Мастер-класс «Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний ученика»
Оценка 5

Мастер-класс «Творчество учителя как важнейший фактор качества знаний ученика»

Оценка 5
Педсоветы
docx
русская литература +1
СCУЗ, ВУЗ
29.03.2023
Мастер-класс «Творчество учителя как важнейший фактор  качества знаний ученика»
В работе предлагаются методы и приемы активизации деятельности обучающихся на уроках.
мастер- класс.docx

Мастер-класс

«Использование инновационных форм работы

 на уроках русского языка и литературы»

 

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы по применению приёма «Кроссенс» на уроках русского языка и литературы.

 

Основные задачи мастер-класса:

- создать условия для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;

- повысить профессиональное мастерство участников;

- обозначить актуальность применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- распространить передовой педагогический опыт применения инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- провести практическую часть по применению инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы;

- провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению приема «Кроссенс» на уроках русского языка и литературы.

Оборудование: авторская презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации, школьный колокольчик (для звонка), ватман (количество листов зависит от количества групп), цветные карандаши, фломастеры, конверты с частями кроссенса.

.

Ход мероприятия

1.      Приветствие. (слайд 1,2)

    Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать на нашем методическом семинаре. Здесь присутствуют не только учителя русского языка и литературы, но и представители других школьных предметов. Поэтому технологии, которые сегодня будут представлены на нашем мастер-классе, можно использовать на любом предмете.

- Начнем с проверки  наличия образного мышления .

 

2.     Игра «Три вопроса» (слайд 3)

1)    Какого цветачистый лист бумаги?

2)    Какого цвета снег?

3)    Что пьет корова? (ответят : молоко).Почему? (слайд 4)

С образным мышлением все в порядке. Пойдем дальше.

3.     Введение в проблему

Прежде чем мы познакомимся с одним из приёмов, я предлагаю вам выполнить несложное задание.

Практическая работа  (слайд №5)

Скажите, какое слово объединяет эти картинки? (актриса Мария Кросс, к/ф «Пёс Барбос и необычный кросс», Кросс наций, кроссворд на кроссовке).

- Что объединяет все эти понятия? (Слово «кросс»)

- Что обозначает это слово? (пересечение)

 

4.     Знакомство с новым приёмом( слайд 6,7)

 Сегодня мы познакомимся с приёмом креативного мышления под названием «Кроссенс». В переводе с английского языка слово КРОССЕНС означает «пересечение смысла». Что же такое "Кроссенс"? Слово "кроссенс" придумано авторами по аналогии со словом "кроссворд", которое с английского означает "пересечение смыслов". Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в стандартное поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличное упражнение для развития логического и творческого мышления.

 

(слайд 8,9) Этот прием разработан нашими соотечественниками Сергеем Фединым и Владимиром Бусленко. Основной смысл создания «Кроссенса» – это головоломка, интеллектуальная игра, задание, которое предназначено для мотивации к учебной, познавательной, творческой деятельности как детей, так и учителей.(слайд 10).

       5.Способы чтения (слайд 11)

Читать кроссенс нужно сверху вниз и слева направо (как правило чтения в русском языке), далее двигаться только вперед и заканчивать на центральном 5 квадрате, таким образом, получается цепочка, завернутая «улиткой». Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки. Центральным является квадрат с номером 5, он может быть связан по смыслу со всеми изображениями в кроссенсе.

         6.Алгоритм составления кроссенса (слайд 12)

Существует довольно простой и понятный алгоритм составления кроссенса.

Алгоритм составления кроссенса:

1) определить тематику, общую идею;

2) поиск и подбор изображений, иллюстрирующих элементы;

3) выделить 9 элементов - изображений, имеющих отношение к идее, теме;

4) найти связь между элементами, определить последовательность;

5) сконцентрировать смысл в одном элементе (5 - й квадрат);

6) выделить отличительные черты, особенности каждого элемента.

 

 

7. Для более полного понимания работы этого приёма проведём подготовительное упражнение. (СЛАЙД №13)

Найдите ассоциативную связь между двумя понятиями: корона – сорока

(корона блестит, а сороки любят всё блестящее).

 

8. Практическая работа

Аналогичная работа проводится по серии картинок или слов. Например, таких:

Корона – солнце – сосна – топор – дрова –?. По окончании работы вы сами «закроете» цепочку. Разберём первую пару слов.

