Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»
Оценка 5

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Оценка 5
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
Взрослым
10.02.2017
Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»
Пояснительная записка Программа мастер – класса «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе» рассматривается как возможность для создания условий, соответствующих естественному (природному, ненасильственному) развитию каждого ребенка в образовательной среде. Данная работа посвящена мнемотехнике — технологии активно применяемой в психологии и определяемой как технология, использующая приемы и способы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Переход из дошкольного детства в младший школьный возраст связан для детей с большими трудностями психологического, физического характера, преодоление которых требует усилий и детей, и педагогов. Поэтому в начальной школе валеологическое сопровождение играет особую роль. Валеологическое сопровождение создает условия, при которых потенциальные возможности мнемотехники позволяют применять ее как педагогическую технологию, сохраняющую здоровье учащихся начальной школы, активизирующую резервные возможности детей. В ходе прохождения предложенного мастер-класса, слушатели смогут получить теоретические и практические знания по вопросу изучения педагогического потенциала мнемотехники в валеологическом сопровождении учащихся начальной школы, получат методические рекомендации по применению мнемотехники и апробации их на практике. В программе мастер-класса предусмотрен большой блок самостоятельной практической деятельности слушателей. Знания, полученные слушателями на занятиях, будут применяться на практике, причем практически в «режиме он-лайн», т.к. предлагаемый мастер-класс будет идти в течение 3 месяцев. Завершающим моментом программы является обязательное участие в творческом практикуме А также очень важным результатом работы мастер-класса будет создание каждым из слушателей различных мнемотехник. Мастер-класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе» соберет вместе сторонников здоровьесберегающих технологий педагогического процесса, что позволит обменяться идеями, поделиться опытом работы. Практическая ценность и новизна данного мастер-класса состоит в том, что полученные знания могут быть использованы педагогами любого образовательного учреждения, как педагогами начального звена так и учителями средних классов. Участники мастер-класса сумеют построить свою педагогическую деятельность не только на интуиции и накопленном опыте, а на научной основе, достигая максимальной результативности в своей работе. Введение Обучение в начальной школе — сложный и ответственный период в жизни ребенка, когда у него устанавливаются новые контакты, новые отношения, появляются новые обязанности, меняются условия жизни и деятельности. С началом обучения перед учеником встает ряд задач, не связанных с его предыдущим опытом, что требует от него большого эмоционального напряжения, мобилизации интеллектуальных и физических сил. Делать это без сопровождения он не всегда умеет. Направленность технологии только на интеллектуальное развитие ведет к диспропорции развития детей, психическим и физическим перегрузкам и как следствие — к нервным срывам, приводящим к нежеланию учиться Сделать процесс обучения в начальной школе не только безвредным для здоровья, но и активизировать резервные возможности детей позволяет валеологическое сопровождение. Принципы реализации валеологического сопровождения: «успешность»; «индивидуальное право»; «ответственность за свое здоровье»; «особенность, а не отличительность»; «на минимуме информации максимум мотивации». Педагогический потенциал мнемотехники дает возможность определить критерии ее валеологичности (отбор материала для запоминания с точки зрения объема, эмоциональной значимости, содержания; использование различных форм работы: индивидуальной, фронтальной, самостоятельной). Мнемотехника является одной из здоровьесберегающих педагогических технологий, так как учитывает не только особенности детей, но и опирается на определенные механизмы и процессы памяти, создавая условия для прочного и осмысленного запоминания и усвоения учебного материала без ущерба для здоровья. Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике, - это ограниченные возможности слабых учащихся. Этих школьников «пугали» и отворачивали от предмета и громоздкие логические рассуждения, и терминология, а как следствие этого – потеря интереса к уроку, к предмету. Психологами уже давно доказано, что слабого ученика отталкивают и страшат многошаговые рассуждения в решении орфографической задачи. Замечено: если алгоритм рассуждения состоит из трех и более шагов, то где–то на третьем этапе наш ученик начинает скучать, а на четвертом – мысленно махнет рукой и начнет действовать наугад. К тому же, где гарантия, что ученик не начнет применять данное рассуждение для проверки другой, сходной, имеющей такой же опознавательный признак орфограммы. А.А. Мурашов в статье «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения» пишет: « Каждая орфограмма – сложная задача комбинаторики; за урок математики не решают более трех – четырех задач, в то время как в каждом предложении диктанта этих задач хватило бы на два урока. Знаток правил логик – аналитик каждое слово должен писать не менее чем за минуту…Ребенок интуитивно постигает язык как сложно организованную систему; будет ли она размыта деформированной речевой средой и потому личностно чуждыми и несоответствующими с я – концепцией правилами, зависит от нас». Мнемотехника благодаря своим ассоциативным связям «личностно чуждый» материал преобразует в уясненный, удобопонятный. Мнемотехника – это возможность заставить слабых учеников не просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек Подчас неалгоритмизуемое правило вызывает затруднение не только у слабых ребят. На наш взгляд, учащиеся с удовольствием воспользуются мнемонической «палочкой – выручалочкой». «Надо запомнить» поможет лишь ребятам с хорошей зрительной памятью. Мнемотехника не позволит учителю быть сухим и неулыбающимся, а значит, и школьники не будут киснуть за партами. Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал «легкоусвояемым». Это достигается благодаря введению игрового элемента без ущерба основному содержанию урока и за счет эмоциональной насыщенности, заложенной в мнемотехнике, то есть непосредственных составляющих интереса. Важно подчеркнуть теснейшую связь мнемоприема и интереса к уроку, ибо внутренние резервы мнемотехники уникальны, богаты, разнообразны (это и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота и пр.). Зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными, другими словами, делает заинтересованными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению Содержание мастер - класса «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе» №п/п Наименование разделов, тем Ожидаемый результат 1. Введение в программу мастер-класса. Презентация педагогического опыта учителя-мастера. Краткая характеристика основной идеи технологии. Описание достижений в работе. История вопроса. Что такое современная мнемотехника. Направления мнемотехники Обзор мастер-класса, его цель и задачи. Знание фактов из истории возникновения мнемотехнических приемов и современных аспектов данного вопроса. 