Мастер класс. " Методы создания проблемной ситуации на уроке"
Оценка 4.7

Мастер класс. " Методы создания проблемной ситуации на уроке"

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
психологическая работа +1
2 кл
05.02.2017
Мастер класс. " Методы создания проблемной ситуации на уроке"
Представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой). • Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования; • Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций; • Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций;
МК 28.03.16 г..doc

 

   Методы  создания проблемной ситуации на уроке.

Цель проведения мастер-класса: представить коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой).

 Задачи:

·        Обозначить актуальность технологии проблемного диалога на современном этапе образования;

·        Ознакомить участников мастер-класса с приёмами создания проблемных ситуаций;

·        Представить участникам мастер-класса опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций;

  • Провести практическую часть мастер-класса по формированию умения распознавать  приёмы создания проблемных ситуаций на уроках;

·        Провести рефлексию продуктивности мастер-класса.

Форма проведения: беседа, работа в группах, межгрупповое взаимодействие.

 

Ожидаемый результат:

·        Погружение в теоретические основы технологии проблемного диалога Е.Л.Мельниковой;

·        Повышение профессиональной компетенции учителей по созданию проблемных ситуаций на уроках

 

Оборудование:

·         мультимедийная презентация;

·         раздаточный материал: приложения.

 

Слайд 1. «Ребенок не хочет брать готовые знания, и будет избегать того, кто силой вдалбливает их ему в голову. Но зато он охотно пойдет за своим наставником искать эти, же самые знания и овладевать ими».

                                                                          Шалва Амонашвили

«Разминка пальчиков» -  соприкасаемся пальчиком с соседом говорим:

желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

 

1.      Знакомство, определение темы и цели мастер-класса.

- Добрый день, уважаемые участники мастер-класса! Я рада видеть вас. Меня зовут….

          Сегодня обществу нужен человек, способный принимать самостоятельные решения, обладающий приёмами учения, готовый к самообразованию и к сотрудничеству для достижения совместного результата.

        Перед педагогом возникает задача - обучать детей таким образом, чтобы они были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения.

        От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед педагогом встает сразу несколько вопросов. 
Какие образовательные технологии позволяют учителю эффективно формировать у младших школьников комплекс УУД? 
    Когда на уроках ребята больше думают, чаще говорят и, следовательно, у них активнее формируется мышление и речь? 
Когда дети осуществляют творческую деятельность, активно отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу? 
        Ответ на эти вопросы даёт технология проблемного обучения. 

    Слайд 2.  Тема моего мастер- класса «Методы  создания проблемных ситуаций на уроках». Я полагаю, что среди присутствующих тоже есть педагоги, отдающие предпочтение данной технологии, не так ли? Я очень рада, что нахожусь в аудитории своих единомышленников.

Каждый из Вас пришел на мастер-класс с определенной целью.

ЦЕЛИ:

 
- Предлагаю Вам сформулировать и озвучить свои цели, которые Вы хотели бы реализовать в течение мастер-класса.

Расширить свои знания о технологии проблемного обучения.

 

Поучиться применять на практике приёмы (создавать проблемную ситуацию).

 
 

 

 

 

 

 


Спасибо. Я в свою очередь сформулирую свою цель так: «поделиться опытом создания проблемных ситуаций на уроках (по технологии  проблемного диалога Елены Леонидовны Мельниковой).

2. Актуальность проблемы.

          -Чтобы начать работу, предлагаю Вам познакомиться с некоторыми высказываниями об обучении и  продумать ответы на вопросы:

- Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не относится к проблемному обучению?

 

- Какие основные фразы или понятия объединяют остальные высказывания? В чём суть проблемного обучения?

Приложение 1

1.                  Обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания.

 

2.                  Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

 

3.                  Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия.

 

4.                  Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, такое обучение предполагает усвоение и воспроизведение знаний, и их применение в аналогичных ситуациях. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.

 

5.                  Такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

 

      Итак, вы проанализировали предложенные вам высказывания. Прошу высказать ваши версии. Ответ на первый вопрос.

- Как Вы считаете, какое из высказываний противоречит всем остальным и не относится к проблемному обучению?

 

Другие мнения есть? Все согласны? Хорошо!

Предлагаю ответить на второй вопрос.

- Какие основные фразы или понятия объединяют остальные высказывания? В чём суть проблемного обучения?

-  Вы правильно назвали ключевые выражения, характеризующие технологию проблемного обучения.

