Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"
Оценка 4.8

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
4 кл
10.04.2018
Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"
Мастер-класс был проведен для передачи педагогического опыта с целью повышения профессиональной компетентности педагогов. В ходе мастер-класса педагог педагог ознакомил присутствующих с приёмами работы по формированию УУД на уроках математики в начальных классах; показал практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД; создал условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер – класса. Предполагаемый результат: участники мастер-класса получат знания о формировании УУД на уроках математики в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленными на мастер-классе.Мастер-класс
Сечко Мастер класс.docx
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Мыскаменская школа­интернат» ______________________________________________________ Автор: учитель начальных классов  Сечко Ольга Михайловна Мыс Каменный 2018 г. Структура мастер­класса 1. Цель. Задачи 2. Практическая значимость. 3. Предполагаемый результат 4. Материально­техническое обеспечение 5. Вступление 6. Актуализация мастер­класса 7. Раскрытие темы мастер­класса 8. Представление ряда математических фокусов, приемов быстрого вычисления 9. Рефлексия мастер­класса 1 10.Список литературы и интернет­ресурсов Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах» Цель:  передача   педагогического   опыта   с   целью   повышения   профессиональной компетентности педагогов. Задачи:   раскрыть содержание мастер­класса посредством ознакомления с приёмами работы  по формированию УУД на уроках математики в начальных классах; 2  показать   практическую   значимость   использования   данных   приёмов   работ   по формированию УУД;  создать   условия   для   активного   взаимодействия   ведущего   мастер   –   класс   и участников мастер – класса. Практическая значимость: ознакомление с приёмами работы по формированию УУД на уроках математики в начальной школе. Предполагаемый результат:  участники мастер­класса получат знания о формировании УУД на уроках математики в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания   и   приемы   в   своей   практике   или   сопоставят   свой   уровень   и   формы   работы   с представленными на мастер­классе. Материально­техническое: компьютер, проектор, экран, презентация, флипчарт, маркер, карточки с ответами, калькуляторы, полоски жёлтого и зелёного цвета, изюм. Вступление ­ Добрый день,  уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на своём мастер – классе. Ход мастер – класса Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу. Что вы ожидаете от сегодняшнего мастер­класса? Я надеюсь, что ваши ожидания исполнятся,  что мастер­класс будет для вас интересным, полезным,  а  главное  принесёт  вам  много  положительных  эмоций, и  вы  останетесь  довольны, проведённой работой.  Я желаю нам всем успехов.  Хотелось бы начать свое выступление с угощения, если позволите.  (предлагаю слушателям изюм) Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство? (Заслушиваются ответы) Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе.   Актуализация мастер­класса Работаю я учителем начальных классов уже 23 года. Каждый урок требует чего ­ то нового, интересного. Важная задача для меня ­  увлечь детей за собой. Поэтому моим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться ­ вот единственный курс учительской жизни". (Сл. 2) Мы постоянно учимся у мастеров педагогического труда.  Кто такой учитель ­ мастер? Как я понимаю слово "мастер"? М ­ мудрость, приобретается с годами. А ­ активность, в ней сила, здоровье, успех. С ­ счастье, Антон Семёнович Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым ­ можно!" Т ­ творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе. Е ­ единство, только в единстве учитель ­ ученик ­ родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха. Р ­ результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни. (Сл. 3) Чтобы соответствовать званию учитель ­ мастер, не только учу детей, но и постоянно учусь сама, применяю при обучении детей новые технологии. 