Мастер класс "Формирующее оценивание: оценивание для обучения "
Оценка 4.9

Мастер класс "Формирующее оценивание: оценивание для обучения "

Оценка 4.9
Документация
docx
Междисциплинарный 4
Все классы
15.12.2017
Мастер класс "Формирующее оценивание: оценивание для обучения "
Внедрение нового ФГОС предъявляет новые требования к результатам освоения образовательной программы. И это повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся. Методическая тема нашей школы: «Система оценки качества образования ориентированной на современные результаты ФГОС». У каждого педагога формируется своя система оценивания. Сегодня мы хотим поделиться с вами своими наработками. Тема нашей встречи: Формирующее оценивание: оценивание для обучения.Прием: Дерево предсказаний. Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались? Что мы получим в итоге? Педагоги должны использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса. Такая система оценивания должна базироваться на совокупном использовании двух видов оценивания: формирующего и суммативного. Фронтальная работа. Давайте выясним, в чем различия между двумя видами оценивания диагностирующее формирующее суммативноецель определение начального уровня сформированности ЗУН и компетентностей учащегося мотивирование учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения. определение соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения констатация факта обученности учащихся
мастер класс Формирующее оценивание.docx
Тема мастер-класса: « Формирующее оценивание: оценивание для обучения». Введение Внедрение нового ФГОС предъявляет новые требования к результатам освоения образовательной программы. И это повлекло за собой изменение подходов к оцениванию учащихся. Методическая тема нашей школы: «Система оценки качества образования ориентированной на современные результаты ФГОС». У каждого педагога формируется своя система оценивания. Сегодня мы хотим поделиться с вами своими наработками. Тема нашей встречи: Формирующее оценивание: оценивание для обучения.Прием: Дерево предсказаний. Что на ваш взгляд даст наша встреча? С какой целью мы собрались? Что мы получим в итоге? Педагоги должны использовать такие методы и приемы оценивания, которые позволят им оценивать не только предметные, но и метапредметные результаты учащихся на различных этапах образовательного процесса. Такая система оценивания должна базироваться на совокупном использовании двух видов оценивания: формирующего и суммативного. Фронтальная работа. Давайте выясним, в чем различия между двумя видами оценивания диагностирующее формирующее суммативное цель определение начального уровня сформированности ЗУН и компетентностей учащегося мотивирование учащегося на дальнейшее обучение, планирование целей и путей их достижения. определение соответствия знаний учащихся нормам и требованиям стандартов обучения констатация факта обученности учащихся Время проведения в начале учебного года или на первом занятии изучения темы, учебного раздела, главы. Непрерывно, в ходе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки, а также коммуникативные умения учащегося по итогам прохождения определенного блока Шкала оценивания разработана самим учителем или группой учителей используется общепринятая государственная шкала оценивания. Кем проводится Учителем, для корректировки учебного плана, самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения целей внешними органами согласно тем или иным нормативным документам. Как сделать формирующее оценивание частью своей педагогической системы? С чего учителя могут начать свою работу? Определение планируемых результатов обучения Примерные процедуры совместной (учитель – учащиеся) разработки критериев 1. Объявите учащимся цели и задачи урока перед началом изучения темы, главы, раздела. 2. Попросите каждого учащегося написать один-два критерия, по которым будут оцени- ваться работы. 3. Запишите на доске критерии, предложенные учащимися. 4. Убедитесь, что все учащиеся поняли предложенные критерии. 5. Расположите критерии по степени важности. 6. В процессе обсуждения выберите приоритетные критерии. 7. если предполагается выставление отметки, определите количественное выражение (бал- лы) каждого критерия или произведите его градацию (разбивку на уровни выполнения задания). В дальнейшем работы учащихся необходимо оценивать только в соответствии с разработанными критериями. Организация деятельности учащихся по достижению планируемого результата Создать обратную связь Обратная связь проявляется практически на всех этапах урока. Обратная связь бывает двух видов: ƒ устная; ƒ письменная. Инструментами обратной связи могут быть: письменные комментарии; «измерение температуры»; наблюдения; опросы-молнии; дневники/ журналы по самооценке. В таком контексте обратная связь нацелена на обзор, комментирование и фасилитацию работы ученика и приближает его к намеченным результатам. Какие методы и приемы учитель может выбрать. Практическое применение формирующего оценивания Прием «Матрица наблюдения» Прием «Перевод информации» Проектная деятельность Технология кейсов Прием «Индекс-карточки» Цветовой индекс Описание: каждый ученик заводит по 3 карточки красного,желтого,зеленого цвета. Карточка красного цвета обозначает: "Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня!