Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"
Оценка 4.8

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Оценка 4.8
docx
02.12.2019
Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"
28-11-2019-план проведения Мастер-класса-Творческий портрет учителя-Рисунок-Аппликация.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

с. ВАДИНСК ВАДИНСКОГО района ПЕНЗЕНСКОЙ области

 имени СТАНИСЛАВА СТЕПАНОВИЧА ЛЁВИНА

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс по изобразительному искусству

«Творческий портрет учителя. Рисунок. Аппликация»

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

Лоскутова Татьяна Васильевна

учитель высшей категории

МБОУ ООШ с. Вадинск им. Лёвина

 

 

 

 

 

с. Вадинск

2019г

 

 

Цель: -  познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования и аппликации на занятиях по изобразительному искусству в 5 – 8 классах, расширить знания педагогов о нетрадиционных техниках рисования и аппликации, используемых как средство развития интереса к изобразительному искусству.

Задачи:

- познакомить с разными техниками рисования/аппликации; научить сочетать на практике несколько нетрадиционных методов в работе.

- развивать интерес различным нетрадиционным способам изображения предметов; повысить уровень мастерства педагога.

- способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности.

- содействовать формированию эстетических, позитивных чувств, настроения.

- научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием нескольких нетрадиционных методов.

 

1.                  Рассказать о личных достижениях учителя.

2.                  Поделиться с коллегами своими наработками.

Оборудование:

 

Материалы для изготовления мраморной бумаги: пена для бритья, линейка, бумага альбомная, краски, зубочистки.

 

Материал для «Африканского пейзажа»: альбомные листы, кисти, краски, бумажные салфетки, баночка для воды.

 

Материал для декупажа: салфетки, поверхность для работы, клей ПВА, кисти.

 

Материал для Киригами: картон, белая бумага, канцелярский нож, линейка, карандаш, клей.

 

Структура мастер-класса:

 

1.                  Вступительная часть.

Организационный момент. Встреча и размещение участников. Подготовка к практической части мастер-класса.

Объявление темы и цели мастер-класса. Содержание мастер-класса в целом и его отдельных составных частей.

 

2.                  Теоретическая часть.

Презентация «Творческий портрет учителя. Рисунок. Аппликация»

Нетрадиционные способы изобразительной деятельности, применяемые на уроках ИЗО  5 – 8 классов.

 

3.                  Практическая часть.

Творческая работа педагогов по выполнению работ.

 

4.                  Рефлексия участников мастер-класса. Подведение итогов.

Направления деятельности: Рисунок. Аппликация.

Основа: копирование и заимствование опыта мастера; обмен творческими и педагогическими наработками мастеров-педагогов.

 

 

Ход мастер-класса.

Вступительное слово.

Приветствие.

 

Целевая установка. Содержание мастер-класса. Знакомство слушателей с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещается содержание.

Стаж преподавания изобразительного искусства в школе 30 лет. Не всё так легко и просто было. Приходилось собирать по крупицам. В прямом смысле этого слова

«В творчестве нет правильного пути,

нет неправильного пути,

есть только свой собственный путь»

И как в той песне «По воле рока так случилось …» мне в руки попала программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд». Именно в этой программе я нашла то, что нужно было, для того чтобы творить.

Каждый ребёнок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности. Прекрасные возможности  в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребёнка.

Школьное детство  – очень важный период в жизни человека. Именно в этом возрасте ребёнок радуется, удивляется, открывает для себя удивительный окружающий мир.

На занятиях по изобразительному искусству  решаются задачи всестороннего развития детей, через связь с искусством.

«Мир искусства прекрасен и удивителен!

А дорога туда начинается в твоей душе, в твоём сердце. Учись раскрывать свою душу для красоты, смотреть на мир и видеть в нём неповторимое и удивительное …» Б.М.Неменский.

В каждом из нас живёт художник, поэт, музыкант. Хочется раскрыть талант ребёнка. Но как это сделать? Заинтересовать. Увлечь. Мотивировать на творческую деятельность. Поэтому  применяю на уроках ИЗО нетрадиционные способы рисунка и аппликации.

Сейчас совершим небольшой экскурс в мою творческую часть педагогической деятельности.

 

Что я применяю на уроках, чтобы увлечь детей, мотивировать их на творчество.

Во всякой работе (аппликация, рисунок) есть две основные стороны: тема (что изображено) и выразительное средство (как изображено). Чтобы придумать новые выразительные средства, нужно проанализировать ресурсы. Ресурсы могут быть готовыми и производными, дорогими и бесплатными. На каких остановиться? Выбираем готовый и бесплатный, то, что доступно абсолютно всем.

На своих уроках я часто применяю нестандартные изобразительные техники для формирования стойкого убеждения ребёнка, что он не только хочет рисовать, но и самое главное – может.

