Мастер- класс Систематизация знаний учащихся .docx
Мастер – класс « Методы и приемы систематизации знаний учащихся»
Учитель биологии МБОУ СОШ №1 Пахомова Ольга Ивановна
1.Вступление.
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Как часто мы с вами сталкиваемся с ситуацией,
когда на следующем уроке большинство учащихся в классе не могут воспроизвести
основную информацию предыдущего урока. В чем причина? Дети не учат, имеют
плохую память, нет интереса? Этот список можно продолжать, но давайте
представим себя на месте наших учеников. 6 уроков в день, почти по каждому из них
домашнее задание, несущее довольно большой объем информации, которую
необходимо не только запомнить, но и воспроизвести на уроке. Это довольно трудная
задача. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с методами систематизации
информации, которые помогут учащимся быстро и точно запоминать и
воспроизводить ту информацию, которая необходима в данный момент и легко
воспроизведется через определенное время. Тема мастер – класса « Методы и
приемы систематизации знаний учащихся»
Уважаемые коллеги. Продолжите пожалуйста поговорку «Повторенье мать ученья.
Но это только первая часть данной поговорки, а кто знает её окончание? И
прибежище для лентяев»
Как вы считаете, почему?
Какое же повторение является матерью учения, а какое мачехой? Давайте
разберемся.
2. Просмотр фрагмента мультфильма «Дом, который построил Джек»
Какая закономерность есть в стихотворении? С какой целью её использовал автор?
Знаете ли вы как называется такой метод ?
3. Рекурсия от лат recursio (возвращение). В общем случае так называется процесс
повторения элементов «самоподобным образом». Наверное, н е совсем понятно?
Посмотрите на слайд, где представлены иллюстрации к данному методу
Где в народном творчестве используется данный прием?
А сейчас давайте попробуем из предложенной модели треугольника вырезать
средний треугольник, что мы получили? А если из полученных треугольников
вырезать среднюю часть. Это треугольник Серпинского фрактал, один из двумерных аналогов множества Кантора, предложенный польским математиком Серпинским в
1915 году.
4Термин «рекурсия» используется в различных специальных областях знаний — от
лингвистики до логики, но наиболее широкое применение находит в математике и
информатике. В математике и информатике рекурсия имеет отношение к методу
определения функций: рекурсивно заданная функция в своём определении содержит
себя, в частности, рекурсивной является функция, заданная рекуррентной формулой.
Таким образом, можно одним выражением дать бесконечный набор способов
вычисления функции, определить множество объектов через самого себя с
использованием ранее заданных частных определений.
5. Рассмотрим задачу. Является ли пять коров стадом, если известно что...
1.
2.
3 коровы – это стадо;
стадо из n>3 коров – это стадо из n1 коровы и еще одна корова.
6. Рассмотрим решение этой задачи. Вам не известно является ли стадом 5 коров, но
мы можем представить 5 коров как сумму 4 коровы + 1 корова. Является ли стадом 4
коровы, но мы можем представить 4 коровы как сумму 3 коров + 1 корова. Нам
известно, что 3 коровы – стадо по условию и 3 + 1 корова тоже стадо по условию.
Тогда 4 + 1 – стадо по условию. Вывод 5 коров – это стадо.
8.В литературе мы с вами также встречаемся с рекурсией.
Сколько героев в сказке «Репка» (6) Почему вы так быстро и четко вспомнили их?
9.Докучные сказки Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется
один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством
повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя
или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать
ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В
некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель
обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора
сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя
только недоумение и досаду.
10.Мастер и Маргарита" один из наиболее ярких рекурсивных романов. Развивается
одна алгоритмическая схема, используемая в разных процессах: Мастер и Маргарита,
Иешуа и Пилат, Воланд и компания. Тема Иешуа и Пилата рекурсивно вызывается из
темы Мастера и Маргариты. Кроме того, здесь также используется прием "книга в
книге". Мастер пишет роман об Иешуа и Пилате, текст которого сливается с текстом
книги "Мастер и Маргарита". 11Орнамент ,как пример рекурсии в изобразительном искусстве.
