В результате поиска и находок у меня сложилось убеждение, что важнейшее условие повышения эффективности проверки знаний и умений на уроке - чёткое выделение их основного содержания. Соблюдение этого условия позволяет целенаправленно проконтролировать знания, усвоенные учащимися на данном этапе обучения, не тратить время на проверку второстепенного материала. Проверка соответствия подготовки обучающихся к требованиям стандарта с помощью специально разработанной системы измерителей. Система измерителей, как правило, представлена в форме письменных контрольных работ, тестов, включающих задания с выбором ответа или краткими ответами, в форме зачета и др. Стараюсь, чтобы в учебном процессе применялись все виды заданий, тематическая и итоговая проверочные работы были комплексными. Задания, составленные с учетом требований, использую систематически при проведении текущего, тематического и итогового контроля. Мною написаны методические разработки для осуществления обратной связи и контроля «Диагностические контрольные работы».
Кейс-технология
В последние годы человечество переживает информационный бум, связанные с доступностью разнообразной информации через сетевые ресурсы. В этой информации необходимо разбираться, или, хотя бы иметь навык её критического анализа.
Обучающиеся имеют разные способности к усвоению предмета. Психолого-педагогическое изучение данного вопроса показало, что высокий уровень усвоения имеет до 5% обучающихся. Соответственно мотивация к изучению приблизительно такая же. Поэтому возник вопрос о повышении этих показателей.
Цель работы - активизировать учебный процесс таким образом, чтобы ученики хотели и умели получать знания, могли их применять в жизненных ситуациях.
Задачи: формирование и развитие устойчивого познавательного интереса к предмету на основе активизации мыслительной деятельности школьников в процессе обучения; развитие творческих способностей и познавательной самостоятельности; развитие интереса к предмету.
В поиске возможностей развития познавательных интересов и мотивации необходимо обратиться к инновационным технологиям. Одной из них является кейс-технология или кейс-метод, который позволяет развивать познавательные интересы обучающихся посредством их включения в активный сбор, обработку и анализ информации, характеризующей различные ситуации [2]
Во введении авторами-составителями обозначена роль смыслового чтения и работы с текстом в достижении всех типов результатов, предусмотренных в основной образовательной программе основного общего образования. Раздел 1 поможет педагогам научиться обосновывать принцип выбора стратегий смыслового чтения ¾ от постановки задачи, требующей решения, до выбора стратегии её достижения. В разделе 2 приведён алгоритм действий учителя по выбору текста для обучения стратегиям смыслового чтения и подготовке заданий к нему. В раздел 3 включены разработки учителей-практиков по обучению школьников стратегиям смыслового чтения. Рекомендации также снабжены списком литературы и приложениями, которые помогут учителям-нефилологам освоить необходимый минимум лингвистической информации для организации обучения школьников стратегиям смыслового чтения.
Поэтапное введение ФГОС общего образования актуализирует те или иные проблемы, связанные с организацией, содержанием образовательного процесса
Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе введения и реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению. В современном информационном обществе она носит «метапредметный» или «надпредметный» характер.
Целостно-системная организация работы с текстом осуществляется на основе так называемых стратегий чтения. По мнению известного специалиста в этой области Н.Н. Сметанниковой, стратегия (в обучении) – это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, а также взаимодействие «чтец - текст». Стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой очень много учащийся работает самостоятельно под руководством учителя. Стратегии смыслового чтения базируются на приёмах современных образовательных технологий: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проектной деятельности, модульная технология и кейс-технология.
Структура УУД:
Изучение и использование учителем инновационных педагогических технологий. Например, технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП). Её приёмы (INSERT, тонкие - толстые вопросы, чтение с остановками, волшебный мешочек, зигзаг, приём ЗХУ, двучастный дневник и др.) как нельзя лучше работают на формирование навыков смыслового чтения.
(6 слайд) Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на
понимание читающим смыслового содержания текста. В концепции
универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А.
и др.) выделены действия смыслового чтения, связанные с:
· осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
· определением основной и второстепенной информации;
· формулированием проблемы и главной идеи текста.
