Мастер – класс: «Использование современных методов и технологий при реализации ФГОС»
Учителю необходимо постоянно учиться. Учиться друг у друга.
И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом.
Цель мастер-класса: обобщение и распространение педагогического опыта для повышения профессиональной компетентности педагогов-коллег.
Задачи:
Часть1. Вступление
Особенности управления деятельностью детей определяются главной задачей образовательной сферы – способствовать развитию личности ребёнка.
Учителю в ситуации руководства учебной группой необходимо встать в позицию помощника ученика, человека, способствующего достижению поставленных целей. Необходимо сделать ситуацию взаимодействия предсказуемой и понятной для ученика. Такой, чтобы он сам мог делать выбор, принимать самостоятельные решения.
Учить ставить цели, планировать действия, оценивать итоги собственной деятельности – задачи учителя на уроке при работе с младшими школьник
Управление классом - процесс поддержания деловой учебной атмосферы, вызывающий желание учеников активно работать без нарушений дисциплины.
Если правильно управлять классом, то на уроках:
Ученики больше времени уделяют учебе– учитель не отвлекается на замечания ученикам, на различные отступления, у него не бывает позднего начала урока из-за неумения успокоить детей. Одна из важнейших задач управления – увеличить чистое время самого учебного процесса;
управление используется для развития самоуправления – управляя правильно, учитель научает детей брать ответственность на себя (ответственность в самоуправлении), создаёт правила и процедуры совместной деятельности.
Сегодня главной задачей учителя является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.
Часть 2. Актуализация.
В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”. А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
Какова роль учителя на современном этапе обучения? (научить ребенка учиться)
В наших с вами руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.
Часть 3. Раскрытие темы.
Современный урок в школе будет радостным и интересным, если он, активизируя творческие и познавательные силы учащихся, расширяя кругозор, ставит их перед принятием самостоятельного решения.
Ребёнок хочет быть активным, самостоятельным в учебно-познавательной деятельности.
В своей работе использую новую инновационную технологию, которая получила название «мастерская».
В педагогической мастерской меняются традиционные роли учителя и учащихся – здесь они равноправные соучастники творческого процесса. Учитель является ведущим, «мастером», который организовывает творческий процесс, принимает участие в нем, а не передает свои знания незнающему и не умеющему ученику. Закон мастерской: делай по-своему, исходя из своих способностей, интересов и личного опыта.
Конечная цель такого урока – образовательные продукты учеников.
Участники мастерской могут, используя имеющиеся у них знания и навыки, дружно работая в поисковых группах (4-6 человек), самостоятельно вывести, «открыть» орфографическое правило, закон, определение. Однако истинным результатом деятельности мастерской является внутреннее, личностное развитие ребенка.
Одним из видов работы «мастерской» являются уроки-исследования. Эти уроки предусмотрены федеральными государственными образовательными стандартами.
Они связаны с возрастными особенностями школьников, оригинальностью их проведения.
Урок-исследование – один из типов нетрадиционных уроков. Обычно, на таких уроках, предлагаю детям заняться научной деятельностью.
Имитируя исследовательскую деятельность, ученики осваивают элементы научного анализа. Чаще всего на уроке-исследовании присутствуют элементы ролевой игры. Ученики выступают в роли ученых-специалистов: ботаников, зоологов, экологов.
Здесь они занимаются довольно сложной для них аналитической деятельностью, заполняют таблицы, выбирают примеры и т.п. Ребенок с радостью делает то, что никогда не стал бы делать не в игровой ситуации.
Самый благоприятный возраст для развития творческих способностей ребёнка, его самореализации – возраст младшего школьника. Ребёнку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания.
Существует некий общий алгоритм работы в мастерской:
Структура урока - исследования
Первый шаг «Индуктор» - прием, обеспечивающий «наведение на проблему».
"Индукция" - создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Это должно быть нетрудное задание вокруг слова, звука, музыкального или видеофрагмента, предмета или рисунка.
Цель индуктора – затронуть внутренние пружины сознания, погрузить в безбрежное фантазирование, пробудить желание включиться в учебный процесс.
Сущность данного приема заключается в постановке задания, которое отвечает следующим требованиям:
– Актуализация личного
жизненного опыта каждого ученика.
– Доступность, “нетрудность” задания, снимающая внутренние препятствия для
включения в деятельность по его выполнению.
