Мастер-класс «Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе»
Оценка 4.6

Мастер-класс «Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе»

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
преподавание
Взрослым
08.11.2021
Мастер-класс «Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе»
Мастер-класс «Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе»
Мастер-класс Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе.docx

Мастер-класс: «Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе»

 

Подготовила: учитель начальных классов Деменкова Ю.Л.

(Слайд 1)

Свое выступление хочу начать с притчи.

Учитель взял в руки чашу с водой, вытянул ее вперед и спросил своих учеников:

-Как вы думаете, сколько весит эта чаша? Все оживленно зашептались.

- Примерно полкило! Триста грамм! Нет, четыреста! –стали раздаваться ответы.

-Я действительно не узнаю точно, пока не взвешу ее. Но сейчас это не важно. У меня вопрос: что произойдет, если я буду так держать чашу в течение нескольких минут?

-Ничего!

-Действительно, ничего страшного не случится, - ответил учитель.

-А что будет, если я стану держать эту чашу в вытянутой руке, например, часа два?

-Вы устанете, а ваша рука начнет болеть.

-А если целый день?

-Вы очень сильно устанете. А рука онемеет и ее парализует, если вы не опустите ее,-сказал один из учеников.

-Как, по-вашему, вес чаши изменится оттого, что я ее целый день буду просто держать?

-Нет!-растерянно ответили ученики.

-А что нужно делать, чтобы все это исправить?

-Просто поставь чашу на стол!-весело сказал один ученик.

-Точно!-радостно ответил учитель.

Так и обстоят дела со всеми жизненными трудностями. Стоит подумать о какой-нибудь проблеме несколько минут, и она окажется рядом. Если думать о ней несколько часов, она начнет нас засасывать. Если думать о ней целый день, она нас парализует. Можно думать о проблеме, но, как правило, это, ни к чему не приводит. Ее « вес» не уменьшится. Справиться с проблемой позволяет только действие. Нужно решить ее, или отложить в сторону.

Кто же попробует вывести тему мастер-класса. Не получается? Значит я создала для вас проблемную ситуацию. Как вы  уже догадались, уважаемые коллеги, мое выступление о создании проблемной ситуации.

(Слайд 2)

Тема: «Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе»

(Слайд 3)

Цель: повышение уровня профессиональных знаний у педагогов по использованию   учебных ситуаций в организации непосредственно образовательной деятельности

Задачи:

1.     Раскрыть сущность использования учебных ситуаций  при организации образовательного процесса;

2.     Научить  использовать методы  проблемного обучения  на примере  проблемных  ситуаций;

3.     Вызвать у участников мастер - класса интерес к  технологии проблемного обучения и желание использовать ее в своей деятельности.

Работая в рамках традиционной программы, отметила низкий уровень познавательной активности обучающихся, механическое усвоение знаний, неумение найти выход из  затруднительной ситуации. Проблемное обучение, создание проблемных ситуаций способствуют развитию логического мышления, формируют умение анализировать проблемную ситуацию, выдвигать гипотезу, учат находить рациональный способ решения заданий и, как результат, у ребенка образуются новые знания, к пониманию которых он пришёл сам. Задача учителя создавать такие учебные ситуации.

(Слайд 4)    -Давайте сначала представим неучебную ситуацию:

 


Снег идёт, снег идёт,

Снег по свету бродит.

И откуда он идёт

И куда уходит?

Снегопад, снегопад,

Снежное паденье.

Снег идёт наугад,

Словно сновиденье.

Сны земли, сны небес

Видит, засыпая,

Белый сад,

белый лес

Снегом засыпая.


 

-Какое настроение вызвало это стихотворение? (красивая картина природы)
 

-Я предлагаю посмотреть на эту ситуацию глазами разных участников событий.

Мэр города (состояние дорог)

Заяц (трудно найти корм, видны следы)

Ребёнок (зимние забавы)

Водитель на загородной дороге (доеду или нет)

Лётчик, отправляющийся в полёт (возможна отмена рейса из-за плохой видимости

 -Когда мы послушали стихотворение, то у нас создалось хорошее настроение, оказывается для отдельных героев – это проблемная ситуация.

(Слайд 5)  Проблемная ситуация- это некая жалоба на то, что определённые процессы в организации протекают не так, как было запланировано.

(Слайд 6) Три основных метода постановки учебной проблемы: (Слайд 5)

1.     Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

2.     Подводящий к теме диалог.

3.     Сообщение темы с мотивирующим приемом.

 

Для того, чтобы ребёнок научился решать жизненные проблемные ситуации, нужно, чтобы он научился решать учебные проблемные ситуации на уроках. В этом и помогает технология проблемного обучения. Перейдем к учебным проблемным ситуациям.

(Слайд 7-8)

1) Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме ,которая в готовом виде не преподносится  ученикам .«Непроизносимые согласные».

На доске записано слово вестник.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э?сн,ик].)
– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.) 
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? 
Как узнать, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)

– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…

Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока.

