Мастер-класс "Изготовление ненецкого оберега "Солнце"
Оценка 4.9

Мастер-класс "Изготовление ненецкого оберега "Солнце"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
география +1
Взрослым
21.03.2017
Мастер-класс "Изготовление ненецкого оберега "Солнце"
Испокон веков люди пытались оградить себя от бед и несчастий. Ещетогданашипредкизаметили,чтопричудливыйкореньрастенияилизубврагаприноситудачунаохотеилипобедувбитве.Сначалавкачествеобереговиспользовали любые предметы. Потомоберегамисталислужитьтолькотепредметы,которыебыли«заговорены»шаманамиитакимобразомобреталиволшебнуюсилу.Современемлюдивозложилинаоберегиещебольшиефункции:наоберегахсталипоявлятьсяособыенадписиилиизображения,предназначавшиесядлязащитыоткакого-тоодноговидабеды.Обереги в семьях храниливеками. Для большинства людей, проживающих на территории ЯНАО, традиционная культура коренных народов остается загадкой.У каждого народа свое видение основ мироздания, каждый из них создал свой образ мира, и в то же время в его устройстве есть много общего. В изображении окружающего мира главным является духовная основа, единое чувство мира, добра и красоты.Все культурное наследие народа ненцы неразрывно связано с Природой. Животный и растительный мир воплотился в затейливые символические орнаменты, которыми расшита одежда ненцев, орнаменты оберегов и украшений. Легенды и сказания народов ненцы – это своеобразная школа жизни. Одна из легенды гласит: «Жила бедная женщина, развела она огонь в чуме, и села у огня с маленьким сыном, стала играть с ним. Вдруг с огня вылетела искорка и попала на кожу малыша, обожгла его и образовался волдырь и стал малыш громко плакать.
Дрига1.docx
МАСТЕР­КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ: ИЗГОТОВЛЕНИЕ НЕНЕЦКОГО ОБЕРЕГА  "СОЛНЦЕ" Цель: раскрыть формы и методы работы педагога, способствующие формированию              общекультурных компетенций на занятиях, повышению результативности, развитию            навыков самостоятельности при изготовлении оберегов. Задачи: расширить и закрепить знания о народных промыслах и ремеслах северных народов;   познакомить с технологией заготовления рыбьих позвонков; познакомить с ненецкой легендой о Солнце; закрепить практические навыки по изготовлению оберегов;  воспитывать любовь и интерес к уникальной культуре коренных народов Крайнего Севера. Методы иметодические приемы: словесный, наглядно­иллюстративный, творческая работа. Инструменты   и   материалы:   зубочистки,цветные акриловыекраски,простой карандаш, картон, проволока, иголка, нитки желтого цвета,фетр желтогоцвета, кожа белого цвета, белыймех,ленточка, клей ПВА и «Момент».   рыбьи   позвонки,   напильник,   ножницы,   шило, Наглядные пособия: технологическая карта по заготовке бусинок из рыбьих позвонков;   технологическая карта изготовления ненецкого оберега «Солнце»; мини­выставка украшений и изделий из рыбьих позвонков. Технические средства: мультимедиа проектор, музыкальное сопровождение.  Место проведения: МБОУ ДО ДДТ г. Новый Уренгой  Используемая литература: Бударин М.Е. Прошлое и настоящее Северо ­ Западной Сибири. Омск,1952. Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень. 1994. Уроки мастерства. Окружной Дом ремесел. г.Салехард. 2003. Хомич Л.В.  Ненцы: СПб, Русский двор, 1995.   Хомич Л.В.  Ненцы. Историко­энтографические очерки. Москва, 1966. Хомич Л.В., Ириков С. И., Аюпова Г.Е. Тазовские селькупы: Очерки традиционной культуры. – СПб: филиал изд­ва «Просвещение», 2002.     Компетенция   –   это   особого   свойства   информационный   ресурс,   содержащий   знания,   опыт   и   навыки   для Ход мастер­класса I. Организационный момент          Добрый день, уважаемые коллеги.   достижения поставленных целей, это способность применять свои знания на практике.           К ключевым компетенциям относят общекультурные и профессиональные компетенции.            Художественные знания, умения и навыки являются основным средством формирования общекультурных компетенций.                     