Мастер-класс для учителей начальных классов "Приемы технологии развития критического мышления"
Оценка 5
Повышение квалификации
docx
чтение
Взрослым
22.01.2018
Цель: познакомить педагогов с приёмами технологии развития критического мышления.
Задачи:
• познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
• показать практическую значимость использования данных приемов развития критического мышления:
• содействовать сплоченности коллектива.
• Материально-техническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация по теме, аудиозапись рассказа И. С. Тургенева «Мы повоюем» в исполнении А. Попова.
• Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о приемах технологии развития критического мышления, педагоги смогут использовать приобретенные знания в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.Тип файла Документ Microsoft Office Word (.docx)
Приложение Microsoft Office Word
Размер 19,6 КБ (20 151 байт)
Создан 22 января 2018 г., 19:40:00
мастер-класс.docx
Алилуева Наталья Геннадьевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории,
заместитель директора по УВР
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных
предметов № 52»
дипломант III степени городского конкурса профессионального мастерства «Учитель
года – 2012»,
финалист областного конкурса «Учитель года – 2012»
Мастеркласс
«Приемы технологии развития критического мышления»
Цель: познакомить педагогов с приёмами технологии развития критического мышления.
Задачи:
познакомить участников с планом проведения мастеркласса, его целевыми
установками;
показать практическую значимость использования данных приемов развития
критического мышления:
содействовать сплоченности коллектива.
Материальнотехническое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация
по теме, аудиозапись рассказа И. С. Тургенева «Мы повоюем» в исполнении А.
Попова.
Предполагаемый результат: участники мастеркласса получат знания о приемах
технологии развития критического мышления, педагоги смогут использовать
приобретенные знания в своей практике или сопоставят свой уровень и формы
работы с представленными на мастерклассе.
Наш мастеркласс посвящен технологии, которая позволяет создать на уроке
атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем.
Французский писатель, литературный критик Анатоль Франс когдато сказал: «Не
старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая их слишком многому. Возбудите
только любопытство. Откройте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозги.
Достаточно заронить в них искру, огонь сам разгорится там, где для него есть
пища».
Я предлагаю рассмотреть некоторые приемы технологии развития критического
мышления на разных этапах урока, работая над конкретным художественным
текстом.
На стадии «Вызов» применим прием «Аквариумные рыбки» Вопрос ко всем: подберите синонимы к слову «бедность».
А теперь подберите антонимы к этому же слову.
Что человеку нужно для того, чтобы он был счастлив?
Кто дарит нам радость, счастье?
На стадии «Осмысление» применимы приемы:
«Ассоциации»
«Верите ли вы, что…?»
«Чтение с остановками»
«Дерево предсказаний»
«Ключевые слова»
«Инсерт»
Из букв составьте фамилию автора, произведения которого мы будем сегодня
читать.
С произведениями какого автора мы будем сегодня работать? (И. Тургенев)
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фамилию Тургенев?
Запишите их по одной в первый столбик на листке «Ассоциации» в первый
столбик, передавая листок друг другу.
Проверим ваши ассоциации на стадии «Рефлексия».
Перед вами таблица с нумерацией вопросов, во второй строчке поставьте «+» или
««, отвечая на следующие вопросы:
Верите ли вы, что
И. Тургенев родился в дворянской семье и его мать была богатой
помещицей?
Тургенев имел самую крупную голову из всех русских писателей?
Одной из анатомической особенностью писателя была тонкая теменная
кость.
Однажды Тургенев чуть не подрался на дуэли Л. Толстого.
Тургенев обожал петь, но у него не было слуха.
Во время учебы в Германии Тургенев любил тратить родительские деньги на
то, чтобы хорошо погулять.
Проверим, во что вы поверили? Заполняем вторую строчку.
Вопрос № 1. Тургенев родился в богатой дворянской семье.
Вопрос № 2. Тургенев имел самую крупную голову из всех русских писателей. После
смерти писателя анатомы взвесили его мозг. Он весил целых два килограмма. Однако,
гениальность человека зависит вовсе не объёма мозга, а от умелого использования своих
умственных ресурсов.
Вопрос № 3. Одной из анатомической особенностью Тургенева была тонкая теменная
кость. Изза этого он не раз терял сознание, если ударялся головой, что всегда вызывало
насмешки одноклассников. Многие считали Ивана мягкотелым и слабохарактерным
человеком.
