометрия

1.     чертеж, приготовленный заранее на доске, его простота;

2.     легко воспринимаемое условие задачи;

3.     коллективное обсуждение задачи;

4.     четкое понимание последовательности действий, направленных на поиск решения: рассмотреть чертеж, раскрыть смысл каждого изображенного объекта, увидеть его различные функции и, наконец, найти закономерность между ними.

Итог. В самом начале урока, когда ученики когда ученики обычно не ждут от учителя особо сложных упражнений, была дана серьезная задача. Коллективное обсуждение ее снимает страх, что позволяет быстро найти решение. А это создает положительный настрой на всю дальнейшую работу.

Удачное применение этого способа помогает ученику, испытывающему страх перед задачей, одержать психологическую победу над собой.


 

Начало урока Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений на уроках математики является стремление самого ученика к познанию

Начало урока Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений на уроках математики является стремление самого ученика к познанию

Объяснив тему урока, учитель сообщает, что в конце урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут; 4

Объяснив тему урока, учитель сообщает, что в конце урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут; 4

Логическая «подзарядка» 5 класс

Логическая «подзарядка» 5 класс

Математические квадраты «Начертите в тетради квадрат, сторона которого 3 клетки»

Математические квадраты «Начертите в тетради квадрат, сторона которого 3 клетки»

Числа 10, 15, 20, 25 – кратные 5 (оно в центре);

Числа 10, 15, 20, 25 – кратные 5 (оно в центре);

Итог. В самом начале урока, когда ученики когда ученики обычно не ждут от учителя особо сложных упражнений, была дана серьезная задача

Итог. В самом начале урока, когда ученики когда ученики обычно не ждут от учителя особо сложных упражнений, была дана серьезная задача
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2020