Мастер-класс «Приёмы работы с текстом на уроках ОРКСЭ используя приёмы технологии РКМ»
Цель: осмыслить возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в организации активной и эффективной деятельности при реализации курса ОРКСЭ
Методические задачи: Познакомиться с технологией развития критического мышления (ТРКМ);
Приобрести практический опыт использования некоторых приемов ТРКМ на уроках ОРКСЭ
Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в 3 группах по 3 человека. На столах лежат: фломастеры, заготовки текстов, опорные листы
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация.
Умеющие мыслить умеют задавать вопросы.
Э. Кинг
Ход мастер-класса
1. Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» объединил нас сегодня на этом мероприятии. Я рада приветствовать всех, кто собрался сегодня и присутствует на мастер-классе «Приёмы работы с текстом на уроках ОРКСЭ используя приёмы технологии РКМ»
В начале нашего мастер-класса, я хочу, чтобы Вы заполнили первую часть таблицы «Знаю», в ходе мастер-класса заполните оставшиеся две.
Приём «Знаю, хочу узнать, узнал»
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
|
|
|
В начале мастер-класса предлагаю вам составить синквейн (пятистишье):
Курс ОРКСЭ
Нравственный, полезный
Учит, наставляет, помогает
Много подготовки к уроку.
Внутренний мир.
2. Мотивация
Целью курса ОРКСЭ – является формирование, у школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России. Курс играет важную роль в расширении кругозора учащегося, в процессе формирования порядочного гражданин.
3. Теоретическая часть.
Данный курс новый, много вопросов, очень важно делиться опытом друг с другом, обсуждать возникающие проблемы. При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно.
При подготовке урока использую такие технологии, как: проблемное и интерактивное обучение, проектную и исследовательскую деятельность; технология критического мышления, особенно при работе с текстами.
Основной принцип мастер-класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать». Мне хотелось бы рассказать и показать, как использовать приёмы критического мышления на уроках светской этики.
Данная технология, в отличие от традиционной, меняет роль педагога и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока.
Применение технологии критического мышления дает возможность вырабатывать у учащихся надпредметные умения:
Ø умение работать в группе;
Ø умение графически оформить текстовый материал;
Ø умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
Ø умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
Ø формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
Использую такие приёмы ТРКМ при работе с текстом:
Приём «Зигзаг»
Цель: изучение и систематизация большого по объёму учебного материала в течение короткого времени
Что развивает?
- Социальные (коммуникативные навыки);
- аналитико-синтетические навыки (выделение первостепенных идей, наличие взаимосвязей, способность резюмирования и т.д.);
- навыки презентации.
Как это делать?
Виды проверок:
- презентации экспертов;
- письменные работы;
- ответы на вопросы;
- тестовые задания.
Приём «Таблица-синтез». Был предложен экспертом Санкт-Петербургской региональной группы Загашевым И.О. и рекомендуется для работы с художественным текстом. На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основное содержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, как им кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии. Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы, далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняется полностью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ) /до прочтения/ |
ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА (СВЯЗАННЫЕ С КЛЮЧ. СЛОВАМИ) |
ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНА ДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ, РАССУЖДЕНИЯ) |
1……………. 2……………. 3……………. 4……………. /во время чтения/ 1…………….. 2…………….. |
|
|
При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант «таблицы синтез»:
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА |
ТОЛКОВАНИЕ |
ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА |
|
|
|
Приём «Таблица – ЗХУ». Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекционного материала. Ее графическая форма отображает те три фазы, по которым строится процесс в технологии развития критического мышления: вызов, осмысление, рефлексия.
Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда вам подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал»:
З - что мы знаем |
Х - что мы хотим узнать |
У - что мы узнали, и что нам осталось узнать |
Цели ее применения:
1. Обучение умению определять уровень собственных знаний.
2. Пробуждение интереса к получению новой информации.
3. Обучение умению соотносить новую информацию со своими установившимися представлениями.
Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.
На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», учащиеся составляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных знаний, к которым постепенно добавляются новые знания. Вторая часть таблицы «Хочу узнать»—это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них информацию, увязать новую информацию с известной. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».
Пример таблицы тема «Ценность рода и семьи» ОС «Школа 2100»
ЗНАЮ |
ХОЧУ УЗНАТЬ |
УЗНАЛ |
Первые люди жили стаей, затем общинами, родами. Чтобы добыть себе питание люди кочевали. |
Как появилась семья? Какие семейные ценности должны быть в семье? Зачем семье нужны традиции? Что даёт человеку семья? |
• Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. • Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома. |
Прием « Мудрые совы»
Обучающимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем дети получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий:
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
Ты уже знаешь, последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное. Найдите в тексте ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстративное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно, Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для обсуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги: поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или групп детей; выделение нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.
Использую такие письменные приёмы, как:
Приём «Написание эссе» (эссе – письменные размышления на заданную тему, соотнести свои мысли и чувства)
Приём «Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде)
Приём «Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников)
Прием «Нарисуйте счастье» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки);
Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы).
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану
Пример.
Может быть использован для создания характеристик:
Приём работы с несплошным текстам «Облако слов»
Даётся группа слов на одну тему, прочитав их дети выходят на тему урока,
Приём Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».
4. Практическая часть.
Предлагаю вам обыграть фрагмент урока из модуля «Основы светской этики» по теме: «Семья – самое ценное в жизни человека» с использованием кластера на примере работы с притчами.
Способы использования притч в учебном процессе:
· Обсуждение основной идеи и смысла истории;
· Анализ названия притчи (или задание придумать притче новое название);
· Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
· Иллюстрация рассказа (предложить рисунки, картинки, фотографии,
изображения);
· Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы;
· Выделить ключевые понятия;
· Инсценировка по рассказу (истории) ;
· Найти или предположить (вставить) пропущенные слова.
· Связь содержания притч с современной жизнью;
· Рассмотреть притчу с ролевой позиции (представителя определенной
исторической эпохи, культуры, религиозной конфессии, социальной роли
и т.п.);
· Сравнение нескольких притч;
Многообразие форм и методов работы с текстом позволяет в полном объеме решать задачи, сформулированные в новом поколении образовательных стандартов.
Послушайте китайскую притчу.
ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)
Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».
-И все?
-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: "И мира тоже".
Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся (любовь, прощение, уважение, терпение, радость, помощь) Закрываем крышей (защита) и через трубу выгоняет всё то, что может её разрушить.
Составление кластера можно использовать в конце урока, в течение всего урока строить дом счастливый семейный дом.
Считаю, что внедрения курса «Основы религиозных культур и светской этике» является основой духовно-нравственного воспитания учащихся на примере разработки фрагментов уроков.
5. Рефлексия.
Заполните третью часть таблицы «Узнал».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.