Мастер-класс Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС
Оценка 5

Мастер-класс Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
преподавание
1 кл—9 кл
15.05.2020
Мастер-класс  Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС
Современный урок – это урок, отвечающий требованиям времени, современной парадигме. Современный урок – это высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность обучающегося.
Проектирование современного урока.docx

Проектирование современного урока в условиях реализации ФГОС

Добрый день, коллеги.

Мне предложили поделиться с вами моим небольшим опытом по конструированию современного урока. Итак, что же такое современный урок?     

Современный урок – это урок, отвечающий требованиям времени, современной парадигме.

Современный урок – это  высокоэффективный, действенный урок, на котором развивается личность обучающегося.

Каждое время предъявляет свои требования к уроку      

Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал.

                                          К.Д. Ушинский

Вы знаете, что во главу угла по стандартам второго поколения ставится планирование урока с использованием системно-деятельностного подхода в обучение.

– это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.

- это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

Изменилась стратегия обучения.      

На смену девизу:

«Прочитай, запомни, перескажи»

пришел девиз:

«Исследуй проблему, изучай ситуацию, принимай решение, доказывай своё мнение, анализируй полученный результат».

Рождение урока – чёткое определение конечной цели

      чего учитель хочет добиться?

       что поможет учителю в достижении цели?

       как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута?

Новым при рождении урока является определение ожидаемых результатов (УУД).

Исходя из тематики урока, с учётом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический приём или технику из банка приёмов.

Методы обучения остались те же, что и раньше.    

         Объяснительно-иллюстративные;

         Репродуктивные;

         Проблемно-сообщающие;

         Частично-поисковые;

         Исследовательские;

К объяснительно-иллюстративным методам относятся:     

         Рассказ;

         Описание схемы, алгоритма;

         Упражнение;

         Беседа с опорой на правила, законы;

         Письменное упражнение на применение знаний с использованием таблиц, схем;

         Практическая работа на применение знаний закона, алгоритма, темы, основных закономерностей событий, явлений, процессов;

         Беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и фактов;

         Анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов;

         Упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов.

Репродуктивные методы – это:      

         Пересказ прочитанного;

         Списывание готового материала с доски;

         Выделение заданий по образцу с последующим обобщением;

         Придумывание приемов под правила или изученный алгоритм темы, явления, события, процесса;

         Анализ события по определенному правилу, событию, явлению, факту (их алгоритму);

         Работа с книгой, опора на правила, алгоритм темы, закон;

         Воспроизведение двух подобных правил, законов, алгоритмов событий или явлений;

         Нахождение подобия с опорой на рисунок, таблицу, схему, модель;

         Правописание пар подобных слов, описание пар подобных предметов, явлений, фактов, событий, процессов.

Проблемно-сообщающие методы:      

         Объяснение причин разного правописания подобных слов, объяснение причин различия в подобных событиях, явлениях, фактах, процессах;

         Записи действий учителя при доказательстве гипотезы;

         Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта, разного развития событий, явлений, процессов;

         Доказательства путем сравнения подобий в предметах, в правописании, в явлениях, в событиях, в фактах, в процессах.

Частично-поисковые методы:    

         Сформированность знаний по учебному предмету, умение овладеть алгоритмом темы и применять полученные знания в самостоятельных творческих заданиях;

         Комментированное письмо с выводом, комментирование практических действий с выводом;

         Поиск примеров, фактов на основании явлений, событий, законов или нового правила;

         Выбор примеров, фактов, подтверждений с опорой на наглядность (таблицы, схемы, иллюстрации и т. д);

         Практические действия по поиску примеров, аргументов, фактов, на изучаемое правило, закон, алгоритм;

         Перенос общих признаков известного на новое (упражнение, задача, задание, опыты, описания и др.).

