Мастер класс "Подготовка к ЕГЭ по истории"
Оценка 4.8

Мастер класс "Подготовка к ЕГЭ по истории"

Оценка 4.8
Занимательные материалы +2
docx
история
5 кл—11 кл
11.11.2022
Мастер класс "Подготовка к ЕГЭ по истории"
В работе представлен собственный опыт по подготовке к ЕГЭ. Приведены интересные приемы как легче обучающимся запомнить даты, карты основных исторических событий.
Мастер класс Подготовка к ЕГЭ по истории.docx

Мастер – класс: «Подготовка обучающихся к ЕГЭ по истории»

Цели проведения мастер-класса:

1.                  Повышение профессионального уровня и обмен передовым опытом учителей истории и обществознания,

2.                  Создание условий для формирования индивидуального стиля творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

1.Организационно-мотивационный этап.

Выявление актуальности проблемы поэтапной подготовки обучающихся к ЕГЭ по истории.

Современное образование, соответствующее требованиям ФГОС влечет за собой такой результат, как сдача ЕГЭ. ЕГЭ – единый государственный экзамен, нужен ученикам для получения аттестата и поступления в ВУЗ. Но к большому сожалению, эти три буквы вызывают страх не только у учеников, но и у учителей. Ведь каждому учителю важен высокий результат своего подопечного.

В процессе обучения истории учитель обязан выполнить существующий образовательный стандарт, но при этом сталкивается с серьёзными проблемами в преподавании истории.

 

История – предмет специфичный. В отличие от обществознания, где может выручить широкий кругозор и общая информированность о социальных процессах, подготовка к ЕГЭ по истории требует твердых знаний дат (а это память!), событий (а это чтение большого объема материала!), умения их описывать (а это гуманитарный склад мышления!).
Кроме того, термины, ориентация на исторической и географической карте, визуализация памятников искусства, иллюстрирующих события разных периодов истории России. С 2012 года материал ЕГЭ по истории усложнен введением в тестовые задания блока Всемирной истории, которая в обычной школе в старших классах практически не преподается.

·                     Одна из главных проблем - проблема подготовки учащихся к итоговой аттестации.

 

Введение ЕГЭ показало наличие столкновения между «знаниевым» подходом, отраженным в заданиях ЕГЭ, и требованиями в стандарте.

 

 Результаты ЕГЭ в 2021/2022 учебном году

 

Предмет

Кол-во сдававших

Средний балл

100 балов

Не сдали

История

40 человек

50

1 человек

 6 человек,

15% (порог 7 первичных,

32 вторичных) )

 

 

 

 

 

 

 

 

Перед учителями стоит важная дилемма: как учить?

Учащийся не только должен освоить огромный объем учебного материала, но и досконально знать процедуру тестирования и уметь решать тесты быстро и правильно.

Кроме того, введение ЕГЭ и ОГЭ сегодня повышает требования к учителю, особенно в старших классах. Учителю необходимо значительно пересмотреть и перестроить систему подготовки учащихся к итоговой аттестации и, более того, всю свою педагогическую деятельность.

Каждый год происходят изменения в ЕГЭ. Что же нас ожидает в 2023 году?

Модернизация ЕГЭ по истории предполагает следующие изменения в КИМах 2023 года:  -- Увеличено количество вопросов. Теперь их 21 (ранее было 19).

- Увеличен максимальный балл до 42 (ранее было 38).

- Увеличено количество заданий по ВОВ (Великой Отечественной войне).

- Появился новый вопрос (№20), в котором предлагается выполнить сравнение исторических событий, имевших существенное значение на становление стран процессов и различного рода явлений.

- В заданиях №18 и 19 внесены корректировки в критерии оценивания....

Будут ли способствовать, изменения, предложенные ФИПИ, популяризации истории как предмета по выбору на Едином Государственном Экзамене? Маловероятно, ведь в 2022 года предмет и так занимал в рейтинге далеко не ведущие позиции.

Среди основных проблем сами выпускники отмечают:

1)      большой объем информации;

2)      сложность запоминания;

3)      низкая востребованность ВУЗами;

4)      постоянные изменения, затрудняющие процесс подготовки.

