Мастер-класс "Развитие навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе."
Оценка 4.7

Мастер-класс "Развитие навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе."

Оценка 4.7
Семинары
doc
преподавание
1 кл—4 кл
02.04.2020
Мастер-класс    "Развитие навыка смыслового чтения  на уроках в начальной школе."
Целью нашего мастер-класса: является обучение эффективным приёмам смыслового чтения. Мы рассмотрим лишь несколько приёмов, которые практикуются на уроках литературного чтения и математики.
доклад.doc

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

 

 

"Развитие навыка смыслового чтения

 на уроках в начальной школе."

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель начальных классов

МБУ «Лицей №60» г.о. Тольятти

Самарской области

Юсупова Елена Евгеньевна

 

 

 

 

2020г.

 

 

 

 

 

1. Организационный момент.


- Уважаемые коллеги, давайте начнём наш мастер-класс с приёма «Поздоровайся глазами».

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

 

Вступление.

В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

 

Поэтому формирование действия смыслового чтения в нашем лицее  стало одной из важнейших педагогических проблем.

 

Целью нашего мастер-класса:

является обучение эффективным приёмам смыслового чтения. Мы рассмотрим лишь  несколько приёмов, которые практикуются на уроках литературного чтения и математики.

 

2. Выяснение целей, ожиданий и опасений слушателей мастер-класса


-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать Метод «Фруктовый сад»

 

- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а на лимонах – опасения.

- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

 

3. Постановка задач мастер-класса

- Определите задачи. Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

·         Объяснить…, что такое смысловое чтение;

·         Видеть… возможности применения активных методов и приёмов по формированию смыслового чтения на своих уроках.

 

3. Актуализаци:  приём «Верю, не верю»

- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?

- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?

- Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на уроках математики.

- Итак, определимся с понятием «смысловое чтение». Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».

 

- Работаем в группах. Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода.

Тема «Смысловое чтение». Листок разделён на сектора.

Сектор 1 – «Понятие».

- Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)

Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.

 

Секторы 2 и 3. – «Цели и задачи»

- Попробуйте сформулировать цели и задачи формирования смыслового чтения.

Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации.

Задачи: Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать .

 

Сектор 4 –  «Учебные предметы».

-На каких учебных предметах можно формировать смысловое чтение? (Ответы педагогов)

 

Сектор 5 – «Приёмы смыслового чтения» вы будете заполнять по ходу мастер-класса.

 

Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам, в частности математике.

Предлагаю продолжить работу в группах.

 

Выполните задание 1.

Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?

(Ответы групп)

 

Задание может быть предложено в 3 классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучены таблица умножения, приём нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число.

Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка. 33·3=99, 99<100, 34·3=102>100.

Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя.

При вычислении произведения 28·3 Незнайка абсолютно правильно заменил его суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.

Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.

 

-Теперь давайте рассмотрим приёмы смыслового чтения на примере работы с текстом притчи. Фрагмент внеклассного чтения.

 

-Вспомните, как Вы читаете газеты, журналы, новые книги. С чего начинаете? (с просмотра)

Итак, первый тип:

 просмотровое чтение - это общее знакомство с любым текстом.

-Хорошо, давайте познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст». Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга»назовите все возможные ассоциации с этим словом.

(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)

 

А сейчас послушайте притчу «Книга»и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.

Притча «Книга»

Ученик спросил старца:

-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?

Спросил и старец:

-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?

-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.

- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.

 

Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.

Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

 

Следующий тип чтения -  ознакомительное чтение. Текст читается полностью. На уроках можно использовать чтение цепочкой, по частям или приём «Читай самому себе».Мы читали по цепочке.

         - Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.

 

Притча «Ведро с яблоками»

Купил человек себе новый дом –большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.

Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.

Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»

 

При работе с данной притчей был использован приём «Верно ли, что…»

- Ребятам был предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо было выбрать те, которые соответствуют содержанию.

 

Перед вами примеры утверждений:

- Купил себе человек новый дом. (Да)

- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)

- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)

- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)

- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)

 

         Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.

 

В своей работе я  пользуюсь  и другими приемами:

- приём «Рюкзак – помощник» (помогает активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст);

- приём «Закладки – подсказки» (помогает научиться читать активно, контролировать себя и качество своего чтения);

- приём «Чтение с остановками» (способствует развитию внимания);

-приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление);

-приём «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

 

Итак, использование этих и других приёмов  помогает нам:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

 

 

Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.

К.Д. Ушинский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполните задание 1.

 

Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполните задание 1.

 

Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?

 


Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс "Развитие навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе

Мастер-класс "Развитие навыка смыслового чтения на уроках в начальной школе

Организационный момент. - Уважаемые коллеги, давайте начнём наш мастер-класс с приёма «Поздоровайся глазами»

Организационный момент. - Уважаемые коллеги, давайте начнём наш мастер-класс с приёма «Поздоровайся глазами»

Итак, определимся с понятием «смысловое чтение»

Итак, определимся с понятием «смысловое чтение»

Например, 28·3=28+28+28= 83 (84)

Например, 28·3=28+28+28= 83 (84)

Хорошо , давайте познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст»

Хорошо , давайте познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст»

Сосед постоянно пытался испортить настроение

Сосед постоянно пытался испортить настроение

Выполните задание 1. Поспорь с

Выполните задание 1. Поспорь с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.04.2020