3 Учителю необходимо постоянно учиться.   Учиться друг у друга. И лучшим побудителем для этого должен стать взаимообмен профессиональным опытом. Раскрытие темы мастер­класса Тема   нашего   мастер­класса   «Формирование   познавательных       универсальных   учебных действий на уроках математики в начальных классах» (Сл. 4) Давайте вместе определим цель нашей работы. (Заслушиваются ответы) Цель   мастер­класса:  познакомить   присутствующих   с   приёмами   работы   на уроках   математики,   способствующими   формированию   познавательных       УУД   на   уроках математики. (Сл. 5) Сегодня   смещение   акцентов   на   формирование   универсальных   учебных   действий   становится важнейшей   задачей   учителя,   важнейшей   с   точки   зрения   нормативных   документов,   но   по­ прежнему не воспринятой большинством педагогов. (Сл. 6) В  начальной  школе  математика  является  основой  развития  у  учащихся  познавательных действий. Предмет «Математика» интересен   тем, что при изучении практически всех тем можно формировать все виды УУД одновременно. Разбирая с учащимися любую задачу, решая примеры и уравнения, учитель формирует и регулятивные, и личностные, и коммуникативные, и, конечно же, познавательные УУД.   Что   важно   для   учителя   в   работе?  (Заслушиваются   ответы)  Достичь   результата, используя инновационные технологии, разные методы, средства. А ученикам? (Заслушиваются ответы) Главное, чтобы было интересно и тогда будет желание учиться и действовать.  В  содержание курса   наряду с общепринятыми для начальной школы линиями «Числа и действия   над   ними»,   «Текстовые   задачи»,   «Величины»,   «Элементы   геометрии»,   «Элементы алгебры»,   всё   чаще   авторы   учебников   включают   ещё   и   такие   содержательные   линии,   как «Стохастика» и «Занимательные и нестандартные задачи».  (Сл. 7) Воспитание   интереса   младших   школьников   к   математике,   развитие   их   математических способностей невозможно без использования в учебном процессе задач на сообразительность, задач­шуток, числовых головоломок, арифметических ребусов и лабиринтов, дидактических игр, стихов, задач­сказок, загадок, математических фокусов, и т.п. (Сл. 8) Начиная с первого класса, при решении такого рода задач, как и других, предлагаемых в курсе   математики,   школьников   необходимо   учить   применять   теоретические   сведения   для обоснования рассуждений в ходе их решения; правильно проводить логические рассуждения; формулировать   утверждение,   обратное   данному;   проводить   несложные   классификации, приводить примеры и контрпримеры.  Уважаемые   коллеги,   я   предлагаю   сегодня   остановиться   на   одном   из   таких   приемов, который позволяет привлечь внимание и развить интерес к «королеве наук». Предлагаю вам самим назвать, какое же слово зашифровано в  теме нашего мероприятия? (Сл. 9) (буквы ярко­красного цвета). (Заслушиваются ответы)    Спасибо! Мы действительно сегодня с вами поговорим о математических фокусах. (Сл. 10) Мир математики не так скучен и однообразен, как кажется многим. Цифры способны стать инструментами фокусника ничуть не меньше, чем карты или другие предметы.  Математические фокусы с числами основаны на умении обращаться с цифрами и законами точной науки, при этом такие трюки нисколько не умаляют ее важности. 4 Использование математических фокусов на уроках, вызывает большой интерес у учеников, не   занимает   много   времени,   позволяет     формировать   предметные   умения  и   способствует познавательной активности на уроках.  Кроме этого, математические фокусы формируют у обучающихся универсальные учебные действия.   Также   их   использование   направлено   на   интенсивное   развитие   интеллектуальных способностей учащихся.  