Исследовательские методы:    

         Работа с книгой по поиску метода;

         Самоанализ нескольких таблиц, схем по поиску общего вывода;

         Письменное упражнение, практические действия с последующим доказательством закономерности;

         Доказательство правомерности закона, правила, утверждения, алгоритма (теоретически и практически);

         Словесное разрешение противоречий с опорой на сравнение подобных явлений, фактов;

         Разрешение противоречий с опорой на сравнение в практических действиях учащихся;

Методы обучения, используемые учителем в учебном процессе (чаще всего смешанные):  

– словесно-индивидуальные;      - рассказ

– наглядно-индивидуальные;     - описание схемы, алгоритма

– практически-индивидуальные;    - упражнения, карточки

– словесно-дедуктивные;     - беседа с опорой на конспект, правило, закон

- наглядно-дедуктивные;  - анализ  по определённому правилу с опорой    на схему, таблицу

– практически-дедуктивные;    - работа с текстом

– словесно-традуктивные;  - умение сравнивать подобные правила (сущ. и прил)

– наглядно-традуктивные;      - сравнение с опорой на рисунок, таблицу

– практически-традуктивные.     – разрешение противоречий с опорой на практические действия обучающихся.

В современном уроке преобладают формы организации учебной деятельности:

- групповыеля такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов);

- коллективные  (это самая сложная форма организации деятельности учащихся. Она возможна, когда все обучаемые активны и осуществляют обучение друг друга. Типичный пример коллективной формы – работа учащихся в парах сменного состава).

- парные  (Это работа учащегося с педагогом (или сверстником) один на один).

 

Сегодня нам предстоит выполнить конструирование современного урока. Работа будет проходить в группах. Перед вами технологическая карта, вам необходимо выбрать тему урока, класс (4 или 5), тип урока – урок новых знаний, т.к. структура урока уже заложена в технологическую карту, сформулировать педагогические задачи.  Это то, что умеет каждый учитель, затруднений не вызовет. 

      Главная отличительная задача при планировании урока (1 столбец) – целеполагание на каждом этапе урока, время отведённое на уроке на этот этап;

      (2 столбец) прописать формы работы, методы и приёмы, используемые для достижения поставленных целей (вам поможет раздаточный материал);

       (3 и 4 столбец) мы заполнять не будем, это не вызовет затруднений (учитель: выдвигает проблему, создает эмоциональный настрой на…, формулирует задание…,  организует работу в парах; дети: выполняют упражнение в тетради, по очереди комментируют…, обосновывают выбор написания…, приводят примеры, пишут под диктовку, проговаривают по цепочке);

       (5 столбец) – планируемые результаты, мы с ними знакомились: познавательные, личностные, коммуникативные, регулятивные  (поможет табличка «Виды УУД»).

Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода    

   1. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне:

«Хочу, потому что могу»

    (1 – 2 минуты)

      У обучающихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность, включение детей в деятельность; выделение содержательной области.

     Приёмы работы:

. учитель высказывает добрые пожелания детям

. предлагает им подумать, что пригодится  для успешной работы на уроке

Приёмы создания мотивации:  

n  1) связь изучаемого с жизнью, достижениями науки и техники;

n  2) показ недостаточности имеющихся знаний;

n  3) создание проблемной ситуации;

n  4) использование художественной и научно-популярной литературы, произведения искусства;

n  5) экскурсы в историю;

n  6) использование сравнений;

n  7) привлечение занимательных примеров, опытов, парадоксов;

n  8) использование игровых ситуаций и др.

Приемы и техники, которые можно использовать для достижения поставленных целей. 

Характеристика приёмов.

Использую: стихотворный настрой.

Кричалки


Всем, всем добрый день!

Уходи с дороги лень,

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

 

 

 

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Проверяй скорей, дружок,

Всё ль на месте

Всё ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

 

Ну, что – привет?    Привет            

Лентяев нет?   Нет

Улыбка всегда?     Всегда

Учиться будем?    Да


Сказочные герои: Незнайка!  Приглашение в путешествие – приём «фантастическая добавка» ,фрагмент мультфильма, видео, песенка и т.д.  Приём «Необъявленная тема»

Форма работы: фронтальная.  Метод: словесный

Слайд 19   технологическая карта (показ примера конструирования этапа урока)  

Практическая работа 1,5 минуты.

Слайд 20

II. Актуализация знаний

     Цель: повторение изученного материала необходимого для «открытия нового знания»,  выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося .

