Мастер класс по теме: "Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими".
Оценка 4.6

Мастер класс по теме: "Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими".

Оценка 4.6
Семинары
docx
22.08.2022
Мастер класс по теме: "Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими".
Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими.docx

Тема мастеркласса: «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими».                                                            Р. Эмерсон.

Оборудование:

ноутбук, мультимедийный проектор, магнитофон, диск с записью песни «Коробейники», компьютерная презентация,

раздаточный материал «Полезные мелочи», старинные меры длины,  веса и объёма, карточки с задачами.

Цели:

- познакомить со старинными мерами длины, веса, объёма;

- познакомить с историей развития торговли в Шуе;

- показать пути развития интереса к математике;

- воспитывать любовь к городу, в котором живём, вызвать желание узнать о нём больше.

 

Самоопреде-

ление к деятельности.

Целеполага-

ние.

 

 

 

 

Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа о раз-витии торгов-ли  в Шуе.

- Скажите, какой предмет для вас самый сложный? Почему?

- Я провела  опрос родителей класса. 68 % сказали, что это математика. 

 

- Мнения о математике различны.  Многие считают её необходимой, но трудной.

 

- Какова цель мастер-класса?

- Как вы считаете, что может сделать  изучение такого трудного предмета более лёгким?

                          Появляются 2 чаши весов.

                          Зелёная - трудно, розовая - легко.

 

- Что советуют нам великие люди?                                                  - Значит, одним из основных факторов, помогающих трудное сделать лёгким,  будет интерес.                                                    - Что интересно детям?    (Вопрос группе)                                                 - Как заинтересовать?       (Вопрос   залу).                                         - Необходимо помнить не только об обучении, но и  о развитии, воспитании детей.                                                                                 В современном мире очень актуальным становится деятельность, направленная на возрождение патриотических чувств молодёжи. Патриотизм - это осознание принадлежности себя к родной истории, к месту рождения, к духовным традициям и чертам русского народа. Часто применяю краеведческий материал на уроках. Это  способствует увеличению интереса.                                                                                                     - Торговля на территории бывшего Шуйского уезда началась давно. Сначала она происходила на Волге, но потом в торговлю были втянуты и окружающие местности. С торговыми целями по Волге прошли первые суда болгар, собиравшие меха. Им на встречу с северо-запада ехали норманны, торговавшие рабами. Вместе с ними в наш край стали приходить русские, захватившие потом торговлю в свои руки. Этими русскими сначала были новгородцы, затем киевляне и, наконец, местные русские купцы. Шуя вела тогда торговлю со многими волжскими городами, вплоть до Астрахани.

Торговля была столь значительной, что уже в 1629 году имелся большой гостиный двор, размером 25 на 20 сажен, да в посаде 45 лавок и шалашей.

Вопросы зрителям из зала.

 

Слайд

 

 

 

 

Версии членов группы, зала, жюри.

Полоски с напечатан-

ными версиями ответов прикрепить на розовую чашу весов.

Слайд.

Версии группы.

Версии   зала.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гостиный двор-это такое место, куда въезжают со своими товарами иногородние купцы. Торговать им разрешалось только в гостином дворе, за это они платили в казну пошлину. Кроме повседневной торговли,- установлены были в Шуе недельные базары, - по вторникам. Давние традиции имели ярмарки, восходящие еще к средневековью. «Где двое, там рынок, трое — базар, а семеро — ярмарка.                                                                               - Кому квасу?                                                                                        С моего кваску не бросишься в печаль-тоску!                                    - Точим ножи, ножницы, Бритвы правим!                                       - Где вы, девушки хвалёны -                                                    Татьяны и Олёны,                                                                 Марьюшки и Матрёны,                                                       Пашки, Сашки, Феклушки и Дашки?                                        Давай – покупай! Выбирай, забирай!                                                         - Иголки не ломки,                                                                                  Нитки, тесёмки,                                                                                    Румяна, помада.                                                                                          Кому чего надо!                                                                                              - Тары - бары, растабары!                                                      Расторговывай товары!                                                                              -Дудки, хлопушки,                                                                                 Бубны, побрякушки!                                                                        Налетай, забирай!                                                                                Веселее выбирай!                                                                                 - Вот она! Вот она -                         - С пылу, с жару!                         Всякая снедь:                                    Пятачок за пару!                         Треска и сельдь,                                                                                     Клюква подснежная,                                                                      Белорыбица нежная!                                                                             Изюм, халва                                                                                                 И китайская трава!                                                                               - По В. И. Далю, «ярмарка — большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями». Конечно же, они были известны издавна, только назывались иначе - торжки, торги. Немецкий дипломат Зигмунд фон Герберштейн назвал этот торг привычным для себя словом «jahrmarkt» - «ярмарка».     

