Мастер-класс "Уроки жизни" ( методическая разработка для учителей начальной школы )
Оценка 4.9

Мастер-класс "Уроки жизни" ( методическая разработка для учителей начальной школы )

Оценка 4.9
docx
02.01.2021
Мастер-класс "Уроки жизни" ( методическая разработка для учителей начальной школы )
Выступление Мастер класс.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс по теме

 

 

« Уроки жизни»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                    

                   Выполнила

                                                         Виноградова Ирина Николаевна,

                                             учитель начальных классов

                                                               высшей квалификационной категории,

учитель- методист

 

 

 

Донецк- 2015

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи:

1.     Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;

2.     Дать представление о классификации рефлексии;

3.     Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;

4.Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.

 

Ход мастер – класса

 

I. ПРИВЕТСТВИЕ В КРУГУ ДРУЗЕЙ. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ.                                                                                 Слайд 2

- Давайте познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Ирина, мое качество искренность.                                    Слайд 3

(Представление участников)

-   А теперь Вы.

Познакомились.  Давайте оценим, на сколько успешно прошло  наше знакомство.  Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом  веселого смайлика, а если нет, то – грустного смайла. Спасибо!

II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА:                                                         Слайд 4

     Тема моего мастер – класса «Уроки жизни». Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.

      В связи с этим одной из задач современного урока  является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.   

III. Знакомство с проектом « Уроки жизни».

Цель этого проекта – через мир сказок , легенд ,через поэзию , музыку , картины , то есть через Красоту , создать в коллективе атмосферу дружбы и сотрудничества , а также помочь детям развить воображение ; увидеть Прекрасное в обычных вещах и явлениях Природы ; научиться слушать и слышать одновременно ; проявить нравственные качества ( человечность и гуманность , любовь к Природе , Человеку , Богу ) ; устремиться к Добру ; раскрыть творческий потенциал ; подготовиться к будущей взрослой жизни . Все занятия проходят в форме диалога .

В последнее время значительно возрос интерес к проблеме воспитания у школьников человечности , гуманности . А начинается все, прежде всего, из человеколюбия , чуткости, внимательности , доброты , потребности делать добро . Среда , в которой находится ребенок , заставляет его постоянно сопоставлять плохое и хорошее , доброе и злое , красивое и уродливое , грубое и нежное , печальное и радостное , успехи и неудачи . Ребенок ищет , пытается разобраться в окружающем мире , найти в хорошем и радостном свое « я» , защитить себя от резких и неприятных чувств обиды .

Поэтому уже с 1 класса я начинаю внедрять проект

« Уроки жизни» на основании « Живой Этики » ,основателем которой является выдающийся педагог – гуманист , профессор Ш . А . Амонашвили .

Проект «Уроки жизни» помогает детям оценить себя, окружающих, у них возникает внутренняя борьба переживаний. Всегда ставлю перед детьми проблему выбора, один из учеников сам решает, как ему действовать, а дети потом дают оценку его поступка. В основе этих уроков духовности лежит мир добра, сопереживания, человечности.

На протяжении всего проекта учащиеся исследовали как мы относимся друг к другу (в классе, в школе, дома, в магазинах, на площадках, на улице). Для этого дети заполняли листки наблюдения и высказывали собственное отношение к ситуациям. Ученики принимали участие в диспутах "Что такое зло?", "Что такое добро?", "Что такое доброта?", "Доброта... Какая она?". Школьники учились оценивать друг друга и собственные поступки. С интересом инсценировали сказки, брали интервью у взрослых и сверстников.

Для заинтересованности учащихся  на протяжении всего проекта были использованы мультимедийные презентации по темам: "Открывайте волшебные двери добра и доверия", "Общение с друзьями", "Золотое правило этики". Проведены экскурсии в художественный и краеведческий музеи.

За время внедрения этого проекта круг понятий детей значительно расширился. Цель , которую я ставила, обучая детей ,- это раскрепощение и развитие личности, стремление сохранить целостное, образное, детское восприятие мира. И главное - физическое и духовное здоровье ребенка, эмоциональный , моральный и интеллектуальный фундамент, заложенный в течение обучения в начальной школе. Это единение ребенка и культуры, приобщение к общечеловеческим ценностям, стремление научить ребенка видеть прекрасное.

Этот проект помогает заметить у детей недостатки в характере и направить силы на то, чтобы нейтрализовать их. Грубого научить быть вежливым, забияку – сдержанным, застенчивого – быть раскованным, жадного – щедрым. Этому помогают этические беседы. Их тематика самая разнообразная : «Что такое добро?», «Что такое зло?», «Будь вежлив в словах и поступках», «О заботливом отношении к близким людям», «О дружбе мальчиков и девочек», «Что такое гуманные поступки?» и тому подобное.