   Итак, давайте разберемся, что ждет выпускников 11 классов, которые решат в 2023 году сдавать ЕГЭ по истории.

 

      

 

 

 

 

2 Этап. Презентация опыта педагогической техники педагога.

При подготовке к ОГЭ, ЕГЭ по истории и обществознанию, считаю необходимым, прежде всего, использовать системно-деятельностный подход и поэтапную подготовку учащихся к ЕГЭ.

Такая поэтапная подготовка позволяет учителю организовать учебный процесс как самостоятельный, творческий поиск самого ученика в партнёрском взаимодействии с учителем. Основная подготовка выпускников к ЕГЭ и ОГЭ по истории и обществознанию, должна осуществляться не только в течение всего учебного года в старшей школе, но и начиная с 6класса.

 

1 этап – работа с понятиями на уроках;

2 этап – работа с текстами: развитие навыков внимательного прочтения текста; составление плана простого и сложного;

3 этап – работа с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверка своих знаний.

4 этап – работа с тренажёрами, выполнение тестовых заданий, сформированных в соответствии с кодификатором ЕГЭ, работа по формированию умений выполнения эссе.

5 этап – внеклассная работа по предмету в целях дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний (работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий).

 

Хочу предложить вашему вниманию собственный опыт решения подобных задач.

При подготовке к ЕГЭ по истории необходимо ознакомиться с кодификатором, где представлено 5 модулей и спецификацией.

Мой метод подготовки к ЕГЭ заключается в том, что к окончанию учебного курса школьной программы по истории у обучающихся на руках имеется 2 папки. Это теоретические знания и практическая работа. Ведь недаром китайский мыслитель Конфуций сказал: «Скажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню, дай мне сделать — и я пойму.» Нет практики без знания теории, но и невозможно усвоить теорию на 100%, не используя практику. Итак, разделим всю работу на этапы.

1)                 Работа с теоретическим материалом по кодификатору.

2)                 Составление собственных КИМов. (легкие вопросы, сложные вопросы, каверзные вопросы)

3)                 Решение Демо – версий экзаменов прошлых лет.

Такой подход позволит учащимся самим разобраться в тех темах, которые на его взгляд более сложнее и на которые стоит заострить внимание. 

Умение работать с историческим источником — эта одна из базовых компетенций, которая проверяется у выпускника, сдающего ЕГЭ по истории. Великий Шарль Монтескье отмечал, что «История — это ряд выдуманных событий по поводу действительно совершившихся». Наша задача — уметь оценивать исторический текст с позиций объективности и выполнять задания к нему.

Что такое исторический текст в формате ЕГЭ по истории? Это ряд заданий, которые проверяют умения выпускника работать с информацией, которая представлена в явном и неявном виде. Например, здесь может быть представлен отрывок из летописи, труда историка, мемуаров исторического деятеля или отзыва очевидца событий.

Исторические тексты (или их отрывки) встречаются во всех частях ЕГЭ по истории — части 1 (тестовой) и части 2 (письменной, аналитической).

В заданиях разработчики КИМов могут попросить просто назвать год, когда происходили описываемые в тексте события, а могут и предложить самостоятельно оценить происходящее, найти нужные характеристики в тексте с помощью контекстного поиска, а могут и на основании собственных знаний попробовать проанализировать причины, итоги описываемого.

Итак, задание с историческим текстом:

hello_html_m13a9eed.png

И сразу обсудим методику работы с ним. Используется приём «маркера». Выделяем ключевые слова — Царьопричнина, видим в тексте описываемый произвольный террор. Понимаем, что речь идет об Иване IV Грозном.

Теперь проверяем себя, отбрасывая другие предлагаемые нам персонажи в сторону:

1. Василий Шуйский не был опричником, да и царем в период опричнины, естественно, тоже, он правил уже в эпоху Смуты с 1606 по 1610 годы.

2. Борис Годунов, как раз опричником был, но в это время страной, конечно, не правил. А царем он станет уже после смерти сына Грозного Федора Иоанновича, последнего Рюриковича на престоле в 1598 году.

