Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»
Оценка 4.6

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Оценка 4.6
Семинары
docx
классное руководство
Взрослым
02.11.2017
Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»
Данный мастер-класс проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления об универсальных учебных действиях. Мотивировать педагогов на восприятие учащегося с позиции принимающего и поддерживающего взрослого. Данное мероприятие способствует актуализации знаний педагогов о формировании и развитии УУД. Активизирует творческий ресурс педагогов.документ Word
Позднякова Салехард Школа 3.docx
МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ  «Формирование универсальных учебных действий»       Ф.И.О. педагога: Галина Геннадьевна Позднякова Номинация:   Методические   разработки   в   области   формирования   надпрофессиональных компетенций Тема: Формирование универсальных учебных действий Учреждение: МБОУ СОШ № 3 г. Салехард ул.   Титова   19,   г.   Салехард,     Ямало­Ненецкий     Автономный   округ,   Тюменская   область, Россия, индекс: 629008 Основные цели:  1. Расширить представления педагогов об универсальных учебных действиях.  2. Мотивировать   педагогов   на   восприятие   учащегося   с   позиции   принимающего   и поддерживающего взрослого. 3. Способствовать актуализации знаний педагогов о формировании и развитии УУД. 4. Активизировать творческий ресурс педагогов. Участники: педагоги, учителя предметники, учителя начальных классов Форма проведения: Мастер­класс Дидактические материалы:  1) Нарезанные шестигранники. 2) Карточки для нумерации столов – групп от 1 до 6 (на каждом по цифре). 3) Картинки пчёл для оформления. 4) Бумага А4 по количеству участников, ручки для записи по количеству участников. 5) Шесть конвертов с нарисованными шляпами (синяя, красная, чёрная, белая, зелёная, желтая). 6) Карточки с вопросами к каждой шляпе. 7) Таблица «Виды универсальных учебных действий» (по материалам ФГОС НОО)   Оборудование:  5 мольбертов, 6 альбомных листов, акварельные краски, 5 кисточек для рисования, одна баночка для воды, цветной картон, ножницы. Организация пространства: парты и стулья расставлены на 6 групп. Краткая аннотация к работе:  Данный мастер­класс проводится для учителей предметников и педагогов начальной школы, для расширения представления об универсальных учебных действиях. Мотивировать педагогов на восприятие учащегося с позиции принимающего и поддерживающего   взрослого.   Данное   мероприятие   способствует   актуализации   знаний педагогов о формировании и развитии УУД. Активизирует творческий ресурс педагогов. Ход мероприятия: 1. Мотивация к деятельности  ­Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы собрались, чтобы посмотреть мастер­класс. Вам предстоит активная работа в группах и индивидуально.  Инструкция. У каждого из вас есть вырезанная геометрическая фигура. Задача каждого из   вас   назвать   как   можно   больше   характеристик   (прилагательных)   этого шестигранника (участники называют характеристики – прилагательные и выходят к доске, прикрепляют каждый свой шестигранник на магнитик к доске). ­ А  теперь,   всем   вам,   хочу   задать   вопрос,   как   это   упражнение   ассоциируется   с   вашей педагогической   деятельностью.   Возможно,   есть   вариант   метафоры,   догадки (педагоги предлагают ответы, ассоциации). ­ Да, вы правы, каждый кусочек является частью целого. Обратите внимание, что общая картинка напоминает пчелиные соты. Как известно, соты – прочная конструкция, так как пчёлы очень трудолюбивы, всегда готовы выручить друг друга и вместе строят прочный дом.   В   учебном   процессе   каждый   учитель   видит   только   фрагмент   индивидуальных особенностей ребенка, выделяет часть из целого. Ребенок, которого мы обучаем – это целая и неделимая система, со своими особенностями и характеристиками, о которых мы должны помнить и знать. Итак, готовы работать? Следующие упражнения помогут определить основные понятия, которые будут рассмотрены в мастер – классе. 2.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии ­  Почему одни дети учатся с желанием, а другие – приходят в школу по обязанности? Почему одни слушают внимательно, а другие – думают на уроке о чём­то постороннем? Почему одни выполняют задание быстро, а другие с трудом находят ответ на вопрос? Почему одни могут обсудить проблему с одноклассниками, работая в группе, а другие – сидят в стороне и не принимают участия в обсуждении? Эти и множество других вопросов мы часто задаём себе. ­Что   же   такое   «универсальные   учебные   действия»?   