2. Основы мнемотехники: разряды мнемотехники, прикладная мнемотехника, структурная мнемотехника. Требования к мнемотехническому приему. Знакомство с принципами мнемотехники. Умение использовать полученные знания на практике. Овладение основными приемами мнемотехники, первичной диагностикой памяти. 3. Использование системно-деятельностного подхода при составлении алгоритмов-моделей на уроках различной направленности. Одной из проблем современного школьника является тот огромный поток учебной информации, который он должен принять, переработать и запомнить. Причём запомнить надолго. На помощь приходят приёмы учебного моделирования: кодирование и сжатие информации, т. е. сведение нужных понятий, формул, правил, способов проверки в единый образный алгоритм-модель. Овладение знаниями в области составления алгоритмов моделей приёмы учебного моделирования: сжатие и сохранение учебной информации в виде алгоритма-модели; - приёмы эйдетики и мнемотехники, способствующие запоминанию учебной информации. 4. Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому языку и литературному чтению, окружающему миру, поддерживающих интерес к предмету Знание, что овладение мнемотехникой – это овладение инструментальным навыком. понимание того, что мнемотехника значительно повысит обучаемость любым дисциплинам. 5. Мнемотаблицы. Овладение приемами работы с мнемотаблицами Самостоятельное составление мнемотаблиц 6. Круглый стол по обмену мнениями. Проведение имитационной игры. Учитель-мастер проводит учебное занятие со слушателями демонстрируя приемы эффективной работы с обучающими. Умение принимать роль обучающихся экспериментального класса и роль экспертов, присутствующих на занятии. 7. Использование мнемотехники при работе с детьми имеющими ОНР Знание необходимых условий правильного и своевременного развития детей с ОНР Знание основных форм организации учебного процесса, этапов разработки, алгоритма проведения, ролевых, деловых, конкурсных игр для детей с разной патологией.. 8. Практическое занятие. Формирование навыков практической деятельности, применение полученных знаний на практике Результатом является модель урока, которую разработал учитель- ученик с целью применения этой модели в практике собственной 9. Практикум. Методы развития гибкого мышления у детей. Умение проявить инициативу и стать генератором идей, умение мыслить нестандартно, креативно. Умение пользоваться современными источниками информации.. Формирование навыка анализа работы. 10 Проблемный стол . Обмен мнениями по вопросам проведения уроков с использованием мнемотехники и эйдейтики. Умение выделить проблему, проанализировать ситуацию, оценить свои возможности. Умение анализировать свои действия, 11 Здоровьесберегающие технологии. Игры энергизаторы - как один из аспектов в валеологическом сопровождении образовательного процесса в школе. Банк энергизаторов. Знание упражнений применяющих для знакомства, для деления группы, для сплочения группы, для тренировки невербальных навыков общения, для снятия напряжения, для разрядки. Итоговый контроль Практикум. Привлечение слушателей.Обмен идеями. При проведении практикума все участники делятся на четыре творческие группы. Каждой творческой группе предлагается задание: 1. Составление мнемотаблицы и рассказа-описания по лексической теме с использованием мнемокадров. 2. Составление мнемотаблицы по тексту сказки, соблюдая 3. для заучивания стихотворения по предложенному тексту. 4. Составление сказочного сюжета и мнемотаблицы по предложенной серии сюжетных картинок. Формирование навыка самопрезентации. Умение чётко выражать мысли, выстраивать логику реализации идеи. Список литературы 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания// Избранные психологические труды. М., 1980. - т. 1,11. 2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии, нейропсихологический подход. / Вопросы психологии № 4, 2002, стр. 101-111. 3. Базарный В.Ф. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995-1996. -Части 1-6. 4. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. — 2-е издание, доп. и перераб. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 208с. 3. Васильев С.В. Формирование валеологической культуры профессионально-педагогической деятельности работников детских образовательных учреждений: Дисс.к.п.н., СПб, 1999.. 4. Вершловский С.Г. Воспитание активной позиции личности. -Л.: Лениздат, 1981. 143с.. 5. Винокуров Л.Н. Учителю о психическом здоровье школьника. -Кострома, 1993. 6. Волынкин В.И. Школа в зеркале инноваций. / Начальная школа № 1,2000, стр. 109 116.. 7. Горячев В. Здоровье категория педагогическая.// Народное образование № 9, 1999, стр.' 219 - 231. 8. Даль В.И. Словарь живого Великорусского языка. 9. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А. Коробейникова, Т.Ф. Кумариной, М., 1993. 10. Захаревич Н.Б. Валеологические основы стратегии педагогической деятельности (на материалах начального обучения). Дисс. .к.п.н., 11. Зиганов М.А. Как научиться на 100% запоминать тексты. М.: Образование, 2002, 328 с. 12. Зинченко П.И., Середа Г.К. Непроизвольная память и обучение, СП, 1964, №12. 13. Йейтс Ф. Искусство памяти, СПб, Изд. «Университетская книга», 1997. 14. Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга. М.; Триада, 1995. -230с. 15. Колбанов В.В. Методологические основы валеологии и принципы построения системы валеологического образования. // В сб. Интеграция педагогической науки и практики. / Материалы Академических пед. чтений. Под ред. И.А. Колесниковой. СПб.: СПбГУПМ, 1997. 16. Леви В. Нестандартный ребёнок. М., 1989. 17. Лурия А.Р. Внимание и память, М., 1975. 18. Ляудис В.Я. Память в процессе развития, М., 1976.
Мастер класс АнисимоваЭ.З..doc
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ  ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №28»   Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»                  Категория слушателей:  педагогические работники образовательных учреждений Автор мастер­класса:  Анисимова Эльвира Закиевна  Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение «Средняя  общеобразовательная школа №28»,  учитель начальных классов  I квалификационной категории    . г. Набережные Челны 2017г. 2 Пояснительная записка        для    Программа мастер – класса «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом     сопровождении   образовательного   процесса   в   начальной школе»   рассматривается   как   возможность создания   условий, соответствующих   естественному   (природному,   ненасильственному)   развитию каждого ребенка в образовательной среде.    Данная   работа     посвящена   мнемотехнике   —   технологии   активно применяемой   в   психологии   и   определяемой   как   технология,   использующая приемы и способы, облегчающие запоминание и увеличивающие объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.    Переход из дошкольного детства в младший школьный возраст связан для детей   с   большими   трудностями   психологического,   физического   характера, преодоление которых требует усилий и детей, и педагогов. Поэтому в начальной школе   валеологическое   сопровождение   играет   особую  роль.  Валеологическое сопровождение   создает   условия,   при   которых   потенциальные   возможности мнемотехники   позволяют   применять   ее   как   педагогическую   технологию, сохраняющую здоровье учащихся начальной школы, активизирующую резервные возможности детей.              