Мастер-класс родительского собрания
«Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при выполнении домашних заданий»
Цель: раскрыть значение здоровьесберегающих технологий В.Ф. Базарного в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
1) Довести до сознания родителей необходимость применения здоровьесберегающих технологий при выполнении детьми домашних заданий.
2) Расширить представление родителей о значимости здоровье - сберегающихся технологий.
3) Совершенствовать взаимоотношения родителей с педагогом, расширить сферу их совместной деятельности.
Оборудование: мультимедийный проектор с презентацией, картинки детей, солнечная поляна, бабочки, массажеры для рук, солевой мешочек для осанки, картинки с человечками и диаграммой, бабочки и полянка для рефлексии.
-Здравствуйте, дорогие родители. Мне хочется начать наше родительское собрание с притчи.
Притча. ( Видео).
Где-то в звёздном бесконечном пространстве вселенной жила-была душа. Она была весела и беззаботна, радостна и счастлива. Она наслаждалась свободой. Любовалась сиянием звезд, слушала их весёлый щебет. Однажды она пролетала над землёй и её привлек слабый огонек. Она подлетела поближе и увидела горящую свечу и руки, сложенные в безмолвной молитве. И тут её осенило - огонёк горит для неё! Это её ждут там, на Земле. И полетела душа к Богу. И сказала: « Господь! Я видела огонь в окне. Я думаю, что там ждут и зовут меня.”
Господь согласился: “ Лети. Этот огонь выбрал тебя!” и отпустил душу. В это самое время на Земле зародилась жизнь. Душа обрела тело. Она с радостью вошла в этот мир. В семье появился долгожданный ребёнок. Бог передал нам в руки бесценный дар-наших детей.
1 слайд ,2 слайд
-Каким бы вы хотели видеть своего ребенка?
(Работа в группах. Вывешивают на доску картинки с детьми)
Понятие «здоровье» всю жизнь сопровождает человека. Недавно я услышала фразу: «Человек успешен настолько, насколько он здоров». Действительно, благополучие человека во многом зависит от его здоровья.
3 слайд
Тема нашего родительского собрания» Использование элементов здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного при выполнении домашних заданий»
Эпиграфом занятия будут слова Сократа:
Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто.
Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Проблема охраны и укрепления здоровья учащихся очень многогранна и сложна. Улучшение их здоровья является одной из самых перспективных форм оздоровления всего общества. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, трудно учиться. И мы- учителя, родители должны помочь им справиться с этими трудностями. Здоровье - основа формирования личности. “Опыт убедил нас в том, что примерно у 85% всех неуспевающих учеников главной причиной отставания в учебе являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь недомогание или заболевание”.
Актуальность.
Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей . Все мы несем ответственность за здоровье будущих поколений и только все вместе можем изменить ситуацию. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно учитель, семья в состоянии сделать для здоровья ребенка иногда больше, чем врач. За последнее время в печати появилось немало интересных методик, здоровьесберегающих технологий. И это яркое свидетельство тому, что проблема века услышана.
- Уважаемые родители, что вы понимаете под термином здоровьесберегающие технологии?
После ответов 4 слайд
Здоровьесберегающие технологии – это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В своей работе я использую здоровьесберегающую технологию В.Ф. Базарного. О методике Базарного В. Ф. наслышаны многие, но оценить ее могут лишь те, кто апробировал ее на практике.
Слайд 5
Учёный, врач, хирург – офтальмолог, музыкант и педагог-новатор, доктор медицинских наук, Почётный работник общего образования Российской Федерации. Основатель нового направления в науке – здоровьеразвивающей педагогики. Совместно со своими учениками создал теорию «Сенсорной свободы и психомоторного раскрепощения».
Его разработки признаны научным открытием, защищены патентами, одобрены Минздравом, утверждены Правительством, дают гарантированный результат улучшения и повышения уровня успеваемости и эффективности учебного процесса.
Благодаря данной технологии достигается:
1. Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья ребенка.