В   широком   значении   термин «универсальные   учебные   действия»   означает   умение   учиться,   т.е.   способность   к саморазвитию   и   самосовершенствованию   путем   сознательного   и   активного   присвоения нового   социального   опыта.   В   более   узком   смысле   этот   термин   можно   определить   как совокупность   способов   действий   учащегося,   обеспечивающих   его   способность   к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование   универсальных   учебных   действий   в   образовательном   процессе осуществляется   в   контексте   усвоения   разных   учебных   дисциплин.   Каждый   учебный предмет   в   зависимости   от   предметного   содержания   и   способов   организации   учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД. 3. Выявление причины затруднения  Инструкция. Вас пять человек. Вы ­ команда. Ваша задача вырезать 5 Упражнение 1.     геометрических   фигур:   две     одинаковые   по   форме,   две   одинаковые   по   размеру   и   две одинаковые  по цвету. (Определение вида формируемых УУД) Ведущий.  Какие   универсальные   учебные   действия   вы   можете   выделить,   определить? (педагоги предлагают ответы)  4. Построение проекта выхода из затруднения ­Пользуясь эталоном таблицей назовите УУД, на формирование которых было направлено это задание? Верно,   это   упражнение   направлено   на   регулятивные   УУД   обеспечивают   организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, составление плана, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция). ­  Обратите внимание с чего начали свою деятельность участники? Какие универсальные учебные действия вы видите здесь? (педагоги предлагают ответы)  Инструкция. Нарисуйте   каждому   свой   домик.  (Определение   вида Упражнение   2.     формируемых УУД) Ведущий. Снова обратите внимание на действия участников.  Инструкция. Вас пять. Вам нужно нарисовать один предмет одного цвета. Упражнение 3.    ( У участников есть только альбомный лист и краски). (Определение вида формируемых УУД) 5. Реализация построенного проекта Ведущий. Обратите внимание на то, что у участников нет необходимых инструментов. Что каждый из них начинает делать? Проблемные ситуации со столкновением мнений учащихся (технология   проблемного   диалога).   Технология   проблемного   диалога   чаще   всего используется при изучении новой темы. После чего спрашиваю:   Что вас удивило?   Какое противоречие видите?   Какой возникает вопрос? (тем самым подвожу к проблемному диалогу)  Я почувствовал (а) …   Я увидел (а) …   Если бы я оказался (ась) в подобной ситуации, я бы действовал (а) так … 6. Первичное закрепление   ­Если описанный вид работы относится, например, к группе регулятивных, это не значит, что другие виды УУД здесь не формируются. Хочу ещё раз подчеркнуть, что они тесно взаимосвязаны и формирование их происходит на протяжении всего урока. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Выбрать из нового главное и приемлемое для себя,   научиться   и   научить   пользоваться   новыми   технологиями,   но   не   растерять   самое главное   и   лучшее,   что   было   в   старой   школе   –   вот   задача   современного   творчески работающего учителя. 7. Самостоятельная работа с самопроверкой ­Рассмотрите   таблицу   УУД,   какие   УУД   не   были   названы   во   время   выполнения   всех упражнений. Соотнесите свои ответы с образцом. Оцените правильность выполнения этого задания. 8. Включение в систему знаний ­Итак, давайте вспомним всё то, о чём мы сегодня говорили, какие упражнения выполняли. Что же такое универсальные учебные действия?  Универсальные   учебные   действия  –   это   фундамент   для   формирования   ключевых компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками   образовательного   процесса.   Они   сами   себя   стараются   научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И, в то же время, им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится   сотрудничество,   возникает   взаимопонимание   между   всеми   участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. ­Проектируя любой урок, направленный на формирование у учащихся УУД, необходимо максимально   использовать   возможности   главного   средства   обучения   –   учебника.   В содержании, структуре, системе заданий современного учебника заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены. 9. Рефлексия деятельности  ­ Для эффективного обобщения информации по развитию УУД, предлагаю использовать метод   «Шести   шляп».   (Каждой   группе   раздаётся   конверт   с   шляпой   определённого цвета, в конверте вопрос шляпы по теме мастер­класса.) ­ Каждой группе, необходимо прочитав вопрос шляпы, обсудив его с участниками группы подготовить ответ на вопрос шляпы, но у каждой шляпы свои особенности: Белая шляпа учит беспристрастно работать только с фактами, цифрами и событиями без эмоций: «Что мы узнали из мастер­класса о возможностях применения знаний о развитии УУД? (факты, понятия, основные особенности)» Чёрная шляпа  помогает увидеть негативные стороны события, явления или проблемы. Помогает   оценить   риски:   «Что   нас   настораживает   в   вопросах   развития   УУД?   Какие негативные моменты волнуют нас?» Желтая шляпа  помогает раскрыть ресурсы, положительные стороны ситуации: увидеть «плюсы» события, явления или проблемы: «Что хорошего и положительного отмечаем по материалу о развитии УУД? (плюсы мастер­класса)» Красная   шляпа  позволяет   увидеть   событие,   явление   или   проблему   в   эмоциональных красках.   Отреагировать   эмоции:   «Какие   у   нас   возникли   чувства   и   эмоции,   пока   мы знакомились   с   материалом   мастер­класса   по   развитию   УУД?   (личное   от   реагирование чувств, воспоминания, ассоциации)» Зелёная   шляпа  актуализирует   творческое   мышление,   позволяет   осуществить нестандартный подход к решению задачи, искать новые способы и приёмы: «Дают ли нам эти знания по развитию УУД, возможности для творческого роста» Синяя  шляпа  помогает   находить   человеку   смысл   в   том,   что   он   делает.   Продуктивно управлять   процессом   мышления,   обобщать   накопленный   опыт,   вписывать   проблему, ситуацию, явление в актуальный контекст: «Что нам даст знание о развитии УУД для личной и профессиональной жизни?» (Педагоги   работают   в   группах,   пишут   ответы   на   листах   и   затем   зачитывают, приветствуются мнения и обсуждения). Комментарии   к   сценарию  (использованная   литература,   место   данного   мероприятия и др.)_________________________________________________________________________ Список литературы 1. А.Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. – М.: Просвещение. 2008 г. 2.   Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования. – М.: Просвещение.2010 г. Метод  «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно для развития Метод  «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно для развития навыков работы с информацией Белая шляпа учит беспристрастно  работать только с фактами, цифрами и  событиями без эмоций. навыков работы с информацией Белая шляпа учит беспристрастно  работать только с фактами, цифрами и  событиями без эмоций. Чёрная шляпа помогает увидеть  негативные стороны события, явления или проблемы. Помогает оценить риски. Чёрная шляпа помогает увидеть  негативные стороны события, явления или проблемы. Помогает оценить риски. Желтая шляпа помогает раскрыть  ресурсы, положительные стороны  ситуации: увидеть «плюсы» события,  Желтая шляпа помогает раскрыть  ресурсы, положительные стороны  ситуации: увидеть «плюсы» события,  Красная шляпа позволяет увидеть  событие, явление или проблему в  эмоциональных красках. Отреагировать  Зелёная шляпа актуализирует  творческое мышление, позволяет  осуществить нестандартный подход  к решению задачи, искать новые  способы и приёмы. Синяя шляпа помогает находить  человеку смысл в том, что он делает.  Продуктивно управлять процессом  мышления, обобщать накопленный опыт,  вписывать проблему, ситуацию, явление  в актуальный контекст. Красная шляпа позволяет увидеть  событие, явление или проблему в  эмоциональных красках. Отреагировать  Зелёная шляпа актуализирует  творческое мышление, позволяет  осуществить нестандартный подход  к решению задачи, искать новые  способы и приёмы. Синяя шляпа помогает находить  человеку смысл в том, что он делает.  Продуктивно управлять процессом  мышления, обобщать накопленный опыт,  вписывать проблему, ситуацию, явление  в актуальный контекст. Виды универсальных учебных действий (по материалам ФГОС НОО) Личностные УУД  Регулятивные УУД    нравственный     учащихся   ­ личностное,  Обеспечивают   ценностно­смысловую ориентацию   (умение соотносить   поступки   и   события   с принятыми   этическими   принципами, знание   моральных   норм   и   умение выделить аспект поведения),   а   также   ориентацию   в социальных   ролях   и   межличностных отношениях.   