Мастер-класс
учителя начальных классов
Дукаевой Л.С.
МБОУ «СОШ № 2 с. Катар-Юрт»
«Подход к решению текстовых задач в начальной школе»
План
1.Возможные проблемы и причины у учащихся при решении текстовых задач.
2.Диагностика затруднений у учащихся.
3.Инструментарий диагностики.
4.Справочные материалы.
5. «Конструктор» задач.
Возможныепсихологические причины
слабое понимание грамматических конструкций;
несформированность умения ориентироваться на систему признаков;
низкий уровень развития образного и логического мышления;
низкий уровень развития интеллекта.
Возможныепедагогические причины
фрагментарное восприятие задачи;
слабая ориентировка в решении задачи;
нуждается в помощи выделения главного вопроса в задаче;
затруднение в выделении величин и числовых данных;
затруднение в нахождение неизвестного компонента в задаче;
затруднение в нахождение результата в задаче.
Инструментарий
Карточка ученика 1.
Цель:
выявить умения выделять части задач.
Задача:
Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе.
На сколько лет Коля старше Оли?
Задание:
соотнеси высказывания в левом столбике с высказываниями в правом столбике.
Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе |
| Вопрос |
На сколько лет Коля старше Оли? | Решение | |
12 – (12 : 4) = 9 (л) | Условие | |
12 – (12 : 4) | Ответ | |
На 9 лет | Выражение |
Сколько всего ________? | |
На сколько больше_________, чем? | |
Сколько ________ осталось? | |
Во сколько раз ________ ? | |
Сколько в ___ _________ ? |
х
+
-
:
Карточка 2.
Цель:
выявить умения выбора арифметического действия по ключевым словам задачам.
Задание:
соотнеси вопрос к задаче с арифметическим действием.
№ | Тексты задач | Решение |
1 | Купили 3 м ленты, а тесьмы в 5 раз больше. Сколько м купили тесьмы? |
|
2 | Масса тыквы 16кг, а дыни в 4 раза меньше. Какова масса тыквы? | |
3 | В 5 коробках по 6 карандашей. Сколько всего карандашей? | |
4 | Папе 36 лет, а сыну 9 лет. На сколько лет папа старше сына? | |
5 | Сшили 8 простыней и 4 наволочки. Во сколько раз меньше сшили наволочек, чем простыней? |
Карточка 3.
Цель:
выявить умения решения простых задач.
(Виды задач нарастают по мере их изучения)
Задание:
запиши решение к задаче.
6 | В трёх коробках 27 пачек печенья. Сколько пачек печенья, а одной коробке? |
|
7 | Лимон стоит 8 рублей. Сколько стоит 5 лимонов? | |
8 | За 9 катушек ниток заплатили 45 рублей. Сколько стоит одна катушка ниток? | |
9 | Сколько марок можно купить на 64 рубля, если одна марка стоит 8 рублей. | |
10 | У Толи в коллекции 12 машинок, а у Жени на 7 машинок больше. Сколько машинок у Жени? | |
11 | Мама испекла 12 пирожков с черникой, а с капустой на 3 пирожка меньше. Сколько пирожков с капустой испекла мама? |
Таблица результатов №1,№2
№ | Список | Выделение частей задач | Соотношение знака действия | Коли-чество бал. | Вывод | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1 |
| ||||||||||||
2 |
9 - 10 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ);
7 - 8 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей и стимулирующей помощи учителя;
6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции; требуется обучающая помощь.
Таблица результатов №3
№ | Список | Результат решения простых задач | Количество | Итог | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||||
1 |
|
| ||||||||||||
2 |
10 - 11 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ);
7 - 9 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей
и стимулирующей помощи учителя;
6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции;
требуется обучающая помощь.
Справочные материалы
Инструкция.
Работай по плану
Прочитай задачу.
Составь и запиши условие к задаче.
Выдели главный вопрос задачи.
Запиши решение задачи.
Запиши ответ задачи.
Памятка по составлению краткой (текстовой)
План. |
|
Инструкция к решению задачи (например на стр…. №...)
Множитель | Произведение | |
1 | 2 | 3 |
Цена … | количество | Общая стоимость … |
В одной коробке … | Всего … | |
Масса одного предмета | Общая масса … | |
Расход на один предмет | Всего израсходовано … | |
Норма (выработка за один час) | Всего израсходовано .. |
Таблица по составлению условия задачи в таблице.
Вопросы по разбору задачи:
Какой главный вопрос задачи?
Что достаточно знать, а что нет?
Какой новый вопрос возник?
Что достаточно знать, чтобы ответить
на него?
Памятка
Ответь на вопросы
Какой главный вопрос задачи?
Что нужно знать, чтобы на него
ответить?
Что надо сделать с данными числами?
Что известно? Что неизвестно?
Найди неизвестное.
Напиши ответ.
Карточка - опора
№ | Содержание работы | Управление обучением |
1 | Условие задачи | 1.Подчеркни или выпиши |
Больше на … + | Больше в … х |
Меньше на … - | Меньше в … : |
Больше (меньше) на … - | Больше (меньше) в … : |
Стало всего … + | Осталось … - |
Х | : Разложили Раздали Расставил Разбили Разлили |
(Продолжение карточки)
2 | Суждение и решение к задаче | ?... |
«Конструктор» задач(набор карточек)
Карточки из картона 30см на 10см.
Ключевые слова задачи: где полоска это предполагаемое слово,
а квадратик –число.
? больше на
? меньше на
? больше в
? меньше в
число.
Ключевые вопросы к задаче.
?
?
на?
во?
по
и
Пример конструирования задачи
« На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?».
Задачу конструктором можно выложить так:
? больше на
?
Выводы
1.В задаче считаны и выделены
ключевые слова и вопросы к ней.
2.Составнено условие задачи.
3.Смысл задачи понятен, решение
будет выполнено.
Дополнительные задания
наращивание: добавьте данные, чтобы задача решалась в 3, 4 действия;
измените главный вопрос, чтобы последнее решение выполнялось вычитанием;
разбить составную задачу на простые задачи;
найдите на странице учебника задачу к данной модели;
составьте задачу по заданной модели;
найти ошибки в модели задачи и др…
Наращивание данных к задаче
Задание: добавь данные к задаче, измени вопрос к задаче, чтобы она решалась вычитанием.
« На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?».
на третьей полке…
на четвёртой полке..
? больше на
? меньше на
? больше в
?
на?
во?
по
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.