Наблюдая за учащимися на протяжении всего учебного проекта, пришла к выводу : все проведенные уроки – это посеянные семена Добра, Любви, Красоты в душах детей. Когда оно даст ростки , покажет время. А пока что, дети ждут этих уроков. Они тянутся к доброму слову, к знаниям, к Красоте.

О результатах говорить всегда рано. Но в классах, где внедряется проект «Уроки жизни», коллектив становится крепче , более дружным. Родители отмечают, что дети дома становятся добрее , внимательнее.

Материалы этого проекта были напечатаны :

1.Журнал «Начальное обучение и воспитание» № 10(230) апрель,

2010г.

2. 2011г. – ЦВД « Истоки» сборник « Урок на бис», 2011г.

        

 

IV.РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР — КЛАССА.

1.Составление слова « Рефлексия».                                             Слайд 5

         - А теперь выйдите, пожалуйста, те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Рефлексия)

 

2.Работа с таблицей- фиксацией знаний по данной теме.

Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.

 

Моя цель:                                                                                                Слайд 6

- Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

 

- А Ваша цель? (ответы)

3. Работа с притчей.

                                                                                                                 Слайд 7

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.

 

Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

- В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя

-любимым                                                                                              Слайд 8

 

-нужным                                                                                                 Слайд 9

 

-а главное, успешным.                                                                          Слайд 10

 

Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.

 

6. Знакомство с понятием « Рефлексия».

- А что же такое рефлексия?

                                                                                                                 Слайд 11

Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.

При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.

Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.

Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

 

         Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность.  Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

7. Знакомство с видами рефлексии.

- В своей деятельности я использую разные виды рефлексии.

 

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:                                           

                                                                                                                 Слайд 12

 физическую (успел – не успел);

 сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);

 интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

 духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

 

Рефлексия бывает:                                                                             Слайд 13

 

а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);

 б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).

 

Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:

Слайд 14

Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.

Слайд 15

Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.

Слайд 16

Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.

 

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.

 

 Слайд 17

 Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.

 

- Рефлексия настроения и эмоционального состояния

-  Рефлексия деятельности

- Рефлексия содержания учебного материала

 

Приемы рефлексии эмоционального состояния.

Слайд 18

- Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.

-  «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.

Слайд 19

«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.

 

Рефлексия деятельности.

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.

 Слайд 20

«Лесенка успеха»

 – нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.

 «Наряди ёлку»

– успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.

Слайд 21

«Дерево успеха»

– зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.

Слайд 22

 «Поезд»

На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика

Слайд 23

 «Поляна»

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

 

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

 

Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:                                      Слайд 24

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

 

Слайд 25

«Плюс-минус-интересно»

 (авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)

Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).

Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.

В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

 

Слайд 26

Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.

 первая строка – название темы (одно существительное);

 вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;

 третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;

 четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);

 последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.

 

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.

Слайд 27

Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии

Понятие     Знал    Узнал      Хочу узнать        

Слайд 28

 Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.

Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

V. Демонстрация фрагментов видеоурока « Открывайте волшебные двери добра и доверия».

 

VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:

1.     Составление дерева творчества.                                          Слайд 29

- И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе , прикрепите красное яблочко к нашему дереву творчества. Ну, а желтое  — если занятие не дало никаких результатов.

 

 

2.Работа с  карточкой с таблицей-фиксацией.

-Если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников)

 

3.Работа в группах.

- Составьте синквейн по теме Мастер-класса.                             

Зачитывают синквейны.

Всем большое спасибо!

- Спасибо за работу!

 

 

Список использованных источников:

1. Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.- М.: ВИТА - ПРЕСС, 2012.

2. Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2011.

3.  Каким должен быть современный урок. http://www..

3. Корбакова И. Н., Терешина Л. В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков.- Волгоград: Учитель, 2010.

4.  http://www.ozhegov.org/words/30677.shtml

5.  https://slovari.yandex.ru/

 


 

Мастер-класс по теме «

Мастер-класс по теме «

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся

Добру ; раскрыть творческий потенциал ; подготовиться к будущей взрослой жизни

Добру ; раскрыть творческий потенциал ; подготовиться к будущей взрослой жизни

Общение с друзьями", "Золотое правило этики"

Общение с друзьями", "Золотое правило этики"

ЦВД « Истоки» сборник « Урок на бис», 2011г

ЦВД « Истоки» сборник « Урок на бис», 2011г

Слайд 10 Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией

Слайд 10 Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи

Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных…

Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных…

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного

Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии

Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение

В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение

Зачитывают синквейны. Всем большое спасибо! -

Зачитывают синквейны. Всем большое спасибо! -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.01.2021