Без игры не может быть
полноценного умственного
развития. Игра- это огромное
светлое окно, через которое в
духовный мир ребёнка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра- это искра, зажигающая
огонёк пытливости и
любознательности.
В.А.Сухомлинский
Уважаемые участники конкурса, коллеги, ребята! Позвольте задать Вам
вопрос? Вы играли когданибудь в азартные игры? Можете сказать в
какие ? А любите разгадывать кроссворды?
А ответьте мне , пожалуйста, что двигало вами в такие минуты? Какие
чувства, настроения?
( желание победить, желание быть первыми, логическое мышление,
осознание того, что я знаю больше, и т. д.)
Скажите, а могут ли эти же чувства и желания проявиться у учащихся
на уроке? В каких случаях? ( если игра или соревнования) Конечно
могут!
Как вы наверное уже догадались, разговор на нашем мастерклассе
пойдет о игровых технологиях применяемых на уроках, а именно на
уроке истории и обществознания Итак, тема мастеркласса « Игровые
технологии как средство повышения эффективности урока»( 1 слайд)
В основе нового государственного стандарта лежит системно–
деятельностный подход, связанный с формированием готовности
обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.
В трудах Л.С. Выгодского говорится: «Ребенок в игре переходит к
внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи,
логической памяти, абстрактному мышлению».
Любая технология занимает промежуточное положение между наукой
и практикой и направлена на реализацию научных идей, положений.
Следовательно, целью применения игровой технологии для реализации
ФГОС является развитие устойчивого познавательного интереса ребенка
к многообразию явлений жизни.
Значение использования игровой технологии при решении задач ФГОС
состоит в том, что она позволяет достичь положительного эффекта: в
качестве педагогической технологии для освоения понятий, тем и областей знаний; как элемента более широкой технологии; в качестве
способа, приёма, метода, средства обучающего диалога при решении
социальных, нравственных задач; как основы межпоколенного
взаимодействия в условиях социальной мобильности и информационной
насыщенности.
Роль игровой деятельности в решении образовательных задач связана
с пониманием того, что преобразование игровой деятельности в
технологию становится возможным, если определены конечные
результаты и существует алгоритм контроля его достижений.
Используя игровую деятельность как технологию я различаю
следующие критерии:
результативности (целеполагание, результативность);
воспроизводимости (использование на многих предметах);
транслируемости (возможности передачи опыта в виде знаний)
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического
процесса в форме различных педагогических игр. Игра даёт
возможность не превращать любое дело в суровую необходимость,
придавать своим педагогическим целям увлекательный характер.
Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт,
сближают, требуются особые качества ума, такие
В настоящее время практически каждый учитель применяет в своей
деятельности множество форм обучения школьников
Перед современным учителем истории вот уже целое десятилетие
стоят задачи, навеянные пересмотром содержания предмета:
альтернативные подходы к оценке событий прошлого, прогнозирование
событий и явлений, неоднозначные этические оценки исторических
личностей и хода событий. Само собой разумеется, что обсуждение этих
вопросов на уроке невозможно без приобретения учащимися опыта
ведения диалога и дискуссии, приобщения к творческой деятельности,
коммуникативных умений и способности к моделированию ситуаций.
Отсюда следует, что: «…арсенал форм современного учителя истории
должен не только обновляться под влиянием усиливающейся роли
личности учащегося в обучении, но и трансформироваться в сторону
необычных, игровых форм преподнесения учебного материала».
Маленький, «дошкольный» ребёнок обладает целостным
миропредставлением и своеобразным мироощущением (мировоззрением
всё это станет несколько позже). Для него мир един и целостен: «…
цветок на клумбе, бабочка на цветке, мама, склонившаяся вместе с ним
над цветком и бабочкой, и дождь, вдруг спугнувший их всех — и его, и бабочку, и маму — всё это один, огромный, звенящий, цветной и
пахнущий мир. В своей многогранности этот мир не просто целостен, но
и ценностен для ребёнка. Этот мир может быть добрым и злым, полным
тайн и открытым, познаваемым, цветным и чёрнобелым… (2 слайд)
Но вот ребёнок попадает в школу. Целостный мир в его сознании тут
же распадается на множество фактов, понятий, теорий, законов,
предметов, кружков, факультативов. Оказывается дождь это физика,
цветок ботаника, а мама вообще не из школьной жизни». Чтобы понять
учеников, найти к ним подход, не следует рассматривать их как
маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о
нём в игре.( 3 слайд)
А Что же такое игра для учащихся ?
вопервых, игра — это мощный стимул обучения, это разнообразная и
сильная мотивация учения. Посредством игры гораздо активнее и
быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти
потому, что ученику по своей природе нравится играть,
вовторых, в игре активизируются психические процессы участников
игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие и
мышление.
втретьих, игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже
самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. В
игре возможно вовлечение каждого в активную работу, эта форма урока
противостоит пассивному слушанию или чтению. ( Слайд 4)
Учитывая особенности предмета истории можно выделить несколько
уровней игры на уроке истории:
1. Игры направленные на элементарные исторические знания,
лежащие в основе структуры истории как учебного предмета.
Например: игры – тесты, составление опорных конспектов, игры по типу
Что? Где? Когда, Своя игра?, Поле чудес с историческим уклоном.
2. Игры направленные только на хронологию. Так называемые
исторические задачи в рамках урока – игры.