Поскольку чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части есть в структуре всех универсальных учебных действий:
· в личностные УУД входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
· в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
· в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
I этап. Работа с текстом до чтения.
1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт; знакомство с личностью автора, библиографией, работа с эпиграфами, сносками, выстраивание ассоциативного ряда по названию и т.д.
2. Постановка целей урока с учётом общей готовности учащихся к работе.
II этап. Работа с текстом во время чтения.
1. Первичное чтение текста.
· Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя)
· Выявление первичного восприятия.
· Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
2. Перечитывание текста.
· Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).
III этап. Работа с текстом после чтения
· 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста, выявление авторской позиции, обсуждение, дискуссии по истолкованию текстов, выявление главных смыслов, идей произведения, выполнение творческих заданий и т.п.
· 2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
· 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. Составление самостоятельных вопросов – это очень полезная работа, так как, формируя вопросы, учащиеся лучше понимают и запоминают материал. Благодаря вопросам ученики научатся лучше разбираться в ситуации и смотреть на нее под разными углами зрения. Формирование самостоятельного мышления и творческих способностей учащихся – это доминанта инновационной педагогической деятельности.
3. Анализ текста, приемы:
· диалог с автором через текст;
· комментированное чтение;
· беседа по прочитанному;
· выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей;
· постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части;
· Беседа по содержанию текста.
· Обобщение прочитанного.
· Постановка к тексту обобщающих вопросов.
· Обращение к отдельным фрагментам текста.
· Выразительное чтение.
12 слайд
Первый этап – собственно восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное восприятие значений, прием сообщения).
На этом этапе важно понимание значение встречающихся в тексте слов, высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т.е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста.
Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы). Понять текст означает:
o выбрать в словах контекстуально актуализированные значения
o выявить поверхностный смысл на базе этих значений.
Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя.
Степень и глубина восприятия внутреннего смысла зависит от многих причин, связанных с личностью читателя:
o эрудированность
o уровень образования
o интуиция
o чуткость к слову
o интонации
o умение эмоционально переживать
o духовная тонкость
«Содержание текста всегда имеет множество степеней свободы: разные люди понимают один и тот же текст по-разному в силу своих индивидуальных особенностей и жизненного опыта»
(Л. Выготский).
По определению А.А.Леонтьева, смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
2.Если посмотреть на чтение как процесс, то можно выделить в нем три основные фазы:
1. Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка (или декодирование), когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ, воспроизведение и пересказ.
2.Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.
3.Третья — это создание собственного нового смысла, то есть “присвоение” добытых новых знаний как собственных в результате размышления.
Чтение включает в себя выдвижение гипотез и высказывание предположений, формулирование суждений, моделирование и обобщение, применение на практике в жизни, учёбе, профессиональной деятельности. В ответ на прочитанное у читателя возникают собственные чувства, мысли, образы.
Если спросить современного школьника, умеет ли он читать, то этот вопрос вызовет у него недоумение: кто не умеет читать?! Но читать можно по-разному. Можно остановиться на первой фазе чтения – репродуктивной – механическом воспроизведении содержания, пересказа фактов, фабулы. По терминологии И.Р. Гальперина, воспроизвести фактуальную информацию. Выделение фактуальной информации используется при просмотровом чтении, но оно не отвечает требованиям к метапредметным результатам, заложенным в новом стандарте. Вторая и третья фаза чтения – это и есть смысловое чтение, где извлекается из текста подтекстовая и концептуальная информация. Подтекст предполагает вчитывание в детали (что по сути уже является анализом текста). В каждом тексте присутствуют свои вопросы, есть ключевые детали, “особые” слова (художественные средства), определённый порядок слов (стилистические фигуры), интонация. Нужно научиться их “видеть”, устанавливать между ними связь и понимать смысл этой связи. В результате, выявив факты и скрытые смыслы, мы выйдем на концепт.
Работа с любым текстом предполагает три этапа:
· До чтения текста,
· Во время чтения текста,
· После чтения текста.