В ходе прохождения предложенного мастер­класса, слушатели смогут получить   теоретические     и   практические   знания   по   вопросу  изучения педагогического потенциала мнемотехники в валеологическом сопровождении учащихся   начальной   школы,   получат     по применению мнемотехники и апробации  их на практике. В программе мастер­ класса   предусмотрен   большой   блок   самостоятельной   практической деятельности слушателей. Знания, полученные слушателями на занятиях, будут применяться   на   практике,   причем   практически   в   «режиме   он­лайн»,   т.к. предлагаемый   мастер­класс   будет   идти   в   течение   3   месяцев.   Завершающим моментом программы является обязательное участие в творческом  практикуме А   также   очень   важным   результатом   работы   мастер­класса   будет   создание каждым из слушателей различных мнемотехник.   Мастер­класс   «Мнемотехника   как   педагогическая   технология   в   валеологическом     сопровождении   образовательного   процесса   в   начальной школе»   соберет   вместе   сторонников   здоровьесберегающих   технологий педагогического процесса, что позволит обменяться идеями, поделиться опытом работы.        Практическая ценность и новизна данного мастер­класса состоит в том, что полученные   знания   могут   быть   использованы   педагогами   любого образовательного учреждения, как педагогами начального звена так и учителями средних   классов.   Участники   мастер­класса   сумеют   построить     свою педагогическую деятельность  не только  на интуиции и накопленном опыте, а на научной основе, достигая максимальной   результативности в своей работе.   методические   рекомендации         3 4 Введение           Обучение в начальной школе — сложный и ответственный период в жизни ребенка,   когда   у   него   устанавливаются   новые   контакты,   новые   отношения, появляются   новые   обязанности,   меняются   условия   жизни   и   деятельности.   С началом   обучения   перед   учеником   встает   ряд   задач,   не   связанных   с   его предыдущим   опытом,   что   требует   от   него   большого   эмоционального напряжения, мобилизации интеллектуальных и физических сил. Делать это без сопровождения он не всегда умеет.  Направленность   технологии   только   на   интеллектуальное   развитие   ведет   к   диспропорции развития детей, психическим и физическим перегрузкам и как следствие — к нервным срывам, приводящим к нежеланию учиться   Сделать   процесс   обучения   в   начальной   школе   не   только   безвредным   для здоровья,   но   и   активизировать   резервные   возможности   детей   позволяет валеологическое   сопровождение.   Принципы   реализации   валеологического сопровождения:   «успешность»;   «индивидуальное   право»;   «ответственность   за свое   здоровье»;   «особенность,   а   не   отличительность»;   «на   минимуме информации максимум мотивации».   Педагогический   потенциал   мнемотехники   дает   возможность   определить   критерии ее валеологичности (отбор материала для запоминания с точки зрения объема,   эмоциональной   значимости,   содержания;   использование   различных форм работы: индивидуальной, фронтальной, самостоятельной).    Мнемотехника   является   одной   из   здоровьесберегающих   педагогических технологий, так как учитывает не только особенности детей, но и опирается на определенные механизмы и процессы памяти, создавая условия для прочного и осмысленного   запоминания   и   усвоения   учебного   материала   без   ущерба   для здоровья.         Причина, заставившая меня обратиться к мнемотехнике, ­ это ограниченные возможности слабых учащихся. Этих школьников «пугали» и отворачивали от предмета   и   громоздкие   логические   рассуждения,   и   терминология,   а   как следствие этого – потеря интереса к уроку, к предмету.     Психологами уже давно доказано, что слабого ученика отталкивают и страшат многошаговые рассуждения в решении орфографической задачи. Замечено: если алгоритм рассуждения состоит из трех и более шагов, то где–то на третьем этапе наш ученик начинает скучать, а на четвертом – мысленно махнет рукой и начнет   действовать   наугад.   К   тому   же,   где   гарантия,   что   ученик   не   начнет применять данное рассуждение для проверки другой, сходной, имеющей такой же опознавательный признак орфограммы. А.А. Мурашов в статье «Абсолютная грамотность:   риторические   стратегии   достижения»   пишет:   «   Каждая орфограмма – сложная задача комбинаторики; за урок математики не решают более трех – четырех задач, в то время как в каждом предложении диктанта этих задач хватило бы на два урока. Знаток правил логик – аналитик каждое 5 слово должен писать не менее чем за минуту…Ребенок интуитивно постигает язык   как   сложно   организованную   систему;   будет   ли   она   размыта деформированной   речевой   средой   и   потому   личностно   чуждыми   и несоответствующими   с я –   концепцией   правилами,   зависит   от   нас». Мнемотехника   благодаря   своим   ассоциативным   связям   «личностно   чуждый» материал преобразует в уясненный, удобопонятный. Мнемотехника   –   это   возможность   заставить   слабых   учеников   не   просто прослушать, но и понять объяснение, возможность зажечь в их глазах огонек Подчас неалгоритмизуемое правило вызывает затруднение не только у слабых ребят. На наш взгляд, учащиеся с удовольствием воспользуются мнемонической «палочкой   –   выручалочкой».   «Надо   запомнить»   поможет   лишь   ребятам   с хорошей зрительной памятью. Мнемотехника не позволит учителю быть сухим и неулыбающимся,   а   значит,   и   школьники   не   будут   киснуть   за   партами.      Применение мнемотехники дает возможность продуктивного переключения, своеобразного «отвлечения» от науки на уровень житейских ассоциаций, игры воображения и фантазии. Мнемоприем разгружает информацию, делая новый материал   «легкоусвояемым».   Это   достигается   благодаря   введению   игрового элемента   без   ущерба   основному  содержанию   урока  и   за  счет   эмоциональной насыщенности,   заложенной   в   мнемотехнике,   то   есть   непосредственных составляющих интереса.       Важно подчеркнуть теснейшую связь мнемоприема и интереса к уроку, ибо внутренние   резервы   мнемотехники   уникальны,   богаты,   разнообразны   (это   и смена деятельности, и эмоциональный подъем, и колоритная образность, и яркая ассоциативность, и доступность, и простота и пр.). Зерно успеха заключено в том,   что   мнемонический   прием   не   оставляет   школьников   безучастными, равнодушными,   другими   словами,   делает   заинтересованными.   Ведь   хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению 6 «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении Содержание мастер ­ класса    образовательного процесса в начальной школе» №п/п Наименование разделов, тем 1. Введение   в   программу   мастер­класса.   Презентация   Краткая педагогического учителя­мастера. характеристика   основной   идеи   технологии.   Описание достижений в работе. История вопроса. Что  такое современная мнемотехника. Направления мнемотехники опыта     Ожидаемый результат Обзор   мастер­класса,   его   цель   и   задачи. Знание фактов  из истории возникновения мнемотехнических и современных аспектов данного вопроса. приемов     2.  