В начале 17 века  была уже в Шуе Борисоглебская  ярмарка, проходившая 24 июня. Была ещё Троицкая ярмарка, проходившая в Шуе на площади у кладбищенской церкви. По Тезе привозили в Шую рыбу, соль, хлеб, москательные товары, то - есть, краски и другие химические продукты.  В 1640 году главным занятием шуян стала торговля. В половине 17 века шуяне торговали изделиями своей промышленности, а именно мылом, кожей, иконами. Торговали и калачами.

 

Слайд.

 

 

 

Звучит музыка «Коробейники».

Коллеги  из группы помогают создать атмосферу ярмарки. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В 1638 году царём Михаилом Фёдоровичем была  дана грамота, разрешающая заниматься этим промыслом. За своё калачное искусство шуяне прозывались «калачниками». В 18 веке в Шую привозили вино, соль, а из Шуи везли продавать кожи, полотна, мыло. Шуяне далеко развозили свои товары и считались хорошими торговцами. Поэтому Пётр 1 требовал посылать шуян в другие города для смотрения по торговой части. Занятия промыслами и торговлей, особенно торговые путешествия, сделали шуянина расторопным, находчивым, плутоватым. О таком характере шуянина свидетельствуют поговорки: «Шуйский плут, хоть кого впряжёт в хомут». В1836 году, существовавшие тогда ярмарки Борисоглебская и Троицкая сменились двумя другими ярмарками: летней Смоленской, происходящей на 9 неделе после пасхи, и зимней Введенской, происходящей с 21 ноября по 5 декабря старого стиля.

В 19 веке шуяне продолжали ездить на ярмарки, а именно: в Холуй, Парское, в Ковров, на украинские ярмарки.

В 1910 году магазинов и лавок в городе Шуе было 389, а в Шуйском уезде – 587.

В Гостином дворе Платон Васильевич Китаев торговал текстилем, мехами. Продавали мануфактуру Иван Егорович Кормушкин, Николай Алексеевич Шорин. Хотя Шуя славилась кожевенными предприятиями, однако кожи продавал только Иван Михайлович Недуев, имевший лавку на Миллионной улице, в доме Носова. Зато на Базарной площади были два магазина, которые обслуживали извозчиков и продавали шорный товар. Их хозяевами были Тимофей Ефремович Волков и Василий Тимофеевич Смолин. Крупными торговцами зерном являлись Иван Константинович Маурцев и Михаил Иванович Шушин. В городе имелись крупные мучные торговцы. Один из них Иван Мартемьянович Турушин. Два самых крупных мясных торговца одновременно предлагали покупателям ещё и рыбу, хотя эти товары не совсем совместимы друг с другом.

Магазины Неофита Дмитриевича Телегина и Михаила Ивановича Шапошникова находились в центре. На Базарной площади Геннадий Васильевич Касаткин и Анатолий Григорьевич Кувшинов торговали бакалеей и колониальными товарами, Кувшинов ещё и посудой. Были магазины колониальных товаров с  ренсковыми погребами. Ренсковым погребом называли «торговое заведение, производившее продажу только на вынос русских и иностранных виноградных вин, пива, медов и крепких напитков в количестве не более трёх вёдер».   Такие магазины находились у Ивана Арсеньевича Баландина на Нагорной улице, у Александра Васильевича Болотова – на Конной площади, и Фёдора Ильича Гундобина – на Стрелецкой улице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

о купцах.

Кратко: купец- промысел.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая часть.

 

 

 

 

 

 

 

 

На Торговой улице в доме Листратова золотыми и серебряными вещами торговал Вульф Лейзерович Штейн.

Торговля лесным материалом вследствие громоздкости этого товара была вынесена к берегу Тезы. Только склад Александры Лукиничны Романовой был на Миллионной улице.

- Мы узнали о том, кто торговал на ярмарках, чем торговали.

- Скажите, что нужно знать, уметь для успешной торговли?

- Верно, нужно знать меры веса, длины, хорошо считать, обладать коммуникативными умениями.