Для формирования читательской компетенции на уроках биологии часто использую задания развивающего характера, в том числе викторины; кроссворды, ребусы. Дети с удовольствием готовят небольшие сообщения по теме урока. Использую как индивидуальные задания для высокомотивированных учащихся чтение дополнительных текстов. (Например, в то время как класс работает по тексту учебника, высокомотивированные ребята получают задания: «Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы или расскажи классу»).
Систематически использую на уроках приемы технологии критического мышления через чтение, так как они является эффективным средством формирования читательской компетенции и обеспечения на этой основе повышения качества знаний. (Например, «Найди ошибку», «Пометки на полях: «+» - это мне знакомо, знаю; «-» - не знаю, не слышал; «?» - интересно, хочу узнать», составление таблицы «Знаю, Желаю узнать, Узнал» и др.).
Работа с текстом с позиций формирования критического мышления позволяет критически оценить собственные знания по теме и сопоставить их с научными. (Например, приём «Перепутанные логические цепи». Я выбираю несколько событий (либо из хронологической цепи, либо из причинно-следственной цепи) и распределяю их в произвольном порядке (можно записать их на доске, но лучше напечатать на отдельном листе и разместить на доске). Паре или группе предлагается восстановить правильный порядок. Ученики по очереди расставляют события (по одному) на верные места в цепи, приходя к единому мнению. После чего я прошу ребят при изучении материала обратить внимание на правильный порядок событий и проверить истинность или ошибочность собственных предположений. Большое внимание уделяю на занятиях составлению схем по тексту, т.к. это является переводом информации из одной знаковой системы в другую. Эта работа может выполняться индивидуально, в парах, в группах. Также отвожу большое количество времени на заполнение таблиц, как пример работы над формированием понятий (перевод информации из одной знаковой системы в другую).
Каковы особенности психологического воздействия ТСО на человека? Различают слуховой (аудио), зрительный (визуальный) и комплексный каналы воздействия.
Слуховой канал - самый низкий по эффективности восприятия информации. Определенная по специальной методике эффективность восприятия на слух составляет примерно 11% (по пословице «В одно ухо влетает - в другое вылетает»). Для загрузки слухового канала используются средства звуковой информации.
Зрительный канал воздействия по эффективности восприятия выше слухового и составляет около 80% (что также отражается пословицей «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»). В качестве ТСО для зрительного канала используются, например, средства статической проекции.
Описанные в педагогической литературе исследования показывают, что, например, на опознание простого неизвестного предмета человек затрачивает: при словесном описании -2,8 с, при изображении на контурном рисунке -1,5 с, по фотографии - 0,9 с, средствами кино -0,7 с, при демонстрации предмета в натуре - 0,4 с.
По данным ЮНЕСКО, человек запоминает: слушая - 15 процентов, глядя - 25 процентов, слушая и глядя одновременно - 65 процентов информации. Но особенно эффективно одновременное восприятие информации для процессов долговременной памяти. Через 3 часа мы забываем 30 процентов услышанной информации, 28 процентов увиденного и только 15 процентов одновременно услышанного и увиденного. Через 3 дня, соответственно, забывается 90, 80 и 35 процентов информации.
Таким образом, одновременное воздействие на слуховой и зрительный каналы позволяет значительно повысить эффективность обучения. Следовательно, в данном случае можно говорить о комплексном аудиовизуальном канале воздействия. При таком воздействии используются кинопроекторы, учебные телевизионные установки, компьютерные системы и т. д.
Каждый из перечисленных каналов воздействия может увеличить свою эффективность еще и за счет эмоционального воздействия на человека с помощью специальных музыкальных эффектов, мультипликации, определенно подобранной цветовой гаммы и т. п.
Список литературных источников
РИП-ИнКО «Обновление общего образования в условиях реализации ФГОС»
1. Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: стратегии, риски, перспективы: материалы научно-практической конференции 27-28 мая 2010 г., г. Омск / отв. ред. Т.С. Горбунова. В 2-х ч. – Омск : БОУДПО «ИРООО», 2010.
ISBN 978-5-89982-323-7 (общ.)
ISBN 978-5-89982-324-4 (Ч.1) – 84 с. ISBN 978-5-89982-325-1 (Ч. 2) – 84 с.
В сборнике представлены материалы научно-практической конференции, на которой были рассмотрены проблемы введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования.