Основы мнемотехники: разряды мнемотехники, прикладная  мнемотехника, структурная мнемотехника. Требования к  мнемотехническому приему. Знакомство с принципами мнемотехники. Умение   использовать   полученные   знания   Овладение   основными на   практике. приемами   мнемотехники,   первичной диагностикой памяти. 7 3. 4.  Использование   системно­деятельностного   подхода   при различной   составлении   алгоритмов­моделей   на   уроках  направленности.       Одной   из   проблем   современного   школьника   является   тот огромный   поток   учебной   информации,   который   он   должен принять, переработать и запомнить. Причём запомнить надолго.       На   помощь   приходят   приёмы   учебного   моделирования: кодирование   и   сжатие   информации,   т.   е.   сведение   нужных понятий,   формул,   правил,   способов   проверки   в   единый образный алгоритм­модель.  Мнемотехника — один из вспомогательных приемов обучения русскому   языку   и   литературному   чтению,   окружающему миру, поддерживающих интерес к предмету 5. Мнемотаблицы.   6. Круглый стол по обмену мнениями. Проведение имитационной игры.   Учитель­мастер     проводит   учебное   занятие   со слушателями   демонстрируя     приемы   эффективной   работы   с обучающими. 7. Использование мнемотехники при   работе с детьми имеющими ОНР  8 знаниями   в   области Овладение   составления алгоритмов моделей  приёмы учебного моделирования: сжатие  и сохранение учебной информации в виде  алгоритма­модели; ­ приёмы эйдетики и мнемотехники,  способствующие запоминанию учебной  информации. Знание, что   овладение мнемотехникой –   инструментальным это   овладение навыком.   что мнемотехника   значительно   повысит обучаемость любым дисциплинам.   понимание   того,   Овладение   приемами   работы   с мнемотаблицами Самостоятельное составление мнемотаблиц Умение   принимать   роль   обучающихся экспериментального   класса   и   роль экспертов, присутствующих на занятии.   необходимых Знание условий правильного   и   своевременного   развития детей   с   ОНР   Знание   основных   форм 8. Практическое занятие.  9. Практикум.  Методы развития гибкого мышления у детей.      10 Проблемный стол .   Обмен мнениями по вопросам проведения уроков с использованием мнемотехники и эйдейтики.      11 Здоровьесберегающие технологии. Игры энергизаторы ­ как  один из аспектов в валеологическом сопровождении  образовательного процесса в  школе. Банк  энергизаторов. Итог овый  конт Практикум. Привлечение слушателей.Обмен идеями.    При проведении практикума все участники  делятся на четыре творческие   группы.   Каждой   творческой   группе   предлагается 9   креативно. организации   учебного   процесса,   этапов разработки,   алгоритма   проведения, ролевых,   деловых,   конкурсных   игр   для детей с разной патологией.. Формирование   навыков   практической деятельности,   применение   полученных знаний на практике Результатом является модель   урока,   которую   разработал учитель­ ученик  с целью применения этой модели в практике собственной  Умение   проявить   инициативу   и   стать   умение   мыслить генератором   идей, нестандартно,   Умение пользоваться современными  источниками информации..   Формирование   навыка анализа работы. Умение проблему, проанализировать ситуацию, оценить свои возможности. Умение  анализировать свои действия,  Знание   упражнений   применяющих   для знакомства,   для   деления   группы,   для сплочения   группы,   для   тренировки невербальных   навыков   общения,   для снятия напряжения, для разрядки. Формирование   навыка   самопрезентации. Умение   чётко   выражать   мысли, выстраивать логику реализации  идеи.     выделить роль задание: 1. Составление   мнемотаблицы   и   рассказа­описания   по лексической теме с использованием мнемокадров. 2. Составление мнемотаблицы по тексту сказки, соблюдая  3. для заучивания стихотворения по предложенному тексту. 4. Составление   сказочного   сюжета   и   мнемотаблицы   по предложенной серии сюжетных картинок.     10 Список  литературы 1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания// Избранные психологические  труды. М., 1980. ­ т. 1,11. 2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии, нейропсихологический  подход. / Вопросы психологии № 4, 2002, стр. 101­111. 3. Базарный В.Ф. Нервно­психическое утомление учащихся в традиционной  школьной среде. Сергиев Посад, 1995­1996. ­Части 1­6. 4. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. — 2­е издание, доп. и перераб. ­  М.: Физкультура и спорт, 1990. ­ 208с. 3. Васильев С.В. Формирование валеологической культуры профессионально­ педагогической деятельности работников детских образовательных учреждений: Дисс.к.п.н., СПб, 1999.. 4. Вершловский С.Г. Воспитание активной позиции личности. ­Л.: Лениздат,  1981. 143с.. 5. Винокуров Л.Н. Учителю о психическом здоровье школьника. ­Кострома,  1993. 6. Волынкин В.И. Школа в зеркале инноваций. / Начальная школа № 1,2000, стр.  109 116.. 7. Горячев В. Здоровье категория педагогическая.// Народное образование № 9,  1999, стр.' 219 ­ 231. 8. Даль В.И. Словарь живого Великорусского языка. 9. Диагностика школьной дезадаптации / Под ред. С.А. Беличевой, И.А.  Коробейникова, Т.Ф. Кумариной, М., 1993. 10. Захаревич Н.Б. Валеологические основы стратегии педагогической  деятельности (на материалах начального обучения). Дисс. .к.п.н., 11. Зиганов М.А. Как научиться на 100% запоминать тексты. М.: Образование,  2002, 328 с. 12. Зинченко П.И., Середа Г.К. Непроизвольная память и обучение, СП, 1964,  №12. 13. Йейтс Ф. Искусство памяти, СПб, Изд. «Университетская книга», 1997. 14. Каструбин Э.М. Ключ к тайнам мозга. М.; Триада, 1995. ­230с. 15. Колбанов В.В. Методологические основы валеологии и принципы  построения системы валеологического образования. // В сб. Интеграция  педагогической науки и практики. / Материалы Академических пед. чтений. Под ред. И.А. Колесниковой. СПб.: СПбГУПМ, 1997. 16. Леви В. Нестандартный ребёнок. М., 1989. 17. Лурия А.Р. Внимание и память, М., 1975. 11 18. Ляудис В.Я. Память в процессе развития, М., 1976. 19. Матюгин И., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления,  воображения. Издательство «Учитель», Волгоград, 1999. ­52  20. Мнемотехника (техника запоминания на основе визуального мышления):  учебно­методическое пособие / М.А. Зиганов, В.А. Козаренко М., Образование,  2002, ­ 272с. 21. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. Учпедгиз, M.­JL, 1932. 22. Познавательные процессы и способы в обучении / Под ред. В.Д. Шадрикова,  М.: Просвещение, 1990. 23. Школьная дезадаптация и стрессовые расстройства у детей и подростков.  М.,1995. 24.Программы «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, З.А.Михайловой,  Л.М.Гурович. Санкт­Петербург «ДЕТСТВО­ПРЕСС» 2002. 25.Т.В.Большева «Учимся по сказке». Развитие мышления дошкольников с  помощью мнемотехники. СПб.,2005. 26.Б.П.Никитин «Ступеньки творчества, или развивающие игры. Москва,1991. 27.Е.А.Юзбекова «Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном  развитии дошкольника». Москва, «Линка – Пресс», 2006. http://nauka­pedagogika.com/pedagogika­13­00­01/dissertaciya­mnemotehnika­kak­ pedagogicheskaya­tehnologiya­v­valeologicheskom­soprovozhdenii­uchaschihsya­ nachalnoyshkoly#ixzz3a8HXJWDP, http://samopoznanie.ru/schools/mnem onika/#ixzz3QnXykT6U 12 Учебно­тематический  план мастер ­ класса                             «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении                                                      образовательного процесса в начальной школе» Цель:  Создание   банка   мнемотехнических   приемов   (способов   запоминания)   и   привлечение   к   ним   внимания педагогов.         