 

 

2) Тема «Мягкий знак после шипящих»

На этапе актуализации знаний обучающимся предлагается задание (пробное действие).

- Запишите в своих тетрадях слова «камыш», «гуашь».

Обучающиеся выполняют пробное действие в тетрадях.

(Слайд 9)

- У нас в классе возникло несколько мнений (1.Гуашь, камышь; 2 гуаш, камыш; 3 гуаш, камышь, 4 гуашь, камыш).

- Кто прав?

(Слайд 10)

- Проверьте себя по образцу.

− Кто ошибся. Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли правильно записать слова.)

− Кто правильно записал слова, каким правилом вы воспользовались?

Обучающиеся осознают отсутствие эталона для записи слов.

− Что вы не можете сделать? (Мы не можем представить правило, по которому записывали слова)

− Какой следующий шаг вы должны будете сделать? (Разобраться в наших затруднениях.)

Этап выявления места и причины затруднения.

− Какое задание вы должны были выполнить? (Мы должны были записать слова с шипящими на конце).

− В чем затруднение? Почему оно возникло? (Не все смогли правильно записать слова. У нас нет правила (эталона) для определения, когда нужно писать мягкий знак после шипящих, а когда - нет. )

Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Сформулируйте цель нашего урока? (Мы должны узнать, почему в существительных после шипящих в одних случаях пишется ь знак, а в других не пишется).

- Сформулируйте тему нашего урока? (Мягкий знак после шипящих).

Создавая на уроках математики по программе «Школа России» проблемные ситуации ученые пришли к выводу, что такие ситуации через самостоятельную деятельность позволяют развивать у учащихся мыслительную активность

Урок математики во 2 классе по теме «Метр»
- С какими единицами  измерения длины мы познакомились на прошлом уроке ? (сантиметр, дециметр)
Задание: Найти периметр школьного коридора, используя данные единицы измерения.
-Что вас удивило?
- Вы сможете выполнить задание? В чём затруднение? (это неудобно, займет много времени, практически невозможно)
-Какой возникает вопрос? 

При изучении темы «Природа вокруг нас» на уроке окружающего мира создается проблемная ситуация,  для преодоления которой требуется поиск новых знаний и способов деятельности.

 

Детям предлагается задание: «В летние каникулы школьники отправились в поход. После первого привала они обнаружили, что потеряли компас. Расскажи, как дети смогли сориентироваться без компаса».

.«Что делать?» — формулируют проблему дети. Возникают гипотезы:

  • 1. Вернуться домой. Но как правильно найти путь?
  • 2. Использовать план местности.
  • 3. Что делать, если нет плана местности?

Далее учащиеся предлагают различные пути решения проблемы, проверяя каждую гипотезу. Возвращаться домой — значит идти в противоположную сторону, т.е. обратно. Если мы шли север, то теперь надо идти на юг. Как это определить? С помощью часов. Что делать, если в группе нет школьника, имеющего часы с циферблатом? Тогда можно ориентироваться по Солнцу. Что делать, если погода пасмурная? Возможно, помогут местные признаки. Как определить направления по местным признакам?

М.С. Пляцковский «Помощник» (УМК «Школа России», 1 класс). Этап подготовки к восприятию художественного произведения.

(Слайд 11)

 

- Одному из героев произведения, с которым мы будем сегодня знакомиться, подходит пословица «У ленивого Емели семь воскресений на неделе».

- Как вы думаете, какой он, как себя ведет?

- Хотите знать название произведения и его автора?

(Слайд 12)

Михаил Спартакович Пляцковский «Помощник»

- Что-то вас удивило?

Противоречие: герой ленивый, а произведение называется «Помощник».

- Как вы думаете, о чем написал Михаил Пляцковкий?

- Может быть, иллюстрация поможет сделать предположения?

(Слайд 13)

- Обратите внимание на ключевые слова из текста:  помоги, в другой раз, давай стены класть, пришел, спасибо.

- Предположения изменились?

 Дети высказывают мнения и приходят к выводу: чтобы разобраться в противоречии, надо прочитать текст.

 

(Слайд 14)

 

 

Завершить, я хочу следующими словами «То, что я хочу познать - это яблоня. Что я познаю – это ветвь яблони. То, что я передам ученику – это яблоко. То, что он возьмет от меня это семечко. Но из семечка может вырасти яблоня.» И если я увижу эту яблоню, значит я вижу результаты своего труда.

 

Спасибо.

 

 

 

 

 

 


 

Мастер-класс: «Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе»

Мастер-класс: «Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе»

Задача учителя создавать такие учебные ситуации

Задача учителя создавать такие учебные ситуации

Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока

Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока

Детям предлагается задание: «В летние каникулы школьники отправились в поход

Детям предлагается задание: «В летние каникулы школьники отправились в поход

Мастер-класс «Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе»

Мастер-класс «Учебные проблемные ситуации на уроках в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2021