Мастер-класс «Применение современных технологий на уроках литературного чтения»
Оценка 5

Мастер-класс «Применение современных технологий на уроках литературного чтения»

Оценка 5
docx
13.12.2022
Мастер-класс «Применение современных технологий на уроках литературного чтения»
выступление на семинаре.docx

Мастер-класс «Применение современных технологий на уроках литературного чтения»

 

         Современная школа должна дать выпускнику не только сумму знаний, но и развить личность учащегося. Образование призвано учить знать, учить делать, учить жить и учить быть. Первоочередной задачей учителя является формирование положительной мотивации к учению. Учитель должен помочь ребенку осознать, что успеваемость в школе — это его будущее. Мы должны помнить, что чем больше удовольствия станет получать ребенок от учебы, тем легче будет и ему, и нам.

         Главной и первостепенной задачей школы является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, через внедрение образовательных технологий.

Основное назначение педагогических технологий - это достижение максимальных результатов для всех учащихся при минимальной затрате времени и сил как учителей, так и учащихся. Задача педагога - вызвать ученика на диалог, но, не вынуждая, а что бы это была инициатива с его стороны, его желание поучаствовать в процессе.

Использование инновационных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.

 

          Известно, что при обучении усваивается 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного и 90% того, что он сделал сам. Так что «плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить».

Хорошее усвоение нового материала на уроке – это основа, на которой будет создаваться прочная система знаний учащихся и умение пользоваться этими знаниями на практике.

 

           Можно ещё вспомнить древнюю мудрость, сказанную Конфуцием:

«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить.

Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда.»

 

          Как можно применять на практике новые технологии, эффективные методы и приёмы на уроках литературного чтения?

Я расскажу о приёмах технологии развития критического мышления, которые применяю на своих уроках. 

 

Цель этой технологии:

·        Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни.

·        Умение принимать взвешенные решения, анализировать различные стороны явлений.

Технологические приёмы в рамках этой технологии:

ü Кластер;

ü Верные и неверные высказывания;

ü Инсерт;

ü Чтение с остановками;

ü Логические цепочки;

ü Бортовой журнал;

ü Дерево предсказаний;

ü Кубик Блума

ü Толстые и тонкие вопросы;

ü Синквейн;

ü Шесть шляп мышления;

ü Круги по воде.

 

1. Прием «Кластер» (устное народное творчество):

На доске нарисован большой цветок, на лепестках которого надо будет написать ответы на вопросы учителя.

Я читаю фразу, а вы называете, что это за жанр. Каждый ваш ответ записываете на лепестке цветка.

1 лепесток.

Не куст, а с листочками, не человек, а рассказывает. (загадка)

2 лепесток. 

Проворонила ворона вороненка (скороговорка)

3 лепесток.

Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я считать. (считалка)

4 лепесток.

Нет в мире краше Родины нашей. (пословица)

5 лепесток.

Во поле берёзка стояла. песня)

6 лепесток

Три поездки Ильи Муромца.

(былина)

 

Какими ещё лепестками мы можем дополнить наш «волшебный цветок»? (Заклички, небылицы, потешки, сказки)

У нашего цветка не хватает сердцевины. Как все это вместе можно назвать? (Устное народное творчество)

 

2. Прием «Дерево предсказаний»:

 У нас есть сказочный дуб из сказки А.С. Пушкина, на листьях которого я предлагаю написать ваши ожидания от сегодняшнего урока. (Дети коротко записывают и прикрепляют листья к нарисованному дубу). Можете начать словами:

 Я научусь….

Я узнаю…….

Мне будет….

А в конце урока мы проверим, оправдались ли ваши ожидания.

 

3. Приём «Верные и неверные утверждения».

Паре можно выдать новый текст для чтения или уже прочитанный.  Дети отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек: зелёная-верно, красная-неверно.

Сказка «Сивка-бурка»  

o   Повадился кто-то в поле посеянную стариком рожь мять да топтать.  неверно

o   Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой.                                           верно

o   Влез Иванушка коню в левое ухо, а вылез в правое.    неверно

o   Женился Иванушка-дурачок на Елене Премудрой.      неверно

 

4. Приём "Тонкие и толстые вопросы"

Тонкие вопросы предполагают однозначный ответ, основанный на фактах.

Толстые вопросы - это проблемные вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, требующие обстоятельного, развёрнутого ответа

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Тонкие вопросы

Толстые вопросы.

1.Как звали царя, у которого было 3 сына?(Берендей)

Почему только Ивану-царевичу удалось поймать Жар-птицу?

2. Кто  …….?

Как …?

3.Куда …..?

Сравни …?

 

 

 

 

Приём “тонких” и “толстых” вопросов эффективно использовать для организации взаимоопроверки. В самом начале урока учащимся предлагается задать своему соседу 2 “тонких” и 2 “толстых” вопроса по изученной теме.

