Мастер-класс по теме
« Уроки жизни»
Выполнила
Виноградова Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории,
учитель- методист
Донецк- 2015
Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
Задачи:
1. Познакомить коллег с понятием “рефлексия”;
2. Дать представление о классификации рефлексии;
3. Показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроках;
4.Создать условия для активного взаимодействия ведущего мастер – класс и участников мастер – класса.
Ход мастер – класса
I. ПРИВЕТСТВИЕ В КРУГУ ДРУЗЕЙ. ЗНАКОМСТВО С УЧАСТНИКАМИ. Слайд 2
- Давайте
познакомимся. Я предлагаю назвать свое имя и качество вашего характера, которое
начинается на первую букву вашего имени.
Меня зовут Ирина, мое качество искренность. Слайд
3
(Представление участников)
- А теперь Вы.
Познакомились. Давайте оценим, на сколько успешно прошло наше знакомство. Если вам понравилась, то поднимите карточки с показом веселого смайлика, а если нет, то – грустного смайла. Спасибо!
II. ЦЕЛИ МАСТЕР - КЛАССА: Слайд 4
Тема моего мастер – класса «Уроки жизни». Приоритетной целью современной образовательной концепции стало развитие личности, готовой к самообразованию, самовоспитанию и саморазвитию.
В связи с этим одной из задач современного урока является формирование у ребенка способности к рефлексивному контролю своей деятельности как источника мотива и умения учиться, познавательных интересов и готовности к успешному обучению. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным. Обязательным условием создания развивающей среды на уроке является этап рефлексии.
III. Знакомство с проектом « Уроки жизни».
Цель этого проекта – через мир сказок , легенд ,через поэзию , музыку , картины , то есть через Красоту , создать в коллективе атмосферу дружбы и сотрудничества , а также помочь детям развить воображение ; увидеть Прекрасное в обычных вещах и явлениях Природы ; научиться слушать и слышать одновременно ; проявить нравственные качества ( человечность и гуманность , любовь к Природе , Человеку , Богу ) ; устремиться к Добру ; раскрыть творческий потенциал ; подготовиться к будущей взрослой жизни . Все занятия проходят в форме диалога .
В последнее время значительно возрос интерес к проблеме воспитания у школьников человечности , гуманности . А начинается все, прежде всего, из человеколюбия , чуткости, внимательности , доброты , потребности делать добро . Среда , в которой находится ребенок , заставляет его постоянно сопоставлять плохое и хорошее , доброе и злое , красивое и уродливое , грубое и нежное , печальное и радостное , успехи и неудачи . Ребенок ищет , пытается разобраться в окружающем мире , найти в хорошем и радостном свое « я» , защитить себя от резких и неприятных чувств обиды .
Поэтому уже с 1 класса я начинаю внедрять проект
« Уроки жизни» на основании « Живой Этики » ,основателем которой является выдающийся педагог – гуманист , профессор Ш . А . Амонашвили .
Проект «Уроки жизни» помогает детям оценить себя, окружающих, у них возникает внутренняя борьба переживаний. Всегда ставлю перед детьми проблему выбора, один из учеников сам решает, как ему действовать, а дети потом дают оценку его поступка. В основе этих уроков духовности лежит мир добра, сопереживания, человечности.
На протяжении всего проекта учащиеся исследовали как мы относимся друг к другу (в классе, в школе, дома, в магазинах, на площадках, на улице). Для этого дети заполняли листки наблюдения и высказывали собственное отношение к ситуациям. Ученики принимали участие в диспутах "Что такое зло?", "Что такое добро?", "Что такое доброта?", "Доброта... Какая она?". Школьники учились оценивать друг друга и собственные поступки. С интересом инсценировали сказки, брали интервью у взрослых и сверстников.
Для заинтересованности учащихся на протяжении всего проекта были использованы мультимедийные презентации по темам: "Открывайте волшебные двери добра и доверия", "Общение с друзьями", "Золотое правило этики". Проведены экскурсии в художественный и краеведческий музеи.
