МБОУ «Дышне-Веденская СОШ имени Загаева А.А.»
Мастер класс
«Функциональная грамотность» в образовании.
Автор: учитель географии,
Гацаева Т. С-М.
ноябрь 2021
Лингвист и психолог
Алексей Алексеевич Леонтьев
дал определение:
«Функциональная грамотность
- это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности,
общения и социальных отношений»
Цели проекта:
Целеполагание:
Функциональная грамотность - это уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений,
который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.
Функциональная грамотность - это про то, что важны не столько сами знания, сколько умение их применить: найти новую инф, проверить ее достоверность, на ее основе изучить новые виды деятельности, иными словами способность заниматься саморазвитием и самообразованием.
И от педагога сейчас просят, не столько владеть самим, сколько научить функциональной грамотности своих учеников
8 индикаторов функциональной грамотности:
Зачем развивать «функциональную грамотность»
у учеников и почему без нее уже не обойтись?
Во ФГОС прописано:
- изменение образовательной парадигмы - компетентностный подход;
- характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса -сотрудничество, деятельностный подход;
- доминирующий компонент организации образовательного процесса - практико ориентир-ая, исследовательская и проектная деятельноть, основанная на проявлении сам-ти, активности, творчестве уч-ся;
- характер контроля - комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Владеть функциональной грамотностью - это не просто норма, но и обязанность педагога. Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.
Что такое метапредметные результаты и как их достичь? Как педагог может это реализовать?
При формировании функцинальной грамотности уч-ся можно выделить два направления.
Первое - это ежедневная работа педагога во время учебного процесса, когда акцент ставится на проблемное обучение. Проблема - это всегда препятствие.
Преодоление препятствий - движение в сторону развития Например, каждый параграф учебника - это новый для ученика текст, педагог строит группу вопросов или заданий разного уровня сложности, чтобы сформировать различные умения: поиск нужной инф в тексте, анализ и формулировка выводов, интерпретация фактов, применения новых знаний в ситуациях, в том числе, не рассмотренных в учебнике.
Имеют ли право требовать
функциональную грамотность от учителя?
Во ФГОС прописано:
изменение образовательной парадигмы
1) компетентностный подход;
2) характер обучения и взаимодействия участников образовательного процесса - сотрудничество, деятельностный подход;
3) доминирующий компонент организации образовательного процесса - практико ориентир-ая, исследовательская и проектная деятельность, основанная на проявлении самостоятельности, активности, творчестве уч-ся;
4) характер контроля - комплексная оценка образовательных результатов по трем группам (личностные, предметные, метапредметные).
Владеть функциональной грамотностью - это не просто норма, но и обязанность педагога.
Все нормативные показатели выстроены с учетом этой компетенции, поэтому если педагог не выдает этот результат, он автоматически становится профнепригодным.
Как развить навыки функциональной грамотности?
1 мыслить критично: ставить под сомнение факты, которые не проверены официальными данными или источниками, обращать внимание на конкретность цифр и суждений.
Задавать себе вопросы: точна ли услышанная или увиденная инф, есть ли у нее обоснование, кто ее выдает и зачем, какой главный посыл.
2 Развивать коммуникативные
навыки:
3 Участвовать в дискуссиях:
обсуждать тему, крутить ее с разных сторон и точек зрения, учиться понятно для собеседников выражать свои мысли вслух, изучить стратегии убеждения собеседников и ведения переговоров. Участвовать в конференциях и форумах.
4 Расширять кругозор:
разбираться в искусстве, экологии, здоровом образе жизни, влиянии науки и техники на развитие общества. Как можно больше читать книг, журналов, изучать экспертные точки зрения. Можно периодически проверять свои знания в викторинах, интеллектуальных играх, участвовать в географических диктантах или тотальных диктантах
5 Организовывать процесс познания: ставить цели и задачи, разрабатывать поэтапный план, искать нестандартные решения, анализировать данные, делать выводы.
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющейся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте их знаний о мире, помогает мыслить независимо от массовой культуры.
Как и кем определяется уровень функциональной грамотности (и почему ЕГЭ недостаточно)?
Задание 1 В каком международном исследовании оценивается уровень ФГ выпускников основной школы?
1) Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования –TIMSS
2) Международное исследование прогресса по читательской грамотности - PIRLS
3) Международное исследование качества граждановедческого образования - ICCS
4) Международное исследование по оценке образовательных достижений – PISA
Ответ 1 4) =Международное исследование по оценке образовательных достижений – PISA
Выполни за 1 минуту !
Задание 2 Какие из следующих факторов, главным образом, определяют эффективность работы школы по формированию функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы 1) Содержание образования 2) Управление образованием
3) Система учебно-методических материалов
4) Материально-техническая база школы
5) Профессиональная подготовка учителя
Ответ 2
2) =Управление образованием
3) =Система учебно-методических материалов
5) =Профессиональная подготовка учителя
Задание 3 Какие из следующих критериев являются основными для отбора задания для оценки сформированности функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы
1) Необходимость перевода условий задачи, формулируюшиеся с помощью обыденного языка на язык предметной области
2)Наличие контекста, связанного с ситуациями реальной жизни
3) Соответствие возрастным особенностям уч-ся
4) Наличие одного правильного ответа 5) Новизна формулировки задачи
6) Знакомый для учащихся формат задания
7) Неопределенность в способах решения
8) Возможность самост-но сформулировать ответ или привести решение
Ответ 3
1) =Необходимость перевода условий задачи, формулируюшиеся с помощью обыденного языка на язык предметной области
2)=Наличие контекста, связанного с ситуациями реальной жизни
5) =Новизна формулировки задачи
7) =Неопределенность в способах решения
Рефлексия
Закончите предложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.