Мастер-класс
Оценка 4.8

Мастер-класс

Оценка 4.8
Семинары
doc
чтение
3 кл
24.02.2017
Мастер-класс
Публикация является частью публикации:
Мастер-класс.doc
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ «ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА» 1 СЛАЙД Одной     из   содержательных   линий индивидуального   развития   школьников   в   рамках реализации   программы   «ПНШ»   является «формирование   эстетического   сознания   младших школьников и художественного вкуса: эстетической способности   чувствовать   красоту   окружающего мира   и   понимать   смысл   и   красоту   произведений художественной воспитание эстетического чувства». культуры;     В   методическом   пособии   по   литературному чтению (3 класс) отмечено: «музыкальная линия в учебнике   носит   рекомендательный   характер.   Она может   быть   реализована   в   том   случае,   если   есть возможность   послушать   рекомендуемую   музыку, т.е. либо у самого учителя есть требуемые записи, либо   в   школе   ведутся   уроки   музыки   и   имеется фонохрестоматия. На мой взгляд, вопрос реализации музыкальной линии в рамках литературного чтения очень важен, поскольку он с одной стороны, придаёт обучению интегративный   характер,   с   другой   –   музыкальное воспитание   школьника   представляет   собой значимую составляющую в формировании личности обучаемого. На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны приобрести умения и навыки полноценно   воспринимать   художественный   текст, осознавая его образную природу.   Иными словами они   должны   с   помощью   воображения   войти   в «нарисованную» писателем жизнь, пережить её как реальную, отозваться душой на переживания героев 2 СЛАЙД 3 СЛАЙД и   соотнести   их   со   своей   жизнью   и   своими переживаниями,   понять   авторскую   идею   и насладиться его умением владеть словом. Этому способствует использование на уроках как   произведений   изобразительного   искусства, которые   дети   учатся   читать   и   понимать,   так   и музыкальных   произведений,   которые   звучат   на уроках литературного чтения. Уже   в   содержании   учебников   находит отражение   позиция   авторов   о   взаимосвязанном изучении трёх видов искусства: ­ литературы ­ живописи ­ музыки. Обращаю ваше внимание:  1. изучение литературного произведения 2. поход в Музейный дом 3. слушание музыки.   на Содружество   искусств   уроках литературного   чтения,   на   мой   взгляд,   помогает обучающимся   ярче   представить   художественный образ,   понять   специфику   литературы,   развить чувство   прекрасного,   усилить   нравственное, эстетическое   и   эмоциональное   воздействие литературного произведения. Знакомство   с   живописными   полотнами помогает   достичь   важных   целей:   оно   раздвигает горизонты жизни, учит видеть мир шире, понимать явления глубже и многостороннее. Иван   Александрович   Гончаров   утверждал, «что   литература   и   изобразительное   искусство   – тесное двуединство, в котором каждое из искусств по­своему прекрасно и необходимо». Музыкальные   произведения   на   уроках литературного   чтения   также   способствуют созданию эмоциональной атмосферы на уроке, более яркому,   образному   восприятию   и   литературных текстов, и произведений живописи. В   учебнике   литературного   чтения   заложен колоссальный   искусствоведческий   материал,   сюда помещены   потрясающего   качества   репродукции. Уже в третьем классе ребята совершенно спокойно рассуждают   о   Клоде   Моне   и   его   картинах. Сопоставляют художников, представленные   в   учебниках,   с   произведениями, увиденными в музеях или в альбомах дома. произведения     Известный   детский   композитор   Дмитрий Кабалевский   отмечал:   «Музыка   –   искусство, обладающее   большой   силой   эмоционального воздействия на человека … и именно поэтому она может   играть   громадную   роль   в   воспитании духовного мира детей и юношества». Обучаясь в первом классе, дети строго следят за   выполнением   учителем   всех   встречающихся пиктограмм в учебниках. К   третьему   классу   у   младшего   школьника, занимающегося   по   программе   «ПНШ», формируется   навык   следования   единой   системе условных   обозначений   учебника,   что   не   даст возможности   учителю   в   третьем   классе проигнорировать введение нового значка – слушание –   «необыкновенной,   прекрасной,   как   говорит героиня учебников Маша, ­ классической музыки» (учебник 3 класса, 1 часть, с.176). Очень хорошо, что дети узнают из уст героев учебника   точное   название   этих   музыкальных шедевров классической музыки. Например: 1­я часть – с. 17, 62, 142. 