За время внедрения этого проекта круг понятий детей значительно расширился. Цель , которую я ставила, обучая детей ,- это раскрепощение и развитие личности, стремление сохранить целостное, образное, детское восприятие мира. И главное - физическое и духовное здоровье ребенка, эмоциональный , моральный и интеллектуальный фундамент, заложенный в течение обучения в начальной школе. Это единение ребенка и культуры, приобщение к общечеловеческим ценностям, стремление научить ребенка видеть прекрасное.
Этот проект помогает заметить у детей недостатки в характере и направить силы на то, чтобы нейтрализовать их. Грубого научить быть вежливым, забияку – сдержанным, застенчивого – быть раскованным, жадного – щедрым. Этому помогают этические беседы. Их тематика самая разнообразная : «Что такое добро?», «Что такое зло?», «Будь вежлив в словах и поступках», «О заботливом отношении к близким людям», «О дружбе мальчиков и девочек», «Что такое гуманные поступки?» и тому подобное.
Наблюдая за учащимися на протяжении всего учебного проекта, пришла к выводу : все проведенные уроки – это посеянные семена Добра, Любви, Красоты в душах детей. Когда оно даст ростки , покажет время. А пока что, дети ждут этих уроков. Они тянутся к доброму слову, к знаниям, к Красоте.
О результатах говорить всегда рано. Но в классах, где внедряется проект «Уроки жизни», коллектив становится крепче , более дружным. Родители отмечают, что дети дома становятся добрее , внимательнее.
Материалы этого проекта были напечатаны :
1.Журнал «Начальное обучение и воспитание» № 10(230) апрель,
2010г.
2. 2011г. – ЦВД « Истоки» сборник « Урок на бис», 2011г.
IV.РАСКРЫТИЕ ТЕМЫ МАСТЕР — КЛАССА.
1.Составление слова « Рефлексия». Слайд 5
- А теперь выйдите, пожалуйста, те, у кого на обратной стороне карточки есть буквы. Соберите из них слово, встаньте так, чтобы мы могли его прочитать. (Рефлексия)
2.Работа с таблицей- фиксацией знаний по данной теме.
Перед вами лежит таблица-фиксация знаний, заполните, пожалуйста, вторую графу «Знаю» по данной теме и отложите.
Моя цель: Слайд 6
- Повысить мотивацию учителей к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.
- А Ваша цель? (ответы)
3. Работа с притчей.
Слайд 7
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё.
Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
- В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя
-любимым Слайд 8
-нужным Слайд 9
-а главное, успешным. Слайд 10
Психологи особо подчёркивают, что становление и развитие духовной жизни связано, прежде всего, с рефлексией.
6. Знакомство с понятием « Рефлексия».
- А что же такое рефлексия?
Слайд 11
Рефлексия – размышление человека, направленное на анализ самого себя (самоанализ) – собственных состояний, своих поступков и прошедших событий.
При этом глубина рефлексии, самоанализ зависит от степени образованности человека, развитости морального чувства и уровня самоконтроля.
Рефлексия, в упрощённом определении, – это «разговор с самим собой». Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своём внутреннем состоянии, самопознание.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Организация рефлексивной деятельности на уроке позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.
7. Знакомство с видами рефлексии.
- В своей деятельности я использую разные виды рефлексии.
При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
Слайд 12
физическую (успел – не успел);
сенсорную (самочувствие: комфортно – дискомфортно);
интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Рефлексия бывает: Слайд 13
а) индивидуальная – формирование реальной самооценки (за что ты можешь оценить свою работу, беседа с ребенком по результатам самооценки – почему выбран тот или иной уровень);
б) групповая – акцентирование ценности деятельности каждого члена группы для достижения максимального результата в решении поставленной задачи. («Смогли бы сделать, если бы с нами не работал ….(имя)» «Какую помощь в работе оказал… (имя)»).
Традиционно в психологии различают несколько видов рефлексии:
Слайд 14
Коммуникативная – ее объектом являются представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Здесь рефлексия выступает механизмом познания другого человека.
Слайд 15
Личностная – объектом познания является сама познающая личность, ее свойства и качества, поведенческие характеристики, система отношений к другим.