Задачи  мастер­класса:  анализ имеющихся данных о мнемотехнических техниках   повышение профессиональной компетентности педагогов  популяризация психологических знаний  создание банка мнемотехнических приемов Категория слушателей: педагогические работники образовательных учреждений.  Срок обучения: 36 учебных часов, по 9  часов в течение 4 месяцев.  Форма обучения:   форма   обучения   очная,  включающая   в  себя   теоретические   и   практические   занятия,  прохождение практики на базе МБОУ  «СОШ  №28» Режим занятий: 2 учебных часа 4 раза в месяц с октября 2015 по декабрь  2015 года, дополнительно  в каникулярное время. 13 №п/ п 1. 2. 3. 4. Наименование разделов, тем Всего, час. В том числе лекции стажировка, деловые   игры   и др. Практ., лаб., семинарские занятия Введение в программу мастер­класса.  Презентация педагогического опыта  учителя­мастера. Краткая  характеристика основной идеи  технологии. Описание достижений в  работе. История вопроса.  Основы мнемотехники: разряды  мнемотехники, прикладная  мнемотехника, структурная  мнемотехника. Требования к  мнемотехническому приему. Использование     системно­ деятельностного подхода при  составлении алгоритмов­моделей на  уроках различной направленности. Мнемотехника — один из  вспомогательных приемов обучения  русскому языку и литературному  чтению, поддерживающих интерес к  3 3 3 3 2 1 1 1 14        1     1 1 2 предмету Мнемотаблицы   Круглый   стол   по   обмену   мнениями. Проведение   имитационной   игры. Учитель­мастер     проводит   учебное занятие  со  слушателями  демонстрируя приемы   эффективной   работы   с обучающими. Использование   мнемотехники   при работе с детьми имеющими ОНР  Практическое занятие.  Практикум.   Методы развития гибкого мышления у детей. Проблемный стол по вопросам.  Обмен мнениями   по   вопросам   проведения уроков с использованием мнемотехники и эйдейтики. Здоровьесберегающие технологии. Игры энергизаторы ­ как один из аспектов в  валеологическом сопровождении  образовательного процесса в  школе.  Банк  энергизаторов. Практикум. Привлечение слушателей к  ходу мастер­класса.    Обмен идеями.  Образная интерпретация. 3 3 3 3 3 3 3 3 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Итог овый конт роль 1   2 1 1  15 1 1 1 1 2   1   2  1  2  1  1  2   3 Ито­ го 36 10 13 13 16 Планируемые результаты Реализация программы позволит: повысить теоретический и методологический уровень знаний  по вопросу изучения   педагогического   потенциала   мнемотехники   в  валеологическом сопровождении   учащихся   начальной   школы,  получить     методические рекомендации  по применению мнемотехники и апробации  их на практике   расширить  возможности самореализации обучающихся через применение педагогами мнемотехники в образовательном  процессе; способствовать   повышению   психологической   компетентности   слушателей, популяризации психологических знаний обеспечить   общение   слушателей   курса   с   единомышленниками, посредством участия их в практикумах и семинарах;     Развитие памяти способствует развитию внимания, мышления, воображения, творческой деятельности, защищает мозг от возрастных изменений.   Развитие   памяти   помогает   не   только   памяти,   но   и   способствует гармоничному развитию других способностей человека. Материально­техническое обеспечение Материально   –   техническая   база   для   проведения   мастер­класс «Мнемотехника   как   педагогическая   технология   в   валеологическом сопровождении  образовательного процесса в начальной школе» включает  в себя: ­ аудитории № 104 в МБОУ «СОШ №28; ­ 2 компьютера;  ­ видеопроектор и интерактивная доска;  актовый зал;  ­ ­ библиотека.  17 Глоссарий  Ассоциация  –   это   связь   между   отдельными   событиями,   фактами   или явлениями, отражёнными в нашем сознании и закреплёнными в нашей памяти. В   основе   ассоциативных   приёмов   лежит   психологический   подход   к запоминанию. Так, например, кольцо – круглое, похоже на букву «о». Сам предмет, обозначенный словом, указывает на букву, которую нужно написать. Зрительное и слуховое внимание  Внимание   ­   избирательная   направленность   познавательной   деятельности человека   или   высших   позвоночных   животных   на   определенный   объект, значимый в конкретный момент. Интерференция  (от   лат.   Іnter   –   между,   ferens   (ferentіs)   –   несущий)   – ухудшение   сохраняемого   материала   в   результате   воздействия   (наложения) другого материала, с которым оперирует субъект. Интерференция ухудшает сохранение   материала   под   влиянием   предварительно   заученного   материала (проактивная   интерференция)   или   вызванное   заучиванием   с   последующим материалом (ретроактивная интерференция).   Мнемоника  – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.           Мнемотехника  – это система внутреннего письма,   позволяющая   последовательно   записывать   в   мозг   информацию, преобразованную образов.       Мнемотехника  использует   естественные   механизмы   памяти   мозга   и позволяет     полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания   информации.  Искусство   запоминания   названо   словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз. комбинации зрительных     в     Мнемотаблицы   –   это   опорные   схемы,   которые   помогают   ребенку удерживать в памяти последовательность изложения материала, который надо заучить наизусть или пересказать      18 Память ­  запечатление и воспроизведение прошлого опыта, одно из свойств нервной   системы,   выражающееся   в способности накапливать   и   хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно вводить   ее   в   сферу   сознания   и   поведения.   Различают   кратковременную (оперативную)   и   долговременную   память,   а   по   характеру   проявления   ­ образную, эмоциональную и словесно­логическую (только у человека).  Симонид­  учитель   риторики   и   поэт,   основоположником   нового   метода запоминания ­ топологической мнемоники, согласно которой для запоминания большого   количества   материала   достаточно   расположить   его   в   знакомом пространстве   (например,   собственной   квартире)   и   по   мере   надобности доставать (находить) Символическая   аналогия   своеоб­ разный,   словесный   или   графический   образ   объекта.   С   символической аналогией мы постоянно сталкиваемся в жизни. Речь человека записывается буквами – символами звуков, количество – цифрами и т.д.  ­   обобщённый,   абстрактный,   «Эйдос»  по­гречески   образ.   Эйдетизм   является   разновидностью   образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образах предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Энергизаторы­ короткие физические упражнения (подвижные групповые  игры), которые восстанавливают энергию класса, привлекают внимание к  учителю, позволяют снова включиться в работу. 19 Приложение Использование мнемотехники для младших школьников     развитие       –   обучения   помочь творческого      Использование мнемотехники для младших школьников в период обучения грамоте   в   настоящее   время   становится   более   актуальным.   