- В наше время мы, не задумываясь, производим вычисления в метрах, граммах, литрах и т.д. Но, естественно, так было не всегда. Начиная с древнейших времен язычества, вплоть до 19 века, наши предки пользовались другими мерами и единицами. Нередко мы слышим слова: пуд, сажень, золотник — но, сколько это в переводе, не знаем. С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Это и удобно, и руки с ногами всегда при тебе, их нельзя "забыть дома". Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.

АРШИН - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м.

 Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага (порядка семидесяти сантиметров, при ходьбе по равнине, в среднем темпе) и являлся базовой величиной для других крупных мер определения длины. Было и другое название этой меры – ШАГ.  Практически, счёт мог производиться парами шагов взрослого человека.

Стали так же применять, под этим названием, равную величину – длину руки.

Для мелких мер длины базовой величиной была, применяемая испокон на Руси мера - "пядь», из которой глазомерно, легко можно было получить меньшие доли – два вершка (1/2 пяди) или вершок (1/4 пяди).

ПЯДЬ (пядница) - древняя русская мера длины.

МАЛАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами расставленных большого и указательного  пальцев = 17,78 см.
БОЛЬШАЯ ПЯДЬ - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см.).
ПЯДЬ С КУВЫРКОМ - пядь с прибавкой двух суставов указательного пальца = 27-31 см

- А откуда вы приехали? Сколько вёрст до вашего города?

ВЕРСТА - старорусская путевая мера. Этим словом, первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты. "Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.

Слайд.

 

 

 

 

 

 

Версии

групп.

 

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

Показыва-ют

старинные меры в группах

 

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

 

 

 

Показ мер длины на человеке из зала с помощью ленты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Величина версты неоднократно менялась в зависимости от числа сажен, входивших в неё, и величины сажени. До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей.
В Шуе отсчёт вёрст вели от весов. Их флагшток был раскрашен, как верстовой столб.

САЖЕНЬ - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Наименование с а ж е н ь происходит от глагола

сягать (досягать) - на сколько можно было дотянуться рукой. Значение сажени 151,4 см. "Маховая сажень" - 1,76 м, расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины.

" Косая сажень " - 2,48 м, самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки.

ЛОКОТЬ равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки"). Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см.

ВЕРШОК - мера длины, равная  ширине двух пальцев (указательного и среднего). Равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти. В современном исчислении - 4,44см.

- Выполните задания.

!группа (коллеги)- От горшка 2 вершка, это сколько?

2 группа (жюри) Определить длину ушей и рост конька Горбунка.

3 группа (зал) Определить свой рост в вершках.

Затруднение. Даю справку.

При определении роста человека или животного счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека): если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.

http://rus-ved-rus.narod.ru/86.jpgМеры объёма.

Ведро

 = 1/40 бочки = 10 кружек = 30 фунтов воды = 100 чарок = 200 шкаликов = 12 литров. В обиходе, два ведра на коромысле должны быть в "подъём женщине". До середины XVII в. в ведре содержалось 12 кружек, во второй половине XVIIв. так называемое казённое ведро содержало 10 кружек, а в кружке — 10 чарок, так что в ведро входило 100 чарок.

Бочка, как мера жидкостей применялась в основном в процессе торговли с иностранцами.

Равнялась 40 ведрам Чаще всего в крестьянском быту http://rus-ved-rus.narod.ru/87.jpgиспользовались небольшие бочки и бочонки от 5-и до 120-и литров.

 

 

 

Слайд

 

 

Показ всеми присутствующими этих мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа в группах.

Дать карточки.

Слайд.

 

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Кружка (слово означает - 'для пития по кругу') = 10 чаркам = 1,23 л.
Чарка (рус. мера жидкости) = 1/10 штофа = 2 шкаликам = 0,123 л.
                                                                                                                               

 

Меры веса

На Руси использовались в торговле следующие http://rus-ved-rus.narod.ru/88.jpgмеры веса:
  берковец =  10 пудов
  пуд =  40 фунтов = 16,38 кг
  фунт (гривна) =  96 золотников = 0,41 кг
  лот =  3 золотника = 12,797 г
  золотник =  4,27 г
  доля =  0,044 г
БЕРКОВЕЦ - эта большая мера веса, употреблялась в оптовой торговле преимущественно для взвешивания воска, меда и т.д.

ЗОЛОТНИК равнялся  4,26 г. Про него говорили: "мал золотник да дорог". Это слово, первоначально обозначало зoлотую монету.                                                                                                                                                   КУЛЬ (ранее Мехъ) – мера сыпучих тел различного весу. (Москва XVII век).

ГАРНЕЦ («горшок» по-древнерусски).