 

Уроки изобразительного искусства позволяют раскрыть талант,  творческие способности ребёнка. Через свою работу ребята показывают своё отношение к предмету, явлению, к миру в целом.

Задача учителя научить детей пользоваться различными художественными материалами, применять разнообразные техники и приёмы.

Применение различных техник и материалов делает урок ярким, продуктивным и интересным.

 

Нетрадиционные способы изображения. Что они дают детям? В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить, как способы создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.

В видах нетрадиционных техник изобразительной деятельности  присутствуют

новизна, доступность, хороший  итоговый результат. Работы получаются яркими, интересными.

 

Некоторые примеры нетрадиционных техник изодеятельности.

МОНОТИПИЯ С ДОРИСОВКОЙ.

Это одна из простейших графических техник, в переводе с греческого – «один» и «отпечаток». Простая, но удивительная техника рисования красками (акварель, гуашь и пр). она заключается в том , что рисунки рисуются на одной стороне поверхности и отпечатываются на другую. Монотипия бывает пейзажная и предметная. В этой технике можно нарисовать симметричные предметы, а можно дать волю фантазии.

ГРАТТАЖ

Слово «граттаж» произошло от французского – скрести, царапать, поэтому другое название техники – техника царапанья. На натертый свечой лист нанести смесь (тушь/гуашь с жидким мылом). После того как лист высохнет, мастахином или заостренной палочкой  процарапывается композиция. Можно взять картон, разрисовать разноцветными пятнами, тогда и процарапанный рисунок будет цветным

РИСОВАНИЕ ПО СЫРОМУ ЛИСТУ

Происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные переходы цветов и оттенков. Папка работ «Храмы»

РИСОВАНИЕ УГЛЕМ

Уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии. (камыш)

СМЕШЕНИЕ КРАСОК НА ЛИСТЕ

Позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость. (Основные, составные цвета)

Африканский пейзаж. Работа посредством смешения красок на листе.

-обычно на рисование пейзажа затрачивается немало времени, дети устают, теряют интерес, небрежно завершают работу. Предлагаю способ быстро и интересно изобразить пейзаж на фоне знойного солнца Африки.

-фон по сырой бумаге. Смешение цветов. Низ листа – жёлтый цвет. Верх – красный. Середина –смешивание красного и жёлтого.

-далее убираем лишнюю влагу с поверхности листа. Можно использовать бумажные полотенца и протирание сверху вниз.

Фон готов.

-чёрной или коричневой краской прорисовываем дерево на первом плане.

Получается контраст: знойное небо Африки и тёмное дерево. Создается настроение.

-оживка белилами.

-Пейзаж готов. Интерес не пропал. Все довольны. У всех получилось.

НАБРЫЗГ

Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения. Применяется крайне редко, как фрагмент в картине.

ИМИТАТИВНОЕ РИСОВАНИЕ

Имитация наскальной живописи. Выполняется на мятой бумаге.

 

РИСОВАНИЕ МАННОЙ КРУПОЙ

Использование манки при создании картины-пейзажа.

Материал: картон или бумага для акварели, манная крупа, Простой карандаш, клей ПВА, кисти, поролон, банка с водой.

- рисуем эскиз будущей картины.

- смачиваем верхнюю часть листа (небо) водой с помощью кисти или губки. Пока лист не высох, наносим местами синюю краску. Под воздействием воды краска будет растекаться, закрашивая всю поверхность неба. (Техника по-сырому)

Не дав листу просохнуть, возьмём кусочек поролона, смочим его в воде, немного отожмём и примакнём несколько раз к окрашенной поверхности. Таким образом получатся облака.

- используя ту же технику, раскрасим речку.

- теперь кистью с мягким ворсом закрасим лес. Чтобы вдалеке изобразить деревья разной высоты, используем разные оттенки зелёного цвета и технику «Примакивания».

- светло-коричневой краской закрашиваем поверхность поляны на дальнем плане.

- когда краска подсохнет, кистью с жёсткой щетиной прорисуем траву. Выполняем короткие резкие штрихи. (Техника полусухой жёсткой кисти)

Используем краску более тёмных оттенков.

- приступаем к объектам первого плана. С помощью тоненькой кисточки закрасим ствол берёзы и стебли кустарника.

- теперь нанесем слой клея на крону берёзы и на оставшиеся поляны.

- пока клей не высох, обильно посыпаем его манной крупой равномерным слоем. Лишнюю крупу аккуратно стряхиваем. Даём картине подсохнуть.

- осталось только раскрасить манку. Для этого кистью обильно смачиваем нужный цвет краски водой и примакиваем к манке. Используем разные оттенки.

- готовая картина-пейзаж.

МРАМОРНАЯ БУМАГА

Смешивать крем для бритья с разноцветными красками, создавая красивые узоры. Получается красивая бумага.