5.  Прием «Уголки»

Его можно использовать при составлении характеристики одного из героев  произведения. Класс делится на две группы. Участники дискуссии "разводятся по углам" и начинается обсуждение.  Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст и свой жизненный опыт, другая — доказательства отрицательных качеств, подкрепляя свой ответ выдержками из текста учебника. Противники могут критиковать. На заключительном этапе дискуссии выступают аналитики (учитель, сильные ученики)

Цель приема: прийти к общему мнению, выбрав одну точку зрения.

Сказка «Иван-царевич и Серый Волк»

Двум группам даётся задание: подготовить доказательства положительных и отрицательных качеств Ивана-царевича.

Положительные: молод, хорош собой, отважный, решительный, деятельный, не ленивый, добрый и честный (всё рассказал царям, батюшке), смелый, рискует жизнью, сильный, храбрый, наблюдательный, благородный, любит отца, послушный сын, уважает людей, не знает, что такое злоба, зависть, ответственный (не заснул), доводит дело до конца, настойчивый, ценитель прекрасного.

За хорошие качества, за старания, добрые дела получает волшебного помощника, в награду-коня, жар-птицу, невесту.

Отрицательные: неосторожный, легкомысленный, непослушный, своевольный, несамостоятельный, нуждается в советах, сомневается, жадный (польстился на золотую клетку и уздечку), избалованный, стремится получить желаемое любой ценой.

Вывод.

 6. "Кубик Блума"

Используется для лучшего понимания и запоминания прочитанного. Приём разработан американским ученым и психологом Бенджамином Блумом. Ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Суть техники: после чтения текста учителю необходимо бросить кубик, на гранях которого обозначено начало вопроса. После броска кубика ученику следует придумать продолжение для выпавшего вопроса и дать ответ на него. Чем большее количество раз вы бросаете кубик и отвечаете на вопросы, тем выше эффективность методики и лучше понимание текста. Понадобится обычный кубик, на гранях которого написано:

·         Назови.          

·         Почему.

·         Объясни.

·         Предложи.

·         Придумай.

·         Поделись.

Работа над «Сказкой о царе Салтане»:

Учитель: Кубик Блума я верчу, разобраться я хочу.

Бросает кубик ребёнку. Тот придумывает продолжение вопроса, отвечает на него или предлагает ответить другому ученику.

Назови (главных героев, количество богатырей, драгоценный камень в орешках)

Почему (царица с сыном оказались в море, разозлились сёстры, князь отпустил лебедь, был печален)

Объясни (как рос ребёнок в бочке, поведение царя Салтана, сватьей бабы Бабарихи)

Предложи (как надо было поступить царю, сёстрам, боярам)

Придумай (имя царице, продолжение сказки)

Поделись (своим впечатлением о герое, сказке)

7. Приём «Круги на воде»

Все не раз наблюдали, как от камня, брошенного в воду, расходятся круги, чем дальше, тем больше. Они вовлекают в движение различные предметы. Так и от слова может начаться движение, приводящее к целой истории. Слово может натолкнуть на массу ассоциаций, вызвать разные сравнения, воспоминания, представления, образы.

Этот приём направлен на развитие творческого воображения и словарного запаса. По сути это небольшое исследование, которое может начаться в классе и иметь продолжение дома.

Возьмём «Сказку о царе Салтане…»

У Вас на столах есть небольшое «озеро» (голубой овал):

1.     Бросим в него камешек под названием «?» (она песенки поёт да орешки всё грызёт) Запишите в центре слово «белка».

2.     2 круг – на каждую букву записать слово по кругу по теме урока.

3.     С каждым словом составить предложение (желательно, чтобы получился текст).

4.     Из букв исходного слова составить предложение (не обязательно из придуманных слов)

У каждой методики есть свои плюсы и минусы.

   +   Активные методы обучения помогают: развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика, учить учащихся самостоятельно добывать знания, развивать интерес к предмету, позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

    -  Активные методы обучения имеют недостатки: создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении; уходит много времени на проведение и подготовку.


 

Мастер-класс «Применение современных технологий на уроках литературного чтения»

Мастер-класс «Применение современных технологий на уроках литературного чтения»

Цель этой технологии: ·

Цель этой технологии: ·

У нашего цветка не хватает сердцевины

У нашего цветка не хватает сердцевины

Приём “тонких” и “толстых” вопросов эффективно использовать для организации взаимоопроверки

Приём “тонких” и “толстых” вопросов эффективно использовать для организации взаимоопроверки

Суть техники: после чтения текста учителю необходимо бросить кубик, на гранях которого обозначено начало вопроса

Суть техники: после чтения текста учителю необходимо бросить кубик, на гранях которого обозначено начало вопроса

Этот приём направлен на развитие творческого воображения и словарного запаса

Этот приём направлен на развитие творческого воображения и словарного запаса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.12.2022