 ЧЕТВЕРИК = 26,25 литра.
В одном четверике 8 гарнцев.
ОСЬМИНА. Мера сыпучих тел равная половине четверти (105 – 125 литра).

Брусок  мыла.

На одну чашку весов положен брусок мыла, на другую 3/4 такого же бруска и еще 3/4 кг. Ве­сы в равновесии. Сколько весит целый брусок мыла?

 (3\4 бруска мыла + 3\4 кг весят столько, сколько целый брусок. Но в целом бруске содержится 3\4 бруска + 1\4 бруска. Значит, 1\4 бруска весит 3\4 кг, и, следовательно, целый брусок весит в 4 раза больше, чем 3\4 кг, то есть 3 кг.)

 

-Умеете ли вы считать? Вопрос, пожалуй, обидный для всех старше 3 лет, но чтобы произносить подряд «один», «два», «три», особого искусства не требуется.

Шуйские купцы считать умели. Поделюсь с вами приёмами быстрого счёта.

Устное умножение  любого числа на однозначное легче начинать с умножения десятков множимого, а затем единиц(27х8=20х8 +7х8=160+56=216)

Если оба множителя двузначные, мысленно разбивают один из них на десятки и единицы. (29х12=29х10+29х2=290+58=348)

 

 

 

Слайд.

 

 

 

 

 

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Члены групп  выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если множимое или множитель легко разложить в уме на однозначные числа, то уменьшают один множитель, увеличив другой во столько же раз. (45х14=90х7=630)

 

- Сосчитав доход, было принято проверять результат. Часто использовали приём «девятки».

Пусть требуется проверить правильность сложения следующего столбца:

                     38932…..7

                       1096…..7

              + 4710043…..1

                   589106…..2

                 5339177…..8

- Составляем в уме сумму цифр каждого слагаемого, причём в получающихся попутно двузначных числах также складываем цифры, пока не получится однозначное число. Результаты записываем, как показано. Складываем все остатки. Получаем 8. Такова должна быть и сумма цифр итога.

- В жизни часто сталкиваемся с ситуацией, когда дети не могут выучить таблицу умножения. Оказывается, можно получить результат, взглянув на свои пальцы.

- Существует способ перемножать числа и без знания таблицы умножения. Им пользовались крестьяне. Рассмотрим примеры.                

                              32 х 13

                              16 х 26

                                8 х 52

                                4 х 104

                                2 х 208

                                1 х 416, значит 32 х 13=416

 

19 х 17

 9 х 34

 4 х 68 * чётные ряды зачеркнуть

 2 х 136*

 1 х 272

 

Числа правого  столбца  сложить, (кроме   зачёркнутых рядов:     17+34+272=323).

 

- Как принято на ярмарках, самые активные члены групп получают приз - петушка на палочке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд со способом умножения на пальцах

 

 

 

 

 

Рефлексия. Подведение итога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- На какой вопрос искали ответы?

                                               (Как трудное, сделать лёгким.)

 

 

- Думаю, что если подойти к вопросу творчески, с радостью, используя знания, умения, навыки, применяя их в деятельности, опираясь на интерес и жизненный опыт, учитывая личности всех участников процесса, добиваясь поставленной цели, в процессе игры, при взаимодействии в коллективе, можно совершить настоящее открытие, и тогда трудное, обязательно станет лёгким.

 

- Благодарю за внимание.

 

Вопрос для всех групп.

 

 

 

Слайды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Тема мастеркласса: «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими»

Тема мастеркласса: «Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими»

Самоопреде- ление к деятельности

Самоопреде- ление к деятельности

Гостиный двор-это такое место, куда въезжают со своими товарами иногородние купцы

Гостиный двор-это такое место, куда въезжают со своими товарами иногородние купцы

В 1638 году царём Михаилом Фёдоровичем была дана грамота, разрешающая заниматься этим промыслом

В 1638 году царём Михаилом Фёдоровичем была дана грамота, разрешающая заниматься этим промыслом

Практическая часть.

Практическая часть.

Показ мер длины на человеке из зала с помощью ленты

Показ мер длины на человеке из зала с помощью ленты

Выполнение упражнений.

Выполнение упражнений.

Если множимое или множитель легко разложить в уме на однозначные числа, то уменьшают один множитель, увеличив другой во столько же раз

Если множимое или множитель легко разложить в уме на однозначные числа, то уменьшают один множитель, увеличив другой во столько же раз

Рефлексия. Подведение итога. -

Рефлексия. Подведение итога. -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.08.2022