Знакомясь   с   различными   педагогическими   технологиями,   я   пришла   к   выводу,   что     формирования общечеловеческих ценностей, возрождение национальных и культурных традиций; сочетание индивидуального и коллективного воспитания способствует развитию творческих способностей ребенка, его индивидуальности.      от   и             бед себя   люди веков любые оградить пытались II. Теоретическая часть Испокон несчастий.   Ещетогданашипредкизаметили,чтопричудливыйкореньрастенияилизубврагаприноситудачунаохотеилипобедувбитв е.Сначалавкачествеобереговиспользовали предметы. Потомоберегамисталислужитьтолькотепредметы,которыебыли«заговорены»шаманамиитакимобразомобреталивол шебнуюсилу.Современемлюдивозложилинаоберегиещебольшиефункции:наоберегахсталипоявлятьсяособыенадпис иилиизображения,предназначавшиесядлязащитыоткакого­тоодноговидабеды.Обереги в семьях храниливеками. Для большинства людей, проживающих на территории ЯНАО, традиционная культура коренных народов остается загадкой.У каждого народа свое видение основ мироздания, каждый из них создал свой образ мира, и в то же время в его устройстве есть много общего. В изображении окружающего мира главным является духовная основа, единое чувство мира, добра и красоты.Все культурное наследие народа ненцы неразрывно связано с Природой. Животный и растительный мир воплотился в затейливые символические орнаменты, которыми расшита одежда ненцев, орнаменты оберегов и украшений. Легенды и сказания народов ненцы – это своеобразная школа жизни.  Одна из легенды гласит: «Жила бедная женщина, развела она огонь в чуме, и села у огня с маленьким сыном, стала играть с ним. Вдруг с огня вылетела искорка и попала на кожу малыша, обожгла его и образовался волдырь и стал малыш громко плакать. Женщина разозлилась и облила водой огонь, приговаривая: «Ах, какой ты неблагодарный, я тебя кормлю, пою, ухаживаю за тобой зимой и летом! А ты обжег моего любимого сына».   Спустя некоторое время в чуме стало холодно и темно. Решила женщина развести огонь, а он не разгорается, тлеет и тут же тухнет. Побежала она в соседний чум, и там огонь потух, во всех чумах стойбища, куда входила, женщина гас огонь. Остался чум только мудреца, когда мать ребенка вошла в чум огонь начал трещать и чахнуть.  Спрашивает жена мудреца: «Что же ты натворила, что наш священный огонь не хочет тебя принимать?»  Женщина поведала о случившемся старой женщине и своей беде, и ошибке. Но для того, чтобы вернуть огонь в чумы стойбища тебе придется отдать сына Хозяйке Огня.  Женщине делать было нечего, чтобы спасти всех жителей стойбища от смерти, пришлось ей отдать сына. Хозяйка огня взяла мальчика и полетела с ним на небо. И превратился мальчик в Солнце. И с тех пор в тундре берегут огонь.  Огонь стал священным для всех тундровиков» С  тех  давних  пор,   начиная   с 26   января,и  до   самого   появления   проталин  народ  ненцы   празднуют  священный «Праздник   Солнца».   Именно   по   традиции   этого   праздника   женщины   тундры   шьют   оберег   «Солнце»   – оберегсемейного счастья и благополучия.    В древности северные народы для оберегов использовали позвонки рыб. Самый твердый – вечный позвонок у рыбы муксуна, самые красивые, нежные бусинки из позвонков ряпушки. Позвонки пресноводных рыб отличаются от морских прочностью и цветом. У морских рыб цвет желтее, и они не такие прочные.                       Итак, целью нашего мастера­класса является изготовление ненецкого оберега «Солнце» из рыбьих позвонков,   кожи   и   меха.   Прежде,   чем   приступить   к   практической   частина   занятиях,   я   напоминаю   детям   о необходимо вспомнитьтехнику безопасности при работе с иглами, ножницами и другими колющими и режущими предметами.  III. Практическая работа  И так приступаем к выполнению мастера­класса –вначале заготавливаем бусинки из рыбьих позвонков.