Слайд 16
Интеллектуальная – проявляется в ходе решения различного рода задач, в способности анализировать различные способы решения, находить более рациональные, неоднократно возвращаться к условиям задачи.
Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить свои способы и методы с другими.
Слайд 17
Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация.
- Рефлексия настроения и эмоционального состояния
- Рефлексия деятельности
- Рефлексия содержания учебного материала
Приемы рефлексии эмоционального состояния.
Слайд 18
- Карточки с изображением лица (грустного, веселого); показ большого пальца вверх или вниз.
- «Солнышко» – мне всё удалось, «солнышко и тучка» – мне не всё удалось, «тучка» – у меня ничего не получилось.
Слайд 19
«Радостный гномик» – всё хорошо, «грустный гномик» – грустно.
Рефлексия деятельности.
Этот вид приемлем на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ; он даёт возможность осмысления способов и приёмов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных способов, а применение в конце урока покажет активность каждого ученика.
Слайд 20
«Лесенка успеха»
– нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось; средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось.
«Наряди ёлку»
– успешно выполнил задание – повесил шарик, были ошибки – шарик остался возле ёлки.
Слайд 21
«Дерево успеха»
– зелёный лист – нет ошибок, жёлтый лист – 1 ошибка, красный лист – 2-3 ошибки.
Слайд 22
«Поезд»
На доске поезд с вагончиками, на которых обозначены этапы урока. Детям предлагают опустить «веселое личико» в тот вагончик, который указывает на то задание, которое было интересно выполнять, а «грустное личико» в тот, который символизирует задание, которое показалось неинтересным. Можно использовать только один жетон усмотрению ученика
Слайд 23
«Поляна»
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске: Слайд 24
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Слайд 25
«Плюс-минус-интересно»
(авт. Эдвард де Боно, доктор медицинских наук, доктор философии Кембриджского университета, специалист в области развития практических навыков в области мышления)
Цель: подведение итогов урока. (Это упражнение позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика).
Это упражнение можно выполнять как устно, так и письменно, в зависимости от наличия времени. Для письменного выполнения предлагается заполнить таблицу из трех граф.
В графу «П» – «плюс» записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.
В графу «М» – «минус» записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.
В графу «И» – «интересно» учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке и что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.
Слайд 26
Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия). Синквейн разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японских миниатюр хайку и танка. В России стал использоваться с 1997 года. Может применяться как заключительное задание по пройденному материалу.
первая строка – название темы (одно существительное);
вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Слайд 27
Табличка – фиксация знания и незнания о каком-либо понятии
Понятие Знал Узнал Хочу узнать
Слайд 28
Кластер (гроздь) – фиксация системного понятия с взаимосвязями.
Процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка проводится не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.
V. Демонстрация фрагментов видеоурока « Открывайте волшебные двери добра и доверия».
VI. РЕФЛЕКСИЯ МАСТЕР - КЛАССА:
1. Составление дерева творчества. Слайд 29
- И в заключении я предлагаю вам оценить нашу совместную работу. Если наше общение показалось вам интересным, полезным и вы будете применять это в своей работе , прикрепите красное яблочко к нашему дереву творчества. Ну, а желтое — если занятие не дало никаких результатов.
2.Работа с карточкой с таблицей-фиксацией.
-Если есть, чем дополнить, впишите в третий столбик. Кто может зачитать данные своей таблицы? (Ответы участников)
3.Работа в группах.
- Составьте синквейн по теме Мастер-класса.
Зачитывают синквейны.
Всем большое спасибо!
- Спасибо за работу!
Список использованных источников:
1. Дусавицкий А. К. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению.- М.: ВИТА - ПРЕСС, 2012.
2. Заир – Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке.- М.: Просвещение, 2011.
3. Каким должен быть современный урок. http://www..
3. Корбакова И. Н., Терешина Л. В. Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков.- Волгоград: Учитель, 2010.
4. http://www.ozhegov.org/words/30677.shtml
5. https://slovari.yandex.ru/
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.