4 СЛАЙД 5 СЛАЙД 6 СЛАЙД 7 СЛАЙД 8 СЛАЙД Для   слушания   на   уроках   авторы   учебников предлагают произведения таких композиторов: Скрябин,   Чайковский,   Бах,   Рахманинов, Аренский,   Дебюсси,   Вивальди,   Шуберт,   Римский­ Корсаков, Лядов. Хотелось   ваше   внимание   обратить   на эмоциональный   настрой,   которым   заряжают   эти «предложения» послушать музыку. 2­я часть: с.129, 176. 1­я часть: с.9. И   после   таких   предложений   дети,   как правило, не без интереса слушают музыку. На   первом   уроке   в   третьем   классе   при знакомстве   с   литературоведческим   понятием олицетворение   детям   предлагается   вначале прочитать   текст   стихотворения   Сергея   Козлова «Июль».  Анализ этого текста позволит раскрыть перед учащимися   содержание   понятия.   Затем   детям предлагается посетить «Музейный дом». Во   время   работы   в   Музейном   доме   при помощи   системы   вопросов   необходимо   подвести детей   к   целостному   конкретно­чувственному восприятию пейзажа А. Герасимова, включающему не   только   зрительный   образ,   но   и   тактильные ощущения, а также ощущения связанные со звуками и запахами. Позвольте   предложить   вашему   вниманию фрагмент урока литературного чтения в 3 классе. Тема. Первый урок в системе уроков первой главы «Учимся наблюдать и копим впечатления». В   этой   главе   школьники   должны   понять   с помощью   каких   именно   художественных   приёмов поэты   (художники,   композиторы)   делают   свои наблюдения   и   открытия   достоянием   читателей (зрителей и слушателей). Цели урока: ­   продолжить   обсуждение   мнения,   что   для поэта природа живая; ­   учить   детей   правильно   применять литературоведческий термин «олицетворение»; ­   продолжить   работу   по   формированию деятельности наблюдения; ­ учить школьников видеть и объяснять детали живописного   произведения   и   на   их   основании порождать целостное впечатление­переживание. На   материале   стихотворения   С.Козлова «Июль» и картины Александра Герасимова «После дождя». Задачи урока: ­   в   ходе   обсуждения   стихотворения   С. Козлова   помочь   детям   обнаружить   в   тексте   все моменты,   показывающие,   что   поэт   использовал приём олицетворения; ­ во время работы с картиной подвести детей к целостному конкретно­чувственному восприятию пейзажа. По вопросам учебника: Слово   Июль   написано   с   большой Герой приходит в гости к Июлю. Герой гладит волосы Июлю и смотрит 1. буквы, значит, является именем. 2. 3. ему в глаза. 4. Мы подтвердили  примерами из текста, что автор использовал приём «олицетворение». герой называет Июль  зеленоглазым. 9 СЛАЙД 10 СЛАЙД Беседа по картине ( по вопросам учебника). Слушание музыки. Такая   организация   работы   на   уроках литературного   чтения   способствует   развитию творческих способностей учащихся. Формирует интерес к изучению литературы – как   искусства   слова,   а   также   интерес   к   другим видам искусств – живописи и музыки, что в целом способствует   формированию   у   учащихся   таких значимых личностных качеств: чуткость восприятия окружающего   мира,   внимательное   трепетное отношение   ко   всему,   что   окружает   ребёнка, понимание   ценности   и   красоты   всего   созданного руками человека. Таким образом,  уроки литературного чтения становятся средством духовного развития младших школьников.

Мастер-класс

Мастер-класс

Мастер-класс

Мастер-класс

Мастер-класс

Мастер-класс

Мастер-класс

Мастер-класс

Мастер-класс

Мастер-класс

Мастер-класс

Мастер-класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.02.2017