Первая часть сборника включает такие разделы, как: «Методическое сопровождение деятельности педагогов начальной школы в условиях введения ФГОС», «Духовно-нравственное развитие личности младшего школьника как основа ФГОС», «Организационно-педагогические условия образовательного процесса при введении ФГОС». Вторая часть сборника включает раздел «Организационно-педагогические условия образовательного процесса при введении ФГОС».
Материалы предназначены для широкого круга научных и практических работников образования.
2. Внеурочная деятельность учащихся начальной школы : Примерные программы / отв. ред. Т.С. Горбунова. – Омск : БОУДПО «ИРООО», 2010. – 64 с.
ISBN 978-5-89982-333-6
Предлагаемые примерные программы по внеурочной деятельности ориентированы на следующие направления: социальное, общеинтеллектуальное, духовно-нравственное.
Каждая программа включает пояснительную записку, цели, задачи, тематический план, содержание курса, список литературы, инструкции для педагогов по организации и проведению занятий. Программы ориентированы на формирование и развитие универсальных учебных действий.
Данные программы предназначены для организации внеурочной деятельности младших школьников педагогами начальной ступени образования.
3. Введение Федерального государственного образовательного стандарта: стратегии, риски, перспективы : сборник материалов II Межрегиональной научно-практической конференции 27 мая 2011 г., г. Омск / отв. ред. Т.Н. Тишина. – Омск : БОУДПО «ИРООО», 2011. – 220 с.
ISBN 978-5-89982-370-1
В настоящем сборнике представлены материалы межрегиональной научно-практической конференции, на которой были рассмотрены проблемы методического сопровождения деятельности педагогов в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), духовно-нравственного развития личности школьника, организации внеурочной деятельности младших школьников и создания организационно-педагогических условий образовательного процесса в условиях ФГОС.
Материалы сборника предназначены для широкого круга научных и практических работников системы образования.
4. Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта в образовательном учреждении : Методи-ческие рекомендации / Авторы-сост.: Т.С. Горбунова, Ю.А. Бурдельная, Т.Н. Тишина. – Омск : БОУДПО «ИРООО», 2011. – 96 с.
ISBN 978-5-89982-385-5
В основу составления данных методических рекомендаций положены наиболее распространенные вопросы, связанные с практикой введения ФГОС.
Структура методических рекомендаций представлена следующим образом: первый раздел посвящен вопросам конструирования основной образовательной программы начального общего образования, второй раздел освещает практику управления введением стандарта в образовательных учреждениях.
Методические рекомендации адресованы руководителям образовательных учреждений и муниципальных органов управления образованием.
ISBN 978-5-89982-386-2
В пособии рассматриваются теоретико-методологические основы современной системы оценки результатов обучения в начальной школе, анализируются подходы и технологии, позволяющие «встроить» оценочную деятельность в образовательный процесс. Автор предлагает систематизировать знания педагога об оценке с позиций системно-деятельностного подхода, что позволит привести оценочную практику в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования.
Пособие адресовано учителям начальных классов, администрации школ, студентам и преподавателям педагогических вузов, колледжей, учреждений повышения квалификации.
ISBN 978-5-89982-384-8
В настоящем издании представлены материалы диагностики, направленной на достижение планируемых результатов, и технология организации мониторинга достижения планируемых результатов учащихся 1-ого класса, разработанные сотрудниками кафедры дошкольного и начального образования БОУДПО «Институт развития образования Омской области».
Технология апробирована в 2010/2011 учебном году пилотными образовательными учреждениями Омской области и г. Омска.
Издание предназначено для педагогов начальной школы, администрации общеобразовательных учреждений, других работников системы образования.
ISBN 978-5-89982-387-9
Данный сборник содержит программы педагогов-победителей конкурса «Программы внеурочной деятельности для начальной школы», проведенного Институтом развития образования Омской области. В сборник включены программы по внеурочной деятельности, направленные на социальное развитие обучающихся начальной школы.
Программы соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и позволяют представить деятельность учреждений по достижению планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы.
Представленные материалы будут интересны учителям начальной и основной школы, родителям, педагогам системы дополнительного образования.