2. Повышение уровня успеваемости.
3. Психологический комфорт при общении с ребенком.
4. Профилактика нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза.
Слайд 6. Основные методы.
К основным методам и приемам, используемым в здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного, относятся:
- режим динамической смены поз;
- упражнения на зрительную координацию;
- зрительно-координаторные тренажи, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажеры);
- упражнения на мышечно-телесную координацию.
Самое главное в системе Базарного – убрать обездвиженный образ жизни ребёнка во время обучения. На первый план выходит двигательная активность ребёнка.
Технологию могут применять не только педагоги в образовательной деятельности, но и родители при выполнении школьником домашнего задания.
Слайд 7 Режим динамической смены поз.
- Максимально допустимая продолжительность времени нахождения в одной позе – 20-25 минут.
- «Не усади!» – заповедь В.Ф.Базарного. Ребенок должен двигаться, особенно мальчик, в 4-6 раз больше.
- «Движение – это воздух, а без воздуха мы задыхаемся» - писал В.Ф. Базарный. Обучение в режиме постоянного движения позволяет развивать у ребенка зрительно-моторную реакцию, в частности ориентацию в пространстве, в том числе реакцию на экстремальные ситуации, создавать условия для проявления индивидуальных и возрастных особенностей школьника, формировать при выполнении заданий атмосферу доверительного отношения со взрослым, что служит оптимальному общему развитию ребенка.
- Режим «динамической смены поз» повышает общую сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, позволяет осуществлять профилактику близорукости, обеспечивать оптимальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы организма, стабилизировать процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.
Для реализации режима динамической смены поз В.Ф. Базарный предлагает два варианта: использование настольной конторки и применение свободной позы.
При выполнении домашних заданий детьми можно применять технологию свободной позы.
Там, где это возможно менять позу школьника: за столом – сидя, стоя; на ковре – сидя, стоя, лежа; ребенок может стоять, сидеть на ковре и в это время читать задание к упражнениям, читать заданный текст, отвечать на вопросы, пересказывать текст.
Данный режим оказывает благотворное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической активности умственной сферы;
- высокие показатели физического развития здоровья;
- повышение иммунной системы;
- улучшение ростовых процессов;
- развитие координации всех органов (зрительно-ручной, телесно координаторной, психо-эмоциональной);
- снижение степени низкой склоняемости головы.
Массажные коврики. Слайд 8
В ходе занятий учащиеся в классе стоят за конторками на массажных ковриках. А массаж стоп имеет оздоравливающе эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. В это время улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма. Коврик для массажа стоп является прекрасным средством от плоскостопия.
Дома можно применить любой коврик из естественной ткани (шерсти, соломы) с нашитыми на пуговицами или аппликатор Кузнецова.
Зрение. Слайд 9 офтальмотренажер
Девяносто процентов всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика для глаз полезна всем в целях профилактики нарушений зрения. В процессе урока для разминок и упражнений на мышечно – телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции в своей работе использую офтальмотренажеры, диаграммы. Эта гимнастика базируется на зрительно – поисковых стимулах, которые несут в себе активизирующий заряд для всего организма.
Каждый цвет в тренажере выполняет определенную функцию
Красный – активизирует психический процесс, согревает, если холодно, вырабатывает интерферон.
Зеленый – цвет гармонии, равновесия, успокаивает.
Желтый (коричневый) – цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все функциональные процессы.
Синий – тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.
Офтальмотренажер снимает физическую и психоэмоциональную напряженность учащихся, служит профилактикой близорукости, нарушений осанки, тренирует вестибулярный аппарат. Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно-активизирующий заряд для всего организма.
(Работа по офтальмотренажёру с родителями.)
Слайд 10 ( Манина Софья)
По мнению доктора В.Ф. Базарного, регулярное использование этого тренажера восстанавливает зрение ребенка за 1 учебный год
(Применение офтальмотренажёра дома при выполнении домашней работы)
Слайд 11
Схемы зрительно-двигательных траекторий
Для снятия глазного напряжения можно использовать различные диаграммы, цветные фигуры. (На доске нарисована диаграмма).