– “Открытость” задания, предполагающая возможность выбора вариантов его
выполнения.
– Неожиданность, оригинальность задания, вызывающая эффект новизны и
эмоциональную привлекательность.
Здесь будет не важен сам вопрос или ответ на него, а важно пробудить активный познавательный процесс!!!
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
- Сейчас покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра попробуйте ответить: какой предметный урок я провела с детьми?
- Какие вы испытывали чувства во время просмотра видеофрагмента?
- Без чего невозможна жизнь на Земле?
- Попробуйте сформулировать тему этого урока.
Далее идет технологический этап «Самоконструкция» – диалог ученика с самим собой (что я знаю, что не знаю, что хочу узнать). На данном этапе дети ставят перед собой цели на данный урок.
Чтобы помочь ученикам даю слова-помощники:
познакомиться…
узнать…
научиться…
Следующий этап урока - столкновение с проблемой.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
Сегодня у нас урок-исследование, поэтому наша аудитория превратиться в научную лабораторию. А вы станете её научными сотрудниками.
- Итак, что такое вода? (жидкость). Давайте поговорим.
- Как в любую научную лабораторию, к нам на экспертизу отдают различные вещества. Вот и сейчас в нашу лабораторию поступило вот это вещество. Показываю сосуд с прозрачной жидкостью.
- Как вы думаете, что это? Вода
- Похоже на воду. Можно ли точно сейчас сказать, что это вещество – вода? Нет Да! – ПОЧЕМУ?
- А кто – нибудь из вас встречал в жизни вещества, похожие на воду? Сравнение с перекисью.
На данном этапе у нас с ребятами обозначилась проблема!
- Как вы считаете, что значит проблема?
(Проблема - противоречие между вопросом и отсутствием информации.)
Следующий этап урока – выдвижение рабочей гипотезы.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
- Значит, что будет предметом нашего исследования? Жидкость в сосуде.
- Какую цель поставим перед собой? Узнать, что находится в сосуде.
Формулируем гипотезу. Её можно формулировать по-разному.
Нашу гипотезу мы сформулируем в форме вопроса.
- К концу урока мы должны узнать:
«Является ли жидкость в сосуде – водой?»
Следующий этап урока – исследование через призму гипотезы
- Уважаемые коллеги. Мы сформулировали гипотезу в форме вопроса.
Что нам нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?(наблюдать, анализировать).
- Именно этим сейчас и займемся.
Научная лаборатория начинает свою работу.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
- Что видите перед собой? (стаканы с жидкостью)
- Можно ли каким-то способом, не видя содержимого стаканов, узнать о том,
что в них находится? (Понюхать, попробовать на вкус).
- Приглашаю группу экспертов. Вам предстоит определить вещество в каждом стакане, попробовав их. Начинают пить
- Правильно ли поступили наши эксперты? Кто согласен, не согласен? Почему?
- Внимание на экран. Видеофрагмент «Безопасность».
Случайно проливаю воду.
- Зачем, с какой целью я пролила воду? Чтобы показать еще одно свойство воды – текучесть.
Следующий этап урока – подтверждение гипотезы.
- Какое вещество было объектом нашего исследования? Вода
- Какими свойствами она обладает?
- Мы возвращаемся к проблемному вопросу, чтобы ответить на него. «Является ли жидкость в сосуде – водой?»
- Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Сравнить свойства воды и жидкости в сосуде).
- Именно это мои ученики и сделали.
Заканчивается исследование подведением итогов.
- Мы доказали гипотезу и подтвердили ее на практике.
- А теперь минутка релаксации.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
Расслабьтесь, послушайте как вода с нами разговаривает. Звуки воды.
Заканчивается урок - рефлексией. Это момент самоанализа.
Именно она позволяет ученику осознавать свою индивидуальность и уникальность. Такой подход соответствует формированию образа собственного “Я”.
В зависимости от обстоятельств, на уроке можно использовать один из видов рефлексивной деятельности, отражающих сферы человеческой сущности:
- сенсорную (комфортно – дискомфортно)
- интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал)
На уроке была проведена рефлексия, где дети дали оценку своих знаний на конец урока.
Часть 4. Рефлексия.
(Проводится фронтальная работа с аудиторией)
Давайте проведем рефлексию с вами. Назовем её «Рефлексивная мишень».
Перед вами мишень, в которую вы должны попасть. Она состоит из трех цветов. Ответьте на вопрос:
На сколько понятна вам технология?
