Начало урока
Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений на уроках математики является стремление самого ученика к познанию. Учитель должен создать у учащихся положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Развитие у учащихся желания самостоятельно выполнять каждое упражнение на уроке и дома, стремление к познанию, умение управлять собственной познавательной деятельностью во многом зависит от умения учителя овладеть вниманием учащихся. Удачно выбранный вид деятельности учащихся в начале урока настраивает их на плодотворную работу на протяжении всех 45 минут. Вот почему особое внимание нужно уделить организации начала урока математики.
В начале урока нужно использовать преимущественно те приемы активизации, которые обеспечивают поведение учащихся к осознанию необходимости усвоения нового материала или выполнения определенного задания. И чем ненавязчивей действовать, тем большего результата можно достичь в решении этой задачи.
Планируя способ включения учащихся в урок, учитель должен думать о создании мотивационной основы их работы. Именно творческие, причем посильные, задания наиболее цепко держат внимание учащихся. При этом опора на интерес и радость, которую получат учащиеся от сделанных на уроке открытий и, главное, открытий своих возможностей, способностей, поможет создать мотивационную основу для истоков творческой, созидательной деятельности. В поиске построения начала урока математики помогает осознание того, что сложность, доступная для учащихся, и новизна – основные причины интереса.
Новизна в первую очередь связана с содержанием информации и способами ее подачи. Особенно необходимо это учитывать в 5-6 классах, так как в этом возрасте учащиеся все еще выясняют, кто их них самый-самый. Поэтому в этих классах в начале урока даю различные задания на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии, особое внимание я уделяю логическим задачам.. Такие упражнения для них превращаются в проверку умственных возможностей и носят характер соревнования.
Способы организации начала урока математики:
1. предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку;
2. дается задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному учащимися;
3. проверить, записанные на доске, уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные;
4. осуществить проверку каждого логического хода решения какого-либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками;
5. на доске дан чертеж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск ее решения;
6. на столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объяснив тему урока, учитель сообщает, что в конце урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут;
7. дается обычная традиционная задача с традиционным решением. Предлагается найти более короткое, рациональное решение;
8. учащиеся изображают некоторую геометрическую фигуру и проводят небольшую исследовательскую работу по определенному плану;
9. если же на дом было задание сочинить сказку или составить математический кроссворд, то естественно начинать урок с представления наиболее удачных работ;
10. рассматривается некоторая математическая проблема, которая еще не обсуждалась в классе. Учащиеся намечают план поиска ее решения;
11. на доске выполнены чертежи к домашним задачам (обычно перед уроком геометрии). По готовым чертежам обсуждаются их решения;
Логическая «подзарядка»
5 класс
Тройка лошадей проскакала 18 км. Каждая лошадь проскакала 6км?
В коробке было 24 ореха. Белка стащила все орехи, кроме 17. Осталось в коробке 7 орехов?
Если на веревке завязали 5 узлов, то эти узлы разделили веревку на 5 частей?
Наташа веселее, чем Алена. Ира печальнее, чем Наташа. Самая весёлая Наташа?
6 класс
Глоток воды — это много или мало? Измерения показали, что мужчина глотает в среднем 21 мл жидкости, а женщина на ⅓ меньше. Сколько глотает за 1 раз женщина?
Пять землекопов за 5 часов выкапывают 5 метров канавы. Сколько землекопов выкопают 100 метров канавы за 100 часов?
Изделие весит 89,4 грамма. Сообразите в уме, сколько тонн весит миллион таких изделий.
В комнате четыре угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. На хвосте каждой кошки по одной кошке. Сколько всего кошек в комнате?
Поле зарастает травой в каждый последующий день в 2 раза больше, чем было. Полностью зарастает на 8 дней. За сколько дней зарастет наполовину??
Математические квадраты
«Начертите в тетради квадрат, сторона которого 3 клетки». Образец дается на доске. Затем показывается квадрат:
0 |
|
9 |
|
9 |
|
27 |
|
18 |
Учащиеся должны обнаружить закономерность его составления и запомнить все числа (на это дается 1 минута), а затем по команде записать их в своем квадрате.
Обнаружены такие интересные закономерности составления таблицы:
1. по углам квадрата стоят последовательно числа, кратные 9, начиная с нуля, а между ними их среднее арифметическое;
2. по периметру квадрата стоят числа, первое их которых 0; а каждое следующее на больше предыдущего, и так до 27. Поэтому надо запомнить всего два числа: 0; . Автор этой закономерности фактически открыл для себя арифметическую прогрессию:
числабольше числа соответственно в 2, 3, 4, 5, 6 раз
Итог. Появление на уроках игры, которая обычно предлагалась на внеклассных занятиях, - неожиданность. Такое начало урока позволяет включить в работу весь класс, кроме того, способствует тренировке зрительной памяти, наблюдательности, учит поиску закономерностей составления таблицы, а также помогает отрабатывать действия с дробями.
10 |
|
15 |
|
5 |
|
25 |
|
20 |
Числа 10, 15, 20, 25 – кратные 5 (оно в центре);
Числа - среднее арифметическое двух соседних чисел.
-3 |
2 |
5 |
-8 |
0 |
8 |
-5 |
-2 |
3 |
Числа -3 и 3, 5 - -5, -8 и 8, 2 и -2 противоположные. Среднее число является суммой крайних. Запомнить надо два числа: -3 и 5 = 5+ (-3) и т. д.
- 2 |
- 4 |
- 6 |
3 |
5 |
7 |
|
|
|
1-я строка: четные отрицательные;
2-я строка: нечетные положительные;
3- строка: частное от деления числа 1-й строки на число 2-й строки того же столбца.
7 класс геометрия
1. чертеж, приготовленный заранее на доске, его простота;
2. легко воспринимаемое условие задачи;
3. коллективное обсуждение задачи;
4. четкое понимание последовательности действий, направленных на поиск решения: рассмотреть чертеж, раскрыть смысл каждого изображенного объекта, увидеть его различные функции и, наконец, найти закономерность между ними.
Итог. В самом начале урока, когда ученики когда ученики обычно не ждут от учителя особо сложных упражнений, была дана серьезная задача. Коллективное обсуждение ее снимает страх, что позволяет быстро найти решение. А это создает положительный настрой на всю дальнейшую работу.
Удачное применение этого способа помогает ученику, испытывающему страх перед задачей, одержать психологическую победу над собой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.