      Технология проблемного обучения универсальна: ведь открывать знания можно на любом учебном предмете и в любом классе. Открытие знания - творческий процесс, включающий четыре основных этапа: Слайд 3

1)      постановку проблемы,

2)      поиск решения проблемы,

3)      описание решения и его 4) реализацию. 

-Так что же будет составлять основу проблемного урока? (проблемная ситуация)

  Слайд 4.     С.Л.Рубинштейн утверждал: "Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия".

         Проблемная  ситуация  создается  с   учетом  реальных   противоречий,   значимых   для детей.  Только  в   этом   случае   она   является   мощным   источником   мотивации   их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. 

Проблемная ситуация  создана.  Школьники столкнулись с противоречием и испытывают удивление или затруднение.   Следующий этап- постановка учебной проблемы.

      -Поставить учебную проблему, создать проблемную ситуацию, значит помочь ученикам самим сформулировать тему урока. Существуют три основных метода постановки учебной проблемы: Слайд 5.

побуждающий от проблемной ситуации диалог;

подводящий к теме диалог;

сообщение темы с мотивирующим приемом.

         

        Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. 

  По определению Е.Л.  Мельниковой

 1.Побуждающий диалог — это «экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу. 

 Данный метод постановки учебной проблемы является наиболее сложным для учителя, так как требует последовательного осуществления четырех педагогических действий: Слайд 6.

1. Создания проблемной ситуации;

2. Побуждения к осознанию противоречия проблемной ситуации;

3. Побуждения к формулированию учебной проблемы;

4. Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы.

         Если строится проблемный урок, то тема заранее неизвестна. При побуждающем диалоге возможно появление неточных и даже совершенно ошибочных ученических формулировок учебной проблемы. Недопустимо реагировать на них отрицательной оценкой («нет», «неправильно»).

На неожиданную формулировку учебной проблемы лучше откликнуться следующим образом. Сначала - поддерживающий кивок головой и слово «так». Подобная реакция не означает согласия с говорящим, а лишь показывает, что мысль ученика услышана и принята к сведению. Затем следует побудить учеников к переформулированию учебной проблемы репликами: «Кто ещё хочет сказать? Кто думает иначе? Вот это интересно! Кто может выразить мысль точнее?».

2. Что же такое

Подводящий диалог — это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов — «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия; 

Давайте рассмотрим пример: Слайд 7.

Урок русского языка в 3 классе по теме «Безударные гласные в приставках»

             Учитель                                                                            Ученики                                                                                    

        Спишите из упражнения слова

        «забег, поход, подкоп                                                     -записывают слова,  

        Поставьте ударение.                                                         –ставят ударение

        Подчеркните безударные гласные.                             -подчеркивают безударные             

                                                                                                гласные

        Найдите безударные гласные,                                                   

        Обозначьте их.                                                                         - обозначают

        Какое правило о безударных

        гласных мы уже знаем?                                               -  О безударной гласной в               

                                                                                                 корне

       В какой части слова находятся безударные гласные?       - в приставке                                                  

        Значит, какая сегодня тема урока?                                    - Безударные гласные в

                                                                                                                                                                               приставках.

Нетрудно заметить, что в приведенном примере учитель рабо­тал методом диалога. Мы встретились с иным типом диалога — подводящим. Он пред­ставляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока.

 

В подводящем диалоге показывается логическая цепочка создания проблемной ситуации на методах сравнения, нахождения общего и различий.

Последний вопрос учителя обязатель­но будет на обобщение, а ответом на него станет формулировка темы урока, ибо нет особого смысла подводить учеников к какому-то непонятному вопросу.

Таким образом, второй способ постановки учебной пробле­мы — подводящий к теме диалог. Подводя­щий диалог, как правило, прекрасно выстраивается «от повторения». Педагогу не требуется следить за своей реакцией на реплики учеников: неожиданный ответ бывает лишь на плохо сформулированный вопрос.

 

Следующий метод постановки учебной проблемы:

Слайд 8. Сообщение темы урока с мотивирующим приемом

Итак, к учебной проблеме можно идти через проблемную ситуацию. Но ее надо еще придумать. А если не думается? Тог­да подведем к теме урока от пройденного материала. А если на­чинаем сегодня совершенно новый раздел? Что остается учи­телю: сообщить тему в готовом виде? Многие так и делают. Однако не секрет, что торжественно объявляемая новая тема чаще всего не интересна ученикам и получается скучный тра­диционный урок.