     (4 – 5 минут)

     Возникновение проблемной ситуации:

.   актуализация ЗУН;

.   создание проблемной ситуации;

.   выявление и фиксирование в речи: где и почему возникло затруднение;

Приёмы   

Характеристика приёмов

Использую: «Жокей и лошадь» (иголочка и ниточка) – 1 группа загадки, 2 группа отгадки, нужно найти пару (числовое выражение и пример); «Необъявленная тема» - ряд слов, разделить на группы, лишнее слово – что это? Проблемная ситуация (можно проводить на словарном диктанте, связать с минуткой чистописания, на устном счёте). Приём «Корзина ИДЕЙ», «Толстый и тонкий вопрос», «Домино» - хорошо проводить на уроках окружающего мира (животное, растение и его признаки – найти все карточки).   Решение кроссворда,  ребуса – ключевое слово помогает догадаться о теме урока.

III. Постановка учебной задачи (тесно связан с предыдущим этапом, их часто объединяют в структуре урока)

     Цель: обсуждение затруднений  («Почему возникло затруднение?», «Чего мы ещё не знаем?» ; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить.

     (4 – 5 минут)

     Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог.

Форма работы – фронтальная, групповая, парная.  Методы: словесные, наглядные, практические.

 

Практическая работа – 3-4 минуты (конструирование 3 и 4 этапа урока)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

     Цель: решение устных задач и обсуждение

     (7 –8 минут)

     Способы: диалог,  групповая или парная работа

     Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.

     Организация самостоятельной исследовательской деятельности.

     Выведение алгоритма.

     Новые правила необходимо выразить своими словами.

Приёмы

Характеристика приёмов

Использую: приём «Инсерт» или «З-Х-У»  - (читают и маркируют текст  - знал, - новое,  ? – не понял, есть вопросы);  «Зигзаг» (чтение с остановками) – анализировать текст совместно с другими людьми;  «Пин-Понг» (имя-значение) – на любом предмете, Ромашка «Блума».

 

Формы: фронтальная (работа у доски по составлению алгоритма, плана выхода из проблемной ситуации), групповая или парная работа. Методы: словесно, наглядно, практически – дедуктивные.

 

Практическая работа – 2 минуты (4 этап урока)

ФИЗМИНУТКА

Может быть связана с темой урока. Тема «Животные леса» детки на минутке показывают лисичку, зайчика, медведя, птицу. Тема «Глаголы» - одушевлённые - прыгаем, неодушевлённые – приседаем; и т.д.

V. Первичное закрепление

   Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала

     (4 –5 минут)

     Способы: фронтальная работа, работа в парах.

Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий с проговариванием.

 

Приёмы

Характеристика приёмов

 

Использую: приём «Рыбный скелет», диаграмма «Венна» - русский язык.

Формы работы: фронтальная работа, работа в парах.  Методы: словесно, наглядно, практически – традуктивные.

 Практическая работа – 3 минуты (5 этап)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

   Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

     (4 –5 минут)

     Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий) выполняется письменно. Каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

     Методы: самоконтроль, самооценка.

     При проверке работы каждый должен себя проверить – всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

Приёмы

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

(часто объединяют с 6 этапом и называют «Самостоятельная работа»)

  (7 –8 минут)

    Сначала предложить  обучающимся  выбрать из набора заданий только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие. Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

Характеристика приёмов

Очень простые приёмы «Морфологический ящик», «Создай паспорт».

 

 

Формы: индивидуальная, парная.  Методы: словесно, наглядно, практически – традуктивные.

Практическая работа – 3-4 минуты (6, 7 этап)

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока)

    Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

     (2 –3 минут)

     Вопросы:

     1. Какую задачу ставили?

     2. Удалось решить поставленную задачу?

     3. Каким способом?

     4. Какие получили результаты?

     5. Что нужно сделать ещё?

     6.Где можно применить новые знания?

   Приёмы

   Характеристика приёмов

 

 

 

 

 

Использую: приём «Рюкзак», «Синквейн», «Телеграмма», незаконченные предложения, кроссворд, тестовые задания.

Формы: фронтальная, индивидуальная. Методы: словесные, наглядные, практические.

Практическая работа – 2 минуты (8 этап)

Отчет групп.

 «Ситуация успеха»

§      Снятие страха как подготовка к предстоящей деятельности, придание ученику уверенности в себе. «Очень нужно это сделать», «У тебя это непременно получится», «Здесь нет ничего страшного».