Перед вами технологическая картапо заготовке бусинокиз рыбьих позвонков (Приложение №1). Раньше коренные народы Ямала красили рыбьи позвонкиприродными красителями – соком ягод и трав.Например, красный цвет получали благодаря соку ягоды брусники, сок ягод черники –   окрашивал в черный цвет. Сейчас для окраски рыбьих позвонков используют синтетические красители: акварель, гуашь, акриловые краски, лак для ногтей. Мы с вами для окрашивания будем использовать акриловые краски.  Наши заготовки –рыбьи позвонки высохли, теперь непосредственно приступаем к изготовлению оберега.           Наш оберег «Солнце» напоминает форму звездочки, только имеет семь лучей. У ненецкого народа число семь магическое. Я предлагаю вам самим изготовитьненецкий оберег из рыбьих позвонков. Перед вами лежат технологические карты с последовательностью выполнения этой работы (Приложение №2).  Приступаем к выполнению. VI. Подведение итогов Изготовление оберега из рыбьих позвонков, является одним из ярких примеров возрождения забытых промыслов и ремесел, атакже пополнениемэкспонатами фондов краеведческого музея вашего учреждения.  Вот и подошел к концу наш мастер­класс поизготовлению ненецкогооберега «Солнце». Думаю,  то,   что  вы  узнали   сегодня,  вам  обязательно   пригодится   при  работе   с детьми,  или  пополнит   копилку методических разработок по этнокультурному образованию. Надеюсь, что мастер ­ класс вам понравился. До свидания! Приложение №1 Технологическая карта по заготовке бусинок из рыбьих позвонков  Проварить позвоночник от сырой рыбы в содово­мыльном растворе, чтобы обезжирить.  Очистить от остатков соединительной ткани, промыть.    Поломать позвоночник рыбы и бросить в раствор с мылом или жидкостью для мытья посуды на несколько дней.  Убрать   межпозвоночные   диски,   промыть   в   холодной   воде.   Использовать   уксус   при   окончательной   промывке. (Проваривать в уксусе нельзя, позвонки стают хрупкими и ломаются).  Достать позвонкии просушить. Некоторое время позвонки пахнут. Запах выветривается потом. Надеть позвонки на проволоку и высушить. Приложение №2 Технологическая карта изготовления ненецкого оберега «Солнце»  № п/п Последовательность и содержание операции   Графическое изображение Инструменты, приспособления, материал Необходимые материалы инструменты   и Нарисовать и вырезать   из   картона шаблоны.     Ножницы, картон, иголка,   простой карандаш,   проволока, желтый   фетр,   кожа, мех,   рыбьи   позвонки, клей   «Момент»,   нитки, ленточка. Картон, простой карандаш.   ножницы, Вырезать   из   фетра заготовки и наклеить на картон.   Простой карандаш, картон,   клей­карандаш, фетр, ножницы. Пришить   на   каждый лучик рыбьи позвонки.   Заготовка солнца, рыбьи позвонки, нитка, иголка, ножницы.     на рыбьи Нанизать проволоку позвонки   (4   ряда)  –это  будет центр солнца.   Нанизать проволоку позвонки  (2 ряда) – 7 штук.   на рыбьи Проволока, рыбьи позвонки.   ножницы, Проволока, рыбьи позвонки.   ножницы, Приклеить   к   кругу мех. Круг из фетра, мех ножницы, «Момент».   клей Пришить   в   центр круга   кружочки   из рыбьих позвонков. Ножницы, иголка, нитки. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Приклеить заготовку­ кружок   в   центр солнца.  Клей «Момент». Пришить   в   центр круга   кружочки   из рыбьих позвонков.  Ножницы, иголка, нитки. 11 Приклеить к лучикам заготовки­кружочки.  Клей «Момент». Приклеить ленточку. 12 Клей «Момент»,ленточка.  Оберег готовый.

Мастер-класс "Изготовление ненецкого оберега "Солнце"

Мастер-класс "Изготовление ненецкого оберега "Солнце"

Мастер-класс "Изготовление ненецкого оберега "Солнце"

Мастер-класс "Изготовление ненецкого оберега "Солнце"

Мастер-класс "Изготовление ненецкого оберега "Солнце"

Мастер-класс "Изготовление ненецкого оберега "Солнце"

Мастер-класс "Изготовление ненецкого оберега "Солнце"

Мастер-класс "Изготовление ненецкого оберега "Солнце"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2017