ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на все, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительноиллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими индивидуальными особенностями. Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей. Главная особенность того или иного достижения заключается в его новизне и связи с потребностной сферой. Что же способствует личностному развитию человека? Одним из главных условий является поддержка интересов личности или развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи. Актуальность Развитие познавательных интересов ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин: Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию. Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления. В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу. Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил. Работая по программе «От рождения до школы» Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М. А., решила использовать в своей работе с детьми метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились: - видоизменение и совершенствование развивающей среды; - использование инновационных технологий; - адекватное вовлечение семей в воспитательно - образовательный процесс; - многофункциональное взаимодействие с социумом. Определившись с темой, поставила перед собой цель: Создание условий для развития познавательных интересов ребенка через совместную деятельность педагога, родителей используя проектную деятельность. Для достижения цели определила следующие задачи: 1) создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей; 2) развивать познавательные способности, творческое мышление и воображение; 3) формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы; 4) развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно; 5) развить желание участвовать в процессе совместной проектноисследовательской деятельности. Новизна В старшем дошкольном возрасте доминируют нормативно-стабилизирующие способности. В значительной мере, по - моему мнению, это вызвано фактом «натаскивания» детей при поступлении в школу. При этом практически не поддерживается детская познавательная активность. Ребенок начинает следовать за логикой предметов, предлагаемых взрослыми. Во многом его занятия сводятся к заучиванию различных сведений. Дальнейшее изучение проблемы развития способностей связано с пониманием их роли как инструмента ориентировки в жизни. Жизнь человека предстает как переход из одной ситуации в другую. Но не овладев правилами, возникает трудность решения задач: понять, что это за ситуация, какие в ней действуют правила; нравится или нет эта ситуация и что в ней нужно изменить, чтобы ее улучшить. Порой взрослый не учитывает правила и факты, намеренно организовывает ситуацию, сам придумывает действие, что приводит к задержке детской активности в познавательной сфере. На мой взгляд, социально значимой формой формирования познавательных интересов, является проектная деятельность. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу, способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения, не просто передают в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям. Проектно – исследовательский метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов. Технология опыта Изучив психолого - педагогическую литературу пришла к выводу, что дошкольники могут правильно ответить в ситуациях, которые ранее были хорошо им знакомы. А при незнакомых (нестандартных) ситуациях дети не могли дать определенный ответ, не позволяли найти причину в тех или иных противоречивых ситуациях, не могли экспериментировать, синтезировать полученные знания, коммуникативные навыки развиты были слабо, познавательные способности проявлялись в меньшей степени. Это обусловлено тем, что дети привыкли идти по заранее заданному пути, следствием которого было подавление интереса и снижение активности ребенка. При организации проектной деятельности вначале стала использовать на занятиях принцип интеграции, который направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, знакомство детей с домашними животными проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята определяли роль домашних животных в жизни человека, сопереживали героям «Котишко - мурлышко»; на занятиях художественно - эстетического цикла – дети знакомились с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая и делясь впечатлениями не только друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями – «Поможем медвежонку Винни-Пуху», «Следопыты», «Наш друг Снеговик». В дальнейшем разработала план движения к цели: провела родительские собрания «Роль проектного метода на занятиях дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности». Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье». Следующим этапом работы стал проект «Куда можно пойти в городе Артемовский в выходной день». Работа над проектом состояла из нескольких этапов. На первом этапе я помогла сформулировать исследовательский вопрос. Он появился на «Утреннем круге» - беседы «Как я провел выходные дни». Вместе с детьми мы сделали вывод, что интереснее проходят выходные дни, если пойти куда ни будь с родителями. Возник вопрос, куда можно сходить в следующий выходной? На который не было ответа, так возник исследовательский вопрос "Куда можно пойти в нашем городе Артемовский". Дальше мы пытались разобраться, кто нам может помочь ответить на наш вопрос. Определив круг общения, ребята прошли посвящение в детских режиссеров и отправились на решение исследовательской задачи. На втором этапе исследовательской проектной деятельности мы оформляли проекты. Родители помогали оформлять проекты, выполняли вспомогательную функцию, но главными были дети. На первой странице родители записывали исследовательский вопрос, а дети оформляли и украшали её. Следующие страницы раскрывают важность поставленного вопроса с разных точек зрения, ребенок проводил опрос, а затем зарисовывал ответы. Третья страница посвящена выбору самого правильного ответа с точки зрения ребенка, он не только выбирал и фиксировал ответ, но объяснял, обосновывал свой выбор. На четвертой странице, дети зарисовывали или наклеивали картинки с источниками информации, где можно узнать о интересных местах и событиях в нашем городе. На шестой странице маленький режиссер рассказывает, кому может пригодиться данная информация, кому он может рассказать о тех местах, где можно побывать в Артемовском. Третий этап исследовательской проектной деятельности предполагает защиту проекта. Родители дома помогли подготовить ребенку свое выступление и по возможности присутствовали на первом публичном выступлении своего ребенка. После защиты в группе, мы ходили презентовать свои знания в соседние группы нашего детского сада. Четвертый этап исследовательской проектной деятельности предполагает выставку детского проекта. Наряду с развитием познавательных интересов, происходит и воспитание любви и уважения детей к окружающему миру. Дети проявили нескрываемый интерес и положительную динамику развития любви к своей малой родине. С увлечением не только отстаивали свою позицию, но и объективно ее оценивали на занятиях познавательного цикла; впервые преодолели эгоцентризм (неумение видеть позицию другого). Проект исследовательского характера по-своему сложен, так как не предполагает ответа на вопрос о том, как выполнить его, поэтому реализация оказывается более сложной не только для детей, но и самого педагога. Результативность Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами. При реализации проекта произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ. Заключение Таким образом, мы видим, что метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, познавательные, что предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. Список литературы 1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Мозаика- Синтез, 2008. – 112 с. 2. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.А Захарова, Е.В. Костина. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 64 с. 3. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения / сост. Н.И. Крылова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с. 4. Ильин Г.Л. Теоретические основы проектного образования. Г.Л. Ильин. – Казань, 1995. – 74 с. 5. Матяш Н.В., Сидоренко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Н.В. Матяш, В.Д. Сидоренко. – М.: изд.центр «Вентана – Граф», 2002. 6. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. Л.Д. Морозова. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. 7. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. /Л.Д. Морозова// Ребенок в детском саду. – 2010 №2 – С.7 8. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям со старшими дошкольниками/ авт. – сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 203 с. 9. Патронова И. Проектный метод/ И. Патронова // Дошкольное воспитание. - 2007 №3 – С.81
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.