12. Напишите объявление о том, что в школу требуется учитель, для обучения
учителей работе с компьютерными программами для учителей.
13.Методы рекурсии можно использовать при изучении биологии, так как любой
живой организм можно разделить на определенные части, которые повторяются и
выучив один раз их названия можно закреплять эти знания при изучении других
организмов. Например , зная строение скелета лягушки , ученики могут легко
рассказать о строении скелета собаки или даже человека. Обратите внимание на
название отделов скелета передней конечности, а теперь назовите части скелета
верхней конечности человека.
14.Также можно применить к этому методу так называемый метод тряпки. Изучая
строение простейшего организма – амебы обыкновенной, учащиеся узнают о значении
и функциях её органоидов, а затем я предлагаю им на следующем рисунке выяснить,
какие органоиды исчезли и что произойдет с амебой .
15.Такие приемы значительно упрощают понимание и запоминание определенной
информации, но для наиболее четкой систематизации можно использовать метод
кластеров.
Кластер элементы множества со схожими характеристиками, или
параметрами, собранные в одну группу. Кластер – прием систематизации
материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы
текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной
системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша
тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой
линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система
кластеров охватывает большое количество информации, помогает её упорядочить и
запомнить. В отличии от схемы кластер имеет пространственно широкую
конфигурацию, между его элементами можно находить причинно следственные
связи. Эта работа может быть как групповой и индивидуальной. Давайте попробуем
составить с вами кластер, используя предложенный текст.
Фольклорная сказка
Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к
прозаическому фольклору (сказочная проза) Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой
настаивал Никифоров А. И. и Пропп В. Я.. Тексты данного жанра, строятся с
помощью установленных традицией клише:
Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:
«Жилибыли…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные
инициалы, зачины;
«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы;
«И я там был, мёдпиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да
в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал;
«Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые
эпизоды:
Приход Иванацаревича к БабеЯге, где проза перемежается с ритмизованными
местами:
Клишированное описание портрета — «БабаЯга, костяная нога»;
Клишированные формульные вопросыответы — «куда путьдорогу держишь»,
«встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.;
Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке
смородиновой»;
Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковресамолёте»;
Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец».
Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности
(общефольклорные признаки):
Устность.
Коллективность.
Анонимность.
16. Интеллекткарты (в оригинале Mind maps®) это разработка Тони Бьюзена
известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта,
психологии обучения и проблем мышления
При конспектировании лекций, написании курсовых работ (рефератов, дипломов,
диссертаций), анализе, понимании и запоминании больших объемов информации использование ментальных карт просто необходимо. Информация, изложенная в
форме привычных конспектов (кипа исписанных листов, друг от друга внешне ничем
не отличающихся) ведет к большим временным потерям. На запись, а в дальнейшем
на поиск и прочтение необходимой информации уходит много времени. А вот
составление интеллект карт помимо того, что способствует лучшему усвоению и
запоминанию текста, еще и влечет за собой развитие творческого и креативного
мышления, являясь своеобразной зарядкой для ума. Привычные и однообразные дела
приводят к невозможности сконцентрироваться на новом материале, к снижению
умственных способностей и ухудшению памяти.
Правила составления ментальных карт(работа с памяткой)
17. Дидактический синквейн
• Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно
существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о
котором пойдет речь.
• Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают
описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
• Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими
характерные действия объекта.
• Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора
синквейна к описываемому предмету или объекту.
• Пятая строка — одно словорезюме, характеризующее суть предмета или объекта.
Давайте сегодня составим синквейн на ключевое слово нашего мастер класса –
система.
18. Свой мастер класс я хочу закончить словами
Требуется хорошая систематизация, чтобы не потеряться безнадежно в
лабиринте учености.
(Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц) немецкий физик, математик,
физиолог и психолог.)
Спасибо за внимание.
Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"
Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"
Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"
Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"
Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"
Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.