Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС
Добрый день, коллеги.
Мне предложили поделиться с вами моим небольшим опытом по конструированию современного урока. Итак, что же такое современный урок?
Современный урок – это урок, отвечающий требованиям времени, современной парадигме.
Современный урок – это высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность обучающегося.
Каждое время предъявляет свои требования к уроку
Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
Вы знаете, что во главу угла по стандартам второго поколения ставится планирование урока с использованием системно-деятельностного подхода в обучение.
– это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
- это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Изменилась стратегия обучения.
На смену девизу:
«Прочитай, запомни, перескажи»
пришел девиз:
«Исследуй проблему, изучай ситуацию, принимай решение, доказывай своё мнение, анализируй полученный результат».
Рождение урока – чёткое определение конечной цели
• чего учитель хочет добиться?
• что поможет учителю в достижении цели?
• как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута?
Новым при рождении урока является определение ожидаемых результатов (УУД).
Исходя из тематики урока, с учётом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический приём или технику из банка приёмов.
Методы обучения остались те же, что и раньше.
• Объяснительно-иллюстративные;
• Репродуктивные;
• Проблемно-сообщающие;
• Частично-поисковые;
• Исследовательские;
К объяснительно-иллюстративным методам относятся:
• Рассказ;
• Описание схемы, алгоритма;
• Упражнение;
• Беседа с опорой на правила, законы;
• Письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц, схем;
• Практическая работа на применение знаний закона, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов;
• Беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов;
• Анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов;
• Упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов.
Репродуктивные методы – это:
• Пересказ прочитанного;
• Списывание готового материала с доски;
• Выделение заданий по образцу с последующим обобщением;
• Придумывание приемов под правила или изученный алгоритм темы, явления, события, процесса;
• Анализ события по определенному правилу, событию, явлению, факту (их алгоритму);
• Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон;
• Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или явлений;
• Нахождение подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель;
• Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов, явлений, фактов, событий, процессов.
Проблемно-сообщающие методы:
• Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах;
• Записи действий учителя при доказательстве гипотезы;
• Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов;
• Доказательства путем сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях, в фактах, в процессах.
Частично-поисковые методы:
• Сформированность знаний по учебному предмету, умение овладеть алгоритмом темы и применять полученные знания в самостоятельных творческих заданиях;
• Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом;
• Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила;
• Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации и т. д);
• Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм;
• Перенос общих признаков известного на новое (упражнение, задача, задание, опыты, описания и др.).
Исследовательские методы:
• Работа с книгой по поиску метода;
• Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода;
• Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности;
• Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма (теоретически и практически);
• Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов;
• Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся;
Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе (чаще всего смешанные):
– словесно-индивидуальные; - рассказ
– наглядно-индивидуальные; - описание схемы, алгоритма
– практически-индивидуальные; - упражнения, карточки
– словесно-дедуктивные; - беседа с опорой на конспект, правило, закон
- наглядно-дедуктивные; - анализ по определённому правилу с опорой на схему, таблицу
– практически-дедуктивные; - работа с текстом
– словесно-традуктивные; - умение сравнивать подобные правила (сущ. и прил)
– наглядно-традуктивные; - сравнение с опорой на рисунок, таблицу
– практически-традуктивные. – разрешение противоречий с опорой на практические действия обучающихся.
В современном уроке преобладают формы организации учебной деятельности:
- групповые (для такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов);
- коллективные (это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы – работа учащихся в парах сменного состава).
- парные (Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один).
Сегодня нам предстоит выполнить конструирование современного урока. Работа будет проходить в группах. Перед вами технологическая карта, вам необходимо выбрать тему урока, класс (4 или 5), тип урока – урок новых знаний, т.к. структура урока уже заложена в технологическую карту, сформулировать педагогические задачи. Это то, что умеет каждый учитель, затруднений не вызовет.