Где же выход? Можно ли вообще увлечь ребят заранее сформулированной и, по сути дела, навязываемой темой урока? Оказывается, да. И для этого существуют специальные приемы, условно называемые «яркое пятно» и «актуальность».

Слайд 9. В качестве «яркого пятна» могут быть использованы сказки и легенды, фрагменты из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников, но все-таки связанный с темой урока.

   Предлагаю вам в качестве «яркого пятна» русскую народную сказку «Колобок»  Свяжите эту сказку с уроком математики и решите задачу: Слайд 10.

 Задача: Сколько мог весить колобок, если бабка замесила тесто из 300 г муки, 5 ложек сметаны по 20 г и 200 г воды. (600г.)

- Какая тема урока может быть? ( Масса. Единицы измерения массы)

 

Свяжите эту сказку с уроком русского языка. Слайд 11.

- Какую тему вы можете изучать?(Безударные гласные в корне слова, суффикс – ок).

Свяжите сказку с уроком окружающего мира.

- Кто встретился по дороге Колобку?

- Чем питаются эти звери?

- Кто реально опасен для Колобка?

Второй приём «актуальность» состоит в обнаружении смысла, значимости предлагаемой темы для самих учащихся, лично для каждого.

Понять для чего нужна эта тема, где она им пригодится в жизни.

- На своих уроках я особенно активно использую проблемные ситуации, возникшие  с «удивлением» и проблемные ситуации, возникшие  с «затруднением».

Создавать проблемные ситуации – не простое дело. Это профессиональная компетенция современного учителя, требующая от него наличия определенных умений.

- нужно постоянно работать над совершенствованием этого умения.  Делая содержание каждого урока проблемным. Это требует больших временных затрат.

Давайте рассмотрим  приемы создания проблемной ситуации? (Раздать памятки).  Елена Леонидовна Мельникова предлагает следующую классификацию:

Приложение 2

Приёмы создания проблемной ситуации                      (по Е.Л.Мельниковой)

Тип проблемной  ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

 

 

    С удивлением

 

между двумя (или более) положениями

1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.                      

 

между житейским  представлением учащихся и научным фактом

3. Шаг1.  Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

С затруднением

между необходимостью и невозможностью выполнить задание

4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

 

Проблемные ситуации с удивлением. В их основу можно заложить разные противоречия. Первое – противоречие между двумя (или более) положениями – создается приёмами 1 и 2.

Приём 1        Учитель одновременно предъявляет противоречивые факты,  научные теории или   точки зрения. 

Приём 2    Чуть сложнее предыдущего, потому что учителю требуется столкнуть разные мнения своих учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате разброс мнений обычно вызывает у школьников реакцию удивления. Возникает проблемная ситуация.

Проблемные ситуации с удивлением могут иметь и другую основу, противоречие между житейским   представлением учеников и научным фактом. Для его создания применяется приём №3.

Приём №3   В сравнением с предыдущими, он самый сложный., т.к. выполняется в 2 шага. Сначала учитель обнажает житейское представление учеников вопросом или практическим заданием «на ошибку». Затем сообщением, экспериментом или наглядностью предъявляет научный факт.

Рассмотрим проблемные ситуации с затруднением.  В их основе лежит одно-единственное противоречие – между необходимостью выполнить задание учителя и невозможностью это сделать. Создают данное противоречие три приёма, расположенные в таблице по нарастанию трудности. Сходство приёмов в том, что классу дается практическое задание на новый материал, с которым ребята не могут справиться. Различие заключается в том, какое это задание.

Приём №4  Учитель даёт задание, не выполнимое вообще. В принципе. Справится с ним у учеников не получается, вызывая затруднения.

Приём №5  состоит в том, что учитель даёт практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались, т.е. задание не похоже на все предыдущие. Не зная способа выполнения нового задания, ученики испытывают затруднение.

Приём №6  Самый сложный из всех приёмов. Сначала учитель даёт практическое задание, похожее на предыдущее. Не замечая скрытого подвоха, ученики его выполняют, применяя уже имеющиеся у них знания. Затем учитель должен аргументировано доказать, что задание школьниками всё-таки не выполнено. После чего у ребят возникает требуемое замешательство.

   Применение данных  приемов позволяет мне добиваться осознанного освоения школьниками определенных знаний, активизирует мыслительную деятельность. Повышается уровень познавательной активности. Ученики задают большее количество вопросов, направленных на знание не только фактического материала, но и теоретического, все их действия имеют целенаправленный познавательный характер,  дети  реже отвлекаются, выполняют самостоятельно задания, желают выполнять трудные задания. У учащихся усиливается желание учиться, постигать новые знания, проявлять самостоятельность.

