Мастер — класс для родителей будущих первоклассников. Тема: «Психологическая готовность к школе».
Оценка 4.8
Работа с родителями +2
doc
родителям
Детсад—1 кл
04.05.2019
Цель: выявить необходимые требования к уровню созревания «психологической готовности» ребёнка к школе.
Задачи:
- обсудить с родителями ситуации и выявить, через проблемный диалог, те черты характера, которые способствуют формированию «психологической готовности» детей к школе;
- сравнить уровень, на котором находится ребёнок в раннем детском возрасте с дошкольным уровнем развития ребёнка 6-7л;
-создать итоговую таблицу и памятку «психологической готовности» будущих первоклассников, как опорный документ в воспитании и подготовки детей к школе;
- убедить родителей в необходимости создания комфортных условий для коммуникативного общения со своими детьми для их всестороннего психического развития;
Оформление доски.
« Главный метод воспитания - доставлять ребёнку радость общения с нами: радость совместного познания, совместного труда, игры и отдыха.» Д.Б.Эльконин.
master-klass_podgotovka_rebyonka_k_shkole.doc
Мастер — класс для родителей будущих первоклассников.
Тема: «Психологическая готовность к школе».
Цель: выявить необходимые требования к уровню созревания «психологической
готовности» ребёнка к школе.
Задачи:
обсудить с родителями ситуации и выявить, через проблемный диалог, те
черты характера, которые способствуют формированию «психологической готовности»
детей к школе;
сравнить уровень, на котором находится ребёнок в раннем детском возрасте
с дошкольным уровнем развития ребёнка 67л;
создать итоговую таблицу и памятку «психологической готовности»
будущих первоклассников, как опорный документ в воспитании и подготовки детей к
школе;
убедить родителей в необходимости создания комфортных условий для
коммуникативного общения со своими детьми для их всестороннего психического
развития;
Оформление доски.
« Главный метод воспитания доставлять ребёнку радость общения с нами:
радость совместного познания, совместного труда, игры и отдыха.»
Д.Б.Эльконин.
1. Создание проблемной ситуации. (Активизация мыслительной деятельности).
Ваши дети в этом году пойдут в школу. Но среди вас есть родители, у которых в
семье уже есть ученики.
Давайте сейчас вспомним каких успехов вы, как родители, ждали от своих детей?
(отвечают родители).
Оправдались ли ваши надежды?
С какими проблемами вы, как родители, встретились, когда ваш ребёнок пошёл в
школу?
(отвечают родители).
А как вы думаете, почему не оправдались ваши ожидания, ведь ребёнок хотел пойти
в школу, ему уже почти семь, он был более — менее готов к ней? (отвечают родители)
2.Вступительная беседа учителя.
Успешность обучения школьника во многом зависит от того, насколько хорошо он к
ней подготовлен.
Что вы, как родители, понимаете под словом «подготовка»?
(отвечают родители)
Под подготовкой ребёнка к школе родители чаще всего подразумевают обучение его
начальным навыкам счёта, письма и чтения.
Бесспорно, это важно, как важно развивать: речь, память, мышление и т.д.
Но вот ситуация: ребёнок пришёл в школу, он читает, пишет, решает несложные
задачки; у него неплохая память, речь. Но, оказывается, не только это самое главное. Не прошло и месяца, как ребёнок отказывается идти в школу; к концу урока не
слушает учителя, отвлекается; коекак выполняет то, что говорит учитель, даже если
это простое игровое задание; еле высиживает до конца занятий; быстро утомляется.
Оказывается, очень важно для успешности ребёнка, чтобы он был готов не только
физиологически, но и психологически. То есть для успешного обучения ему нужно
как можно раньше воспитать определённые черты характера.
3.Вывод: Ребёнок должен не только достичь определённого возраста, но и должен
достичь ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ.
4.Определение темы урока.
Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить? (отвечают родители)
Тема нашего мастеркласса:
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ.
А как вы думаете: кто ему в этом может и должен помочь?
(отвечают родители)
Да, без общения со взрослыми, и в первую очередь с родителями ему просто не
обойтись. Ведь общение ребёнка с окружающими его людьми это источник его
психического развития.
5. Деление родителей на группы.
Работа в группах по плану:
а) Обсуждение ситуации в группе.
б) Выявление главной черты характера, необходимой для психологической готовности
будущего школьника, в группе.
в) Выступление от группы.
6.Совместное обсуждение вывода, полученного при работе в группе.
