Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"
Оценка 4.8

Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"

Оценка 4.8
Видео +2
docx
администрации
Взрослым
04.02.2017
Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"
Мастер- класс Систематизация знаний учащихся .docx
Мастер – класс « Методы и приемы систематизации знаний учащихся» Учитель биологии МБОУ СОШ №1 Пахомова Ольга Ивановна 1.Вступление.  Здравствуйте, уважаемые коллеги. Как  часто мы с вами сталкиваемся с ситуацией,  когда на следующем уроке большинство учащихся в классе не могут воспроизвести  основную информацию предыдущего урока. В чем причина? Дети не учат, имеют  плохую память, нет интереса? Этот список можно продолжать, но давайте  представим себя на месте наших учеников. 6 уроков в день, почти по каждому из них  домашнее задание, несущее довольно большой объем информации, которую  необходимо не только запомнить, но и воспроизвести на уроке. Это довольно трудная задача. Сегодня я предлагаю вам познакомиться с методами систематизации  информации, которые помогут учащимся быстро и точно запоминать и  воспроизводить  ту информацию, которая необходима в данный момент и легко  воспроизведется через определенное время. Тема мастер – класса « Методы и  приемы систематизации знаний учащихся» Уважаемые коллеги. Продолжите пожалуйста поговорку «Повторенье ­ мать ученья.  Но это только первая часть данной поговорки, а кто знает её окончание?   И  прибежище для лентяев»   Как вы считаете, почему?  Какое же повторение является ­   матерью учения, а какое мачехой? Давайте  разберемся. 2. Просмотр фрагмента мультфильма   «Дом, который построил Джек» Какая закономерность есть в стихотворении? С какой целью её использовал автор? Знаете ли вы как называется такой метод ? 3. Рекурсия ­ от лат recursio (возвращение). В общем случае так называется процесс  повторения элементов «самоподобным образом».  Наверное, н е совсем понятно?  Посмотрите на слайд, где представлены иллюстрации к данному методу  Где в народном творчестве используется данный  прием? А сейчас давайте попробуем из предложенной модели треугольника вырезать  средний треугольник, что мы получили? А если из полученных треугольников  вырезать среднюю часть. Это треугольник  Серпинского фрактал, один из двумерных аналогов множества Кантора, предложенный польским математиком Серпинским в  1915 году. 4Термин «рекурсия» используется в различных специальных областях знаний — от  лингвистики до логики, но наиболее широкое применение находит в математике и  информатике. В математике и информатике рекурсия имеет отношение к методу  определения функций: рекурсивно заданная функция в своём определении содержит  себя, в частности, рекурсивной является функция, заданная рекуррентной формулой. Таким образом, можно одним выражением дать бесконечный набор способов  вычисления функции, определить множество объектов через самого себя с  использованием ранее заданных частных определений. 5. Рассмотрим задачу. Является ли пять коров стадом, если известно что... 1. 2. 3 коровы – это стадо; стадо из n>3 коров – это стадо из n­1 коровы и еще одна корова. 6. Рассмотрим решение этой задачи. Вам не известно является ли стадом 5 коров, но  мы можем представить 5 коров как сумму 4 коровы + 1 корова. Является ли стадом 4 коровы, но мы можем представить 4 коровы как сумму 3 коров + 1 корова. Нам  известно, что 3 коровы – стадо по условию и 3 + 1 корова тоже стадо по условию.  Тогда 4 + 1 – стадо по условию. Вывод 5 коров – это стадо. 8.В литературе мы с вами также  встречаемся с рекурсией. Сколько героев в сказке «Репка» (6)  Почему вы так быстро и четко вспомнили их? 9.Докучные сказки Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется  один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством  повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя  или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В  некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель  обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора  сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя  только недоумение и досаду. 10.Мастер и Маргарита" ­ один из наиболее ярких рекурсивных романов. Развивается одна алгоритмическая схема, используемая в разных процессах: Мастер и Маргарита, Иешуа и Пилат, Воланд и компания. Тема Иешуа и Пилата рекурсивно вызывается из  темы Мастера и Маргариты. Кроме того, здесь также используется прием "книга в  книге". Мастер пишет роман об Иешуа и Пилате, текст которого сливается с текстом книги "Мастер и Маргарита". 11Орнамент ,как пример рекурсии в изобразительном искусстве. 12. Напишите объявление о том, что в школу требуется учитель, для обучения  учителей работе с компьютерными программами для учителей. 13.Методы рекурсии можно использовать при изучении биологии, так как любой  живой организм можно разделить на определенные части, которые повторяются  и  выучив один раз их названия можно закреплять эти знания при изучении других  организмов. Например , зная строение  скелета  лягушки , ученики могут легко  рассказать о строении скелета собаки или даже человека. Обратите внимание на  название отделов скелета передней конечности, а теперь назовите части скелета  верхней конечности человека. 14.