3. Практическая часть.

- Предлагаю применить свои теоретические знания, полученные в ходе мастер-класса, на практике, поучившись распознавать приёмы создания проблемных ситуаций из  фрагментах уроков.

- Предлагаю  доказать соответствие выбранного вами приёма фрагменту урока.

 

Приложение 3.

  • Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных»                    

- Прочитайте предложение: Старая женщина волновалась о сестре и дочери.                                         

 -О ком волновалась женщина?(о сестре , о дочери).      

  – К какой части речи относятся эти слова? (имя сущ.)   

   -Определите их род и падеж. (ж.р., П.п)                          

  -Выделите окончания. (-е, -и)                                             

   -Что вас удивило?(слова одной части речи, одного рода и падежа, но с разными окончаниями)   (Приём №1)

  • Урок русского языка по теме «Правописание «и» и «ы» после «ц».

На доске записаны слова:    Зайцы, панцирь, цирк, цифра, скворцы, милиция, отцы, акация, ножницы.

–Какая буква объединяет все слова?(ц)                        

 -Какая буква написана после «ц»? (и, ы)                      

 -Какой звук слышится в этих словах после «ц»? (ы)  

  -Какой вопрос у вас возникает?(Приём №1)

·          Урок математики по теме «Круг и окружность»

 -Послушайте стихотворение и определите о какой, или о каких фигурах идёт речь?                                                                       

   -Нет углов у меня,                                                               И похож на блюдце я,                                                       На тарелку и на крышку,                                                  Кто же я такой, друзья? …(круг)                                            У круга есть одна подруга                                                Знакома всем её наружность.                                          Она сестра родная круга,                                                 А называется… (окружность)                                      

 Детям предлагаются изображения различных предметов: обруч, ведро, медаль, олимпийские кольца, секундомер, велосипед, лупа, корзина для баскетбола, очки.                                                                                  

 –Как вы считаете : где круг, а где окружность? (Возникают разные мнения )    (Приём №2)

·          Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова»                             

 Детям предлагается 2 картинки: лук и луг.                 

  –Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь.

   –Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»)

Кто из ребят прав?(Приём №2)

·          Урок русского языка по теме «Неизменяемые имена существительные»                                                

На доске записаны слова: Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе.                                                    –Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)

 -Выделите окончания у этих имён существительных.  (Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)            

  -Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова)                                                                       -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)  (Приём №3)

·          Урок математики по теме «Величина угла.    Измерение углов»                                                              На доске изображены фигуры: отрезок, прямоугольник, угол.                                                         –Какие фигуры перед вами?                                            

 -Измерьте длину отрезка? Какой инструмент вам для этого понадобится?(линейка)                                 

  -Измерьте площадь прямоугольника. Что для этого надо сделать?(измерить длину и ширину прямоугольника)                                                                  -Измерьте угол. (Выполнить не могут. Возникают попытки измерить стороны угла. Вспоминаем, что угол – это часть плоскости, расположенная между сторонами угла. В результате выполнить измерение угла не могут).  (Приём №4)

·          Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел»                                                       На доске: 358 – 126,  793 – 271,  489 – 273,  500 – 367

   -Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа)                                                            -Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.)           

 -В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание?  (Приём №5)

·          Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих. Слова-исключения»                                                        -Какую тему изучали на прошлом уроке?( Правопи- сание мягкого знака на конце наречий после шипящих)  -Что знаете по этой теме? (На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак)                                    

  -Среди данных слов найдите наречия и запишите их в тетрадь: колюч…, плач.., настеж…, доч…, навзнич…,  рож… , сплош…, вскач… .                          –Какие слова выписали ? Как их написали? (настежь, навзничь, сплошь, вскачь. С мягким знаком. Потому что…).                                                                                   - Прочитайте предложение, записанное на доске:      

 Нашей Маше замуж…  невтерпёж… ..                              

   –Найдите в нём наречия. Как бы вы их записали?(с «ь»)                                                                                       - Посмотрите в учебнике. Как они пишутся. (без «ь»)  (Приём №6)                                                           

 

 Вывод:

  Приведенные  примеры далеко не весь перечень приемов. Однако, все приемы проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той или иной форме, которую учащимся необходимо решить. Эти приемы постановки проблемы обеспечивают учебную мотивацию, которую не обеспечивает традиционное сообщение темы урока. У детей возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично или которой их умело заинтриговал учитель. 

