ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Еремина Н.Г.
учитель начальных классов
5.12.2019 г.
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.
СЛАЙД 1
Россия – самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к этому базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству усвоения и поддержания духовных ценностей общества. Результаты исследования показывают следующее:
35 % населения никогда не читают, 43 % - от случая к случаю, лишь 22 % читают каждый день.
СЛАЙД 2
Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов 24.10.2016 года на совещании в Карелии представил формирующуюся в России единую систему оценки качества образования, которая состоит из нескольких подсистем. Первая из них касается участия России в международных исследованиях. В ней Россия показывает хорошие результаты, что говорит о высоком качестве образования в начальной школе.
Вместе с тем, проверка читательской грамотности 15-летних школьников в рамках Международного исследования, выявило, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников.
СЛАЙД 3
Таким образом, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют: «Современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».
В условиях модернизации образования, перехода на новые ФГОС изменяются требования к учителю. Одна из основных задач учителя- начальных классов и учителя-словесника – формирование у учащихся социально-необходимого уровня читательской грамотности.
Читательская грамотность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг.
СЛАЙД 4
В концепции универсальных учебных действий наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и оценивать информацию из текста.
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.
Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, их использование зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.
Приемы активного чтения:
СЛАЙД 5
Прием «Чтение с пометками»
Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,
"V" – это я знаю
"+" – это новое для меня
"-" – я думаю иначе
"?" – необходимо разъяснение
"!!" – это меня очень заинтересовало и др.
СЛАЙД 6
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).
СЛАЙД 7
Прием «Чтение с остановками»
Данный прием содержит все стадии технологии:
1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.
2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом. Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"
3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.
Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.
Приемы активизации ранее полученных знаний:
СЛАЙД 8
Прием «Ассоциация»
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
- О чем может пойти речь на уроке?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель записывает на доске
СЛАЙД 9
Прием «Ключевые слова»
После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по
изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.
Приемы графической организации учебного материала:
СЛАЙД 10
Прием «Составление кластера»
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для осмысления учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
СЛАЙД 11
Прием «Перепутанные логические цепочки»
На доске написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там, где по их мнению оно неверно.
Приемы, требующие творчества учащихся:
СЛАЙД 12
Прием «Синквэйн»
Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете.
|
Прием «Цветопись»
Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.
СЛАЙД 13
Прием « Пятиминутное эссе»
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности,оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы .
При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».
СЛАЙД 14
Эффективность данной работы прежде всего зависит от учителя, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами»
( И.Г. Песталоцци).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.