Главная отличительная задача при планировании урока (1 столбец) – целеполагание на каждом этапе урока, время отведённое на уроке на этот этап;
(2 столбец) прописать формы работы, методы и приёмы, используемые для достижения поставленных целей (вам поможет раздаточный материал);
(3 и 4 столбец) мы заполнять не будем, это не вызовет затруднений (учитель: выдвигает проблему, создает эмоциональный настрой на…, формулирует задание…, организует работу в парах; дети: выполняют упражнение в тетради, по очереди комментируют…, обосновывают выбор написания…, приводят примеры, пишут под диктовку, проговаривают по цепочке);
(5 столбец) – планируемые результаты, мы с ними знакомились: познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные (поможет табличка «Виды УУД»).
Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода
1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)
Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне:
«Хочу, потому что могу»
(1 – 2 минуты)
У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность, включение детей в деятельность; выделение содержательной области.
Приёмы работы:
. учитель высказывает добрые пожелания детям
. предлагает им подумать, что пригодится для успешной работы на уроке
Приёмы создания мотивации:
n 1) связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники;
n 2) показ недостаточности имеющихся знаний;
n 3) создание проблемной ситуации;
n 4) использование художественной и научно-популярной литературы, произведения искусства;
n 5) экскурсы в историю;
n 6) использование сравнений;
n 7) привлечение занимательных примеров, опытов, парадоксов;
n 8) использование игровых ситуаций и др.
Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей.
Характеристика приёмов.
Использую: стихотворный настрой.
Кричалки
Всем, всем добрый день!
Уходи с дороги лень,
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок!
Проверяй скорей, дружок,
Всё ль на месте
Всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Ну, что – привет? Привет
Лентяев нет? Нет
Улыбка всегда? Всегда
Учиться будем? Да
Сказочные герои: Незнайка! Приглашение в путешествие – приём «фантастическая добавка» ,фрагмент мультфильма, видео, песенка и т.д. Приём «Необъявленная тема»
Форма работы: фронтальная. Метод: словесный
Слайд 19 технологическая карта (показ примера конструирования этапа урока)
Практическая работа 1,5 минуты.
Слайд 20
II. Актуализация знаний
Цель: повторение изученного материала необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося .
(4 – 5 минут)
Возникновение проблемной ситуации:
. актуализация ЗУН;
. создание проблемной ситуации;
. выявление и фиксирование в речи: где и почему возникло затруднение;
Приёмы
Характеристика приёмов
Использую: «Жокей и лошадь» (иголочка и ниточка) – 1 группа загадки, 2 группа отгадки, нужно найти пару (числовое выражение и пример); «Необъявленная тема» - ряд слов, разделить на группы, лишнее слово – что это? Проблемная ситуация (можно проводить на словарном диктанте, связать с минуткой чистописания, на устном счёте). Приём «Корзина ИДЕЙ», «Толстый и тонкий вопрос», «Домино» - хорошо проводить на уроках окружающего мира (животное, растение и его признаки – найти все карточки). Решение кроссворда, ребуса – ключевое слово помогает догадаться о теме урока.
III. Постановка учебной задачи (тесно связан с предыдущим этапом, их часто объединяют в структуре урока)
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникло затруднение?», «Чего мы ещё не знаем?» ; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.
(4 – 5 минут)
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.
Форма работы – фронтальная, групповая, парная. Методы: словесные, наглядные, практические.
Практическая работа – 3-4 минуты (конструирование 3 и 4 этапа урока)
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)
Цель: решение устных задач и обсуждение
(7 –8 минут)
Способы: диалог, групповая или парная работа
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.
Организация самостоятельной исследовательской деятельности.
Выведение алгоритма.
Новые правила необходимо выразить своими словами.
Приёмы
Характеристика приёмов
Использую: приём «Инсерт» или «З-Х-У» - (читают и маркируют текст - знал, - новое, ? – не понял, есть вопросы); «Зигзаг» (чтение с остановками) – анализировать текст совместно с другими людьми; «Пин-Понг» (имя-значение) – на любом предмете, Ромашка «Блума».
Формы: фронтальная (работа у доски по составлению алгоритма, плана выхода из проблемной ситуации), групповая или парная работа. Методы: словесно, наглядно, практически – дедуктивные.
