Мастер - класс по теме "Приемы развития смыслового чтения в начальных классах"
Оценка 5

Мастер - класс по теме "Приемы развития смыслового чтения в начальных классах"

Оценка 5
docx
28.05.2020
Мастер - класс по теме "Приемы  развития смыслового чтения в начальных классах"
Приемы обучения смысловому чтению в начальных классах.docx

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

                                                        Еремина Н.Г.

                                                                                     учитель начальных классов

                                                      5.12.2019 г.

Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования.

СЛАЙД 1

Россия – самая читающая в недавнем прошлом страна в мире, сегодня практически утратила интерес к этому базовому компоненту образования и развития культуры, к этому средству усвоения и поддержания духовных  ценностей общества. Результаты исследования показывают следующее:

35 % населения никогда не читают, 43 % - от случая к случаю, лишь 22 % читают каждый день.

СЛАЙД 2

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов 24.10.2016 года на совещании в Карелии представил формирующуюся в России единую систему оценки качества образования, которая состоит из нескольких подсистем. Первая из них касается участия России в международных исследованиях. В ней Россия показывает хорошие результаты, что говорит о высоком качестве образования в начальной школе.

Вместе с тем, проверка читательской грамотности 15-летних школьников в рамках Международного исследования, выявило, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников.

СЛАЙД 3

Таким образом, эксперты, работавшие над Национальной программой поддержки и развития чтения, констатируют: «Современная ситуация в России может характеризоваться как системный кризис читательской культуры. Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением».

В условиях модернизации образования, перехода на новые ФГОС изменяются требования к учителю. Одна из основных задач учителя- начальных классов и учителя-словесника – формирование у учащихся социально-необходимого уровня читательской грамотности.

Читательская грамотность учащихся начальной школы – это  сформированная у детей  способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг.

СЛАЙД 4

В концепции универсальных учебных действий наряду со многими  универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и оценивать информацию из текста.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Смысловое чтение как общеучебное метапредметное умение формируется сначала на уроках литературного чтения, а затем работа продолжается на всех других уроках.

Приёмов работы с текстом, направленных на усвоение содержания прочитанного очень много, их использование  зависит от целей урока, уровня подготовки учащихся, содержания материала и т.д.

Приемы активного чтения:

СЛАЙД 5

Прием «Чтение с пометками»

Во время чтения текста необходимо попросить читателей делать на полях пометки,

"V" – это я знаю

 "+" – это новое для меня

"-" – я думаю иначе

"?" – необходимо разъяснение

"!!" – это меня очень заинтересовало и др.

СЛАЙД 6

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

(Для более успешной адаптации во взрослой жизни детей необходимо учить различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ (тонкие вопросы), и те, на которые ответить столь определенно невозможно (толстые вопросы). Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы).

СЛАЙД 7

Прием «Чтение с остановками»

Данный прием содержит все стадии технологии:

1 стадия - вызов. На данной стадии, на основе лишь заглавия текста и информации об авторе дети должны предположить, о чем будет текст.

2 стадия - осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмысление) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом.   Обязателен вопрос: "Что будет дальше и почему?"

3 стадия - рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Формы работы с учащимися могут быть различными: письмо, дискуссия, совместный поиск, тезисы, выбор пословиц, творческие работы.

         Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Приемы активизации ранее полученных знаний:

СЛАЙД 8

Прием  «Ассоциация»

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

         Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель  записывает на  доске 

СЛАЙД 9

Прием  «Ключевые слова»

После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по

изучаемой теме, сделать свои прогнозы и, в общем, определить цели своей дальнейшей работы.

Приемы графической организации учебного материала:

СЛАЙД 10

Прием  «Составление кластера»

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления – для осмысления учебного материала.

На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

СЛАЙД 11

Прием «Перепутанные логические цепочки»

          На доске   написаны верные и неправильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак “+” там, где они считают, что высказывание правильное и знак “-” там,  где по их мнению оно неверно.

Приемы, требующие творчества учащихся:

СЛАЙД 12

Прием «Синквэйн»

Написание стихотворений по алгоритму – один из интересных приемов работы на уроке. Это  универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете.

 

 

Прием «Цветопись»

Приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать характер героев, совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки.

СЛАЙД 13

Прием « Пятиминутное эссе»

          Этот вид письменного задания применяется   в конце урока, чтобы помочь ученикам подытожить свои знания по изучаемой теме. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности,оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы .

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия «читательская грамотность».

СЛАЙД 14

Эффективность данной работы  прежде  всего зависит от учителя, задача которого, выступая организатором учебной деятельности, стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня;  они будут открывать это новое сами»

( И.Г. Песталоцци).

 

 

 

 


 

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными…

Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными…

Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале

Здесь, познакомившись с частью текста, учащиеся уточняют свое представление о материале

Приемы, требующие творчества учащихся:

Приемы, требующие творчества учащихся:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2020