Представление ряда математических фокусов, приемов быстрого вычисления Итак, вашему вниманию предлагаю  несколько математических фокусов. Что обычно проводится в начале урока математики? (Заслушиваются ответы) Мы с вами тоже проведём сейчас весёлый счёт. Вслух хором произнесите число, записанное   на доске. Затем, прибавив к нему второе записанное вами число, произнести хором результат и так далее, причем вы должны выписывать числа в таком порядке, как они приведены в тексте: 1000 40 1000 30 1000 20 1000 10 (Последнее число, которое назовут ваши зрители, будет 5000, а не 4100.)   Великий математик В следующем фокусе я смогу выполнить сложение сразу пяти  многозначных чисел. Я великий математик. Могу мгновенно сложить в уме 5 многозначных чисел. Я пишу 56078     Запишите на доске любое многозначное число Теперь я напишу еще 1. Теперь вы. Теперь я. Ответ я уже знаю. Получится  25607.  (демонстрирую ответ, который заранее записан на карточке и прикреплён на доске)  Проверьте! (Первое число пишу я, второе зритель, третье число  я сама такое, чтобы каждая цифра в сумме   с   соответствующей   цифрой   второго   числа   давала   бы   девять;   сумма   этих   5   чисел вычисляется легко: в ней будут цифры первого числа в том же порядке, только последняя цифра будет на 2 меньше и эта 2 ставится в самом начале вычисляемой суммы.)    Тайна девятки Существует   множество   фокусов   с   числами,   в   которых   используются   некоторые любопытные особенности числа 9. Например,  Напишите любое трёхзначное  число (первая и последняя цифры различны) Запишите   еще   одно   число,   которое   состоит   из   цифр   предыдущего,   только   в   обратном порядке 5 Вычтите из большего числа меньшее (Мы всегда получим в середине девятку и сумму крайних цифр, тоже равную 9. Это означает, что вы сразу можете назвать результат вычитания, зная только его первую или только последнюю цифру.)  Теперь напишите разность в обратном порядке и эти два числа сложите.  (Показываю   записанное   мною   предсказание,   держа   при   этом   лист   вверх   ногами. Написанное на нем число будет прочитано как 6801) Угадаю зачеркнутую цифру Запишите  любое четырехзначное число так, чтобы я его не видела.  Теперь запишите число из тех же цифр, но поменяйте их местами.  Вычтите из большего числа меньшее, зачеркните в получившейся разности одну цифру и назовите мне  сумму оставшихся цифр, а я отгадаю какую цифру вы вычеркнули.  Секрет фокуса: сумма цифр в разности всегда кратно 9 (9 или 18), остается лишь из 18 или 9 вычесть сумму оставшихся цифр.  Фокус  «Носороги в Дании» Загадайте число от 1 до 9.  Затем умножьте это число на 9.  Сложите между собой 2 цифры полученного числа   Загадайте Европейскую страну на первую букву полученной цифры (9­Д­Дания).    Загадайте крупное животное на третью букву в загаданной стране(Н­Носорог).   Ну, не знаю, какую страну вы загадали, но знаю точно ­ носороги в Дании не водятся.  Секрет фокуса.  Полученное в результате число всегда будет равно 9, на букву Д в Европе только Дания, а на Н трудно придумать животное кроме носорога.  Предлагаю ещё несколько простых примеров удивительной магии чисел. Мгновенное умножение на 11 Как умножать в уме любое двузначное число на 11? Это очень легко, если вы знаете секрет. Представьте следующую задачу: 32 × 11 Для ее решения нужно просто сложить цифры 3 + 2 = 5, а затем поместить пятерку между двойкой и тройкой. Вот и наше решение: 352 Что может быть легче? Теперь попробуйте 53 × 11 Поскольку 5 + 3 = 8, ответ достаточно прост: 583 Еще   пример.   Не   подглядывая   и   не   записывая,   скажите,   чему   равно:   81   ×   11?   У   вас получилось 891? Поздравляю! Но пока не слишком воодушевляйтесь: я показал лишь половину того, что необходимо знать. Допустим, задача такая: 85 × 11 Несмотря на то что 8 + 5 = 13, ответ НЕ 8135! Как и прежде цифра 3 ставится между цифрами 8 и 5, но 1 добавляется к цифре 8 для получения правильного ответа 935. Вот еще пример. Попробуйте перемножить 57 × 11. Так как 5 + 7 = 12, ответ: 627 Можно ли использовать этот метод для умножения трехзначных (или более «значных») чисел на 11? Безусловно. Например, для задачи 314 × 11 ответ все еще будет начинаться с 3 и заканчиваться на 4. Так как 3 + 1 = 4 и 1 + 4 = 5, ответ будет равен 3454. 