Возможныепсихологические причины
слабое понимание грамматических конструкций;
несформированность умения ориентироваться на систему признаков;
низкий уровень развития образного и логического мышления;
низкий уровень развития интеллекта.
Возможныепедагогические причины
фрагментарное восприятие задачи;
слабая ориентировка в решении задачи;
нуждается в помощи выделения главного вопроса в задаче;
затруднение в выделении величин и числовых данных;
затруднение в нахождение неизвестного компонента в задаче;
затруднение в нахождение результата в задаче.
Инструментарий
Карточка ученика 1.
Цель:
выявить умения выделять части задач.
Задача:
Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе.
На сколько лет Коля старше Оли?
Задание:
соотнеси высказывания в левом столбике с высказываниями в правом столбике.
Коле 12 лет, а Оля в 4 раза моложе |
| Вопрос |
На сколько лет Коля старше Оли? | Решение | |
12 – (12 : 4) = 9 (л) | Условие | |
12 – (12 : 4) | Ответ | |
На 9 лет | Выражение |
Сколько всего ________? | |
На сколько больше_________, чем? | |
Сколько ________ осталось? | |
Во сколько раз ________ ? | |
Сколько в ___ _________ ? |
х
+
-
:
Карточка 2.
Цель:
выявить умения выбора арифметического действия по ключевым словам задачам.
Задание:
соотнеси вопрос к задаче с арифметическим действием.
№ | Тексты задач | Решение |
1 | Купили 3 м ленты, а тесьмы в 5 раз больше. Сколько м купили тесьмы? |
|
2 | Масса тыквы 16кг, а дыни в 4 раза меньше. Какова масса тыквы? | |
3 | В 5 коробках по 6 карандашей. Сколько всего карандашей? | |
4 | Папе 36 лет, а сыну 9 лет. На сколько лет папа старше сына? | |
5 | Сшили 8 простыней и 4 наволочки. Во сколько раз меньше сшили наволочек, чем простыней? |
Карточка 3.
Цель:
выявить умения решения простых задач.
(Виды задач нарастают по мере их изучения)
Задание:
запиши решение к задаче.
6 | В трёх коробках 27 пачек печенья. Сколько пачек печенья, а одной коробке? |
|
7 | Лимон стоит 8 рублей. Сколько стоит 5 лимонов? | |
8 | За 9 катушек ниток заплатили 45 рублей. Сколько стоит одна катушка ниток? | |
9 | Сколько марок можно купить на 64 рубля, если одна марка стоит 8 рублей. | |
10 | У Толи в коллекции 12 машинок, а у Жени на 7 машинок больше. Сколько машинок у Жени? | |
11 | Мама испекла 12 пирожков с черникой, а с капустой на 3 пирожка меньше. Сколько пирожков с капустой испекла мама? |
Таблица результатов №1,№2
№ | Список | Выделение частей задач | Соотношение знака действия | Коли-чество бал. | Вывод | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
1 |
| ||||||||||||
2 |
9 - 10 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ);
7 - 8 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей и стимулирующей помощи учителя;
6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции; требуется обучающая помощь.
Таблица результатов №3
№ | Список | Результат решения простых задач | Количество | Итог | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | ||||
1 |
|
| ||||||||||||
2 |
10 - 11 баллов - высокий уровень решения задач (ВУ);
7 - 9 баллов – средний уровень (СУ) нуждается в направляющей
и стимулирующей помощи учителя;
6 баллов и ниже – низкий уровень (НУ) нуждается в коррекции;
требуется обучающая помощь.
Памятка по составлению краткой (текстовой)
записи задачи.
Выдели ключевые слова.
Подумай, как выпишешь ключевые слова:
словом, заглавной буквой, числами I , II, III.
Выдели вопрос задачи знаками ? На? Во?
Подумай, как записать вопрос: словом, знаком «?»,
? на <,> ?
Можно ли задачу изобразить в виде схемы?
Запиши условие задачи.
План. |
|
Инструкция к решению задачи (например на стр…. №...)
Множитель | Произведение | |
1 | 2 | 3 |
Цена … | количество | Общая стоимость … |
В одной коробке … | Всего … | |
Масса одного предмета | Общая масса … | |
Расход на один предмет | Всего израсходовано … | |
Норма (выработка за один час) | Всего израсходовано .. |
Таблица по составлению условия задачи в таблице.
Карточка - опора
№ | Содержание работы | Управление обучением |
1 | Условие задачи | 1.Подчеркни или выпиши |
Больше на … + | Больше в … х |
Меньше на … - | Меньше в … : |
Больше (меньше) на … - | Больше (меньше) в … : |
Стало всего … + | Осталось … - |
Х | : |
(Продолжение карточки)
Пример конструирования задачи
« На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?».
Задачу конструктором можно выложить так:
? больше на
?
Выводы
1.В задаче считаны и выделены
ключевые слова и вопросы к ней.
2.Составнено условие задачи.
3.Смысл задачи понятен, решение
будет выполнено.
Дополнительные задания
наращивание: добавьте данные, чтобы задача решалась в 3, 4 действия;
измените главный вопрос, чтобы последнее решение выполнялось вычитанием;
разбить составную задачу на простые задачи;
найдите на странице учебника задачу к данной модели;
составьте задачу по заданной модели;
найти ошибки в модели задачи и др…
Наращивание данных к задаче
Задание: добавь данные к задаче, измени вопрос к задаче, чтобы она решалась вычитанием.
« На первой полке стоит 20 книг, на второй – на 4 книги больше. Сколько книг стоит на двух полках?».
на третьей полке…
на четвёртой полке..
? больше на
? меньше на
? больше в
?
на?
во?
по
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.