Цель   обучения развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. Основа познания.      Как сформировать речь ребенка, напомнить ее большой палитрой слов, красивых   фраз,   благозвучных   словосочетаний?   Как   помочь   ребенку чувствовать ритм речи, мелодию слов, переживать содержание услышанной речи?   Как   способствовать   развитию   эмоционально­чувственной   сферы ребенка, ему   научиться   коммуникативной   речи? Все ответы на эти вопросы я нашла в методике мнемотехника. Особое место в работе   с   детьми   занимает   использование   в   качестве   дидактического материала   –   мнемотаблица.  Младший   школьный   возраст   наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, что является   важным   условием   умственного   развития   ребёнка.        Мнемотехника,  или  мнемоника, в  переводе  с  греческого  – «искусство запоминания».   Мнемотехника   –   это   система   методов   и   приёмов, обеспечивающих   эффективное   запоминание,   сохранение   и   воспроизведение информации.   Особое   место   в   работе   с   детьми   занимает   дидактический материал   в  форме   мнемотаблиц   и  схем  –  моделей,  что   заметно  облегчает детям   овладение   связной   речью,   кроме   того,  наличие   зрительного   плана  – схемы   делает   рассказы   (сказки)   чёткими,   связными   и   последовательными.    Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Для   детей,   особенно,   в   первый   год   обучения   необходимо   давать   цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса   –   рыжая,   мышка   –   серая,   ёлочка   –   зелёная   и   т.   д.       Работа   с   мнемотаблицей   состоит   из   нескольких   этапов:   1   этап   –   Рассматривание   таблиц   и   разбор   того,   что   на   ней   изображено. 2 этап – Осуществляется перекодирование информации, т.е преобразовании из   символов   в   образы,   например   : домик­  ,   солнце   ­   ,   ёлочка­ 3 этап – После перекодирования информации осуществляется пересказ сказки (рассказа) с опорой на символы в образы, т. е. происходит отработка метода 20 работы       схемой­ помощи со   запоминания. При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к взрослого. незначительной Этапы моделью Учить детей заменять ключевые слова в предложениях значками­ символами; учить зарисовывать предметы и явления природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (мама, дом, еда, и т. д.), ­ если дети сами умеют   читать   и   писать.   Самостоятельно,   с   помощью   знаков­символов, заполнять схему­модель как план пересказа. Закрепить изученный материал путём неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему­модель.    Дети даже сами с удовольствием придумывают свои собственные модели­ схемы   и   мнемотаблицы,  пользуясь   известными   им  символами   кодирования информации.   Дети любят стихи, любят их слушать и рассказывать Но не все могут быстро запомнить стихи: у некоторых детей заучивание стихов или потешек вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции. Для того, чтобы   пробудить   в   детях   интерес     к   заучиванию   стихов   и   потешек,   я использую   приём   мнемотехники,   ориентированный   на   наглядно­   образное мышление   детей.   В   мнемотаблице   схематически   возможно   изображение героев, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно изобразить всё то. что я считаю нужным, и так, чтобы нарисованное было понятно детям.   Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице. Всё очень просто и понятно детям Далее идёт заучивание стихотворения по мнемотаблице, что помогает детям запомнить логическую последовательность символов, помогает освоить элементы   рассказывания.   Таким   образом,   с   помощью   схем­моделей   ­   и мнемотаблиц результатов: у детей появилось желание пересказывать сказки ­ как на занятии, так и в повседневной   жизни;   расширился   круг   знаний   об   окружающем   мире; активизировался словарный запас; дети преодолели робость, застенчивость, научились   свободно   держаться   перед   классной   аудиторией.    Считаю,   чем   раньше   мы   будем   учить   детей   рассказывать   или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше будет развитой связная речь­показатель умственных способностей. следующих     достичь   удалось                   Использование приемов мнемотехники  в начальных классах.        Одной   из   основных   задач,  стоящих   перед  учителем   начальной   школы, является   всестороннее   развитие,   при   котором   ребенок   не   испытывает информационных   перегрузок,   ведущих   физическому,   умственному   и психическому перенапряжению. Учитель должен помочь ученикам преодолеть 21 возникающий   барьер   между   возрастающим   объемом   информации,   которую должен   обработать   ученик,   и   его   психофизиологическими   возможностями. Любое знание дается легко, если оно вписывается в индивидуальную модель познаний.   Поэтому   детей   необходимо   обучить   методам   и   приемам переработки и запоминания  информации,   к   которым   можно   отнести   мнемотехнику.     Использования на уроках русского языка и литературного чтения приемов мнемотехники по методике когнитивного развития Е.Г. Карцевой позволяет значительно сократить время обучения за счет оптимизации и рационализации основных   операций   мыслительной   деятельности.   Мнемотаблицы, кодированные   стихи   несут   не   только   различную   информацию   и   решают общеобразовательные задачи, но и способствуют развитию всех видов памяти, логического,   образного   мышления,   тренирует   внимание.   Большое   значение методика имеет в работе с «слабообучаемыми» детьми. Чем раньше ребенок овладеет   этими   знаниями,   тем   легче   ему   дается   процесс   обучения.   Как показывает практика ученики, владеющие мнемотехникой, в будущем легко усваивают   большие   объемы   информации,   самостоятельно   кодируя   ее.    Предлагаемое   учебное   пособие   для   учителей   начальных   классов разработано   на  основе   методике   когнитивно­познавательного   развития   Е.Г. Карцевой. Оно включает в себя ряд обучающих мнемотаблиц по русскому языку и кодированных стихов по литературному чтению, которые могут быть использованы материала. раздаточного форме         в     Мнемотаблицы: по русскому языку . Мнемотаблица: словарные слова.  Метод   работы   ­   составление   связного   рассказа. 22 с к О Р О м О Р О 3 в О Р О в О Р О с О Р О X О Р О м О Л 0 к О Р О бей на ка шо ко ва Мнемотаблица. Словарные слова. Р А п А бо ль к А Р г О Р О д са X А п л А с А б А к А 3 А м А г А к А ток по ра ран вод ши зе пус Р 23 чий то ман ги бан даш на та та Мнемотаблица. Двойная согласная ру Ро ра ка па СС  кий СС ия СС тояние СС а СС ажир дре СС ировщик режи СС ёр ра ка СС каз СС ета кро ворд 24 СС 25 26 Приемы и методы запоминания слов: 1.   Фонетические   ассоциации   (по   схожести   звучания).  Суть   в   удачном подборе   созвучных   ассоциаций   к   запоминаемому   слову.   Может сопровождаться ярким рисунком, подкрепляющим образ.  Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжелый багаж!» Базар – бабы на базаре Береза – белая береза Билет – автобус сигналит: «Би­би, купи билет!» Герой – Гена – герой ( или у героя герб на щите) Деревня – дед в деревне Железо – железо режу еле­еле Запад – на западе солнце падает Инженер – Женя – инженер Капуста – дождик поливает капусту: кап, кап Комната – комната у Наты Лопата – лопата лопнула Магазин – магазин под названием «Ага»; маг в магазине продает маги­маги Мебель – мебель белая Пассажир – Пассажир дал пас Саше; пассажир берет билет в кассе Паук – у паука папа Пенал – пенал моют пеной Ребята – ребята решают ребус Сапоги – Саша в сапогах Собака – жила­была собака, она любила спать, ее прозвали Соня Тарелка – тарелка­это тара Улица – на улице встречаю знакомые лица Чувство – уважай чужие чувства 27 2. В слове спряталось другое слово. Богатство – бог дал богатство Валенки – валенки у Ленки Сверкает – в новом платье сверкает Верка Вдруг – друг­друга Гореть – горе гореть! Горизонт – гори, зонт! /нарисуй этот фантастический сюжет/ Лисица – братец Лис Облако – на облаке лак Пловец – пловец плывет в плове Ракета – в ракете рак Соловей ­  соловей поет соло Трамвай ­ трамвай съело чудовище – ам! Ужин – ужи на ужин? 3.   Графичекие   ассоциации   /по   схожести   изображения/  Суть   –   увидеть сходство формы буквы и предмета. Дети должны сами делать рисунки, можно прямо в тетради на уроке или в индивидуальных словариках. Смотри  <Рисунок 1> 4. Состав слова.   Воскресенье – приставка вос­ Автобус, автомобиль – приставка авто­ Агроном – приставка агро­ Понедельник – приставки по­ и не­ Пятница – суффикс –иц­ Девочка – суффикс –очк­ Весело, хорошо, быстро, скоро, налево, направо – суффикс –о­ 28 5.   Разъяснение   лексического   смысла   слова,   углубление   в   этимологию слова. Аптека – там продает лекарства  Айболит, а в «Оптике» – очки, похожие на букву о Погода – погоду наблюдают по годам Спасибо – значит спаси /спас/ тебя Бог! Библиотека – библия Сегодня – сего дня (при Петре I) Урожай – земля рожает урожай 6. Нахождение проверочного слова. Берег – брег /у Пушкина/ Лисица – лис Ботинки – боты Воскресенье – воскрес Впереди – перед, передний Пшеница – пшёнка 7. Подкрепление слов, которые трудно проверить. Суть – подкрепить словами подсказками те слова, которые можно проверить родственными   словами.   Но   в   силу   различных   обстоятельств   дети затрудняются в подборе таких проверочных слов.    Например, в просторечии встречаются слова котит, котишься вместо катит, катишься.   Подкрепляем   его   словом­подсказкой   Катя.   Мини­сказка:   Катя катит   мяч,   шар.   Еще   пример,   в   просторечии   встречаются   слова   коч­коч вместо кач­кач. Мини­сказка: качаться – это качка, а не кочка!    Сколько проблем со словом шёл и другими родственными словами с этой же буквой   ё.   С   помощью   эйдетики   предлагаю   решить   эту   проблему   раз   и навсегда!       Шел – шедший – можно так, но дети забывают это проверочное слово. А можно   иначе.   Букву   Ё,   вернее   ее   точки,   запомним   как   следы   от   обуви, напоминающие кругляшки точек. Можно даже объявить конкурс на лучший 29 рисунок­ассоциограмму. Я так и сделала. У детей было множество идей. Они превращали букву ё в пешехода, и она ходила сама, оставляя круглые следы. Идей было очень много, и все они были разные. 8. Игра со словами: поиграй со словом, понаблюдай, как оно звучит, если в нем переставить ударение.            /             / Магазин – магазин             /           / Портфель – портфель                /                   / Библиотека­ ­библиотека          /           / Щавель – щавель          /           / Творог – творог 9. Как звучат слова в других языках.                 / Арбуз – арбуз (укр.)                        / Морковь – морква (укр.) Вчера – вчёра (укр.)                                    / Металлический – металл (англ.)                       / Москва – Москоу (англ.)                      / 30 Портрет – портрит (англ.) 10.Составление ребусов. Восемь – во7 Заяц ­      Яц   (за буквой я буква ц) Вокзал ­   вокзал   4   5   ( отгадка: волк) А К  К У Р А Т Н О        (Катя и Коля аккуратные)    А   О    Т   Л   Я    Я С У  Б   Б  О Т А   (в  субботу две сестрички Барбара и Бабетта идут в гости)         А   А         Р    Б         Б    Е         А    Т         Р     Т         А    А 31 Заключение   Современные   условия   цивилизации   требуют   не   столько   изменения окружающей среды, сколько преобразования самого человека.    От школы зависит результат этих изменений. Только здесь закладываются не только знания, но и основы мировосприятия и миропонимания.       Учёные различных направлений убеждаются в необходимости соединения научных   знаний   с   духовным   потенциалом   человека,   соединения   души   и разума.   Задача   педагога   в   этих   нелёгких   условиях   ­   найти   необходимый баланс. Но одного желания мало. Хороший педагог (по Р. Штейнеру) должен не   только   хорошо   знать   свой   предмет,   но   и   знать   особенности   ребёнка,  с которым он взаимодействует.  Только   через   непрерывное   валеолого­педагогическое   образование,   повышение   квалификации,   формирование   эколого­валеологического мировоззрения   через   самообразование,   педагог   может   изменить   свою стратегию   взаимодействия   с   детьми,   переведя   её   из   собственно педагогической   в   валеолого­педагогическую,   научить   детей   не   столько механически   запоминать   информацию   и   подчиняться   инструкции,   но   и мыслить самостоятельно.        Осознание своей ответственности за подрастающее поколение направит деятельность учителя на образование учащихся без потерь для их здоровья, позволит   переосмыслить   образовательный   процесс   с   точки   зрения валеологического сопровождения, учитывающего не только внешние условия обучения   и   особенности   учащихся,   но   и   применение   здоровьесберегающих технологий.    Учебный   процесс,   осмысленный   с   точки   зрения   валеологического сопровождения   позволит   не   защищать   ребёнка   от   школы,   от   получения «лишних»   знаний,   не   свести   образование   к   минимуму,   (что   предлагают вводимые   образовательные   стандарты),   а   раскрыть   потенциал   каждого ребёнка гармонически развить его, сделать более независимым в меняющихся социально­экономических условиях.      Школа должна и может положить начало формированию валеологического мировоззрения   детей.   Это   произойдёт   тогда,   когда   инновации   и   новые педагогические   технологии   будут   продуманы,   диагностированы,   станут валеологичными (природосообразными).        В школе должны остаться только здоровьесберегающие педагогические технологии,   то   есть   технологии   учитывающие   нервно­психические, возрастные,   индивидуальные   особенности   детей,   уровень   технического       32 оснащения   школы,   особенности   воспринимаемого,   осмысливаемого   и запоминаемого детьми материала.    Мнемотехника   является   валеологической   технологией   как   элемент специальным   образом   организованного   педагогического   процесса, целенаправленно   и   гарантированно   обеспечивающего   становление,   то   есть сохранение, поддержание, укрепление здоровья его субъектов).      Знание учителем основных психологических законов позволит ему тонко прикоснуться к душе и памяти каждого ученика. Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы: 1.   Педагогический   потенциал   мнемотехники   дает   возможность   определить критерии   её   валеологичности   (отбор   материала   для   запоминания   с   точки зрения   объема,   эмоциональной   значимости,   содержания;   использование различных форм работы: индивидуальной, фронтальной, самостоятельной). 