ISBN 978-5-89982-409-8
В сборнике представлены материалы научно-практической конференции, на которой были рассмотрены проблемы введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Материалы предназначены для широкого круга научных и практических работников образования.
ISBN 978-5-89982-413-5
В настоящем издании продолжается освещение актуальных вопросов управления введением ФГОС. Опираясь на инновационный опыт образовательных учреждений – участников регионального инновационного комплекса «Стандарты нового поколения», авторы предлагают новые подходы к составлению плана внутришкольного контроля за реализацией основной образовательной программы (ООП) начального общего образования, к обеспечению учета индивидуальных достижений обучающихся; к организации деятельности по созданию информационно-образовательной среды в образовательном учреждении, к организации работы с родителями в процессе реализации ООП.
В издании также раскрываются вопросы, связанные с управлением разработкой и реализацией программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, с разработкой программы социализации и воспитания обучающихся основной школы, с организацией непрерывного профессионального развития педагогов.
Издание адресовано руководителям и специалистам муниципальных органов управления образованием, педагогическим работникам образовательных учреждений.
ISBN 978-5-89982-420-3
Сборник посвящен вопросам реализации инновационных педагогических практик в условиях введения ФГОС, формирования и развития исторической памяти обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла, использования системно-деятельностного подхода в урочной и внеурочной деятельности педагогами образовательных учреждений Омской области.
Издание представляет интерес для широкой аудитории, в том числе для учителей гуманитарного цикла, для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений и для студентов педагогических специальностей.
Предлагаемые в данном издании примерные программы внеурочной деятельности по иностранному языку ориентированы на следующие направления: общекультурное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное и спортивно-оздоровительное.
Каждая программа включает в себя пояснительную записку, цели, задачи, содержание курса, тематический план, планируемые результаты, методические рекомендации по организации и проведению занятий, список рекомендуемой литературы.
Программы составлены с учетом требований ФГОС начального общего образования и соответствует возрастным особенностям младших школьников.
Программы ориентированы на формирование и развитие универсальных учебных действий и предназначены для обучающихся 1 – 4 классов.
Данное учебно-методическое пособие входит в учебно-методический комплект «Химия вокруг нас», который предназначен для 7-ых классов и направлен на развитие универсальных учебных действий обучающихся в условиях организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС ООО. Отличительная особенность названного учебно-методического комплекта заключается в практической направленности, что соответствует современным подходам в области естественнонаучного образования.
В состав приложений настоящего учебно-методического пособия вошли программа учебного курса «Химия вокруг нас» и методические рекомендации к проведению занятий по данному курсу. Программа курса создана для реализации учителем химии общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.
Учебно-методическое пособие адресовано учителям химии общеобразовательных учреждений, преподавателям системы повышения квалификации.
ISBN 978-5-89982-388-6
В настоящем издании представлены практические рекомендации по формированию универсальных учебных действий в начальной школе средствами таких учебных предметов, как «Русский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Литературное чтение».
Авторами рассматриваются возможности основных учебно-методических комплектов начальной школы («Перспективная начальная школа», «Школа России», «Школа 2100», «Начальная школа XXI», «Система Л.В. Занкова», «Перспектива») в формировании и развитии универсальных учебных действий. Представлены вопросы и задания для практического освоения педагогами программы формирования универсальных учебных действий.
Издание адресовано педагогам начальной ступени образования, администрации общеобразовательных учреждений.
ISBN 978-5-89982-405-0
Содержательным ориентиром примерных программ является общекультурное направление внеурочной деятельности. Представленные в сборнике программы направлены на решение таких задач, как: формирование знаний о структуре и содержании самостоятельной учебной деятельности, учебного сотрудничества, о способах получения новой информации, ее преобразования и представления в заданной форме; формирование ценностного отношения к социальной реальности; формирование знаний о культуре математической речи; формирование понимания учащимися смысла числа в математике, символики и терминологии арифметики; формирование знаний о культуре устной и письменной математической речи; освоение морально-этических норм общения и сотрудничества; овладение учащимися основными правилами изображения; освоение современных компьютерных программам; формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира; создание условий для приобретения обучающимися социальных знаний.