Составление общей таблицы
«Психологическая готовность ребёнка к школе».
Материал для обсуждения в группе.
1ситуация.
«Отец научил своего шестилетнего сына играть в шашки.Однако их совместные
игры всегда кончались одинаково.Ребёнок проигрывал, а папа выигрывал.При этом
мальчик плакал и обижался, часто говоря что больше никогда не будет играть в шашки,
что папа жульничает и только поэтому выигрывает и т. д. .Но на следующий вечер ,
встречая папу с работы, мальчик стоял в прихожей с шашками, уверяя, что теперь он
обязательно выиграет, а если и проиграет, то расстраиваться не будет. Однако весь
сценарий повторялся полностью. Через некоторое время отец вдруг осознал, что
ребёнок перестал приставать к нему с игрой в шашки. Считая , что мальчик сильно
травмирован, он предложил ему сыграть в шашки, пообещав, что на этот раз выиграет
ребёнок .Ответ мальчика ошеломил отца: «Нет, я лучше пойду поиграю с соседским Вовкой. Он играет хуже меня.» …» (Материал курса «Психологическая готовность к
школьному обучению». Пед. Университет «Первое сентября» 2005г. Е.Е.Кравцова)
Вывод:1.Ребёнок осознаёт свои эмоции (может предвидеть чем кончится данная
ситуация).
2.Он учится управлять своими эмоциями. (Он приобретает способность
избегать отрицательные ситуации и одновременно продуцирует ситуации,
имеющие положительный характер.)
2 ситуация.
« Малыш увидел, как его сверстник или ктото другой (брат, сестра, мама и т. д.) что
то сделалнарисовал красивый рисунок, слепил замечательный пирог, построил
красивый замок и т. д. и он просит: «Научи меня»( правда иногда это означает «
сделай вместо меня»).Однако уже хорошо развитые дети начинают по собственному
почину учиться чтото делать подражая действиям другого, задавая бесчисленные
вопросы.» (Материал курса «Психологическая готовность к школьному обучению».
Пед. Университет «Первое сентября» 2005г. Е.Е.Кравцова)
Вывод: ребёнок сам, по своей инициативе, хочет чемуто научиться. Налицо
Проявление
познавательной
деятельности.
активизация
ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ.
3 ситуация.
« Детям старшего дошкольного возраста предлагалось по одной перенести целую
кучу спичек. Но многим детям это занятие очень быстро надоело и они занялись
своими делами. Исключение составил лишь один мальчик, который в течение
длительного времени переносил спички по одной. Когда ребёнка спросили , что он
делает, ребёнок объяснил, что он подъёмный кран и ему надо переносить кирпичи для
постройки дома.» (Материал курса «Психологическая готовность к школьному
обучению». Пед. Университет «Первое сентября» 2005г. Е.Е.Кравцова)
Вывод: Возникновение и развитие способности принимать поставленные
взрослым учебные задачи (действовать по чужой программе, принимая её за
свою).Привносить чтото своё для достижения поставленной цели.
4 ситуация.
Маше на день рождения подарили интересную игру.
Девочке очень хотелось поскорее проснуться и начать играть в эту игру. Но мама
ушла на работу и попросила прополоть грядку и помыть посуду. Маше очень не
хотелось отрываться от полюбившейся игры, но она понимала, как тяжело маме
справляться после работы с этими важными делами, и поэтому, только выполнив
работу, села играть. Вывод: Развитие воли и произвольности поведения (понимает слова «можно,
нельзя, надо». Самоконтроль и самоорганизация.
5 ситуация.
Когда Лене было 4 года мама с трудом усаживала её на диван и начинала читать ей
интересную книжку. Лена ёрзала на диване, ей совсем не нравилась муха, которая всех
угощала, а хотелось быстрее идти играть с соседским Алёшкой. Но мама была
настойчива и упорно продолжала читать книгу целых 15 минут.
Но уже в 6 лет Лена с удовольствием оставляла все свои игры и бежала послушать
очередную мамину сказку. Ей совсем не хотелось уходить ,она просила маму ещё и ещё
почитать и затаив дыхание Лена с интересом слушала чтение мамы. А после окончания
чтения, Лена знала всё о героях сказки и на все вопросы мамы отвечала с предельной
точностью.
После чего она с нескрываемым удовольствием рассказывала полюбившуюся сказку
соседскому Алёшке.
Вывод: Умение поддерживать внимание (не отвлекаться и дослушивать до
конца).
6 ситуация.