6 Этот метод особенно легко применять, если число заканчивается на 5. Поэтому попробуем Возведение в квадрат его прямо сейчас. Ответ должен начинаться с результата умножения первой цифры возводимого в квадрат числа на цифру, большую на единицу, чем первая цифра. Ответ заканчивается на 25. Например, чтобы возвести в квадрат число 35, мы просто умножаем первую цифру (3) на 4, то есть на единицу большую цифру, после чего добавляем 25. Так как 3 × 4 = 12, следовательно, ответ — 1225. Таким образом, 35 × 35 = 1225. Проделанные шаги можно представить следующим образом: 35 × 35 3 × 4 = 12 5 × 5 = 25 Ответ: 1225 Как насчет возведения в квадрат числа 85? Так как 8 × 9 = 72, мы мгновенно получаем ответ: 85 × 85 = 7225. Можно   применить   похожий   прием   при   умножении   двузначных   чисел,   начинающихся   с одинаковых первых цифр, сумма вторых цифр которых равняется 10. Ответ будет состоять из числа, полученного с помощью вышеописанного метода (первая цифра умножается на цифру, на единицу большую), и произведения вторых цифр чисел, участвующих в умножении. Например, попробуем умножить 83 на 87. (Оба числа начинаются на 8, а сумма последних цифр 3 + 7 = 10.) Так как 8 × 9 = 72 и 3 × 7 = 21, ответ — 7221. Подобным образом получаем из 84 × 86 = 7224. Теперь ваша очередь. Попробуйте вычислить 26 × 24. С чего начинается ответ? С 2 × 3 = 6 . Чем заканчивается? 6 × 4 = 24. Значит, 26 × 24 = 624. Помните, что использовать этот метод можно, только если первые цифры чисел одинаковы, а последние дают в сумме 10. В результате  использования математических фокусов на уроках математики  у учащихся предполагается  формирование   универсальных   учебных   действий  позволяющих   достигать предметных, метапредметных и личностных  результатов.  Но и как в любой методике есть особенности. А применять ее или нет, это уже дело учителя и его творчества.   К   сожалению,   временные   рамки   не   позволяют   познакомить   вас   со   многими   другими математическими   хитростями.   Но   для   тех,   кто   заинтересовался   ими,   предлагаю   буклет, подготовленный  мной. Рефлексия мастер­класса Пока   учитель   задаёт   себе   вопросы,   он   развивается.   Как   только   он   начинает довольствоваться   достигнутым   –   прекращается   его   профессиональный   рост.   Безусловно, рефлексия является обязательным условием саморазвития не только ученика, но и учителя. Оправдались   ли   ваши   ожидания   после   нашего   мастер­класса?  (Заслушиваются ответы) Что больше всего Вам запомнилось из материала мастер­класса?  Вдохновило   ли   Вас   данное   занятие   на   внесение   изменений   в   собственную   практику преподавания и обучения? (Заслушиваются ответы) 7 У вас на столе полоски: зелёного и жёлтого цветов. Если вам понравился мастер­класс: это было актуально, полезно, интересно и вы будете это использовать в своей работе – возьмите полоску желтого цвета. Ну а если это всё вас совсем не тронуло – покажите зеленую полоску. Прикрепим на доску. Получилось солнце. (Лучи солнца). Ну вот и все… И снова звенит звонок с урока. Но завтра снова урок, и послезавтра урок, и будут они разные, но самые лучшие те, когда ученики говорят, что урок понравился. А для того, чтобы урок понравился, в нем должны быть изюминки. И задача учителя – найти эти изюминки. Уважаемые коллеги, большое спасибо за активную работу, помощь и поддержку. Надеюсь, мой рецепт современного урока вам был интересен. И если хоть одна изюминка, виноградная или методическая, пришлась вам по вкусу, я буду рада. Магия нам в помощь!      8 Список литературы и интернет­ресурсов 1. А. Бенджамин, М. Шермер «Магия чисел. Моментальные вычисления в уме и другие математические фокусы» 2. festival.1september.ru/articles/313993/ 3. free­math.ru/publ/zanimatelnaja_matematika/matematicheskie_fokusy/24 4. school2100.com/uroki/elementary/mat.php    (для четырехлетней  начальной  школы)  Т.Е.  Демидова,  С.А.  Козлова,  А.Г.  Рубин,  А.П. Тонких (Программа  «Математика» 5. seret.yarono.ru/wp­content/uploads/2012/10/фокусы.docx 6. www.kp.ru/daily/26322.4/3202196/ 9

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"

Мастер-класс "Формирование УУД на уроках математики в начальных классах"
Скачать файл