Мастер класс "Зачем нужно развивать "функциональную грамотность" у учеников

  • pptx
  • 27.02.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Д
Иконка файла материала что такое ФГ .pptx

МБОУ «Дышне-Веденская СОШ имени Загаева А.А.»


Мастер класс
«Функциональная грамотность» в образовании.


Автор: учитель географии,
Гацаева Т. С-М.




ноябрь 2021

Вопрос:
Зачем развивать
«функциональную грамотность»
у учеников и почему
без нее уже не обойтись?


Лингвист и психолог
Алексей Алексеевич Леонтьев
дал определение:

«Функциональная грамотность
- это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности,
общения и социальных отношений»

Цели проекта:
1) ознакомление с понятием ФГ
2) развитие знаний и умений по конструированию урока
3) Формирование навыков определения языка предметной области

Целеполагание:
1) ознакомиться с понятием ФГ
2) развить знания и умения конструирования урока по ФГ
3) научиться определять язык предметной области

Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, 
который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

Функциональная грамотность - это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую инф, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием.
И от педагога сейчас просят, не столько владеть самим, сколько научить функциональной грамотности своих учеников

8 индикаторов функциональной грамотности:

1 Общая грамотность 2 Компьютерная

3 Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях

4 Информационная 5 Коммуникативная

6 Владение иностранными языками

7 Грамотность при решении бытовых проблем

8 Правовая и общественно-политическая грамотность

Зачем развивать «функциональную грамотность»
у учеников и почему без нее уже не обойтись?
Что от образования просит государство и общество?
Подготовить человека нового времени, готового жить в других реалиях, чем его родители, решать иные проблемы, стоящие перед страной. Вектор современного образования смещается от “пересказывания прошлого” к инновационному обучению, ориентированному на будущее.

Во ФГОС прописано:
- изменение образовательной парадигмы - компетентностный подход;
- характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса -сотрудничество, деятельностный подход;
- доминирующий компонент организации образовательного процесса - практико ориентир-ая, исследовательская и проектная деятельноть, основанная на проявлении сам-ти, активности, творчестве уч-ся;
- характер контроля - комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Владеть функциональной грамотностью - это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.

Что такое метапредметные результаты и как их достичь? Как педагог может это реализовать?
При формировании функцинальной грамотности уч-ся можно выделить два направления.
Первое - это ежедневная работа педагога во время учебного процесса, когда акцент ставится на проблемное обучение. Проблема - это всегда препятствие.
Преодоление препятствий - движение в сторону развития Например, каждый параграф учебника - это новый для ученика текст, педагог строит группу вопросов или заданий разного уровня сложности, чтобы сформировать различные умения: поиск нужной инф в тексте, анализ и формулировка выводов, интерпретация фактов, применения новых знаний в ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.

Имеют ли право требовать
функциональную грамотность от учителя?
Есть указ Президента РФ от 07.05.2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года". И в нем прописано следующее:
"При разработке национального проекта в сфере образования Правительству РФ необходимо обеспечить:
- глобальную конкурентоспособность российского образования;
- вхождение РФ в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Есть госпрограмма РФ от 26 декабря 2017 г. № 1642 "Развитие образования" (2018-2025 годы).
В ней зафиксировано: "сохранение лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текста (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественно-научного образования (TIMSS); повышение позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA)".

Во ФГОС прописано:
изменение образовательной парадигмы
1) компетентностный подход;
2) характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса - сотрудничество, деятельностный подход;
3) доминирующий компонент организации образовательного процесса - практико ориентир-ая, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве уч-ся;
4) характер контроля - комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Владеть функциональной грамотностью - это не просто норма, но и обязанность педагога.
Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.

Как развить навыки функциональной грамотности?
Есть пять способов становления функциональной грамотности не только нынешнего поколения детей,
но и взрослых людей. 

1 мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений.
Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная инф, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.

2 Развивать коммуникативные
навыки:
 формулировать главную мысль сообщения, создавать текст с учетом разных позиций - своей, слушателя (читателя), автора. Выступать перед публикой, делиться своими идеями и выносить их на обсуждение.

3 Участвовать в дискуссиях: 
обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.

4 Расширять кругозор: 
разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах

5 Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.

Как и кем определяется уровень функциональной грамотности (и почему ЕГЭ недостаточно)?
Сейчас много систем мониторинга. Один из главных - PISA. Это международная программа по оценке качества обучения, появилась в 2000 году и сейчас проводится каждые 3 года.
Главная цель этой программы - на основе результатов тестирования оценить грамотность15-летних школьников в разных сферах учебной деят-ти: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской. Так как PISA международная программа, она определяет перемены, происходящие в системах образования разных странах. Так оценивается эффект-ть нововведений в сфере образования
В России национальным центром проведения исследования PISA является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования». Главное отличие программы PISA от ЕГЭ и ОГЭ заключается в том, что она выявляет навыки учащихся руководствоваться рассудком и логикой при решении нестандартных задач. 

Задание 1 В каком международном исследовании оценивается уровень ФГ выпускников основной школы?
1) Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования –TIMSS
2) Международное исследование прогресса по читательской грамотности - PIRLS
3) Международное исследование качества граждановедческого образования - ICCS
4) Международное исследование по оценке образовательных достижений – PISA

Ответ 1 4) =Международное исследование по оценке образовательных достижений – PISA

Выполни за 1 минуту !

Задание 2 Какие из следующих факторов, главным образом, определяют эффективность работы школы по формированию функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы 1) Содержание образования 2) Управление образованием
3) Система учебно-методических материалов
4) Материально-техническая база школы
5) Профессиональная подготовка учителя

Ответ 2
2) =Управление образованием
3) =Система учебно-методических материалов
5) =Профессиональная подготовка учителя

Задание 3 Какие из следующих критериев являются основными для отбора задания для оценки сформированности функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы
1) Необходимость перевода условий задачи, формулируюшиеся с помощью обыденного языка на язык предметной области
2)Наличие контекста, связанного с ситуациями реальной жизни
3) Соответствие возрастным особенностям уч-ся
4) Наличие одного правильного ответа 5) Новизна формулировки задачи
6) Знакомый для учащихся формат задания
7) Неопределенность в способах решения
8) Возможность самост-но сформулировать ответ или привести решение

Ответ 3
1) =Необходимость перевода условий задачи, формулируюшиеся с помощью обыденного языка на язык предметной области
2)=Наличие контекста, связанного с ситуациями реальной жизни
5) =Новизна формулировки задачи
7) =Неопределенность в способах решения

Рефлексия

Закончите предложения
Я, это знал …
Я понял, могу объяснить другому…
Я, не понял …
Остались непонятные моменты…

Творческих
успехов
вам коллеги !