Мама попросила Ваню как можно лучше прибраться в своей комнате: ведь вечером
придут гости и родителям будет стыдно перед ними за беспорядок. Но Ване совсем не
хотелось прибирать игрушки в коробку, расставлять машины, складывать книги.
Заставлять это делать было некому, все были на работе. Поиграв немного, Ваня все
таки решил понемногу начать уборку. Занятие оказалось не настолько увлекательным,
но было не так скучно загнать машины в коробку и выстроить их в ряд, как на параде.
Затем на место встали книжки, в коробку полетели разные мелочи. «Вроде бы ничего»
подумал Ваня. Затем заглянул под кровать, увидел там бумажки изпод конфет и
бросил их возле печки. Пошарил глазами по комнате и решил, что маме понравится.
Уже хотел было побежать на улицу, как увидел перед печкой бумажки. Подумал :
«Маме не понравится.», подобрал бумажки и бросил их в печку. «Теперь вроде бы
всё.» И довольный побежал на улицу.
Вывод: Трудолюбие через:
а) самообслуживание;
б) труд для других;
7 ситуация
Мама отправила Максима в магазин за хлебом. Купив 1 булочку, он вдруг
вспомнил ,что уже утром сахарница была пуста. Денег вполне хватало и Максим не
задумываясь купил килограмм сахара. По дороге подумал: «Мама меня не поругает».
Вывод: Самостоятельность (умение принимать самостоятельное решение).
8 ситуация.
Учительница попросила принести чистую тетрадь. Саша вспомнил об этом по дороге
в школу, но решил не возвращаться. Учительнице он сказал, что забыл. Аня вспомнила о забытой тетрадке, когда уже вышла из дома. Но прийти в школу
без неё было очень стыдно. «Ведь просили же, как я могла забыть!»подумала Аня и
вернулась за тетрадкой. Вера с вечера забыла про тетрадь. Но ночью, перелистывая
события дня и думая о школе, она наказывала сама себе «Как бы не забыть!»
Вывод: Ответственность. (слово «должен» должно обязательно звучать в
каждой семье)
7.Обобщение.
Итог. Составление памятки «психологической готовности ребёнка к школе».
Мы обсудили различные ситуации и пришли к выводу, что
Старший дошкольник:
Памятка родителям.
1.Научается
избегать
ситуации, которые
для него кончаются
отрицательно,
и
продуцирует
ситуации,
которые
кончаются для него
положительно.
5.Умеет
поддерживать
внимание.
2.Любознателен
(задаёт много вопросов,
часто
пытается
ответить на них сам или
найти ответ на них с
помощью взрослых).
3.Способен
выполнять
задания,
поставленны
е взрослыми.
4.Обладает
развитой волей,
произвольностью
поведения.
6.Трудолюбив. Что
достигается через:
а)самообслуживание
б)труд для других.
7.Самостоят
елен.
8.Обладает
чувством
ответственности
.
8.Вывод:
Если родители в семье создали все условия для воспитания данных черт характера,
то можно с уверенностью сказать, что ребёнок, как будущий школьник , к 6,57 годам
будет «психологически готов» как к поступлению в школу так и к успешному
обучению в ней.
Все перечисленные черты характера формируются при непосредственном влиянии
общения ребёнка со взрослыми.
Нужно всегда помнить , что :
Основа основ сложного процесса воспитания ребёнка простое подражание
родителям.
9. Рефлексия для родителей:
Что Вы уяснили для себя полезного?
Будете ли Вы менять условия для воспитания своего ребёнка, учитывая
приобретённые знания? Что Вы считаете лишним и ненужным при воспитании «психологической
готовности» к школе?
10.Вручение ПАМЯТКИ «ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЁНКА К
ШКОЛЕ».
Использованная литература:
1.Материал курса «Психологические особенности детей младшего школьного
возраста». Е.Е.Кравцова. Москва. Педагогический Университет «Первое сентября»
2005г.
Мастер — класс для родителей будущих первоклассников. Тема: «Психологическая готовность к школе».
Мастер — класс для родителей будущих первоклассников. Тема: «Психологическая готовность к школе».
Мастер — класс для родителей будущих первоклассников. Тема: «Психологическая готовность к школе».
Мастер — класс для родителей будущих первоклассников. Тема: «Психологическая готовность к школе».
Мастер — класс для родителей будущих первоклассников. Тема: «Психологическая готовность к школе».
Мастер — класс для родителей будущих первоклассников. Тема: «Психологическая готовность к школе».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.