Мастер-класс по риторике
«Радуга решений»
-I. Релаксация
-Здравствуйте, уважаемые участники и уважаемые гости.
- Я думаю, вы со мной согласитесь, что именно в школе формируется мысль подрастающего поколения, и именно здесь дети учатся принимать решение. Пусть пока маленькое, связанное с учебной задачей. Но у каждого оно своё. Радуга решений рождается через мысль. А как пробудить мысль? Этот вопрос издавна интересовал многих. Индикатором логических операций становится образ, интуиция. Во все времена подчеркивалась важная роль интуиции в создании научных теорий. Именно образ падающего яблока натолкнул Ньютона на открытие закона земного притяжения. Нет ничего образнее, чем мысль. Включите воображение, какие картины возникают в вашем воображении после слов:
Там русский дух, там Русью пахнет!
Ответы участников.
II. Формулирование темы.
- Куда бы вы поехали по России, если бы предоставилась такая возможность?
- А кто хочет побывать в сказочном краю, испытать восторг при виде очаровательной царевны-лебеди, удивление от того, что белка грызёт золотые орешки, гордость за прекрасных русских витязей? Поднимите руки.
Ответы участников.
- Хотите путешествовать!? Тогда в книжный магазин спешите – сказки Пушкина купите!
- С подобными репликами вы встречаетесь каждый день. Что вам напомнила моя речь? (рекламу). От мыслеобраза, созданного в вашем воображении, мы пришли к теме урока «Реклама». На биоадекватном уроке ученики, увиденное в воображении, полученную от педагога учебную информацию, отображают на листе бумаги. ( на слайде рисунки учеников из сказок Пушкина со слоганами)
- Теперь вспомните сказку С Михалкова «Как старик корову продавал». Почему молодому пареньку удалось быстро найти покупателя?
(ему удалось создать хорошую рекламу)
- Талант ритора – облачение образа в красивое и привлекательное слово. Этому учат уроки риторики. Сегодня мы и узнаем особенности рекламы как живого речевого жанра.
-Почему живого? (Живого, т.е. отражающего жизнь.)
-А что значит речевой жанр? (Речевого – т.к. при любом виде рекламы средством подачи является слово.)
- Реклама обращена к чувству и мыслям потребителя одновременно. Воздействие на ум и эмоции как раз и должно побудить положительное восприятие образа, желание действовать, принимать решения. Отсюда вытекают следующие цели рекламы.
Цель рекламы |
Повлиять, внушить, воздействовать, оповестить, привлечь |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II. Знакомство с понятием «Реклама»
- Вспомните, с какими рекламами вы встречаетесь в жизни?
- Вы знакомы с рекламой по телевидению?
- Приходилось вам слушать рекламу по радио?
- Читаете рекламные щитки, плакаты, афиши, газеты?
- Вас больше привлекает реклама по телевидению или по радио?
-Какую информацию вы запомните быстрее и лучше, печатную или видеоинформацию?
- Я не зря задала вам такие вопросы. Рекламные агенты грамотно разбираются в этом вопросе, деля людей на аудиалов, визуалов и кинестетиков. Именно такой подход к подаче информации, мультисенсорный подход, должны взять на вооружение педагоги. Ведь перед нами на уроке тоже сидят дети с разной модальностью.
- Итак, по способу предъявления информации какие виды реклам мы разобрали?
(Составляется таблица)
Цель рекламы |
1.Проинформировать 2. Повлиять, внушить, убедить 3.Напомнить, привлечь |
Виды реклам по способу воздействия |
Печатная реклама Видеореклама Радиореклама
|
|
|
|
|
|
|
|
|
III. Отличие рекламы от объявления
1. Групповая работа на магнитной доске тексты объявлений и реклам
- Перед вами печатный материал. Поработайте коллективно. Выберите из предложенных текстов только рекламы.
1. Внимание!
16 февраля 2011года в книжных магазинах города ожидается поступление нового справочного пособия для школьников «Подготовка к ЕГЭ» .
2. На полках книжных магазинов появились новые справочные пособия «Подготовка к ЕГЭ» . Новые пособия содержат материал по всем предметам, а также советы психолога.
Это просто универсальное пособие!
3. Да, да, да, все люди сегодня торопятся в книжные магазины.
В наших магазинах появилось новое справочное пособие по подготовке к ЕГЭ.
Хотите набрать 100 баллов и обеспечить себе поступление в ВУЗы?
Тогда торопитесь – будущее в ваших руках!
4. Внимание! Дорогие школьники и их родители!
Напоминаем вам, что в наших книжных магазинах осталось очень мало просто необходимых вам справочных пособий «Подготовка к ЕГЭ». Спешите за последними экземплярами!
Справочное пособие - залог успеха!
5. Вниманию школьников и родителей!
С 15 по 30 сентября все книжные магазины города принимают заказы на оптовые поставки справочного пособия «Подготовка к ЕГЭ». Скидки - от количества заказанных экземпляров.
- Что осталось? (объявления)
- Чем реклама отличается от объявления?
IV.Структура рекламы
-Прочитайте текст рекламы, которая ставит своей целью проинформировать покупателя о товаре . Это информационная реклама. Перечитайте только основную информативную часть.
-Прочитайте текст рекламы, которая стремится повлиять и внушить покупателю необходимость покупки. Это увещевательная реклама. Перечитайте только интригующие фразы. Это рекламные крючки.
- Текст напоминающей рекламы. Какой эмоциональный призыв адресован покупателям? В структуре рекламы эта часть называется слоган.
