Мастер-класс по обобщению педагогического опыта
по теме
«Учимся, развиваясь». Работа с одаренными детьми
Гении не падают с неба,
они должны иметь возможность
образоваться и развиться.
А. Бебель
В последние годы в нашей стране, актуальна проблема выявления, поддержки и развития одаренных и талантливых детей. Одаренные дети – это потенциал государства, способный в будущем решать сложные экономические и социальные задачи.
В начальную школу приходят ребята, которых можно отнести к категории одаренных. Им интересно постигать новое, они любознательны, задают много вопросов, интересуясь окружающим его миром, имеют хороший словарный запас и отличную память. Объем знаний этих детей больше, чем у вчерашних сверстников, а речь полная и точная, с ними приятно общаться. Они любят играть в игры, в которых можно проявить свои умственные способности. Среди таких детей можно отметить и таких, которые любят рисовать, мастерить.
С рождения дети наделены определенными способностями, однако не все они развиваются и постепенно природные задатки угасают.
Дети могут быть одаренными в одной или нескольких областях:
- художественная (музыкально-художественная): легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить, умеют видеть прекрасное и необычное рядом;
- творческая: интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели;
- интеллектуальная (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное;
- психомоторная (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами;
- академическая (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал.
Поднимая вопрос о системе работы с одаренными детьми младшего школьного возраста, важно понять, что работать надо со всеми. Создавать такую развивающую, творческую образовательную среду, которая будет выявлять, и развивать природные возможности каждого обучающегося.
Психологи, педагоги, ученые советуют при выявлении одаренных детей использовать комплексный подход разнообразных методов:
- наблюдение за детьми;
- психодиагностические тренинги;
- оценивание поведения детей учителями, родителями, школьными психологами, используя игровые и учебные занятия;
- анализ продуктов творческой деятельности детей;
- организация интеллектуальных и предметных олимпиад, научно-практических конференций младших школьников, творческих конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований, смотров;
В своей педагогической деятельности для поддержки и развития одаренных детей я использую:
- индивидуальный подход на уроках;
- занятия с одаренными детьми во внеурочной деятельности;
- участие в предметных и метапредметных олимпиадах РОЦ РТ, НОУ ДПО «ЦСГО»;
- участие в школьных, муниципальных, республиканских научно-практических конференциях;
- творческие конкурсы изобразительного искусства, технического творчества;
- интеллектуальные игры, создание индивидуальных, групповых проектов;
- создание портфолио детьми.
Выявить одаренность детей помогает школьный психолог, затем эта работа продолжается путем наблюдений, изучения психологических особенностей речи, памяти, мышления. На родительском собрании знакомлю родителей своих подопечных с маршрутной картой – планом мероприятий, провожу индивидуальные беседы, даю рекомендации. Считаю, что в работе с одаренными детьми, семья играет важную роль.
Изучение детей помогает заметить способных учеников, важно научить их мыслить, анализировать, обобщать, преодолевать трудности, приучать их к организации самостоятельной деятельности по овладению знаниями.
В работе с одаренными детьми провожу занятия внеурочной деятельности общеинтеллектуального направленности «Проектная деятельность». Обучающиеся под моим руководством проводят исследования и создают собственные творческие проекты. Ежегодно в гимназии проводится школьная научно-практическая конференция проектных и исследовательских работ «Юный исследователь».
Самые достойные получают право защищать свой проект или исследовательскую работу на городских и республиканских конференциях младших школьников. Так в 2017 г. на VI муниципальной конференции проектных и исследовательских работ для младших школьников «Я-исследователь» Кандрова Софья с работой «Куклы моей семьи», Мотыгуллина Сурия - «Изготовление мыла своими руками» и Савельчев Эмиль - «Мое любимое домашнее животное» заняли 3 место. Это был первый опыт выступления первоклассников.
Уже через год на VII муниципальной конференции «Я – исследователь» исследовательская работа «Так ли важен завтрак для учащегося начальной школы?» Галимовой Фариды – 1 место, 2 место заняли Кандрова Софья «История одной вещи. История печатной машинки», Кашапова Динара - «Откуда берётся мёд?», Мотыгуллина Сурия - «Татарский национальный костюм».
В 2019 году в 3-ем классе на VIII муниципальной конференции для младших школьников «Я – исследователь» 1 место одержала Файзуллина Камила с исследовательским проектом «Насколько прочно куриное яйцо?». В том же году, Кандрова Софья с работой «История одной вещи: история печатной машинки» была первой и 2 место присудили работе Красиловой Аделины - «История моей семьи. Мой прапрадедушка - Галиаскар Камал», участвуя на XV республиканской научно-практической конференции имени М.Н. Морякова для обучающихся общеобразовательных школ, учреждений среднего профобразования в г. Лениногорск.
В 4-ом класс из-за пандемии муниципальные конференции были отменены.