Есть несколько режимов выполнения данного тренажа, но мои дети полюбили наш идеальный вариант. С вытянутыми вперед руками, под музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. А затем рисуют воображаемую диаграмму на потолке, но с большим размахом и с большей амплитудой движения. Данный тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения усилий, т.к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-ручную координацию.
(Имитационная игра).
Этот прием можно легко применять в домашних условиях. На листе ватмана изображаются какие-либо цветные фигуры (овалы, восьмёрки, зигзаги, спирали), толщина линии 1см.
Слайд 12 Зрительная гимнастика
Зрительная гимнастика способствует развитию зрительной координации, укреплению глазных мышц, развитию зоркости и внимательности.
В течение урока я применяю расслабление «пальминг» - прикрывание глаз ладонями. Каждый человек, у которого есть какие-либо дефекты зрения, должен прикрывать глаза ладонями так часто, как только возможно. Надо растереть ладонь о ладонь до появления приятного тепла, легко положить ладони на глаза, скрещивая на лбу. При этом глаза надо закрыть на 20-30 секунд.
(Выполнение упражнений с родителями)
Специальные упражнения для снятия глазного напряжения
«Муха».
Упражнение для снятия зрительного напряжения. Встают около окна и смотрят вдаль, затем взгляд переводят на точку на стекле. Повторяют несколько раз, затем закрывают глаза ладонями и прячут их в «темном домике».
«Цветные сны»
Игру проводят в положении сидя после напряженной работы. По указанию учителя учащиеся закрывают глаза, прикрывая их ладонями, и опускают головы. Учитель называет цвета, а играющие стремятся с закрытыми глазами «увидеть» в чем-то заданный цвет (синее небо, зеленая трава, желтое солнце и так далее). Выборочно опросив детей о том, что же они увидели, учитель называет другой цвет.
Отвечая учителю, который подходит к детям и касается их плеча, учащиеся сохраняют исходное положение.
Длительность одного цикла игры (каждого цвета) – 15–20 сек., общая продолжительность игры – 1 мин.
«Жмурки»
Игроки крепко зажмуриваются на 3–4 сек. В это время учитель изменяет расположение находящихся на столе, на доске, на парте предметов. Открыв по сигналу глаза, дети стремятся найти изменения. Учитель выборочно спрашивает их, какие изменения они заметили. Зажмуриваясь, дети максимально напрягают веки. Общая длительность игры – 1,5 мин.
Слайд 13 .Сенсорный крест.
Для снижения напряжения с глазных мышц используются подвижные «сенсорные кресты»: деревянные планки, подвешенные к потолку в четырех углах класса, на которых располагаются дидактические материалы. Дети ищут глазами нужный материал, тем самым тренируя зрение, устраняя усталость и напряжение с глаз.
Слайд 14 .Сенсорный шар . Пенкин Роман
А вот дома можно использовать сенсорный шар (вращающийся вокруг своей оси, из 3 и более цветов, из плотного материала, подвешенный за тонкую канатную нить к потолку). Такой шар помогает организовать поиск информации не только в учебниках, но и в окружающем пространстве. Это корректирует зрение, позволяет воспринимать информацию в движении, а значит более эффективно, развивает познавательный интерес, сенсорное развитие, снимает статику шейного отдела позвоночника. На шаре можно расположить дидактический материал, воспринимаемый школьниками в движении. Дети всматриваются в удаленные наглядные материалы и таким образом снимают напряжение с глазных мышц.
Сенсорные метки (рассказываю, нет слайда)
Важнейшая особенность всех уроков технологии Базарного состоит в том, что они проводятся в режиме движения наглядного учебного материала, постоянного поиска и выполнения заданий, активизирующих детей. Для этого используются карточки с заданиями и возможными вариантами ответов, которые могут оказаться в любой точке класса: книжных полках, на окне. Учащиеся ищут карточки, тем самым переключают зрение с ближнего на дальнее расстояние и наоборот. Дети не прикованы к партам, постоянно находятся в движении.