Я считаю, что  именно за проблемным обучением будущее современной школы.

 

Систематическое включение подобных заданий формирует и развивает метапредметные учебные действия: соотносить свои действия с планируемыми результатами, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения, определять понятия, строить логическое рассуждение, умозаключение.

      Проблемные уроки очень эффективны и детям нравятся. Поэтому можно проводить по такой структуре уроки по любым предметам. Конечно, работа трудоёмка, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности. Но на данном этапе развития человечества обучение должно быть проблемным, так как оно формирует творческую личность, способную логически мыслить, находить решение в различных проблемных ситуациях, способную к высокому самоанализу, саморазвитию, самокоррекции. Войдя в жизнь, такая личность будет более защищена от стрессов.

    Обучаясь по данной технологии, у ребят появляется уверенность в своих силах и знаниях.

     Постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не боится проблем, а стремится их разрешить.

    Без сомнения, технология проблемного обучения  – современная, отвечающая требованиям ФГОС, здоровьесберегающая, уникальная и  детально разработанная. Результативная, поскольку обеспечивает высокое качество знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности.  Эта технология общепедагогическая, так как она может использоваться в любой образовательной системе, на занятиях по любому предмету.

4. Рефлексия.  Закончен наш мастер-класс. Уважаемые коллеги! Благодарю вас за общение. Давайте вернёмся к началу нашей деятельности, когда Вы определяли для себя цели.

 

- Предлагаю Вам совместно собрать весенний букет. Если цели, которые Вы для себя определили в ходе мастер-класса, были реализованы полностью, выберите и поставьте в вазу красный цветок, если частично – голубой, а если мастер-класс прошёл без пользы для Вас – белый.

Девиз: Создать проблему? Нет проблем!

5. Мастер подводит итог рефлексии.

-Желаю Вам выполнять свою главную задачу: пробуждать жажду знания, поддерживать и подавать пример,  воспитывать в учениках человечность и доброту.

Слайд 12. То, что я хочу познать—это яблоня,

что я познаю—это ветвь яблони,

то, что я передам ученику—это яблоко,

то, что он возьмёт от меня—это семечко.

Но из семечка может вырасти яблоня!

 

Приложения.

  • Урок русского языка по теме «Склонение имён существительных»                    

- Прочитайте предложение: Старая женщина волновалась о сестре и дочери.                                         

 -О ком волновалась женщина?(о сестре , о дочери).      

  – К какой части речи относятся эти слова? (имя сущ.)   

   -Определите их род и падеж. (ж.р., П.п)                          

  -Выделите окончания. (-е, -и)                                             

   -Что вас удивило?(слова одной части речи, одного рода и падежа, но с разными окончаниями)  

 

  • Урок русского языка по теме «Правописание «и» и «ы» после «ц».

На доске записаны слова:    Зайцы, панцирь, цирк, цифра, скворцы, милиция, отцы, акация, ножницы.

–Какая буква объединяет все слова?(ц)                        

 -Какая буква написана после «ц»? (и, ы)                      

 -Какой звук слышится в этих словах после «ц»? (ы)  

  -Какой вопрос у вас возникает?

·          Урок математики по теме «Круг и окружность»

 -Послушайте стихотворение и определите о какой, или о каких фигурах идёт речь?    

-Нет углов у меня

И похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

Кто же я такой, друзья? …(круг)

У круга есть одна подруга

Знакома всем её наружность.

Она сестра родная круга,

А называется… (окружность)

 

Детям предлагаются изображения различных предметов: обруч, ведро, медаль, олимпийские кольца, секундомер, велосипед, лупа, корзина для баскетбола, очки.                                                                                  

 –Как вы считаете : где круг, а где окружность? (Возникают разные мнения ) 

·          Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных на конце слова»                             

 Детям предлагается 2 картинки: лук и луг.                 

  –Что изображено? Запишите эти слова в тетрадь.

   –Запишите под каждой картиной слово на доске.(Возникает спор, т.к. дети по-разному написали слово «луг»)

Кто из ребят прав?

 

·          Урок русского языка по теме «Неизменяемые имена существительные»                                               

На доске записаны слова: Кенгуру, кафе, меню, шимпанзе, шоссе, кофе.                                                    –Что объединяет эти слова? (часть речи – им. сущ.)