2.   Мнемотехника   как   педагогическая   технология   позволяет   учитывать индивидуальные особенности детей: ­ право­, левополушарность; ­особенности восприятия (слуховое, зрительное, кинестетическое); ­ подвижность психических процессов и т.д. 3.   Мнемотехника   является   одной   из   здоровьесберегающих   педагогических технологий, так как учитывает не только особенности детей, но и опирается на   определенные   механизмы   и   процессы   памяти,   создавая   условия   для прочного и осмысленного запоминания и усвоения учебного материала без ущерба для здоровья. 4. Результаты применения мнемотехники в школах различного вида выявили следующие особенности: ­   В   общеобразовательной   школе   (в   начальных   классах,   где   применялась мнемотехника)   дети   не   только   усваивали   материал   лучше,   без   потерь   для здоровья,   но   и   сами   учились   запоминать,   пользоваться   определёнными приёмами мнемотехники. ­   В   экспериментальных   начальных   классах   для   детей   с   задержкой психического   развития   были   показаны   самые   высокие   результаты   (по сравнению с контрольными классами). Ученики хорошо усваивали материал, сами   учились   запоминать,   пользоваться   определёнными   приёмами мнемотехники;   у   них   удалось   развить   основные   процессы   памяти,   помочь обрести уверенность в своих силах, что дало возможность многим из них в дальнейшем обучаться в общеобразовательной школе. 2. Введение  мнемотехники  в практику  всей  школы  с постепенной  заменой этой технологии на другие, требующие большей самостоятельности. Применение мнемотехники ­ мощное орудие в руках педагога. Не случайно люди, выбравшие развитие памяти своей профессией, показывают со сцены чудеса памяти, запоминая огромный объём информации.  В   школе   мнемотехника   должна   быть,   прежде   всего,   валеологически   оправданной.   Это   значит,   что   использование   мнемотехники   в   качестве педагогической   технологии   накладывает   на   учителя   огромную ответственность за подбор и содержание материала для запоминания, так как     33 не все полученные детьми знания способствуют улучшению качества жизни учащихся.       Мнемотехника должна быть направлена на приобретение детьми основных мировоззренческих   знаний,   должна   увести   ребёнка   от   технократического понимания мира.      Мнемотехника позволит, при грамотном её применении, соединить душу и разум,   воздействуя   и   на   левое,   и   на   правое   полушария   головного   мозга ребёнка. Она будет способствовать гармонизации личности.      Мнемотехника, опираясь на сохранные процессы памяти, развивает другие, что делает её применение универсальным для любых детей (т.н. нормального и проблемного развития).     «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши», ­ говорил один немецкий педагог. Данная работа – это попытка «открыть» ребятам «глаза и уши» с помощью мнемотехники. Практическое, целенаправленное применение мнемонических приемов позволило трансформировать ее в систему приемов мнемотехники, сначала элементарную, а затем более совершенную.     Общеизвестно, что в задачи учителя входит и развитие интереса, благодаря которому нейтральная, а подчас неинтересная информация преобразуется в личностно   значимые   знания,   эмоционально   окрашенные.   Ориентировка   на ассоциативные, образные связи ведет к более глубокой обработке материала урока   и   более   продолжительному   (очень   часто   непроизвольному) запоминанию.   Благодаря   преобразованию   учебного   материала   в   форму наглядного,   зрительного   образа   или   сопоставляя   его   с   уже   имеющимися знаниями   по   принципу   ассоциаций,   мнемотехника   обеспечивает   большую системность,   сознательность   усвоения   новых   знаний,   вызывая   интерес   к уроку. Правило «пропущенное» не только через логику, но и воображение, эмоции (внутренняя наглядность) удерживается в памяти прочнее, дольше.          Мнемотехника выполняет вспомогательную функцию на уроке, но для некоторых   учащихся   ее   роль   гораздо   серьезнее.   Ориентация   на индивидуальные и возрастные особенности школьников в процессе обучения, использование   в   работе   с   ними   специальных   приемов   и   способов, соответствующих   их   индивидуальным   особенностям,   является   основой природосообразного обучения.     Я убеждена: использование мнемотехники необходимо. Во­первых, теория мнемотехники   реализована   на   практике   и   позволяет   систематизировать первые   удачные   опыты;   во­вторых,   применение   мнемоники   необходимо   с точки   зрения   психологических,   возрастных,   предметно­методических особенностей   учащихся;   в­третьих,   предлагаемые   автором   мнемоматериал нашел   живой   отклик   у   учеников,   способствовал   развитию   интереса   к предмету,   повышению успеваемости.        Мнемонический   материал   помогает   экономить   время   при   повторении. Совершенно не обязательно вводить элемент мнемотехники в изучение всех разделов русского язык и литературного чтения. Ее применение необходимо на «провальных» моментах обучения.   На наш взгляд, изложенный материал   способствовал   активизации   их   мышления, 34 представляет   огромный   интерес   для   коррекционных   классов,   а   также   для учителей, работающих с детьми с запоздалым психическим развитием.    Определение результативности опыта ­ неблагодарная задача для учителя, хотя бы потому, что и ученики, и коллеги по­разному могут относиться к приведенным   выше   разработкам.   Наверняка   найдутся   и   не   приемлющие никаких   нововведений.     На   наш   взгляд,   результативность   того   или   иного нововведения на уроке   определяется не только и не столько повышением успеваемости (это следствие), сколько повышением интереса детей  к самому предмету.             Хорошо   известно,   что   язык   мозга   —   это   образы.   И,   прежде   всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши   команды,   например,   команду   «запомнить».   Но   где   взять   такие программы, которые позволят  нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык? Мнемотехника и является   такой   программой.   Она   состоит   из   нескольких   десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом   и   взять   под   сознательный   контроль   некоторые   его   функции,   в частности,   функцию   запоминания. Данная   технология   имеет:  теоретическую основу   –базируется   на   представлении   о   сложной   и   активной   природе процессов   запоминания,  опирающихся   у   человека   на   целый   ряд   совместно работающих аппаратов мозговой коры, она открывает широкие возможности для   более   эффективного   заучивания   детьми   стихотворного; формирует воображение, понимание того, что слышишь; способность сохранять в памяти поступившую   информацию;  развивает   образное   мышление,   творческие способности память. зрительную   детей,     35

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом сопровождении образовательного процесса в начальной школе»

Мастер – класс    «Мнемотехника как педагогическая технология в валеологическом  сопровождении образовательного процесса в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2017