3. Дед Ивана IV Иван III Царем вообще не был, он называл себя государем и самодержцем, но первым царский титул принял все-таки его своенравный внук.

Итак, ответ 4.

Ученикам для работы даётся памятка «Как работать с текстом ЕГЭ по истории?».

1. При работе с текстом ЕГЭ по истории необходимо выделять в нем ключевые мысли, имена, даты — все, что может помочь идентифицировать события, описывающиеся в нем, период, о котором идет речь или его создания.

2. Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание на черновик.

3. Внимательно прочитайте задание, определите, что именно от Вас требуется и сколько элементов ответа нужно дать.

4. Показываем при ответе в письменной части 2 свои знания и эрудицию, по возможности применяем термины.

5. Выписывайте ответ максимально формально приближенно к заданию, так чтобы эксперт четко видел, на какой элемент задания Вы даете ответ.

6. Нумеруйте элементы ответа, если это дано в формулировке задания.

7. И помните, что глубокие знания истории — залог успешного выполнения текстовых заданий ЕГЭ по истории 2017.

Наиболее трудным заданием для учащихся является задание № 25 – где экзаменаторы предлагают написать историческое сочинение на определенный период. Хронологические рамки периода представлены 4 вариантами, что немного облегчает задачу.

Для того, чтобы правильно написать историческое сочинение, необходимо разобраться в чем его особенность.

Написание эссе по истории способствует развитию личности учащегося, учит вырабатывать свое собственное мнение, оценочное суждение по поводу того или иного исторического события, формировать ценностные приоритеты.

 

Эссе по истории не только проверяет знание автора исторических событий, но и способность систематизировать информацию, представлять результаты в свободной форме, понимать историческое значение событий и явлений.

Историческое эссе оценивается по определенным критериям, исходя из которых можно выделить несколько правил написания эссе.

Эссе должно содержать следующие элементы:

1.      более двух исторических событий или явлений;

2.      две исторические персоны и их значимость в определенном периоде;

3.      причинно-следственные связи между историческими явлениями в определенный период;

4.      оценка значимости исторического периода;

5.      корректное использование понятий и терминов по предмету.

Из чего состоит эссе по истории

Первым этапом в написании исторического сочинения является выбор периода в истории и определение его особенности. В начале эссе следует обозначить, чем характеризуется этот период, его специфику, а затем подбирать соответствующие факты.

 

Исторические факты

Факты в истории подразделяются на исторические и научно-исторические. Первые – это те, которые действительно имели место в истории, обладающие объективностью и локализованностью во времени и пространстве. Научно-исторические факты обычно отражают мнения ученых, их умозаключений по поводу исторических событий, основанные на исторических источниках.

При отборе фактов необходимо не просто перечислить события, происходившие в описываемый период, а выделить главные, наиболее значимые события, в полной мере соответствующие и отражающие специфику периода.

 

Оценочные знания

Далее требуется отразить оценочные знания о предмете, которые проявляются в знании различных научных точек зрения, версий описания исторических событий и явлений. При оценивании принимается во внимание глубина раскрытия вопроса и аргументированность суждений.

 

Характеристика исторической личности

Одним из критериев оценивания является описание исторической личности. Однако для получения высокого балла недостаточно простого описания деятельности персоны, даже очень подробного и развернутого. В задании требуется описать роль этих исторических персон в конкретном периоде, опираясь на исторические факты. Выполнение именно этого требования позволяет оценить эссе по этому критерию на более высокий балл.

 

Причинно-следственные связи

Умение выявлять причинно-следственные связи также является одним из критериев хорошего исторического эссе. Все исторические события или явления порождают другие события и явления, и сами, при этом, были рождены определенными событиями и явлениями. Учащийся должен уметь анализировать факты, устанавливать причины и следствия, делать соответствующие выводы, что является действительно довольно сложной умственной работой.