-материалы: плоский поднос, тарелка, крышка

-пена для бритья

-жидкая гуашь, акварель, пищевой краситель

-тонкая кисточка или зубочистка

-листы бумаги (альбомные)

-линейка, или полоски плотного картона

План работы:

-нанести немного пены на поднос, разровнять линейкой

-капнуть на пену краски разных цветов

-тонкой кисточкой или зубочисткой водить по поверхности пены создавая рисунок

-когда изображение будет готово приложить к нему лист бумаги и прижать, чтобы изображение отпечаталось на листе

-аккуратно снять бумагу и положить её рисунком вверх на несколько минут, чтобы краска впиталась

-снять с рисунка остатки пены, проведя по нему линейкой или картоном

-оставить рисунок сохнуть

-оставшуюся пену можно перемешать и рисовать на ней снова

 

Если пену смешать с краской, то ей можно рисовать.

 

Больше всего любят дети  техники аппликации, конструировании из бумаги.

Из года в год, пятиклашки удивляются, зачем нужны ножницы на уроке изобразительного искусства. Проходит несколько уроков и таких вопросов больше не возникает, так как творчество и желание творить берут своё.

В этом возрасте дети уже достаточно взрослые для того, чтобы наметить форму предмета, точно вырезать, наклеить деталь, свободно ориентируются в пространстве.

«Убранство русской избы». Это первая тема, где дети начинают творить. Создается силуэт дома. Наклеивается на альбомный лист. Наклеиваются окна, ставни, дымоход. В технике вытынанки вырезаем полотенце, причелины. Украшаем фронтон. А дальше фантазии, что ещё.

Техника Айрис Фолдинг

В 6 классе. Тема «Натюрморт». Экспериментируем с картоном и бумагой. Конечно, сначала рисунок, знакомство с элементами композиции при составлении натюрморта, а затем аппликация. Она закрепит полученные знания, научит размещать предметы на бумаге правильно, развивает мелкую моторику рук. Вырезаем мелкие детали: цветы, листочки … . Определяем положение предметов на поверхности стола. Наклеиваем.

Можно, покрыв выступающие части натюрморта краской, сделать оттиск (Эстамп)

- Материалы: картон или плотная бумага, клей ПВА, ножницы, простой карандаш, линейка, трафареты.

- для оттиска: лист белой бумаги, валик для прокраски, гуашь, столовая ложка, кювет.

-придумать, нарисовать эскиз.

-изготовить трафареты.

-вырезать все детали клише из картона.

-разложить детали, на лист картона, учитывая, что расстояние между деталями 2-3 мм.

-приклеить детали

-просушить под грузом

-оттиск. Приготовить гуашевую краску в кювете. Равномерно распределить на валике. Прокатать валиком клише. Сделать оттиск. Готовое изделие просушить. Можно поэкспериментировать с цветом.

 

В 7 классе «Архитектура». Полет фантазии. Буквы (Дудлинг). Открытка. Архитектурный макет. Мой двор.

   

8 класс  Синтетические виды искусства: театр, кино, фотография.

 

МОЗАИКА

Выполняется из кусочков бумаги одного или различных цветов, составляющих детали изображения. Качество кусочков бумаги также может быть разным. Мозаика из бумаги может быть контурной (кусочки наклеиваются по краю изображения), или сплошной (заклеивается внутренняя поверхность изображения). Мозаику можно сделать с просветами или без.

 

АРХИТЕКТУРНАЯ ВЫТЫНАНКА

Можно использовать фон как в Африканском пейзаже, а можно цветной картон. Техника КИРИГАМИ. (Можно остановиться более подробно)

ФЛОРИСТИКА (Из засушенных растений)

Составление работы из сушеного материала + дополнительная прорисовка. (Лето)

 

ДЕКУПАЖ Разделочные доски, СD диски как основа

АППЛИКАЦИЯ ИЗ НИТОК (Золотой петушок)   КВИЛЛИНГ     СКЛАДЫВАНИЕ ГАРМОШКОЙ (Герб)    ОРИГАМИ

Выставки детских работ: именные, групповые, работы родителей.

 

    

Рисунки на асфальте перед школой

 

Вытынанки новогодние. Областной конкурс «Новогодний калейдоскоп»

 

Проект «Оформление школы к 9 мая» СМИ.

 

«Я – ребёнок. Я –человек. Я – личность»  Макет земного шара.

С этой работой участвовала в Международном конкурсе «Творческие работы педагога». «Дорогою добра» Первое место.

Я работаю с детьми. Меня вдохновляет общение и творчество. Ребёнку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление. Нестандартные приемы изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая интерес заниматься таким интересным делом.

Нетрадиционные изобразительные техники – это эффективное средство изображения, включающее новые художественно-выразительные приёмы создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить наибольшую выразительность образа в творческой работе, чтобы у детей не создавалось шаблона.

«В творчестве нет правильного пути,

нет неправильного пути,

есть только свой собственный путь»

 

 

 

 

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"

Мастер-класс "Творческий портрет учителя. Рисунок. аппликация"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2019