1-2 корона-солнце

  Предполагаемые рассуждения учителей:

     золотая корона блестит, притягивает взгляд, завораживает своей красотой и солнце такого же ярко-жёлтого цвета (1-ый вариант ответа).

Это то, что лежит на поверхности, а вам надо мыслить масштабнее, глубже.  Чтобы удобнее это было сделать, представьте себя рядом с этим предметом, вспомните, где вы его видели и при каких обстоятельствах.

 

Предполагаемые рассуждения учителей:

видели на короле, царской особе, правителе;

человеке, который управляет государством, всеми людьми;

по приказу, по установленным законам которого живут;

перед которым преклоняются и преклонялись;

без которого многие не могли представить себе жизни, были случаи, когда его боготворили, т.е. обожествляли с небесным светилом – солнцем («Князь Владимир - Красно Солнышко»); 

 того, кто  приказа повелителя ослушается, нарушит правила, того ждёт суровое наказание

(2-ой вариант ответа).

2-3 солнце-сосна

    Рассуждения учителей:

сосна – это растение, как и любое живое существо, тянется к солнцу, к свету, к теплу, жить без него не может, погибает.

 Ускорим процесс рассуждения.

3-4-5-6 сосна-топор-дрова-?

    Рассуждения учителей:

Топор – это орудие труда, которым можно срубить дерево, заготовить дрова и (закончите цепочку сами) развести…(огонь).

Вернёмся ко всем  вашим высказываниям. Во время работы мы разбили материал на части. В каждой из них были ярко представлены самые важные, «опорные» слова. Вот ваши мудрые мысли.

Притягивает взгляд, завораживает своей красотой, управляет людьми, перед ним преклоняются, к нему тянутся, как к источнику света и тепла, без него не мыслят жизни, погибают. Его боготворят, обожествляют с солнцем. Но того, кто нарушит правила обращения с ним, ждёт суровое наказание.

Посмотрите, все эти слова в процессе рассуждений проговаривались по отношению к совершенно разным понятиям, и   были сказаны не об огне, а в результате мы именно о нём получили полную картину.

Попробуйте одним предложением, можно эмоционально-окрашенным, сформулировать главную мысль этого текста.

Как велико значение огня для человека?!

На каких предметах возможно использовать данную ассоциативную цепочку? (Окружающий мир, история, ОБЖ) А если цепочку продлить дальше, например такими словами: «горение», «вещество», «пламя», «цвет»? Какие предметы пополнят наш список? (Физика, химия и даже изобразительное искусство). Т.е. от вас и ответов детей зависит, какой мы получим результат.

 

9.Практическая отработка нового метода(слайд 14) Итак, от теории к практике.          Отгадайте при помощи кроссенса тему урока русского языка. 

         Звуки -  уста – устная речь – функция устной речи - появление букв (письменности) - перо, которым начали писать – летопись, в которой стали описывать важные события -  письменная речь – письменная и устная речь

Вот так и мои ученики, разгадав кроссенс, называют тему урока.

 

10. Работа в группах (слайды 15-16)

Я предлагаю вам выполнить несложное задание. А для этого мне понадобятся две группы. Каждой группе предлагается разгадать кроссенс и определить тему урока. Вы должны установить смысловые связи между картинками и составить последовательную цепочку.

1 группа (фокус -группа) (слайд 15)

2 группа (фокус-группа) (слайд16)

 

11.Работа с залом. Группы работают, а мы с вами  давайте определим, какие УУД формируется. (Работа в группе, установление связи, синтез, анализ).

- Какими умениями пользовались наши коллеги? (Логические, умение характеризовать, доказывать, использование речи, коррекция, внесение дополнений)

  А теперь каждая группа представляет то, что у них получилось. Дайте обоснование своему выбору. (При установлении картинок я даю дополнения к сюжетам)

 

Спасибо большое! Было трудно? Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять «Кроссенсы».

12. Применение кроссенсов.(слайд 17)

На каких этапах урока можно использовать приём «Кроссес»?