§  Авансирование успешного результата. «…И именно ты с этим  справишься лучше..»

§  Инструктирование – скрытая инструкция по выполнению  «Вероятно, следует начать с..»,  «Не забудь, пожалуйста, о..».

§  Внесение мотива – обучающийся должен хорошо представлять, ради чего(или кого) выполняется работа. «Мы очень надеемся на твой успех», «Только ты сумеешь защитить честь класса..»

§  Заключительная оценка. Здесь важным является оценка отдельного момента в работе учащегося.

     «Хочу отметить..», «Следует выделить..», «Наивысшей похвалы заслуживает..»

Я часто спрашиваю своих детей:

- За что вы можете себя похвалить? Ответы самые разные.

Очень важно, раз уж мы говорим о преемственности, чтобы «ситуация успеха» была и у пятиклассников на каждом уроке. У детей сложный период

адаптации и важно не растерять на этом этапе желания учиться, постоянно поддерживать живой познавательный интерес, подхваливать, мотивировать, инструктировать.

 

Современный учитель – это учитель, открытый новшествам,

поддерживающий  в образовательной практике разумный  баланс между традиционным и инновационным.

Современный учитель – это учитель, мотивированный на работу с обучающимися, относящийся к своей работе  как к призванию, способный к своему личностному и профессиональному развитию, непрерывно повышающий свою квалификацию.

 

      Говоря о современном уроке, невозможно не упомянуть о современных информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ).

        ИКТ должны быть и на уроке, и в процессе подготовки к нему (безусловно это помогает и облегчает подготовку ), но их применение не делает урок современным или устаревшим.

 

     Современным урок делает только заинтересованный учитель.

 

Я надеюсь, что информация и полученные умения будут  вам полезны и пригодятся в работе.

 

А сейчас проведём «Рефлексию»

На листе бумаги обведите свою ладонь. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать своё мнение.

Закончите фразу, записав на соответствующем пальце вашей ладони.

 

Большой – для меня это важно и интересно…

Указательный – я получил конкретные рекомендации…

Средний – мне было трудно (не понравилось) …

Безымянный – моя оценка психологической атмосфере …

Мизинец – для меня было недостаточно …

 

Высказывания от каждой из групп.

 

 

 

 

 



 

Проектирование современного урока в условиях реализации

Проектирование современного урока в условиях реализации

Проблемно-сообщающие; •

Проблемно-сообщающие; •

Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта , разного развития событий, явлений, процессов; •

Сообщение двух подобных правил (алгоритмов) с последующим анализом разного поведения объекта , разного развития событий, явлений, процессов; •

В современном уроке преобладают формы организации учебной деятельности: - групповые (д ля такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов);…

В современном уроке преобладают формы организации учебной деятельности: - групповые (д ля такой формы характерно раздельное, самостоятельное выполнение учащимися учебных заданий с последующим контролем результатов);…

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу» (1 – 2 минуты)

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне: «Хочу, потому что могу» (1 – 2 минуты)

Слайд 20 II . Актуализация знаний

Слайд 20 II . Актуализация знаний

IV . «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

IV . «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

Формы: фронтальная (работа у доски по составлению алгоритма, плана выхода из проблемной ситуации), групповая или парная работа

Формы: фронтальная (работа у доски по составлению алгоритма, плана выхода из проблемной ситуации), групповая или парная работа

Использую: приём «Рыбный скелет», диаграмма «Венна» - русский язык

Использую: приём «Рыбный скелет», диаграмма «Венна» - русский язык

Формы: индивидуальная, парная.

Формы: индивидуальная, парная.

Использую: приём «Рюкзак», «Синквейн», «Телеграмма», незаконченные предложения, кроссворд, тестовые задания

Использую: приём «Рюкзак», «Синквейн», «Телеграмма», незаконченные предложения, кроссворд, тестовые задания

Очень важно, раз уж мы говорим о преемственности, чтобы «ситуация успеха» была и у пятиклассников на каждом уроке

Очень важно, раз уж мы говорим о преемственности, чтобы «ситуация успеха» была и у пятиклассников на каждом уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.05.2020