Применительно   к   учебной деятельности следует выделить три вида действий:    самоопределение   профессиональное, жизненное  самоопределение; смыслообразование   учащимися    связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими  словами, между результатом учения и  тем, что побуждает деятельность, ради  чего она осуществляется. Учащийся  должен задаваться вопросом о том,  «какое значение, смысл имеет для меня  учение», и уметь находить ответ на него; нравственно­этическая ориентация ­  действие нравственно – этического  оценивания усваиваемого содержания,  обеспечивающее личностный моральный  выбор на основе социальных и  личностных ценностей.   ­ установление    ­ определение  Обеспечивают организацию учащимся  своей учебной деятельности. К ним  относятся следующие:      целеполагание ­ как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что  уже известно и усвоено учащимся, и  того, что еще неизвестно; планирование   последовательности промежуточных  целей с учетом конечного результата;  составление плана и последовательности действий;  прогнозирование – предвосхищение  результата и уровня усвоения; его  временных характеристик;  контроль в форме сличения способа  действия и его результата с заданным  эталоном с целью обнаружения  отклонений от него;  коррекция   дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения  ожидаемого результата действия и его  реального продукта;    оценка – выделение и осознание  учащимся того, что уже усвоено и что  еще подлежит усвоению, оценивание  качества и уровня усвоения; саморегуляция   мобилизации сил и энергии; способность  к волевому усилию – выбору в ситуации  мотивационного конфликта и к  преодолению препятствий.   – внесение необходимых    как способность к  Познавательные УУД  Включают общеучебные,  логические действия, а  также действия постановки и решения проблем.    Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование  познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации;  применение методов информационного поиска, в  том числе с помощью компьютерных средств;  структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого  высказывания в устной и письменной форме;  выбор наиболее эффективных способов решения  задач в зависимости от конкретных условий;  рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов  деятельности; смысловое чтение; понимание и адекватная  оценка языка средств массовой  информации; постановка и формулирование  проблемы, самостоятельное создание алгоритмов  деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных  действий составляют знаково­символические  действия:  моделирование;  преобразование модели с целью  выявления общих законов,  определяющих данную предметную  область. Логические универсальные действия    :  анализ;  синтез;  сравнение, классификация объектов  по выделенным признакам;  подведение под понятие, выведение  следствий;  установление причинно­ следственных связей;  построение логической цепи  рассуждений;  доказательство;  выдвижение гипотез и их  обоснование.  : Постановка и решение проблемы    формулирование проблемы; Коммуникативные УУД    учебного сотрудничества  Обеспечивают социальную  компетентность и учет позиции других  людей, партнера по общению или  деятельности, умение слушать и  вступать в диалог; участвовать в  коллективном обсуждении проблем;  интегрироваться в группу сверстников и  строить продуктивное взаимодействие и  сотрудничество со сверстниками и  взрослыми. Видами коммуникативных  действий являются:   планирование   с учителем и сверстниками –  определение целей, функций участников, способов взаимодействия;   постановка вопросов – инициативное  сотрудничество в поиске и сборе  информации;  разрешение конфликтов – выявление,  идентификация проблемы, поиск и  оценка альтернативных способов  разрешение конфликта, принятие  решения и его реализация;  управление поведением партнера –  контроль, коррекция, оценка действий  партнера;  умение с достаточной полнотой и  точностью выражать свои мысли в  соответствии с задачами и условиями  коммуникации, владение  монологической и диалогической  формами речи в соответствии с  грамматическими и синтаксическими  нормами родного языка. самостоятельное создание способов решения  проблем творческого и поискового характера.

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»

Мастер - класс «Формирование универсальных учебных действий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2017