Примерные программы можно использовать для закрепления отдельных аспектов содержания учебных, развивающих, воспитательных программ.
Программы общекультурной направленности ориентированы на 5 – 7 классы, составлены с учетом психологических особенностей младшего подросткового возраста, могут быть реализованы учителями математики, информатики, изобразительного искусства, обществоведения, русского языка и литературы.
ISBN 978-5-89982-406-7
Содержательным ориентиром примерных программ, представленных в настоящем сборнике, является духовно-нравственное направление внеурочной деятельности, которое предполагает становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Примерные программы духовно-нравственной направленности сориентированы на достижение личностных и метапредметных результатов. Осваивая программы, обучающийся должен научиться действовать, чувствовать, сопереживать, принимать решения.
Примерные программы предназначены для обучающихся 5 – 7 классов, составлены с учетом психологических особенностей младшего подросткового возраста и могут быть реализованы классными руководителями, социальными педагогами, психологами, учителями истории, географии, иностранного языка, биологии и др.
ISBN 978-5-89982-407-4
Содержательным ориентиром примерных программ, представленных в настоящем сборнике, является социальное направление внеурочной деятельности. Социальное направление ориентировано на создание соответствующего пространства для реализации полученных знаний, умений и навыков в практической социально и личностно значимой деятельности во внеурочное время. В основу организации внеурочной деятельности в рамках социального направления положена общественно-полезная деятельность.
Целевыми ориентирами программ являются воспитание коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, честности и правдивости, трудолюбия, потребности приносить пользу окружающим, формирование активной социальной позиции обучающихся.
Примерные программы предназначены для обучающихся 5 – 7 классов, составлены с учетом психологических особенностей младшего подросткового возраста и могут быть реализованы классными руководителями, социальными педагогами, психологами, учителями истории и обществознания, музыки, информатики и др.
Ч. 1. — Омск : БОУДПО «ИРООО», 2013. – 120 с.
Ч. 2. — Омск : БОУДПО «ИРООО», 2013. — 72 с.
ISBN 978-5-89982-449-4
ISBN 978-5-89982-450-0 (ч. 1)
ISBN 978-5-89982-451-7 (ч. 2)
В сборнике представлены материалы научно-практической конференции, на которой были рассмотрены проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО).
Материалы предназначены для широкого круга научных и практических работников образования.
ISBN 978-5-89982-453-1
Поэтапное введение ФГОС общего образования актуализирует те или иные проблемы, связанные с организацией, содержанием образовательного процесса, управлением образовательным учреждением.
Вопросы, наиболее часто задаваемые слушателями курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а так же проблемы, выявленные в ходе мониторинга процесса реализации ФГОС, легли в основу разработок, выполненных сотрудниками Института развития образования Омской области.
Издание предназначено для руководителей образовательных учреждений, учителей, классных руководителей, методистов, а так же слушателей курсов повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки.
ISBN 978-5-89982-432-6
Содержательным ориентиром примерных программ, представленных в настоящем сборнике, является общеинтеллектуальное направление внеурочной деятельности, которое реализуется через организацию научно-познавательной, исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Программы внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности могут быть использованы для закрепления отдельных аспектов содержания учебных программ, что дает реальную возможность для снижения учебной нагрузки обучающихся.
Программы общеинтеллектуальной направленности ориентированы на 5 – 7 классы, составлены с учетом психологических особенностей младшего подросткового возраста и могут быть реализованы учителями русского языка и литературы, биологии, физики, математики.
ISBN 978-5-89982-425-8
В данном издании освещаются актуальные вопросы, связанные с организацией образовательного процесса учителем иностранного языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
Авторами рассматриваются основные изменения в деятельности учителя иностранного языка, даются методические рекомендации по организации урочной и внеурочной деятельности по иностранному языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО, отмечены изменения в оценочной деятельности педагога согласно требованиям Стандарта. Учителю иностранного языка предложены методические рекомендации по оформлению учебной документации, соответствующей требованиям ФГОС НОО.