3. Игры направленные на знания об основных сферах жизни
общества, знания исторической личности. Например:,деловые игры
игра – дискуссия
4. Игры направленные на знания о внутреннем, духовном мире
исторического человека, конкретных исторических событий.
Например: ролевая игра, Последние 2 года я с интересом изучаю игры, применяю их в своей
работе.
На мой взгляд, тема очень актуальна сегодня. Посмотрим на учащихся
сегодня: (слайд 5)
– низкая мотивация учения;
– нет активности обучения;
– невысокий процент качества полученных знаний;
– потерянные нравственные ценности общества;
– в подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в
создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное
развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.
Но изучив статистические данные, по изучению отношения к предмету
история, проведенные в одной из Оренбургских школ, я сделала
соответствующие выводы, применение игровых технологий дает свои
положительные результаты.
Анкета, предложенная оренбургским школьникам , была направлена
на выявление предпочтительных форм работы.
Вопрос: какие формы работы на уроке тебе нравятся? Результаты
показывают, что игра является любимой формой работы учащихся на
уроке.
Среди различных видов методов обучения в процентном отношении
лидирует – часто играем(53%), отсюда, соответственно, среди форм
работы приоритет игре (96%). Показательно и то, что детям нравится
отвечать на вопросы учителя, следовательно, у них сформирован, по
крайней мере, частичнопоисковый уровень познавательной
деятельности.
Я хочу подробнее познакомить вас со всеми известной игрой « Морской
бой». И поиграть в эту увлекательную игру. Эта игра универсально
так применяется в любой аудитории ( 5 и 10 класс), может применяться
как при проверке домашнего задания после изучения одной темы, , так
и на урокеобобщения после изучения раздела все зависит от величины
игрового поля.
Итак внимание, суть игры в следующем : класс делиться на две
команды, которые по очереди производят « выстрел», предварительно у
учителя на игровом поле расположены корабли , об их расположении
ребята, конечно. Не знают. Если команда попала, то она отвечает на
вопрос, задаваемый учителем и делает следующий ход. Если не попала,
отвечает на вопрос и передает ход.
(На доске)
А теперь я предлагаю поработать в группах
1 группа – составляют кроссворд со словом история по теме Культура
18 века. ( учебники истории 7 класс – 4 шт.., бумага , ручки 2 группа готовят вопросы к дискуссии. Дискуссия для
старшеклассников.
«Смертная казнь: за и против»
Выступление групп. Выводы.
А знаете ли вы , уважаемые коллеги, кто такие кидалты?
Слово «кидалт» пришло из английского языка (сокращение от kid —
ребенок и adult — взрослый) и подразумевает взрослых детей. Причем
это явление чаще всего затрагивает мужчин.
Психологи называют несколько причин.
Вопервых, бывший мальчик не доиграл в детстве. Он учился, выступал
на олимпиадах, играл на скрипочке, а душа рвалась к солдатикам и
танкам. Или же в силу материальных обстоятельств мальчуганам были
не доступны эти «богатства». Словом, дите выросло — а тут такое!
Солдатиков хоть завались, машинки — так и вовсе «забыть думать». Вот
35летний шалун и реализует детскую мечту.
Вовторых, кидалтизм — это уход от реальности, довольно жестокой и
злой. Наяву бедняга не живет, а мучается среди этих бухгалтеров,
начальников, строгих координаторов. А в компьютерной реальности он
— рраз! и Бэтмен, который, не моргнув глазом, отрубает башку
злодеюнедругу.
Третья причина — нежелание брать ответственность за себя и тех, кто
рядом. Хотя это всеобщая тенденция, весь мир стремится к комфорту,
чтобы зубы дергать без боли, а плакать только над мелодрамами.
Поэтому мальчики не желают «сажать дерево, строить дом и растить
сына», но хотят всегда оставаться в беззаботном времени, когда деревья
были большими.
Самый яркий кидалт, безусловно, Майкл Джексон.
Относительно учителей, наверно нельзя столь однозначно ответить,
доиграли ли мы в детстве или нет, мы продолжаем играть всю свои
педагогическую деятельность. И сегодня я предлагаю поиграть. Каждой
группе даны атрибуты и слова Необходимо одного из участников одеть
в соответсвующую одежду и представить двум оставшимся группам. А
вам уважаемые, коллеги, необходимо угадать, что за исторический герой
вам представлен?
Итак театрализованное представление « Кто я?»
1 группа (Прометей).
2 группа (Летописец Нестор)
Спасибо, друзья за внимание и работу! В Древней Греции, когда происходили выборы применялось
открытое голосование и тайная баллотировка с помощью
жребия. «Бюллетенем» был боб: белый боб означал «за»,
черный - «против». Мы сегодня немного переиграем у нас с
вами есть белая и красная фасоль( боб) .
А я предлагаю всего два вопроса для голосования:
1. Игровые технологии имеют место быть на современном
уроке?
2. Игровые технологии уже устарели, неинтересны и не
нужны?
Мастер-класс « Игровые технологии как средство повышения эффективности урока»
Мастер-класс « Игровые технологии как средство повышения эффективности урока»
Мастер-класс « Игровые технологии как средство повышения эффективности урока»
Мастер-класс « Игровые технологии как средство повышения эффективности урока»
Мастер-класс « Игровые технологии как средство повышения эффективности урока»
Мастер-класс « Игровые технологии как средство повышения эффективности урока»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.