- Мы рассмотрели виды реклам по цели и структуру рекламы.
(Составляется таблица)
Цель рекламы |
1.Проинформировать 2. Повлиять, внушить, убедить 3.Напомнить, привлечь |
Виды реклам по способу воздействия |
Печатная реклама Видеореклама Радиореклама
|
Виды рекламы по цели |
1.Информационная 2.Увещевательная 3.Напоминающая |
Структура рекламы |
1. Информационная часть 2. Рекламные крючки – интригующие элементы 3. Слоган – эмоциональный призыв |
|
|
|
|
IV.Проектная работа
- Используя собранные нами знания, предлагаю вам поработать копирайтерами в рекламном агентстве «Радуга решений»
-Вам поступил заказ на изготовление рекламы от городской общественности. В конвертах вы найдёте задания и тему рекламы. В агентстве работают 3отдела. Каждый отдел принимает своё решение, как выполнить заказ. Итог работы представите в виде стенда.
У 3-го отдела другой способ подачи рекламы.
-Ув. слушатели! А вам для концентрации мысли и внимания предлагаю 9 изображений, расставленных таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей. А центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Почувствуйте основную мысль, назовите единую тему (Книга). Так вот над социальной рекламой книг и чтения под названием «Читающий город» и работает наше рекламное агентство.
Такое задание - это отличное упражнение для развития целостного, т.е. интегративного мышления, называется кроссенс. Игра кроссенс чем-то напоминает обычный кроссворд, только в ней нужно найти не пересекающиеся слова, а смежные смыслы. Например, между рыбой и пальцем, приложенным ко рту, общий элемент – молчание, а между рыбой и мороженым – холод.
- На уроке кроссенс можно использовать как на стадии мотивации, на этапе закрепления материала. Это ещё и способ организации групповой работы, и творческое домашнее задание.
V.Защита проекта
Содержание заказа:
Уважаемое рекламное агентство!
Россия утратила статус «самой читающей страны в мире», и, по статистике, половина взрослого населения России не читает художественной литературы. Нация, утерявшая интерес к чтению, оказывается на грани культурной деградации, становится слабой и уязвимой. Именно чтение – это не просто способ получения информации, это уникальный процесс, способный сделать из человека именно Личность, умеющую чувствовать, сопереживать, мыслить независимо.
Поэтому мы просим вас выполнить социальный
рекламный проект «Читающий город» – проект общественно-полезного типа.
Цель здесь просто одна - вернуть читателей книгам. Мы хотим, чтобы наша
страна по-прежнему была самой читающей в мире. Пусть этот проект найдёт отклик в душе каждого жителя
нашего города!
Городская общественность
- Итак, наше рекламное агентство завершило работу. Я попрошу вас спуститься к членам жюри со своим стендом. А вас предоставить отчёт.
-Как вы решили реализовать заказ?
1 группа:
Наш отдел решил реализовать заказ: «Книга в доме, в семье»
Цель нашей рекламы: повлиять, внушить, убедить родителей и детей в том, что чтение книг в семье не только образовывает, но и укрепляет семью.
Это увещевательная печатная реклама, включающая интригующие картинки .
- Какова структура текстовой части?
Информационная часть содержит следующий текст:
Здоровье семьи зависит не только от пищи для тела, но и пищи для ума, души и сердца. Книги – это способ общения родителей с детьми, комфорт и безопасность, близость и защищённость.
Мы использовали следующие рекламные крючки:
Если вы любите своих детей, хотите вырастить здоровую личность – вооружитесь книгой!
- Какой слоган вы составили?
Мы составили слоган:
С книгой мы растём всегда! Читай с семьёй! Читать – не вредно, вредно – не читать!
-На кого рассчитана ваша реклама?
-Спасибо! Одного из вас во 2 отделе попрошу отнести проект членам жюри в зал, а другого предоставить отчёт.
2 группа:
Наш отдел решил реализовать заказ, работая по теме: «Ступени к славе – строки книг!»
Цель нашей рекламы: убедить людей в том, что ни один великий человек, в какой бы области он ни был знаменит, не смог достичь таких высот без чтения книг.
Это увещевательная печатная реклама с фотографиями.
Информационная часть содержит следующий текст:
«Научиться творить, создавать, быть способным к преобразованиям, по силам человеку, который с удовольствием читает.»
Рекламные крючки:
« Если хочешь стать выдающимся учёным, писателем, знаменитым политическим или творческим деятелем, обрести славу – подружись с книгой!»
Слоган:
«Человек читающий – человек успешный!
-На кого рассчитана ваша реклама? Какие органы чувств должна она задействовать?
- 3 отдел работал над особым заданием администрации агентства. Какое у вас было задание?
(Продумать эскиз баннера для городских улиц.)
-Какой слоган вы подобрали?
- Каждый отдел принял своё решение, как выполнить заказ, чтобы вернуть читателей книгам.
VI. Выводы
- Уважаемые слушатели! После такой рекламы вы принимаете решение в пользу книг и чтения? Поднимите руку в случае согласия.
Как много в нашей жизни порой зависит от умения облачить образы в мысли, а мысли в слова. Эти слова ещё нужно сложить в изящные фразы, фразы выстроить в логичный текст. В этом и есть сила рекламы. Воздействие её на адресатов отражается разноцветным свечением радуги решений.
- В заключение я предлагаю нашим участникам провести рекламную акцию и подарить гостям рекламные флажки.
- Спасибо всем за работу и внимание!
Измайлова М.Р., учитель МОУ СОШ №2
Г. Пугачёва Саратовской обл.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.