Для поддержания интереса обучающихся к учебным предметам применяю дифференцированное обучение, учитываю индивидуальные особенности развития детей, провожу интеллектуальные игры, викторины, блиц-турниры. На всех уроках веду работу по развитию выразительной устной речи и орфографической грамотности, обогащению словарного запаса.
Самые умные одаренные обучающиеся участвуют в очных олимпиадах РОЦ РТ и НОУ ДПО «ЦСГО» по математике, русскому языку, окружающему миру и конкурсах чтения стихов. Эти дети – мои звездочки и опора.
Результаты олимпиад – показатель работы с одаренными детьми. В 2019-2020 учебном году мои четвероклассники показали высокие результаты. Так на муниципальном этапе республиканской олимпиады по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) Сулейманов Ильдан стал победителем, а на заключительном – призером республики. По русскому языку (муниципальный этап) – Молдаванова Лика (победитель), а Хайруллин Даниль, Макаров Степан, Стрелов Иван – призеры. По математике (муниципальный этап) – Шаяхметов Азат (призер). Этим достижениям предшествовала кропотливая работа учителя и детей.
Многие ученики занимаются в спортивных секциях плавания, спортивной гимнастики, айкидо, каратэ, акробатики, фигурного катания. Они участвуют в соревнованиях, показательных выступлениях, смотрах и добиваются высоких результатов. Поощряю детей за их достижения, важно чтобы дети занимались спортом, заботились о своем здоровье. С 1-го класса мы катаемся на лыжах, участвуем в конкурсах смотра и строя, спортивных конкурсах, веселых стартах, а родители являются нашими страстными болельщиками.
Учителю важно, как можно раньше обнаружить незаурядные способности в своих учениках и создать для них условия для обучения, чтобы было больше надежд на то, что в будущем эти дети достигнут высоких результатов в жизни.
Приложение
Предмет |
Уровень, название олимпиады |
Результат (занятое место) |
Дата проведения олимпиады |
Математика |
Республиканская очная олимпиада «Приключения чисел и фигур» в рамках международного проекта «СОМИК». НОУ ДПО «ЦСГО» |
Победитель (Сулейманов Ильдан, 2 класс) |
14.10.2017 |
Призер серебряного уровня (Петров Булат, 2 класс) |
|||
Призер серебряного уровня (Сулейманова Ралина, 2)
|
|||
Математика |
Республиканская очная олимпиада «ГрафДиктант» в рамках международного проекта «СОМИК». НОУ ДПО «ЦСГО» |
Победитель (Бакиров Рустам, 2 класс) |
14.10.2017г |
Победитель (Бахтиева Милана, 2 класс) |
|||
Призер серебряного уровня (Галимова Фарида, 2 класс) |
|||
Математика |
Республиканская очная олимпиада «Тайный код» в рамках международного проекта «СОМИК». НОУ ДПО «ЦСГО» |
Призер серебряного уровня (Молдаванова Лика, 2 класс) |
14.10.2017г. |
Призер бронзового уровня (Лебедев Тимур)
|
|||
Окружающий мир |
Республиканская очная олимпиада «Природомир» в рамках международного проекта «СОМИК». НОУ ДПО «ЦСГО» |
Призер серебряного уровня (Стрелов Иван, 2 класс) |
14.10.2017г. |
Призер бронзового уровня (Бурдина Арина, 2 класс |
|||
Призер бронзового уровня (Савельчев Эмиль, 2 класс) |
|||
Математика |
Республиканская очная олимпиада «Скоросчет. Старт» в рамках международного проекта «СОМИК». НОУ ДПО «ЦСГО» |
Призер бронзового уровня (Лебедев Тимур, 2 класс) |
14.10.2017г. |
Призер бронзового уровня (Файзуллина Камила, 2 класс) |
|||
Литературное чтение |
Республиканская очная олимпиада «Скорочтение» в рамках международного проекта «СОМИК». |
Абсолютный победитель (Макаров Степан, 2 класс)
|
14.10.2017г. |
Русский язык |
Республиканская очная олимпиада «Правилограф» в рамках международного проекта «СОМИК». НОУ ДПО «ЦСГО» |
Победитель (Кандрова Софья, 2 класс) |
14.10.2017г. |
Победитель (Кашапова Динара, 2 класс)
|
|||
Математика |
Республиканская олимпиада для младших школьников "Найди ошибку - математика". МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Призер (Молдаванова Лика, 2 класс) |
11.11.2017 |
Призер (Бахтиева Милана, 2 класс) |
|||
Призер (Файзуллина Камила, 2 класс) |
|||
Русский язык |
Республиканская олимпиада "Найди ошибку – русский язык и литература". МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Молдаванова Лика, 2 класс)
|
18.11.2017 |
Окружающий мир |
Республиканская олимпиада "Найди ошибку – окружающий мир». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Молдаванова Лика, 2 класс) |
25.11.2017 |
Призер (Ишкова Ангелина, 2 класс) |
|||
Призер (Кашапова Динара, 2 класс) |
|||
Математика, информатика |
Республиканская олимпиада по математике для младших школьников "ЛИМон». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Молдаванова Лика, 2 класс) |