 

                 В своей работе я использую кроссенс при:

1) проверка домашнего задания (с помощью кроссенса рассказать о материале прошлого урока, функция опорной образной схемы)

2) формулировка темы урока, постановка цели урока

3) раскрытие информационного блока темы, поиск проблемы

4) обобщение материала, закрепление  (кроссенс состоит из изображений, которые появлялись в ходе урока на разных этапах, ученики по ним обобщают материал и делают вывод)

5) организация групповой работы (составление кроссенса на заданную тему из предложенных изображений, сравнение кроссенсов групп);

6) творческое домашнее задание (составление кроссенса )

7) построение структуры урока (девять элементов кроссенса могут содержать в себе последовательное отражение структуры урока с именем, целью или проблемой в середине)

 

   13. Примеры: (слайд 18)  Лесков «Левша».

А сейчас я хочу представить вашему вниманию кроссенсы, составленные моими учащимися.

Данный кроссенс был составлен учащимися 6 класса при обобщении по сказу Н.С. Лескова «Левша». Дети были разделены на группы, им были даны распечатки с 15 картинками. Каждая группа выбирала по своему усмотрению картинки, приклеивала их на лист, обсуждала в команде и защищала. При защите особое внимание на то, что по каждой картинке нужно дать развернутое пояснение (одно предложение), логически связанное как с художественным текстом, так и с собственной логикой защиты. (На самом деле это не так легко, как кажется!)

 М. Лермонтов . Образ Вернера. (слайд 19).

 На следующих этапах можно дать возможность детям самим дома подобрать картинки и составить кроссенс. Например, в 9 классе распределила героев произведения Лермонтова, получились довольно интересные работы, иногда позволяющие взглянуть на героя с неожиданной стороны. Приведу здесь только один по образу доктора Вернера.

(слайд 20). Записала здесь текст защиты кроссенса, чтобы вы поняли, как это может выглядеть.

 

(слайд 21). Уже в 10 классе составляли кроссенсы по «Евгению Онегину». Интересные получились кроссенсы по образу Автора, Петербургу, «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни». Но, приведу здесь только 1 – «Образ Ленского»

слайд 22. То как это было представлено.

 

14. Выводы. (слайд 23).

 Итак, я думаю, что практическая ценность этого приема очевидна. Меня больше всего привлекает в нем: простота в проведении, универсальность, небольшая затрата времени как для учителя, так и для ученика (за урок можно опросить всех). Позволяет увидеть пробелы в знаниях и сразу откорректировать. Исключает (или почти исключает) списывание. Детям тоже нравится, так как нет ситуации «верно-неверно», по сравнению с сочинением – «писанины меньше», дети любят подбирать картинки и выстраивать логические связи, развиваются межполушарные связи.

 

Не стоит упускать из виду и огромный воспитательный потенциал «Кроссенсов». Они могут быть составлены по теме классного часа, праздничного мероприятия, юбилейной даты. Они могут стать способом организации коллективного творческого дела.

15. Подведение итогов.Рефлексия

Поднимите руку, кто приобрёл новые знания. Поднимите руку, у кого возникло желание применять данный приём в своей практике? Это и есть ваш личностный результат.

И создавать кроссенсы одно удовольствие, ведь любое метапредметное понятие, словно клубок из сказки, приводит в самые неожиданные места и раскрывает новые грани понимания привычных вещей. Пересекайтесь чаще…

 

Я благодарю вас за внимание. И в конце своего мастер-класса я желаю вам, коллеги, чтобы логика с интуицией всегда шли рука об руку и приносили удовольствие от работы. Ну а главное…

А что главное попробуйте узнать с помощью кроссенса (Здоровья) ( слайд 24-25)

Спасибо за внимание!  (слайд 26-27)

 

 


 

Мастер-класс «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы»

Мастер-класс «Использование инновационных форм работы на уроках русского языка и литературы»

Введение в проблему Прежде чем мы познакомимся с одним из приёмов, я предлагаю вам выполнить несложное задание

Введение в проблему Прежде чем мы познакомимся с одним из приёмов, я предлагаю вам выполнить несложное задание

Для более полного понимания работы этого приёма проведём п одготовительное упражнение

Для более полного понимания работы этого приёма проведём п одготовительное упражнение

Но того, кто нарушит правила обращения с ним, ждёт суровое наказание

Но того, кто нарушит правила обращения с ним, ждёт суровое наказание

Какими умениями пользовались наши коллеги? (Логические, умение характеризовать, доказывать, использование речи, коррекция, внесение дополнений)

Какими умениями пользовались наши коллеги? (Логические, умение характеризовать, доказывать, использование речи, коррекция, внесение дополнений)

Приведу здесь только один по образу доктора

Приведу здесь только один по образу доктора
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2023