Издание адресовано учителям образовательных учреждений, приступивших или планирующих приступить к обучению младших школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС НОО.
В настоящем издании представлены материалы диагностики достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающимися 2-го класса.
Контрольно-измерительные материалы позволяют выявить динамику достижения метапредметных результатов на содержании таких предметов, как русский язык, математика, литературное чтение и окружающий мир.
Издание предназначено для педагогов начальной школы, администрации общеобразовательных учреждений, других работников системы образования.
Словарь-справочник «Тем, кто вводит стандарты» представляет собой издание, которое на современном этапе является актуальным для российского образования.
Назначение словаря-справочника, подготовленного сотрудниками БОУ ДПО «ИРООО», заключается в обеспечении единого понимания терминологии федеральных государственных образовательных стандартов.
Издание адресовано руководящим и педагогическим работникам образовательных учреждений общего образования, обучающимся и их родителям, студентам педагогических вузов и колледжей, представителям муниципальных и региональных органов управления образованием.
ISBN 978-5-89982-438-8
Сборник материалов по проблеме управления формированием универсальных учебных действий обучающихся представляет собой описание опыта школ – участников регионального инновационного комплекса «Обновление содержания общего образования».
Представленный опыт – это ответы на актуальные вопросы управления образовательным учреждением в условиях введения ФГОС. Проблемы подготовки педагогов к реализации Программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования, организации и проведения мониторинга успешности освоения и применения обучающимися на ступени начального общего образования универсальных учебных действий, поиск эффективных методов управления разработкой и реализацией Программы развития универсальных учебных действий обучающихся на ступени основного общего образования – вот спектр вопросов, которые нашли отражение в настоящем сборнике.
Сборник материалов предназначен для руководителей образовательных учреждений, специалистов муниципальных органов управления образованием, педагогических работников.
ISBN 5-89982-459-3
Программа для общеобразовательных учреждений «Омское Прииртышье» направлена на поддержку самоопределения, самореализации личности, проживающей на данной территории, и призвана содействовать достижению такого образовательного результата, как формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на его совершенствование.
Настоящая программа входит в целостный интегрированный учебно-методический комплекс «Омское Прииртышье» и состоит из следующих разделов: «Природа и экология Омского Прииртышья», «История Омского Прииртышья», «Политика и общество в Омском Прииртышье», «Экономика Омского Прииртышья», «Культура Омского Прииртышья».
Учебно-методический комплекс включает 14 хрестоматий, составленных в соответствии с программой «Омское Прииртышье».
Программа предназначена для педагогов общеобразовательных учреждений.
В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Приведенный в сборнике материал демонстрирует, как проанализировать любое задание, представленное в УМК по учебным предметам «География», «Биология», «Математика», «Технология», с точки зрения направленности этого задания на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Данное издание предназначено для оказания помощи учителям географии, биологии, математики, технологии.
В соответствии с требованиями ФГОС система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения. Приведенный в сборнике материал демонстрирует, как проанализировать любое задание, представленное в УМК по учебным предметам «Русский язык», «Иностранный язык», «История», «Обществознание», «Изобразительное искусство», «Музыка», с точки зрения направленности этого задания на решение учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Данное издание предназначено для оказания помощи учителям русского языка, иностранного языка, истории, обществознания, изобразительного искусства, музыки.
В материалах практической конференции учителей иностранного языка рассматриваются инновационные подходы к организации образовательного процесса как условия достижения обучающимися планируемых результатов в контексте требований ФГОС, специфика обучения иностранному языку в современных условиях, различные аспекты профессионального развития учителей иностранного языка в соответствии с приоритетными направлениями модернизации системы российского образования.
Сборник материалов адресован учителям иностранного языка общеобразовательных школ и преподавателям иностранного языка системы профессионального образования.
29. Дидактические материалы для реализации программ внеурочной деятельности : Духовно-нравственное и социальное направления : Сборник материалов / под общ. ред. А.П. Сухаревой. — Омск : БОУДПО «ИРООО», 2014. — 73 с.
ISBN 978-5-89982-478-4
Настоящее издание содержит конспекты занятий, дидактические материалы, проекты, разработанные педагогами Омской области в ходе апробации программ внеурочной деятельности для учащихся 5 – 7 классов.
