Мастер-класс по обобщению педагогического опыта "Учимся, развиваясь". Работа с одаренными детьми.

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 03.09.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В презентации по обобщению своего опыта работы показана система работыс одаренными и способными детьми.
Иконка файла материала Сорокина НА. Мастер-класс по обобщению педагогического опыта.docx

Мастер-класс по обобщению педагогического опыта

по теме

«Учимся, развиваясь». Работа с одаренными детьми

 

Гении не падают с неба,

они должны иметь возможность

образоваться и развиться.

А. Бебель

В последние годы в нашей стране, актуальна проблема выявления, поддержки и развития одаренных и талантливых детей. Одаренные дети – это потенциал государства, способный в будущем решать сложные экономические и социальные задачи.

В начальную школу приходят ребята, которых можно отнести к категории одаренных. Им интересно постигать новое, они любознательны, задают много вопросов, интересуясь окружающим его миром, имеют хороший словарный запас и отличную память. Объем знаний этих детей больше, чем у вчерашних сверстников, а речь полная и точная, с ними приятно общаться. Они любят играть в игры, в которых можно проявить свои умственные способности. Среди таких детей можно отметить и таких, которые любят рисовать, мастерить.

С рождения дети наделены определенными способностями, однако не все они развиваются и постепенно природные задатки угасают.

Дети могут быть одаренными в одной или нескольких областях:

- художественная (музыкально-художественная): легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить, умеют видеть прекрасное и необычное рядом;

- творческая: интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели;

- интеллектуальная (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное;

- психомоторная (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами;

- академическая (способность   учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал.

 Поднимая вопрос о системе работы с одаренными детьми младшего школьного возраста, важно понять, что работать надо со всеми. Создавать такую развивающую, творческую образовательную среду, которая будет выявлять, и развивать природные возможности каждого обучающегося.

 Психологи, педагоги, ученые советуют при выявлении одаренных детей использовать комплексный подход разнообразных методов:

- наблюдение за детьми;

- психодиагностические тренинги;

- оценивание поведения детей учителями, родителями, школьными психологами, используя игровые и учебные занятия;

- анализ продуктов творческой деятельности детей;

- организация интеллектуальных и предметных олимпиад, научно-практических конференций младших школьников, творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований, смотров;

 В своей педагогической деятельности для поддержки и развития одаренных детей я использую:

- индивидуальный подход на уроках;

- занятия с одаренными детьми во внеурочной деятельности;

- участие в предметных и метапредметных олимпиадах РОЦ РТ, НОУ ДПО «ЦСГО»;

- участие в школьных, муниципальных, республиканских научно-практических конференциях;

- творческие конкурсы изобразительного искусства, технического творчества;

- интеллектуальные игры, создание индивидуальных, групповых проектов;

- создание портфолио детьми.

 Выявить одаренность детей помогает школьный психолог, затем эта работа продолжается путем наблюдений, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления. На родительском собрании знакомлю родителей своих подопечных с маршрутной картой – планом мероприятий, провожу индивидуальные беседы, даю рекомендации. Считаю, что в работе с одаренными детьми, семья играет важную роль.

Изучение детей помогает заметить способных учеников, важно научить их мыслить, анализировать, обобщать, преодолевать трудности, приучать их к организации самостоятельной деятельности по овладению знаниями.

В работе с одаренными детьми провожу занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направленности «Проектная деятельность». Обучающиеся под моим руководством проводят исследования и создают собственные творческие проекты. Ежегодно в гимназии проводится школьная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ «Юный исследователь».

 Самые достойные получают право защищать свой проект или исследовательскую работу на городских и республиканских конференциях младших школьников. Так в 2017 г. на VI муниципальной конференции проектных и исследовательских работ для младших школьников «Я-исследователь» Кандрова Софья с работой «Куклы моей семьи», Мотыгуллина Сурия - «Изготовление мыла своими руками» и Савельчев Эмиль - «Мое любимое домашнее животное» заняли 3 место. Это был первый опыт выступления первоклассников.

  Уже через год на VII муниципальной конференции «Я – исследователь» исследовательская работа «Так ли важен завтрак для учащегося начальной школы?» Галимовой Фариды – 1 место, 2 место заняли Кандрова Софья «История одной вещи. История печатной машинки», Кашапова Динара -  «Откуда берётся мёд?», Мотыгуллина Сурия - «Татарский национальный костюм».

В 2019 году в 3-ем классе на VIII муниципальной конференции для младших школьников «Я – исследователь» 1 место одержала Файзуллина Камила с исследовательским проектом «Насколько прочно куриное яйцо?». В том же году, Кандрова Софья с работой «История одной вещи: история печатной машинки» была первой и 2 место присудили работе Красиловой Аделины - «История моей семьи. Мой прапрадедушка - Галиаскар Камал», участвуя на XV республиканской научно-практической конференции имени М.Н. Морякова для обучающихся общеобразовательных школ, учреждений среднего профобразования в г. Лениногорск.