я получил заслуженную оценку!". Желтый цвет- "Урок был в определенной степени полезен для меня." Зеленый цвет- "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь." Пример. В конце урока каждый сдает карточку, педагог получает эмоциональный отклик, детскую рефлексию. Прием «Одноминутное эссэ» Методика «Аффективный опросник» И т.д. С точки зрения участников оценивания методы и приемы формирующего оценивания также можно разделить на несколько групп: 1 группа - оценивание производится только учителем, 2 самооценивание, 3 взаимооценивание, 4 комбинированное оценивание. Техники формативного оценивания Учитель просит учащихся показывать сигналы, обозначающие понимание или непонимание материала (в ходе объяснения учителем каких-либо понятий, принципов, процесса и т.д.). Предварительно следует договориться с учащимися об использовании этих сигналов: ƒ Я понимаю и могу объяснить- (большой палец руки направлен вверх) ƒ Я все еще не понимаю - (большой палец руки направ лен в сторону) ƒ Я не совсем уверен в -(помахать рукой) Посмотрев на сигналы, учитель опрашивает учащихся каждой группы. По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе. Светофор У каждого ученика имеются карточки трех цветов светофора. Учитель просит учащихся показывать карточками сигналы, обозначающие их понимание или непонимание материала, затем он просит учащихся ответить на вопросы: К учащимся, которые подняли зеленые карточки (все поняли): – Что вы поняли? К учащимся, поднявшим желтые или красные карточки: – Что вам не понятно? По итогам полученных ответов учитель принимает решение о повторном изучении, закреплении темы или продолжении изучения материала по программе. Одноминутное эссе. Одноминутное эссе – это техника, которая используется учителем с целью предоставления учащимся обратной связи о том, что они узнали по теме. Для написания одноминутного эссе учитель может задать следующие вопросы: ƒ Что самое главное ты узнал сегодня? ƒ Какие вопросы остались для тебя непонятными? В зависимости от обучающей среды и формата одноминутное эссе может быть использовано по-разному: ƒ Во время урока: урок разбивается на несколько этапов, от слеживается поэтапное усвоение материала учащимися. ƒ В конце урока, чтобы проинформировать учащихся о том, что они будут делать на следующем уроке. Индивидуальные беседы с учащимися. Учитель проводит индивидуальные беседы с учащимися для проверки уровня их понимания. Трехминутная пауза. Учитель предоставляет учащимся трехминутную паузу, которая дает учащимся возможность обдумать понятия, идеи урока, связать с предыдущим материалом, знаниями и опытом, а также выяснить непонятные моменты. ƒ Я изменил свое отношение к………. ƒ Я узнал больше о …………. ƒ Я удивился тому, что…… ƒ Я почувствовал … ƒ Я относился к ………… Измерение температуры. Данный метод используется для выявления того, насколько ученики правильно выполняют задание. Для этого деятельность учащихся останавливается, и учитель задает вопрос: «Что мы делаем?» Ответив на этот вопрос, учащиеся предоставляют информацию об уровне понимания сути задания или процесса его выполнения. В некоторых случаях (при работе в парах и в группах) учитель просит одну пару или группу учащихся про- демонстрировать процесс выполнения задания. Другие пары или группы наблюдают, что от них требуется сделать. Мини-тест. Мини-тесты призваны оценивать фактические знания, умения и навыки учащихся, т.е. знания конкретной информации, определенного материала. Это тесты, предполагающие выбор: ƒ из множества предложенных ответов; ƒ из правильного/ неправильного ответа; или предполагающие краткий ответ. Элективный (выборочный) тест. Учитель раздает каждому учащемуся карточки с буквами «A, B, C, D», просит учеников ответить одновременно, т.е. поднять карточку с правильным ответом. Учитель обязательно должен предложить ученикам подумать 20 секунд и только после этого представить ответ. Учитель обсуждает с учащимися разные варианты ответов и просит их объяснить свой выбор. Ответы позволяют учителю определить уровень и качество понимания учащимися изученной темы и принять решение: продолжить объяснение данной темы или двигаться далее. Формативный тест. Учитель произвольно делит учеников на малые группы (по 4-5 учащихся в группе). Каждый учащийся получает лист с вопросами теста и лист для ответов. Учащимся предоставляется время на обсуждение вопросов теста в малых группах. После обсуждения учащиеся заполняют лист ответов самостоятельно. Баллы каждого учащегося подсчитываются отдельно. необходимо предупредить учащихся, что они могут быть не согласны с членами группы, и отметить тот ответ, который они считают правильным. Методическое руководство Дневники / журналы по самооценке. Дневники/ журналы по самооценке создаются для того, чтобы учитель и учащийся могли дать оценку приобретенным в течение урока знаниям, умениям и навыкам, компетентностям, а также тому, каким способом приобретены эти знания, умения и навыки, и их объем. Дневники помогают учителю получить представление об уровне прогресса учащегося и предпринять соответствующие шаги для улучшения образовательного процесса. Формативный опрос. Это форма проверки, следующая сразу за презентацией материала или за каким-либо видом деятельности на уроке. Учитель задает дополнительные уточняющие вопросы: «Почему? Каким образом? Как? Упражнение на проверку усвоения нового материала. Учитель создает таблицу из четырех окошек (квадратов) с надписями: «Предсказать», «Объяснить», «Обобщить» и «Оценить». После объяснения нового материала он просит учащихся выбрать