Сборник состоит из двух частей: первая часть включает материалы по программам духовно-нравственного направления, вторая часть — социального.
Материалы разработаны классными руководителями, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования, психологами, учителями истории, географии, иностранного языка, биологии.
Сборник материалов адресован тем, кто занимается с обучающимися внеурочной деятельностью.
30. Формирование и развитие навыков смыслового чтения в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования : Методические рекомендации / Авт.-сост. : М.А. Безденежных, П.В. Токарева, Е.А. Гингель. — Омск : БОУДПО «ИРООО», 2014. — 101 с.
ISBN 978-5-89982-486-9
Актуальность методических рекомендаций, представленных в данном пособии, определяется задачами введения ФГОС основного общего образования.
Во введении авторами-составителями обозначена роль смыслового чтения и работы с текстом в достижении всех типов результатов, предусмотренных в основной образовательной программе основного общего образования. Раздел 1 поможет педагогам научиться обосновывать принцип выбора стратегий смыслового чтения ¾ от постановки задачи, требующей решения, до выбора стратегии её достижения. В разделе 2 приведён алгоритм действий учителя по выбору текста для обучения стратегиям смыслового чтения и подготовке заданий к нему. В раздел 3 включены разработки учителей-практиков по обучению школьников стратегиям смыслового чтения.
Рекомендации также снабжены списком литературы и приложениями, которые помогут учителям-нефилологам освоить необходимый минимум лингвистической информации для организации обучения школьников стратегиям смыслового чтения.
Издание адресовано учителям образовательных организаций, методистам, сотрудникам институтов развития образования и повышения квалификации работников образования.
31. Введение Федерального государственного образовательного стандарта : стратегии, риски, перспективы : Сборник материалов V Межрегиональной научно-практической конференции. Омск, 16 мая 2014 года / отв. ред. : И. Ю. Акентьева. – Омск : БОУДПО «ИРООО», 2014. – 190 с.
ISBN 978-5-89982-490-6
В сборнике представлены материалы V Межрегиональной научно-практической конференции, на которой были рассмотрены проблемы введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Материалы предназначены для широкого круга научных и практических работников образования.
32.
Введение Федерального государственного образовательного стандарта : стратегии,
риски, перспективы : Сборник материалов VI Межрегиональной научно-практической конференции. Омск, 15 мая 2015
года / отв. ред. : И. Ю. Акентьева. – Омск :
БОУДПО «ИРООО», 2015. – 236 с.
ISBN 978-5-89982-521-7
В сборнике представлены материалы VI Межрегиональной научно-практической конференции, на которой были рассмотрены проблемы введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).
Материалы предназначены для широкого круга научных и практических работников образования.
33. Актуальные вопросы введения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования в малокомплектной школе: Методические рекомендации / Авт. колл.; под общ. ред. Т.С. Горбуновой – Омск: БОУ ДПО «ИРООО», 2015. – 104 с.
ISBN 978-5-89982-532-3
В издании продолжается освещение актуальных вопросов управления введения федеральных государственных образовательных стандартов в общем образовании. В основу составления данных методических рекомендаций положены наиболее распространенные вопросы, связанные с введением ФГОС в малокомплектной школе, с учетом опыта образовательных организаций, работающих в данном направлении.
Авторы предлагают новые подходы к проектированию учебного плана основного общего образования, конструированию урока деятельностного типа, организации внеурочной деятельности в малокомплектной школе.
В издании также раскрываются вопросы, связанные с обновлением методической работы в малокомплектной школе, выявлением роли социального паспорта в разработке основной образовательной программы малокомплектной школы.
Издание адресовано руководителям и специалистам муниципальных органов управления образованием, педагогическим работниками образовательных учреждений.
- Методическое сопровождение профессионального развития педагогов в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Учебно-методическое пособие (2016 г.).
- «Введение Федерального образовательного стандарта: стратегии, риски, перспективы». Сборник материалов VII Межрегиональной научно-практической конференции Ч.2, Ч.1. ОМСК, 18 мая 2016 (2016 г.).
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.