В 4-ом класс из-за пандемии муниципальные конференции были отменены.

Для поддержания интереса обучающихся к учебным предметам применяю дифференцированное обучение, учитываю индивидуальные особенности развития детей, провожу интеллектуальные игры, викторины, блиц-турниры. На всех уроках веду работу по развитию выразительной устной речи и орфографической грамотности, обогащению словарного запаса.

 Самые умные одаренные обучающиеся участвуют в очных олимпиадах РОЦ РТ и НОУ ДПО «ЦСГО» по математике, русскому языку, окружающему миру и конкурсах чтения стихов.  Эти дети – мои звездочки и опора.

  Результаты олимпиад – показатель работы с одаренными детьми. В 2019-2020 учебном году мои четвероклассники показали высокие результаты. Так на муниципальном этапе республиканской олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) Сулейманов Ильдан стал победителем, а на заключительном – призером республики. По русскому языку (муниципальный этап) – Молдаванова Лика (победитель), а Хайруллин Даниль, Макаров Степан, Стрелов Иван – призеры. По математике (муниципальный этап) – Шаяхметов Азат (призер). Этим достижениям предшествовала кропотливая работа учителя и детей.

Многие ученики занимаются в спортивных секциях плавания, спортивной гимнастики, айкидо, каратэ, акробатики, фигурного катания. Они участвуют в соревнованиях, показательных выступлениях, смотрах и добиваются высоких результатов. Поощряю детей за их достижения, важно чтобы дети занимались спортом, заботились о своем здоровье. С 1-го класса мы катаемся на лыжах, участвуем в конкурсах смотра и строя, спортивных конкурсах, веселых стартах, а родители являются нашими страстными болельщиками.

Учителю важно, как можно раньше обнаружить незаурядные способности в своих учениках и создать для них условия для обучения, чтобы было больше надежд на то, что в будущем эти дети достигнут высоких результатов в жизни.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Предмет

Уровень, название олимпиады

Результат (занятое место)

Дата проведения  олимпиады

Математика

Республиканская очная олимпиада «Приключения чисел и фигур» в рамках международного проекта «СОМИК». НОУ ДПО «ЦСГО»

Победитель (Сулейманов Ильдан, 2 класс)

14.10.2017

Призер серебряного уровня (Петров Булат, 2 класс)

Призер серебряного уровня (Сулейманова Ралина, 2)

 

Математика

Республиканская очная олимпиада «ГрафДиктант» в рамках международного проекта «СОМИК». НОУ ДПО «ЦСГО»

Победитель (Бакиров Рустам, 2 класс)

14.10.2017г

Победитель (Бахтиева Милана, 2 класс)

Призер серебряного уровня (Галимова Фарида, 2 класс)

Математика

Республиканская очная олимпиада «Тайный код» в рамках международного проекта «СОМИК». НОУ ДПО «ЦСГО»

Призер серебряного уровня (Молдаванова Лика, 2 класс)

14.10.2017г.

Призер бронзового уровня (Лебедев Тимур)

 

Окружающий мир

Республиканская очная олимпиада «Природомир» в рамках международного проекта «СОМИК». НОУ ДПО «ЦСГО»

Призер серебряного уровня (Стрелов Иван, 2 класс)

14.10.2017г.

Призер бронзового уровня (Бурдина Арина, 2 класс

Призер бронзового уровня (Савельчев Эмиль, 2 класс)

Математика

Республиканская очная олимпиада «Скоросчет. Старт» в рамках международного проекта «СОМИК». НОУ ДПО «ЦСГО»

Призер бронзового уровня (Лебедев Тимур, 2 класс)

14.10.2017г.

Призер бронзового уровня (Файзуллина Камила, 2 класс)

Литературное чтение

Республиканская очная олимпиада «Скорочтение» в рамках международного проекта «СОМИК».

Абсолютный победитель (Макаров Степан, 2 класс)

 

 

14.10.2017г.

Русский язык

Республиканская очная олимпиада «Правилограф» в рамках международного проекта «СОМИК». НОУ ДПО «ЦСГО»

Победитель (Кандрова Софья, 2 класс)

14.10.2017г.

Победитель (Кашапова Динара, 2 класс)

 

 

Математика

Республиканская олимпиада для младших школьников "Найди ошибку - математика". МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Призер (Молдаванова Лика, 2 класс)

11.11.2017

Призер (Бахтиева Милана, 2 класс)

Призер (Файзуллина Камила, 2 класс)

Русский язык

Республиканская олимпиада "Найди ошибку – русский язык и литература". МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель (Молдаванова Лика, 2 класс)

 

 

18.11.2017

Окружающий мир

Республиканская олимпиада "Найди ошибку – окружающий мир». МОиН РТ.