!!!!!(Составление пословицы с родителями «Береги платье снову,а здоровье смолоду»). Такие сенсорные метки можно применять дома с детьми.
Слайд 15 . Веселые человечки
Весёлые человечки – упражнения для осанки.
Для динамической паузы используют также схематично изображенных человечков, выполняющих различные гимнастические упражнения. Показываю весёлых человечков, и дети делают такие упражнения. Эти упражнения им очень нравятся. Их они выполняют с большим удовольствием.
(А теперь вы рассматривайте человечков и повторяйте их движения.)
Слайд 16 Упражнения для мышц рук.
Рука 6-8-летнего школьника очень слаба, хрящ внутри фаланг ещё не превратился в косточки, поэтому учителя начальных классов просто обязаны выполнять физминутки для пальчиков.
( Демонстрация игрушек «Капитошек»)
Слайд 17 «Мешочки для осанки»
Одной из главных причин возникновения нарушения осанки –это неправильная посадка за партой. Сохранить правильную осанку в движении детям очень сложно. Особенно трудно запомнить правильное положение головы. Правильно держать голову помогают упражнения с предметами, развивающие статическую выносливость мышц шеи. Можно использовать деревянный кружок, а лучше мешочек весом 150-200 граммов, наполненный песком или солью.
Во время выполнения домашних заданий дети тоже могут использовать мешочки. Мешочек на голове не постоянно, а когда ребенок пишет или читает.
(Имитационная игра. Родители пишут под диктовку учителя.)
Слайд 18 Хоровое пение.
Обязательным и важнейшим учебным
предметом Базарного является детское хоровое пение, основанное на народных
песнях и классической музыке. Музыка созидает человека, сохраняет и
поддерживает его жизнь. Музыка лечит не только его душу, но и тело. Гармоничная
музыкальная среда в молодой семье способствует зачатию и рождению здоровых
детей. Хорошо известно, что хоровое пение - это верный показатель духовного
здоровья нации. Пение является и мощным средством балансировки
нервной системы и психики, профилактики заболеваний голосового аппарата и
органов дыхания у детей - необходимым условием физического и психического здоровья
человека. Поэтому с удовольствием при выполнении домашних заданий пойте с
детьми вместо физминуток. Пусть не хором, можно дуэтом, трио, квартетом,
квинтетом в зависимости от количества членов семьи.
(Иммитационная игра. Поем вместе с родителями.)
-Что же даёт технология В.Ф.Базарного? (Ответы родителей).
Самое главное, что технологии профессора В.Ф. Базарного давно апробированы, дают хорошие результаты укрепления здоровья и развития детей.
Слайд 19 Притча
А сейчас послушайте еще одну притчу.
- Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Подводя итог нашего родительского собрания, я хочу, чтобы вы ответили на мой вопрос, а что же сегодня мы сможем сделать для наших детей, что в наших руках? (Работа в группах.)
Слайд 20 «Здоровье детей в руках взрослых»
Если мы научим детей с самого раннего детства ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым».
Слайд 21 Рефлексия.
Уважаемые родители! Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.
- Если вам понравилось родительское собрание, и вы будете с детьми при выполнении домашних заданий применять элементы технологии В.Ф. Базарного, тогда пусть на полянку прилетят бабочки зелёного цвета.
- Если неплохо было, но о том, буду ли я применять данную технологию, не знаю, пусть прилетят бабочки синего цвета.
-Ничего не поняла по теме, было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки красного цвета.
Хочется пожелать тем, кто начнет применять эти технологии: «Опыт ценнее любых учителей. Не переживайте, если у вас что-то не получится, не опускайте руки, попробуйте еще раз, и вы добьетесь успеха».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.