Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
(Е.А. Мухачёва)
Слайд №1
Мастер – класс «Инновационные формы работа с родителями»
Актуальность.
Работа с родителями – одно из самых сложных, но интересных направлений в
психологопедагогической деятельности. Согласитесь, эта область взаимодействия держит нас в
тонусе, не даёт расслабиться, побуждает к совершенствованию своих личностных качеств и
профессионализма.
Мой мастеркласс предназначен для педагогов и классных руководителей. Надеюсь, если
делают мастер классы, то это кому–то нужно. Опыт работы, личные наблюдения позволили мне
убедиться в том, часто, педагоги, по различным причинам, бывают беспомощны в общении с
родителями. Инновационные формы работы могут помочь найти нестандартный выход из
ситуации. А также разрешить конфликтную ситуацию, помогут наладить отношения с
родителем.
Слайд №2
Цель: поделиться опытом работы в использовании инновационных форм общения с родителями.
Слайд №3
Задачи:
представить структуру психологопедагогической системы работы с родителями в
рамках конкретного образовательного учреждения;
познакомить слушателей с инновационными формами работы с родителями;
предложить на рассмотрение составленную классификацию традиционных и
инновационных форм работы;
продемонстрировать механизм построения беседы с родителями с соблюдениями
аналитического и коммуникативного компонента;
организовать деятельность слушателей для самостоятельного освоения предложенного
механизма в режиме разработанной технологии;
вывести слушателей на рефлексивный уровень совместной деятельности для осмысления
результатов. Обсудить возможность применения данных форм в собственной практике.
Слайд 4
Введение
Для начала хотелось сказать несколько слов о современной семье.
Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной
ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи,
разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению
ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, которые приводят
к обострению семейных проблем.
Это, прежде всего, падение жизненного уровня большинства семей, рост числа разводов,
отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и имеющих одного
ребенка семей.
За всю историю своего развития человечество не смогло создать такого общественного
института, который заменил бы семью, взял бы на себя всю сложность и все многообразие
выполняемых ею функций. В семье, в неповторимом мире человеческих индивидуальностей,
закладываются основы трудовых навыков человека, нравственных принципов, норм поведения.
До сих пор в общественном сознании главенствовала мысль, что именно школа несет
ответственность за воспитание детей, а родители призваны ей помогать. Семья выступала и
выступает как вспомогательный институт, участвующий в решении общей задачи воспитания,
причем семье отводится скорее пассивная роль не мешать другим государственно
общественным институтам, берущим на себя основную работу по воспитанию личности. Поэтому
сегодня мы имеем семью исключительно как понятие, а не как мощный традиционный институт
воспитания.
Вследствие чего, наша учительская задача поставить совместную работу с семьей по
воспитанию школьников во главу угла. На это указывает и новая концепция семьи и
образовательной организации, в основе которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут
ответственность родители, а все другие социальные структуры призваны помочь, поддержать,
направить, дополнить их воспитательную деятельность. Главная задача воспитателя и классного руководителя по работе с семьёй разрушить
барьер между школой и родителями. Взаимодействие должно строиться на принципах
совместной деятельности и предусматривать координацию педагогического взаимного
воздействия на ребёнка. При этом целью семейного воспитания, так же как и общественного,
должно быть развитие личности ребёнка. Родители и педагоги объединяют свои усилия и
двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и
обеспечивают ребенку
содержательную жизнь в школе и дома, что, в свою очередь, стимулирует развитие его основных
способностей, умение общаться со сверстниками и гарантирует подготовку к дальнейшей жизни.
Слайд №5
1. Условия успешной работы с родителями.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные
отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к
процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений,
общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь
и просто добрый совет.
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении не может носить
эпизодический характер, вестись от случая к случаю и без всякой системы. Чтобы помощь
родителей была действенной, а дело воспитания и развития стало общим делом семьи и школы,
надо обучать не только детей, но и их родителей. Причем не столько обучать, сколько общаться,
обмениваться опытом и мнениями, обсуждать проблемы, и вместе искать пути и способы их
решения.
Практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и
многие из них испытывают трудности в установлении контактов с детьми, особенно с детьми
подросткового возраста.
И все они разные, а положительный результат необходим в каждом случаи сотрудничества
классного руководителя с семьей.
Слайд № 6
Сегодня выделяют примерно три группы родителей:
Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми.
Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь. Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут
помогать, если будут знать, что и как надо делать.
Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно
воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям, проявляя это реже –
открыто, чаще скрыто.
Педагоги и родители, пытаясь совместно найти наиболее эффективные способы решения
этой проблемы, определяют содержание и формы педагогического просвещения.
Слайд №7
Основные направления сотрудничества.
Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных
направления:
психологопедагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс;
участие семей учащихся в управлении учебновоспитательным процессом в школе.
Слайд № 8
Наиболее используемые формы отражены на данной схеме.
Слайд № 9
На данном слайде перечислены формы работы, которые часто используем мы в своей Гимназии –
в работе классных руководителей.
Слайд № 10
Инновационные формы работы с родителями.
В последние годы в педагогическом лексиконе всё чаще стал использоваться термин
"инновация". Этот термин означает "нововведение", "передовой педагогический опыт",
"новаторство, возникшее на основе разнообразия инициатив и новшеств, перспективных для
развития образования". Инновация это изменение того, что уже существует.
Я хочу предложить вам рассмотреть сделанное мной таблицы, где я отразила существующих на
данном этапе разнообразие форм работы, которые дают возможность ответить на вопросы: Какие формы называются и являются инновационными?
Как традиционные формы работы наполнить новым содержанием?
Карточки «Инновационные формы работы», «Традиционные формы работы»,
«Родительские собрания»
Хочу обратить ваше внимание, что их достаточно много и как часто говорят новое, это хорошо
забытое старое.
Их чего можно сделать вывод, что главной инновацией в работе с родителями должно стать
отказ от формального общения, монолога в пользу диалога с родителями и установление
приоритета формам работы, помогающие родителям ориентироваться в различных ситуациях,
анализировать их, находить оптимальных решений.
Слайд № 11
Именно поэтому, более детально мы сегодня рассмотрим такую форму работы как – Беседа с
родителями. Эта форма два года подряд предлагалась на конкурсе «Учитель года» на
республиканском уровне. Помогая нашим учителям, которые представляли наш город, и,
проведя несколько семинаров по данной теме, мы в Гимназии скопили небольшой опыт, которым
хочется сегодня поделиться с вами.
Практическая часть. Беседа с родителями.
Структура и критерии оценки.
Конструктор
Примеры начала беседы (На какую тему беседу можно начать так?) Показ ролика
Рефлексия
Схема
Слайд № 12
Работа в группах
Обратите внимание «Разговор это здание, которое строится совместными усилиями» А.
Моруа Каждая группа должна обдумать свою беседу выбрать тему и составить систему вопросов.
Начало или финал беседы вы можете взять из предложенных карточек и конечно из собственного
арсенала. В конце мы выслушаем тех, кто желает выступить и представить свою групповую
работу. (Время работы 5 минут)
Вывод: Новые и традиционные формы работы с родителями призваны наладить
взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания
детей. А эффективными будут те, которые вам понятны и интересны.
Слайд №13
Заключение
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но
она не может конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного
воспитания, главная из которых отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих
детей.
Слайд №14
Уважайте! Объясняйте! Доверяйте! Учитесь! Спрашивайте! Благодарите! Помогайте!
вашим родителям воспитывать детей и совместными усилиями мы добьемся прекрасных
результатов.
Слайд №15
УДАЧИ! Спасибо за внимание! Буду очень признательна, если вы напишите отзыв по нашей
совместной работе!
Мастер - класс "Инновационные формы работы с родителями"
Мастер - класс "Инновационные формы работы с родителями"
Мастер - класс "Инновационные формы работы с родителями"
Мастер - класс "Инновационные формы работы с родителями"
Мастер - класс "Инновационные формы работы с родителями"
Мастер - класс "Инновационные формы работы с родителями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.