 -Выделите окончания у этих имён существительных.  (Ученики выделяют в каждом слове последнюю букву, полагая, что она будет являться окончанием)            

  -Вспомните, как найти в слове окончание?(изменить форму слова)                                                                       -Докажите, что вы правильно определили окончания, изменяя форму каждого слова и наблюдая за изменяющейся частью на конце.(Не получается изменить форму слова.)

 

·          Урок математики по теме «Величина угла.    Измерение углов»                                                              На доске изображены фигуры: отрезок, прямоугольник, угол.                                                         –Какие фигуры перед вами?                                            

 -Измерьте длину отрезка? Какой инструмент вам для этого понадобится?(линейка)                                 

  -Измерьте площадь прямоугольника. Что для этого надо сделать?(измерить длину и ширину прямоугольника)     -Измерьте угол. (Выполнить не могут. Возникают попытки измерить стороны угла. Вспоминаем, что угол – это часть плоскости, расположенная между сторонами угла. В результате выполнить измерение угла не могут).

 

 

 

 

·          Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел»                                                       На доске: 358 – 126,  793 – 271,  489 – 273,  500 – 367

   -Что объединяет числовые выражения? (действие вычитание; уменьшаемое и вычитаемое – трёхзначные числа)                                                            -Найдите значение каждого выражения. (Легко выполняют все вычисления, кроме последнего.)           

 -В чём возникла трудность? Почему не можете выполнить вычитание?

 

·          Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих. Слова-исключения»      

  -Какую тему изучали на прошлом уроке?( Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих)

 -Что знаете по этой теме? (На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак)                                    

  -Среди данных слов найдите наречия и запишите их в тетрадь: колюч…, плач.., настеж…, доч…, навзнич…,  рож… , сплош…, вскач… .                         

 –Какие слова выписали ? Как их написали? (настежь, навзничь, сплошь, вскачь. С мягким знаком. Потому что…).                                                                                 

 - Прочитайте предложение, записанное на доске:    

   Нашей Маше замуж…  невтерпёж… .                             

   –Найдите в нём наречия. Как бы вы их записали?(с «ь»)                                                                                       - Посмотрите в учебнике. Как они пишутся. (без «ь»)                                                         

Приложение 2.

Приёмы создания проблемной ситуации               

(по Е.Л.Мельниковой)

Тип проблемной  ситуации

Тип противоречия

Приёмы создания проблемной ситуации

 

 

    С удивлением

 

между двумя (или более) положениями

Приём 1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории или точки зрения.

Приём 2. Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием.                      

 

между житейским  представлением учащихся и научным фактом

Приём 3. Шаг1.  Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим зада -нием «на ошибку»

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом или наглядностью

С затруднением

между необходимостью и невозможностью выполнить задание

Приём 4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще.

Приём 5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим

Приём 6. Шаг1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено

 
 
Приложение 3
 
  1.      Обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания.

 

2.                  Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения, сталкивает противоречия практической деятельности, излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос.

 

3.                  Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, учащийся ставится в позицию субъекта своего обучения и как результат у него образуются новые знания, он обладает новыми способами действия.

 

4.                  Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Кроме того, такое обучение предполагает усвоение и воспроизведение знаний, и их применение в аналогичных ситуациях. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.

 

5.                  Такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Методы создания проблемной ситуации на уроке

Методы создания проблемной ситуации на уроке

Когда дети осуществляют творческую деятельность, активно отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу?

Когда дети осуществляют творческую деятельность, активно отстаивают собственную позицию, проявляют инициативу?

Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности

Учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности

Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

Принятия предлагаемых учениками формулировок учебной проблемы

Следующий метод постановки учебной проблемы:

Следующий метод постановки учебной проблемы:

С удивлением между двумя (или более) положениями 1

С удивлением между двумя (или более) положениями 1

Приём №6 Самый сложный из всех приёмов

Приём №6 Самый сложный из всех приёмов

Нет углов у меня,

Нет углов у меня,

Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих

Урок русского языка по теме «Правописание мягкого знака на конце наречий после шипящих

Предлагаю Вам совместно собрать весенний букет

Предлагаю Вам совместно собрать весенний букет

Нет углов у меня И похож на блюдце я,

Нет углов у меня И похож на блюдце я,

Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел»

Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел»

Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел»

Урок математики по теме «Вычитание многозначных чисел»

Мастер класс. " Методы создания проблемной ситуации на уроке"

Мастер класс. " Методы создания проблемной ситуации на уроке"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017