При этом важную роль играют имеющиеся знания всех фактов, относящихся к описываемому периоду, их хронологической последовательности. Необходимо выстроить логическую схему или цепочку событий, последовательно связанных друг с другом. Чаще всего бывает, что событие провоцирует несколько причин. В этом случае необходимо уметь выделять наиболее существенные события.

 

Алгоритм написания эссе по истории

Шаг 1. Выбираем период.

Шаг 2. Подтверждаем правильность выбора.

Шаг 3. Выбираем название периоду, отражающее его специфику.

Шаг 4. Определяем события, относящиеся к этому периоду; выявляем наиболее важные и второстепенные.

Шаг 5. Вспоминаем исторических личностей, деятельность которых относится к этому периоду, их роль и влияние на исторический ход событий.

Шаг 6. Выявляем причины происходящих в этом периоде событий.

Шаг 7. Подбираем соответствующие исторические понятий и термины.

Шаг 8. Определяем исторические факты, раскрывающие значение периода, используем, при этом, мнения ученых.

Шаг 9. Упорядочиваем и систематизируем информацию.

Шаг 10. Составляем план и пишем эссе в соответствии с ним:

Введение (краткое описание сути выбранного периода);

Основная часть;

Заключение (оценка значимости периода).

Шаг 11. Проверяем и дорабатываем эссе.

 

Заключение.

И главное. Задача учителя, который готовит выпускника к ЕГЭ по истории – не завалить его огромным количеством дат и фактов. А научить самостоятельно применять минимальный набор фактических знаний. Как говорят математики – выбрать главное, отрезать лишнее, оставить нужное. Одним словом - Мыслить!

 

Нам, учителям, не хочется, чтобы на ЕГЭ по истории эксперты читали такие ответы:

- «Петр I жил нормально. Когда родился и умер, не могу сказать. Знаю, что запретил носить шапку и юбку. Его убили у себя в комнате. Он сделал везде черные ходы, а у себя в комнате не сделал».

 

- «При Иване происходило искоренение инакомыслия путем коррупции»

- «Иван Грозный убил многих влиятельных бизнесменов, мешавших ему управлять государством»;

- «Екатерина II продала Курильские острова Японии»;

- «В 1941 году даже интеллигенты сражались с интервентами - «Большой след оставил Александр Суворов в руководстве красноармейской армией в войне с французами под Бородино»;

- «Екатерина II была удостоена Александром I звания «бабушки России»»;

Закончить сегодняшний мастер-класс мне хочется словами немецкого педагога, либерального политика Фридриха Дестервега: «Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

И как нельзя лучше, на мой взгляд, подходят слова эпиграфа сегодняшнего мастер-класса, с которыми можно обратиться к нашим выпускникам: «Человек достигнет результата, только делая что-то сам...».

 

3. Рефлексия. 

Дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

 

 

ПАМЯТКА,

1.      Характеристика исторического деятеля

Вариант 1

Характеристика – представление образа личности путем описания её внешности, перечисления биографических сведений.

 

1.                                     Назовите имя, даты жизни, происхождение.

2.                                     Опишите внешний облик личности.

3.                                     Определите главные черты характера.

4.                                     Раскройте важнейшие события жизни и поступки.

5.                                     Определите значение деятельности личности.

6.                                     Выразите ваше отношение к личности. 

 

          Как давать оценку личности 

1.                                     Выскажите свое мнение о делах и поступках личности (подтверждая его фактами).

2.                                     Определите, что вам нравится в личности, а что для вас оказалось неприемлемым в её характере, поступках.

3.                                     Объясните, почему.

Вариант 2

1.Имя  исторического деятеля.  В  какое время он жил (если возможно, установи точную дату)? К какой общественной группе (сословию, классу) он принадлежал?

2.Если возможно, опиши его внешность, черты характера.

3. Расскажи о его делах. В чьих интересах он действовал? Ка­ким путем добивался своей цели? Установи по делам, поступкам, какие  сильные и слабые стороны характера проявились в его деятельности.

4. Оцени результаты его деятельности: для государства, народа,  живущих рядом с ним людей, для развития культуры, страны

5. Какие дела и поступки вызывают ваше уважение к нему, ка­кие - неодобрение?