определенный квадрат. При этом учитель поясняет, что таким образом каждый учащийся выбирает себе тип задания, который ему нужно будет выполнить по изучаемой теме. Затем, в зависимости от выбора квадрата, учитель задает вопрос. Например: (1) если учащиеся выбрали квадрат «Обобщить», то учитель может дать следующее задание: «Перечислите основные идеи из нового материала». (2) если учащиеся выбрали квадрат «Объяснить», то учитель может задать следующий вопрос: «Как вы понимаете изученный термин (понятие)?» Внутренний и внешний круг. Учащиеся образуют два круга: внутренний и внешний. Дети стоят лицом друг к другу и задают друг другу вопросы по пройденной теме. Учащиеся из внешнего круга передвигаются и создают новые пары. Продолжается та же работа с вопросами. Обобщение в одном предложении. Попросите учащихся обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «кто? что? где? когда? почему? и как?». Обобщение в одном слове. Учитель дает учащимся задание: »Выберите (подберите) слово, которое наиболее точно обобщает тему». Письменные комментарии (письменная обратная связь) Обязательный элемент оценивания – предоставление обратной связи. Проверяя письменные работы учащихся, учитель делает свои комментарии в соответствии с критериями оценки и уровнем достижения результата. Комментарии должны быть ясными и нести обучающий характер. Проверяя письменную работу, можно выделять правильные (интересные) части одним цветом, а требующие доработки – другим. Комментарии к письменным работам могут включать напоминания (что следует добавить), подсказки или примеры. (См. раздел «Обратная связь»). Словесная оценка (устная обратная связь) Самый распространенный вид оценки. Учитель похвалил учащегося за хорошее выполнение упражнения и, таким образом, провел устную обратную связь, соответственно, учащийся может понять, что данный материал или информацию он успешно освоил. Учитель указал учащемуся на ошибки в выполнении упражнения. Он не поставил за работу никакой отметки, но оценил ее. В результате учащийся может судить о том, что ему необходимо сделать для достижения более высоких результатов. Самооценивани.е Процесс, в ходе которого учащиеся собирают информацию о своем учении, анализируют ее и делают выводы о своем прогрессе. Обязательное условие проведения самооценивания – наличие критериев оценивания работы, с которыми учащиеся должны быть ознакомлены в начале изучения темы и до начала выполнения работы Применяется при оценивании творческих работ учащихся, сочинений, эссе. Учитель предлагает проверить работу одноклассника. Какие могут быть ошибки 1.Используя такие стандартные методы и приемы формирующего оценивания, как проектная деятельность или технология кейсов, учителя часто забывают, что простой сбор и систематизация информации не являются эффективным инструментом оценивания, так как информация может быть просто позаимствована из Интернета, выполнение проекта может быть «куплено», или же проект выполнен третьими лицами (родителями, друзьями, и т.д.]. Для релевантного оценивания таких работ должны быть выполнены определенные условия: по возможности большая часть работ должна быть реализована в школе под наблюдением учителя; необходимо проводить обсуждение каждого этапа работы с учащимися для определения того, что они уже сделали, что получилось, какие есть трудности; регулярно использовать само- и взаимооценку, мотивировать учащихся к выполнению работы самостоятельно через обращение к их собственному жизненному опыту. 2. Взаимооценка и самооценка, являющиеся неотъемлемыми частями формирующего оценивания, используются педагогами достаточно редко и неохотно. У большинства учителей авторитарная позиция при оценивании деятельности учеников. 3. Одна из часто встречаемых ошибок учителей при проведении формирующего оценивание - сравнение результатов оценивания со среднестатистическими, стандартными, в то время как для эффективного проведения формирующего оценивания результаты конкретного ученика должны сравниваться с предыдущими результатами этого же ученика и констатировать его личный прогресс или регресс. учащихся. 4.Еще одна ошибка - тенденция оценивать только результат образовательной деятельности, в то время как для достижения мета-предметных и личностных результатов важен не только сам результат, но и путь его достижения, процесс размышления, приведший к получению такого результата. Вывод Для внедрения в практику работы формирующего оценивания необходимо создание единой внутришкольной системы, использующей банк техник, приемов и методов формирующего оценивания, единого критериального аппарата для схожих видов работ, подкрепленного нормативными актами и методическими рекомендациями по использованию результатов оценивания.

Мастер класс "Формирующее оценивание: оценивание для обучения "

Мастер класс "Формирующее оценивание: оценивание для обучения "

Мастер класс "Формирующее оценивание: оценивание для обучения "

Мастер класс "Формирующее оценивание: оценивание для обучения "

Мастер класс "Формирующее оценивание: оценивание для обучения "

Мастер класс "Формирующее оценивание: оценивание для обучения "

Мастер класс "Формирующее оценивание: оценивание для обучения "

Мастер класс "Формирующее оценивание: оценивание для обучения "

Мастер класс "Формирующее оценивание: оценивание для обучения "

Мастер класс "Формирующее оценивание: оценивание для обучения "
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.