МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ
ПРОГРАММЫ
«ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА»
1 СЛАЙД
Одной
из
содержательных линий
индивидуального развития школьников в рамках
реализации программы «ПНШ» является
«формирование эстетического сознания младших
школьников и художественного вкуса: эстетической
способности чувствовать красоту окружающего
мира и понимать смысл и красоту произведений
художественной
воспитание
эстетического чувства».
культуры;
В методическом пособии по литературному
чтению (3 класс) отмечено: «музыкальная линия в
учебнике носит рекомендательный характер. Она
может быть реализована в том случае, если есть
возможность послушать рекомендуемую музыку,
т.е. либо у самого учителя есть требуемые записи,
либо в школе ведутся уроки музыки и имеется
фонохрестоматия.
На мой взгляд, вопрос реализации музыкальной
линии в рамках литературного чтения очень важен,
поскольку он с одной стороны, придаёт обучению
интегративный характер, с другой – музыкальное
воспитание школьника представляет собой
значимую составляющую в формировании личности
обучаемого.
На уроках литературного чтения научившиеся
читать дети должны приобрести умения и навыки
полноценно воспринимать художественный текст,
осознавая его образную природу. Иными словами
они должны с помощью воображения войти в
«нарисованную» писателем жизнь, пережить её как
реальную, отозваться душой на переживания героев 2 СЛАЙД
3 СЛАЙД
и соотнести их со своей жизнью и своими
переживаниями,
понять авторскую идею и
насладиться его умением владеть словом.
Этому способствует использование на уроках
как произведений изобразительного искусства,
которые дети учатся читать и понимать, так и
музыкальных произведений, которые звучат на
уроках литературного чтения.
Уже в содержании учебников находит
отражение позиция авторов о взаимосвязанном
изучении трёх видов искусства:
литературы
живописи
музыки.
Обращаю ваше внимание:
1. изучение литературного произведения
2. поход в Музейный дом
3. слушание музыки.
на
Содружество искусств
уроках
литературного чтения, на мой взгляд, помогает
обучающимся ярче представить художественный
образ, понять специфику литературы, развить
чувство прекрасного,
усилить нравственное,
эстетическое и эмоциональное воздействие
литературного произведения.
Знакомство с живописными полотнами
помогает достичь важных целей: оно раздвигает
горизонты жизни, учит видеть мир шире, понимать
явления глубже и многостороннее.
Иван Александрович Гончаров утверждал,
«что литература и изобразительное искусство –
тесное двуединство, в котором каждое из искусств
посвоему прекрасно и необходимо». Музыкальные произведения на уроках
литературного чтения также способствуют
созданию эмоциональной атмосферы на уроке, более
яркому, образному восприятию и литературных
текстов, и произведений живописи.
В учебнике литературного чтения заложен
колоссальный искусствоведческий материал, сюда
помещены потрясающего качества репродукции.
Уже в третьем классе ребята совершенно спокойно
рассуждают о Клоде Моне и его картинах.
Сопоставляют
художников,
представленные в учебниках, с произведениями,
увиденными в музеях или в альбомах дома.
произведения
Известный детский композитор Дмитрий
Кабалевский отмечал: «Музыка – искусство,
обладающее большой силой эмоционального
воздействия на человека … и именно поэтому она
может играть громадную роль в воспитании
духовного мира детей и юношества».
Обучаясь в первом классе, дети строго следят
за выполнением учителем всех встречающихся
пиктограмм в учебниках.
К третьему классу у младшего школьника,
занимающегося по программе
«ПНШ»,
формируется навык следования единой системе
условных обозначений учебника, что не даст
возможности учителю в третьем классе
проигнорировать введение нового значка – слушание
– «необыкновенной, прекрасной, как говорит
героиня учебников Маша, классической музыки»
(учебник 3 класса, 1 часть, с.176).
Очень хорошо, что дети узнают из уст героев
учебника точное название этих музыкальных
шедевров классической музыки.
Например:
1я часть – с. 17, 62, 142.
4 СЛАЙД
5 СЛАЙД
6 СЛАЙД 7 СЛАЙД
8 СЛАЙД
Для слушания на уроках авторы учебников
предлагают произведения таких композиторов:
Скрябин, Чайковский, Бах, Рахманинов,
Аренский, Дебюсси, Вивальди, Шуберт, Римский
Корсаков, Лядов.
Хотелось ваше внимание обратить на
эмоциональный настрой, которым заряжают эти
«предложения» послушать музыку.
2я часть: с.129, 176.
1я часть: с.9.
И после таких предложений дети, как
правило, не без интереса слушают музыку.
На первом уроке в третьем классе при
знакомстве с литературоведческим понятием
олицетворение детям предлагается вначале
прочитать текст стихотворения Сергея Козлова
«Июль».
Анализ этого текста позволит раскрыть перед
учащимися содержание понятия. Затем детям
предлагается посетить «Музейный дом».
Во время работы в Музейном доме при
помощи системы вопросов необходимо подвести
детей к целостному конкретночувственному
восприятию пейзажа А. Герасимова, включающему
не только зрительный образ, но и тактильные
ощущения, а также ощущения связанные со звуками
и запахами.
Позвольте предложить вашему вниманию
фрагмент урока литературного чтения в 3 классе.
Тема. Первый урок в системе уроков первой
главы «Учимся наблюдать и копим впечатления».
В этой главе школьники должны понять с
помощью каких именно художественных приёмов
поэты (художники, композиторы) делают свои наблюдения и открытия достоянием читателей
(зрителей и слушателей).
Цели урока:
продолжить обсуждение мнения, что для
поэта природа живая;
учить детей правильно применять
литературоведческий термин «олицетворение»;
продолжить работу по формированию
деятельности наблюдения;
учить школьников видеть и объяснять детали
живописного произведения и на их основании
порождать целостное впечатлениепереживание.
На материале стихотворения С.Козлова
«Июль» и картины Александра Герасимова «После
дождя».
Задачи урока:
в ходе обсуждения стихотворения С.
Козлова помочь детям обнаружить в тексте все
моменты, показывающие, что поэт использовал
приём олицетворения;
во время работы с картиной подвести детей
к целостному конкретночувственному восприятию
пейзажа.
По вопросам учебника:
Слово Июль написано с большой
Герой приходит в гости к Июлю.
Герой гладит волосы Июлю и смотрит
1.
буквы, значит, является именем.
2.
3.
ему в глаза.
4.
Мы подтвердили примерами из текста, что автор
использовал приём «олицетворение».
герой называет Июль зеленоглазым.
9 СЛАЙД
10 СЛАЙД
Беседа по картине ( по вопросам учебника).
Слушание музыки. Такая организация работы на уроках
литературного чтения способствует развитию
творческих способностей учащихся.
Формирует интерес к изучению литературы –
как искусства слова, а также интерес к другим
видам искусств – живописи и музыки, что в целом
способствует формированию у учащихся таких
значимых личностных качеств: чуткость восприятия
окружающего мира,
внимательное трепетное
отношение ко всему, что окружает ребёнка,
понимание ценности и красоты всего созданного
руками человека.
Таким образом, уроки литературного чтения
становятся средством духовного развития младших
школьников.
Мастер-класс
Мастер-класс
Мастер-класс
Мастер-класс
Мастер-класс
Мастер-класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.