 

2.      Памятка по подготовке сообщения по теме

Сообщение – краткое выступление перед одноклассниками по небольшому учебному вопросу. 

Выберите (уясните) тему сообщения.

Составьте план изучения темы.

Найдите источники для подготовки сообщения. Наиболее достоверными являются первоисточники и научно-популярная литература.

При необходимости сделайте выписки из книг.

Можете написать текст выступления.

Подготовьте изложение темы по плану и отрепетируйте ваше сообщение.

Во время выступления перед одноклассниками говорите свободно (не зачитывая текст) и понятно.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.      Памятка - как готовить домашнее задание по учебнику

 

1. По названию параграфа определите его главную тему.
2. По названиям пунктов параграфа проследите план изучения темы.
3. Заучивать текст параграфа не надо! При чтении основного текста параграфа:

-выясняйте значения новых для вас слов, для этого используйте наш «словарик»;

-самые важные сведения выделены в тексте жирным шрифтом или курсивом, на них обращайте особое внимание;

-обязательно выполняйте все задания и отвечайте на вопросы, размещенные в тексте параграфа;

-внимательно изучайте иллюстрации, схемы, таблицы параграфа. отвечайте на вопросы к этим частям учебника.

4. Прочитайте дополнительные тексты к параграфу. Постарайтесь ответить на вопросы к ним.
5. Проверьте, как вы усвоили тему, ответив на вопросы и выполнив задания, которые находятся после параграфа.
6. Попробуйте придумать свои вопросы по теме параграфа и постарайтесь найти на них ответы самостоятельно или с помощью книг.


 

4.      Памятка - как работать с иллюстрацией

1.                                     Внимательно рассмотрите иллюстрацию.

2.                                     Опишите, что вы видите на иллюстрации. Сначала опишите, что изображено на переднем плане иллюстрации, затем – что находится на заднем плане, слева и справа.

3.                                     Обратите внимание на внешний вид людей, их действия, другие детали.

4.                                     Предположите, правдиво ли это изображение?

5.                                     В чём ценность информации, которую несёт в себе данная иллюстрация?


 

5. Памятка - как доказывать свои суждения

Доказательство – последовательное обоснование своих мыслей.

1.                                                             Определите, что вам необходимо доказать – тезис. Тезис – это определенное утверждение.

2.                                                             Приведите аргументы вашего доказательства. Аргументы – это факты, положения, с помощью которых можно показать истинность тезиса.

3.                                                             Сделайте выводы – почему тезис верен.


 

6.      Как составлять план текста

 План текста – это краткое перечисление основных вопросов содержания текста.

План может быть простым или сложным.

Простой план – это перечисление главных вопросов содержания, состоит не более чем из 3-5 пунктов.

Сложный план кроме основных пунктов имеет еще и подпункты, которые  раскрывают содержание главных вопросов.

1.                                                                                     Внимательно прочитайте текст.

2.                                                                                     Разделите текст на законченные по смыслу части.

3.                                                                                     Выделите главную мысль каждой части.

4.                                                                                     Озаглавьте части текста: главные мысли каждой части текста надо сформулировать в виде названий пунктов плана.

5.                                                                                     Пункты плана формулируйте кратко и точно.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Мастер – класс: «Подготовка обучающихся к

Мастер – класс: «Подготовка обучающихся к

Появился новый вопрос (№20), в котором предлагается выполнить сравнение исторических событий, имевших существенное значение на становление стран процессов и различного рода явлений

Появился новый вопрос (№20), в котором предлагается выполнить сравнение исторических событий, имевших существенное значение на становление стран процессов и различного рода явлений

Решение Демо – версий экзаменов прошлых лет

Решение Демо – версий экзаменов прошлых лет

Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание на черновик

Работайте прямо в КИМе, не теряя время на переписывание на черновик

Характеристика исторической личности

Характеристика исторической личности

Екатерина II продала Курильские острова

Екатерина II продала Курильские острова

Составьте план изучения темы.

Составьте план изучения темы.

Приведите аргументы вашего доказательства

Приведите аргументы вашего доказательства
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2022