ГАУ «РОЦ»

Победитель (Молдаванова Лика, 2 класс)

 

25.11.2017

Призер

(Ишкова Ангелина, 2 класс)

Призер (Кашапова Динара, 2 класс)

Математика, информатика

Республиканская олимпиада по математике для младших школьников "ЛИМон». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель (Молдаванова Лика, 2 класс)

09.12.2017

Призер (Лебедев Тимур,

2 класс)

Призер (Кашапова Динара, 2 класс)

Математика

Республиканская олимпиада для младших школьников "Эрудит" по математике. МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель (Молдаванова Лика, 2 класс)

17.02.2018г.

Победитель (Шаяхметов Азат, 2 класс)

Призер (Сулейманов Ильдан, 2 класс)

Русский язык

Республиканская олимпиада для младших школьников "Эрудит" по русскому языку. МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель (Молдаванова Лика, 2 класс)

03.03.2018

Призер (Макаров Степан, 2 класс)

Призер (Стрелов Иван, 2 класс)

Окружающий мир

Республиканская олимпиада "Эрудит" по окружающему миру. МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Призер Стрелов Иван,

2 класс)

 

 

10.03.2018

Математика

Республиканская олимпиада "Математический марафон" по окружающему миру. МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель (Шаяхметов Азат, 3 класс)

06.10.2018

Призер

(Лебедев Тимур, 3 класс)

Призер (Сулейманова Ралина, 3 класс)

Математика

Республиканская олимпиада по математике для школьников 1-4 классов "Найди ошибку».

МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель

(Гирфанова Динара, 3 класс)

10.11.2018

Победитель (Шаяхметов Азат, 3 класс)

Призер (Молдаванова Лика, 3 класс)

Призер (Лебедев Тимур, 3 класс)

Русский язык

Республиканская олимпиада по русскому языку и литературе» для школьников "Найди ошибку".

МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель (Бакиров

Рустам, 3 класс)

17.11.2018

Победитель (Молдаванова Лика, 3 класс)

Победитель (Файзуллина Камила, 3 класс)

Призер (Гирфанова Динара, 3 класс)

Окружающий мир

Республиканская олимпиада по окружающему миру для школьников 1-4 классов "Найди ошибку».

МОиН РТ. ГАУ «Республиканский олимпиадный центр»

Победитель (Гирфанова Динара, 3 класс)

24.11.2018

Призер

(Савельчев Эмиль, 3 класс)

 

 

 

 

Математика, информатика

Республиканская олимпиада по математике для 1-4 классов "ЛИМон».

МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель (Молдаванова Лика, 3 класс)

08.12.2018

Призер (Савельчев Эмиль, 3 класс)

Призер (Сулейманов Ильдан, 3 класс)

Метапредмет-

ная

Республиканская  метапредметная олимпиада для школьников 1-4 классов "Одаренный ребенок». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель (Гирфанова Динара, 3 класс)

09.02.2019

Призер

 (Лебедев Тимур,

3 класс)

 

Математика

Республиканская олимпиада по математике для школьников 1-6 классов "Эрудит". МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель (Гирфанова Динара, 3 класс)

16.02.2019

Победитель (Лебедев

Тимур, 3 класс)

Победитель (Молдаванова Лика, 3 класс)

Победитель (Сулейманов Ильдан, 3 класс)

Русский язык

Республиканская олимпиада по русскому языку для школьников 1-6 классов "Эрудит".

МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель (Молдаванова Лика, 3 класс)

02.03.2019

Призер (Красилова Аделина, 3 класс)

Призер (Бахтиева Милана, 3 класс)

Призер (Гирфанова Динара, 3 класс)

Математика

Республиканская олимпиада по математике для младших школьников "Математический марафон". МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель (Сунгатова Алия, 4 класс)

05.10. 2019

 

Призер (Лебедев Тимур,

4 класс)

Призер (Хайруллин Даниль, 4 класс)

Русский язык

Республиканская олимпиада по русскому языку и литературе "Эверест".

Победитель (Молдаванова Лика, 4 класс)

 

 

16.11.2019

Математика

Пятая открытая республиканская олимпиада по математике «Олимп». Проект «Сэлэт», КФУ, г.Казань

Призер (Шаяхметов Азат,

4 класс)

 

 

 

 

ноябрь 2019г

Математика, информатика

Республиканская олимпиада по математике «ЛИМон». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель (Лебедев Тимур, 4 класс)

07.12.2019

 

Призер (Шарафиева Амина, 4 класс)

Метапредмет-ная

 

Республиканская очная метапредметная олимпиада для школьников 1-4 классов "Одаренный ребенок». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Призер (Хайруллин Даниль, 4 класс)

08.02.2020

 

Математика

Республиканская олимпиада по математике «Эрудит». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Победитель (Лебедев Тимур, 4 класс)

15.02.2020

 

Окружающий мир

Республиканская олимпиада по окружающему миру «Эрудит». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ»

Призер (Хайруллин Даниль, 4 класс)

14.03.2020