Мастер-класс
"Развитие навыка смыслового чтения
на уроках в начальной школе."
Подготовила учитель начальных классов
МБУ «Лицей №60» г.о. Тольятти
Самарской области
Юсупова Елена Евгеньевна
2020г.
1. Организационный момент.
- Уважаемые коллеги, давайте начнём наш мастер-класс с приёма «Поздоровайся
глазами».
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Вступление.
В новых образовательных стандартах выделены планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.
Поэтому формирование действия смыслового чтения в нашем лицее стало одной из важнейших педагогических проблем.
Целью нашего мастер-класса:
является обучение эффективным приёмам смыслового чтения. Мы рассмотрим лишь несколько приёмов, которые практикуются на уроках литературного чтения и математики.
2. Выяснение целей, ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно
использовать Метод «Фруктовый сад»
- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а на лимонах – опасения.
- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).
3. Постановка задач мастер-класса
- Определите задачи. Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:
· Объяснить…, что такое смысловое чтение;
· Видеть… возможности применения активных методов и приёмов по формированию смыслового чтения на своих уроках.
3. Актуализаци: приём «Верю, не верю»
- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?
- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?
- Сегодня на мастер-классе я бы хотела остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на уроках математики.
- Итак, определимся с понятием «смысловое чтение». Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».
- Работаем в группах. Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода.
Тема «Смысловое чтение». Листок разделён на сектора.
Сектор 1 – «Понятие».
- Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)
Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.
Секторы 2 и 3. – «Цели и задачи»
- Попробуйте сформулировать цели и задачи формирования смыслового чтения.
Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации.
Задачи: Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать .
Сектор 4 – «Учебные предметы».
-На каких учебных предметах можно формировать смысловое чтение? (Ответы педагогов)
Сектор 5 – «Приёмы смыслового чтения» вы будете заполнять по ходу мастер-класса.
Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам, в частности математике.
Предлагаю продолжить работу в группах.
Выполните задание 1.
Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?
(Ответы групп)
Задание может быть предложено в 3 классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучены таблица умножения, приём нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число.
Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка. 33·3=99, 99<100, 34·3=102>100.
Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя.
При вычислении произведения 28·3 Незнайка абсолютно правильно заменил его суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.
Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.
-Теперь давайте рассмотрим приёмы смыслового чтения на примере работы с текстом притчи. Фрагмент внеклассного чтения.
-Вспомните, как Вы читаете газеты, журналы, новые книги. С чего начинаете? (с просмотра)
Итак, первый тип:
просмотровое чтение - это общее знакомство с любым текстом.
-Хорошо, давайте познакомимся с приёмом «Ассоциативный куст». Я даю ключевое слово. В нашем случае это название первой притчи «Книга»назовите все возможные ассоциации с этим словом.
(Книга, мудрость, помощник, библиотека, читатель, литература, фолиант)
А сейчас послушайте притчу «Книга»и скажите, чем можно дополнить наш ряд ассоциаций.
Притча «Книга»
Ученик спросил старца:
-Зачем ты каждый день читаешь книгу? Ведь ты уже читал её?
Спросил и старец:
-А зачем ты сегодня ел? Ведь ты же ел вчера?
-Для того, чтобы жить. Без пищи я умру, - пожал плечами ученик.
- Вот и я каждый день читаю, чтобы духовно не умереть, - ответил старец.
Ещё одна ассоциация со словом книга - духовная пища.
Этот приём позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Следующий тип чтения - ознакомительное чтение. Текст читается полностью. На уроках можно использовать чтение цепочкой, по частям или приём «Читай самому себе».Мы читали по цепочке.
- Предлагаю вам прочитать притчу «Ведро с яблоками» по цепочке.
Притча «Ведро с яблоками»
Купил человек себе новый дом –большой, красивый – и сад с фруктовыми деревьями возле дома. А рядом в стареньком домике жил завистливый сосед, который постоянно пытался испортить ему настроение: то мусор под ворота подбросит, то ещё какую гадость натворит.
Однажды проснулся человек в хорошем настроении, вышел на крыльцо, а там – ведро с мусором. Человек взял ведро, мусор вывалил, ведро вычистил до блеска, насобирал в него самых больших, спелых и вкусных яблок и пошёл к соседу.
Сосед, услышав стук в дверь, злорадно подумал: «Наконец-то я разозлил его!» Открывает дверь в надежде на скандал, а человек протянул ему ведро с яблоками и сказал: «Кто чем богат, тот тем и делится!»
При работе с данной притчей был использован приём «Верно ли, что…»
- Ребятам был предложен ряд утверждений по прочитанной притче, из которых необходимо было выбрать те, которые соответствуют содержанию.
Перед вами примеры утверждений:
- Купил себе человек новый дом. (Да)
- Рядом в большом особняке жил сосед. (Нет)
- Сосед постоянно пытался испортить настроение. (Да)
- Однажды на крыльце человек увидел ведро с мусором. (Да)
- Человек вернул ведро с мусором соседу. (Нет)
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление.
В своей работе я пользуюсь и другими приемами:
- приём «Рюкзак – помощник» (помогает активизировать имеющиеся знания перед чтением и рефлексировать, отдавать себе отчет в том, что же помогло понять текст);
- приём «Закладки – подсказки» (помогает научиться читать активно, контролировать себя и качество своего чтения);
- приём «Чтение с остановками» (способствует развитию внимания);
-приём «Восстанови текст» (развивает логическое мышление);
-приём «Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)
Итак, использование этих и других приёмов помогает нам:
-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
-находить в тексте требуемую информацию;
-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;
-читать внимательно и вдумчиво.
Читать - это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чём главное дело.
К.Д. Ушинский
Выполните задание 1.
Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?
Выполните задание 1.
Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.