Также  можно применить к этому методу так называемый метод тряпки. Изучая  строение простейшего организма – амебы обыкновенной, учащиеся узнают о значении и функциях  её органоидов, а затем я предлагаю им на следующем рисунке выяснить,  какие органоиды исчезли и что произойдет с амебой . 15.Такие приемы значительно упрощают понимание и запоминание определенной  информации, но для наиболее четкой систематизации можно использовать метод  кластеров.  Кластер  ­ элементы множества со схожими характеристиками, или  параметрами, собранные в одну группу. Кластер – прием систематизации  материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы  текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной  системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша  тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой  линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Система  кластеров охватывает большое количество информации, помогает  её упорядочить и  запомнить. В отличии от схемы кластер имеет пространственно широкую  конфигурацию, между его элементами можно  находить причинно­ следственные  связи. Эта работа может  быть как групповой   и индивидуальной. Давайте попробуем составить с вами кластер, используя предложенный текст. Фольклорная сказка Фольклорная сказка, в основе которой лежит традиционный сюжет, относится к  прозаическому фольклору (сказочная проза) Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой  настаивал Никифоров А. И. и Пропп В. Я.. Тексты данного жанра, строятся с  помощью установленных традицией клише: Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы:  «Жили­были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные  инициалы, зачины; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы; «И я там был, мёд­пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да  в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал; «Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые  эпизоды:  Приход Ивана­царевича к Бабе­Яге, где проза перемежается с ритмизованными  местами:  Клишированное описание портрета — «Баба­Яга, костяная нога»; Клишированные формульные вопросы­ответы — «куда путь­дорогу держишь»,  «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.; Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке  смородиновой»; Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре­самолёте»; Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец». Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности  (общефольклорные признаки): Устность. Коллективность. Анонимность. 16. Интеллект­карты (в оригинале Mind maps®) это разработка Тони Бьюзена ­  известного писателя, лектора и консультанта по вопросам интеллекта,  психологии обучения и проблем мышления При конспектировании лекций, написании курсовых работ (рефератов, дипломов,  диссертаций), анализе, понимании и запоминании больших объемов информации использование ментальных карт просто необходимо. Информация, изложенная в  форме привычных конспектов (кипа исписанных листов, друг от друга внешне ничем  не отличающихся) ведет к большим временным потерям. На запись, а в дальнейшем  на поиск и прочтение необходимой информации уходит много времени. А вот  составление интеллект карт помимо того, что способствует лучшему усвоению и  запоминанию текста, еще и влечет за собой развитие творческого и креативного  мышления, являясь своеобразной зарядкой для ума. Привычные и однообразные дела  приводят к невозможности сконцентрироваться на новом материале, к снижению  умственных способностей и ухудшению памяти.  Правила составления ментальных карт(работа с памяткой) 17. Дидактический синквейн • Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно  существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о  котором пойдет речь. • Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают  описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта. • Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими  характерные действия объекта. • Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора  синквейна к описываемому предмету или объекту. • Пятая строка — одно слово­резюме, характеризующее суть предмета или объекта. Давайте сегодня  составим синквейн  на ключевое слово  нашего мастер­ класса –  система. 18. Свой мастер класс я хочу закончить словами  Требуется хорошая систематизация, чтобы не потеряться безнадежно в  лабиринте учености.  (Герман Людвиг Фердинанд Гельмгольц) немецкий физик, математик,  физиолог и психолог.) Спасибо за внимание.

Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"

Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"

Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"

Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"

Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"

Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"

Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"

Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"

Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"

Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"

Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"

Мастер -класс "Методы и приемы систематизации знаний учащихся"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2017