Возможно ли использование на ваших уроках?
Мы производим выстрел. Чем ближе к центру, тем у вас глубже погружение в данную технологию, чем дальше от центра – тем она менее для вас значима;
Зеленый – да, мне понятно, буду применять на уроках;
Желтый – вы сомневаетесь, затрудняетесь;
Красный – вам не понятна и далека эта технология, вы не будете ее использовать.
… И снова звенит звонок с урока. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики спорят, спрашивают, высказывают свои мнения, творят и созидают. Самые приятные минуты, когда они говорят, что урок понравился, а для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки.
Вот уже сколько лет я работаю в школе с детьми. Это были годы поисков, раздумий, разочарований. Опираясь на свой опыт, с уверенностью могу сказать: для того чтобы стать хорошим учителем, одного желания и старания мало. Надо терпеливо и последовательно овладевать педагогическим мастерством, изучать особенности школьников, предвидеть возможные затруднения. В этом разнообразии позиций, подходов, важно выбрать собственную позицию.
Этот урок я освоила не сразу. Поэтому, считаю, что настоящий учитель тот, кто способен спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершить восхождение. Это должно стать первым принципом, которым сегодня должен руководствоваться каждый учитель в своей педагогической деятельности.
Приложение.
Этапы в структуре урока-исследования:
° актуализация знаний,
° мотивация,
° создание проблемной ситуации,
° постановка проблемы исследования,
° определение темы исследования,
° формулирование цели исследования,
° выдвижение гипотезы,
° проверка гипотезы (проведение эксперимента, лабораторной работы, чтение литературы, просмотр фрагментов учебных фильмов),
° интерпретация полученных данных,
° выводы по результатам исследовательской работы,
° применение новых знаний в учебной деятельности,
° подведение итогов урока,
° домашнее задание.
Некоторые учебные примы, составляющие исследовательскую деятельность учащихся на уроках-исследованиях:
° выделение основной проблемы в предложенной ситуации,
° определение темы и цели исследования,
° формулирование и отбор полезных гипотез,
° определение пригодности выбранных для проверки гипотез,
° разграничение допущений и доказанных положений,
° планирование эксперимента для проверки гипотезы,
° анализ планируемых опытов, выбор наиболее подходящего из них,
° планирование результата,
° проведение эксперимента,
° конструирование нового варианта прибора для осуществления конкретного опыта,
° составление таблиц, графиков, диаграмм для выявления закономерностей, обобщений, систематизации полученных результатов исследования, графическое изображение законов, правил,
° установление связи полученных данных с поставленной проблемой,
° систематизация фактов, явлений,
° использование обобщения и абстрагирования, метода анализа и синтеза, индукции и дедукции, принципа формализма,
° решение задач в новой ситуации,
° написание творческих сочинений, работ.
Деятельность учителя и учащихся определяется уровнем урока-исследования.
По итогам урока в рабочих тетрадях учащихся должны остаться следующие записи:
Проблема …
Тема исследования …
Цель исследования …
Гипотеза …
Подтверждение гипотезы …
Вывод …
Информация по решению проблемы, практическое применение и перспектива дальнейшей разработки …
Учитель подводит итоги урока, объясняет домашнее задание и задает вопросы для размышления и закрепления изученного материала.
Уровень урока-исследования |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Урок “Образец исследование”
|
На доске обязательно пишет название основных ступеней исследовательской деятельности. Формирует проблему, сообщает тему и цель исследования. Дает готовый алгоритм исследовательской работы. Ведет учебный процесс, используя термины: проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод. Использует вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное? На доске может написать названия ступеней исследования (при необходимости). |
Отвечают на вопросы учителя. Следуют алгоритму работы, который предложил учитель. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске.
|
Урок “Исследование”
|
Формулирует проблему. Подводит учащихся к пониманию цели исследования. Направляет деятельность учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращает внимание учеников на схему исследовательской деятельности. Использует вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор? |
Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются с учителем. Получают оценку учителя (правильно и неправильно) за каждый этап исследовательской работы. |
Урок “Собственно исследование”
|
Формулирует проблему Подводит учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создает условия для исследовательской деятельности учащихся: обеспечивает учебный процесс дидактическим материалом, организовывает индивидуальную работу и деловое общение учащихся в группе и парах. Использует вопросы: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените результат! |
Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно без непосредственной помощи учителя. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.