Практическая работа – 2 минуты (4 этап урока)
ФИЗМИНУТКА
Может быть связана с темой урока. Тема «Животные леса» детки на минутке показывают лисичку, зайчика, медведя, птицу. Тема «Глаголы» - одушевлённые - прыгаем, неодушевлённые – приседаем; и т.д.
V. Первичное закрепление
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала
(4 –5 минут)
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий с проговариванием.
Приёмы
Характеристика приёмов
Использую: приём «Рыбный скелет», диаграмма «Венна» - русский язык.
Формы работы: фронтальная работа, работа в парах. Методы: словесно, наглядно, практически – традуктивные.
Практическая работа – 3 минуты (5 этап)
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
(4 –5 минут)
Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий) выполняется письменно. Каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.
Методы: самоконтроль, самооценка.
При проверке работы каждый должен себя проверить – всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.
Приёмы
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение
(часто объединяют с 6 этапом и называют «Самостоятельная работа»)
(7 –8 минут)
Сначала предложить обучающимся выбрать из набора заданий только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
Характеристика приёмов
Очень простые приёмы «Морфологический ящик», «Создай паспорт».
Формы: индивидуальная, парная. Методы: словесно, наглядно, практически – традуктивные.
Практическая работа – 3-4 минуты (6, 7 этап)
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)
Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
(2 –3 минут)
Вопросы:
1. Какую задачу ставили?
2. Удалось решить поставленную задачу?
3. Каким способом?
4. Какие получили результаты?
5. Что нужно сделать ещё?
6.Где можно применить новые знания?
Приёмы
Характеристика приёмов
Использую: приём «Рюкзак», «Синквейн», «Телеграмма», незаконченные предложения, кроссворд, тестовые задания.
Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесные, наглядные, практические.
Практическая работа – 2 минуты (8 этап)
Отчет групп.
«Ситуация успеха»
§ Снятие страха как подготовка к предстоящей деятельности, придание ученику уверенности в себе. «Очень нужно это сделать», «У тебя это непременно получится», «Здесь нет ничего страшного».
§ Авансирование успешного результата. «…И именно ты с этим справишься лучше..»
§ Инструктирование – скрытая инструкция по выполнению «Вероятно, следует начать с..», «Не забудь, пожалуйста, о..».
§ Внесение мотива – обучающийся должен хорошо представлять, ради чего(или кого) выполняется работа. «Мы очень надеемся на твой успех», «Только ты сумеешь защитить честь класса..»
§ Заключительная оценка. Здесь важным является оценка отдельного момента в работе учащегося.
«Хочу отметить..», «Следует выделить..», «Наивысшей похвалы заслуживает..»
Я часто спрашиваю своих детей:
- За что вы можете себя похвалить? Ответы самые разные.
Очень важно, раз уж мы говорим о преемственности, чтобы «ситуация успеха» была и у пятиклассников на каждом уроке. У детей сложный период
адаптации и важно не растерять на этом этапе желания учиться, постоянно поддерживать живой познавательный интерес, подхваливать, мотивировать, инструктировать.
Современный учитель – это учитель, открытый новшествам,
поддерживающий в образовательной практике разумный баланс между традиционным и инновационным.
Современный учитель – это учитель, мотивированный на работу с обучающимися, относящийся к своей работе как к призванию, способный к своему личностному и профессиональному развитию, непрерывно повышающий свою квалификацию.
Говоря о современном уроке, невозможно не упомянуть о современных информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ).
ИКТ должны быть и на уроке, и в процессе подготовки к нему (безусловно это помогает и облегчает подготовку ), но их применение не делает урок современным или устаревшим.
Современным урок делает только заинтересованный учитель.
Я надеюсь, что информация и полученные умения будут вам полезны и пригодятся в работе.
А сейчас проведём «Рефлексию»
На листе бумаги обведите свою ладонь. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.
Закончите фразу, записав на соответствующем пальце вашей ладони.
Большой – для меня это важно и интересно…
Указательный – я получил конкретные рекомендации…
Средний – мне было трудно (не понравилось) …
Безымянный – моя оценка психологической атмосфере …
Мизинец – для меня было недостаточно …
Высказывания от каждой из групп.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.