09.12.2017 |
Призер (Лебедев Тимур, 2 класс) |
|||
Призер (Кашапова Динара, 2 класс) |
|||
Математика |
Республиканская олимпиада для младших школьников "Эрудит" по математике. МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Молдаванова Лика, 2 класс) |
17.02.2018г. |
Победитель (Шаяхметов Азат, 2 класс) |
|||
Призер (Сулейманов Ильдан, 2 класс) |
|||
Русский язык |
Республиканская олимпиада для младших школьников "Эрудит" по русскому языку. МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Молдаванова Лика, 2 класс) |
03.03.2018 |
Призер (Макаров Степан, 2 класс) |
|||
Призер (Стрелов Иван, 2 класс) |
|||
Окружающий мир |
Республиканская олимпиада "Эрудит" по окружающему миру. МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Призер Стрелов Иван, 2 класс)
|
10.03.2018 |
Математика |
Республиканская олимпиада "Математический марафон" по окружающему миру. МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Шаяхметов Азат, 3 класс) |
06.10.2018 |
Призер (Лебедев Тимур, 3 класс) |
|||
Призер (Сулейманова Ралина, 3 класс) |
|||
Математика |
Республиканская олимпиада по математике для школьников 1-4 классов "Найди ошибку». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Гирфанова Динара, 3 класс) |
10.11.2018 |
Победитель (Шаяхметов Азат, 3 класс) |
|||
Призер (Молдаванова Лика, 3 класс) |
|||
Призер (Лебедев Тимур, 3 класс) |
|||
Русский язык |
Республиканская олимпиада по русскому языку и литературе» для школьников "Найди ошибку". МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Бакиров Рустам, 3 класс) |
17.11.2018 |
Победитель (Молдаванова Лика, 3 класс) |
|||
Победитель (Файзуллина Камила, 3 класс) |
|||
Призер (Гирфанова Динара, 3 класс) |
|||
Окружающий мир |
Республиканская олимпиада по окружающему миру для школьников 1-4 классов "Найди ошибку». МОиН РТ. ГАУ «Республиканский олимпиадный центр» |
Победитель (Гирфанова Динара, 3 класс) |
24.11.2018 |
Призер (Савельчев Эмиль, 3 класс)
|
|||
Математика, информатика |
Республиканская олимпиада по математике для 1-4 классов "ЛИМон». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Молдаванова Лика, 3 класс) |
08.12.2018 |
Призер (Савельчев Эмиль, 3 класс) |
|||
Призер (Сулейманов Ильдан, 3 класс) |
|||
Метапредмет- ная |
Республиканская метапредметная олимпиада для школьников 1-4 классов "Одаренный ребенок». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Гирфанова Динара, 3 класс) |
09.02.2019 |
Призер (Лебедев Тимур, 3 класс)
|
|||
Математика |
Республиканская олимпиада по математике для школьников 1-6 классов "Эрудит". МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Гирфанова Динара, 3 класс) |
16.02.2019 |
Победитель (Лебедев Тимур, 3 класс) |
|||
Победитель (Молдаванова Лика, 3 класс) |
|||
Победитель (Сулейманов Ильдан, 3 класс) |
|||
Русский язык |
Республиканская олимпиада по русскому языку для школьников 1-6 классов "Эрудит". МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Молдаванова Лика, 3 класс) |
02.03.2019 |
Призер (Красилова Аделина, 3 класс) |
|||
Призер (Бахтиева Милана, 3 класс) |
|||
Призер (Гирфанова Динара, 3 класс) |
|||
Математика |
Республиканская олимпиада по математике для младших школьников "Математический марафон". МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Сунгатова Алия, 4 класс) |
05.10. 2019
|
Призер (Лебедев Тимур, 4 класс) |
|||
Призер (Хайруллин Даниль, 4 класс) |
|||
Русский язык |
Республиканская олимпиада по русскому языку и литературе "Эверест". |
Победитель (Молдаванова Лика, 4 класс)
|
16.11.2019 |
Математика |
Пятая открытая республиканская олимпиада по математике «Олимп». Проект «Сэлэт», КФУ, г.Казань |
Призер (Шаяхметов Азат, 4 класс)
|
ноябрь 2019г |
Математика, информатика |
Республиканская олимпиада по математике «ЛИМон». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Лебедев Тимур, 4 класс) |
07.12.2019
|
Призер (Шарафиева Амина, 4 класс) |
|||
Метапредмет-ная
|
Республиканская очная метапредметная олимпиада для школьников 1-4 классов "Одаренный ребенок». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Призер (Хайруллин Даниль, 4 класс) |
08.02.2020
|
Математика |
Республиканская олимпиада по математике «Эрудит». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Победитель (Лебедев Тимур, 4 класс) |
15.02.2020
|
Окружающий мир |
Республиканская олимпиада по окружающему миру «Эрудит». МОиН РТ. ГАУ «РОЦ» |
Призер (Хайруллин Даниль, 4 класс) |
14.03.2020
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.