Вопрос № 4. Иван Тургенев чуть не подрался с Львом Толстым на дуэли. Этот
конфликт произошел изза дочери писателя. Лев Николаевич не понимал, почему
Полина, находясь за границей вместе с отцом, вынуждена зарабатывать себе на хлеб
шитьем. К счастью, дуэль не состоялась, поскольку спорщики успели вовремя
помириться.
Прием «Дерево предсказаний»
Как вы думаете, о чем будет рассказ? Как будут разворачиваться события?
Прочтите текст, напечатанный на листках голубого цвета.
Первая остановка.
Какое впечатление произвел на вас этот старик?
Как бы вы поступили на месте автора?
А как вы думаете поступил автор?
Прочтите текст на листках белого цвета.
Вторая остановка.
Как, повашему, можно поступить в таком случае?
Прочтите текст, напечатанный на листках красного цвета.
Третья остановка.
Предположите, как отреагирует нищий?
Прочтите текст на жёлтых листках.
Последняя остановка.
Какое подаяние получил автор?
Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
Вернемся к Дереву предсказаний.
Давайте на все наши предположения найдем аргументы из текста.
Прочтите, как поступил рассказчик?
Найдите подтверждение или опровержение тому, как отреагировал нищий?
Какова главная мысль рассказа?
Вопрос № 5. Иван Тургенев очень любил петь. Современники рассказывали, что при всей
своей мужественной внешности он имел тонкий женский голос. Пение служило для
писателя возможностью выплеснуть накопившиеся эмоции.
Вопрос № 6. Во время учёбы в Германии Тургенев проматывал родительские деньги на
то, чтобы хорошо погулять. Отец с матерью регулярно высылали ему средства на
проживание, а он им даже не писал. Желая проучить сына, мать однажды отправила ему
неоплаченную посылку. Отдав за неё последние деньги, Иван обнаружил там кирпичи, что
в итоге его остепенило.
Сколько у вас получилось совпадений?
Мы будем сегодня читать рассказ И. С. Тургенева «Нищий»
А теперь вашему вниманию предложены слова, из которых нужно составить небольшой
рассказ от первого лица. Работаете в группах. (Ключевые слова: я, семейка воробьев,
завоеватель, дерзко, бойко, ястреб кружит, грустные думы, отвага, охота к жизни,
повоюем).
Что у вас получилось, прочтите.
Прослушаем аудиозапись рассказа И. Тургенева «Мы еще повоюем» в исполнении А.
Попова.
Сравним, в чем мы совпали.
Прочтите текст на зеленых листках, но во время чтения делайте на полях пометки:
«V» уже знал;
«+» новое для меня
«« думал иначе
«?» не понял, есть вопрос
После прочтения ниже заполните таблицу по прочитанному.
Что было для вас знакомым из прочитанного?
Что нового вы узнали для себя из этого текста?
У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным? Наш мастер класс подходит к логическому завершению.
Какие новые ассоциации об авторе возникли у вас после знакомства с этими рассказами?
Запишите их во второй столбик на листке «Ассоциации»
Прочтите ассоциации первого столбика
А теперь второго.
Изменились ли они к концу мастеркласса?
Я прошу вас, проанализируйте мастеркласс на листе пожеланий, используя прием
«ХИМС» на стадии «Рефлексия».
«Х» хорошо…
«И» интересно…
«М» мешало…
«С» с собой возьму…
Что получилось на нашем мастерклассе хорошо, что было особенно интересно, может
чтото мешало, и мы были бы очень рады, если вы чтото унесете с собой.
Давайте поделимся впечатлениями.
На этом наш мастеркласс закончен. Хочется пожелать вам, чтобы вы всегда были
готовы к инновациям и профессиональному росту. Одним словом: «Мы еще повоюем!».
Творческих вам успехов!
1. Загашев И. О., ЗаирБек С. И. Критическое мышление: технология
Литература
развития. – СПб: изд. АльянсДельта, 2003.
2. Загашев И. О., ЗаирБек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить
критически. Изд. 2е. – СПб: «АльянсДельта совм. с изд. «Речь», 2003.
3. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо.
Учеб. метод. Пособие. Новосибирск. изд. Новосиб.
Мастер-класс для учителей начальных классов "Приемы технологии развития критического мышления"
Мастер-класс для учителей начальных классов "Приемы технологии развития критического мышления"
Мастер-класс для учителей начальных классов "Приемы технологии развития критического мышления"
Мастер-класс для учителей начальных классов "Приемы технологии развития критического мышления"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.