Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"
Оценка 4.7
Семинары
docx
обществознание
9 кл—10 кл
28.08.2017
Технология развития критического мышления предлагает множество приемов. Одним из приемов является составление схемы "Фишбоун". Суть приема заключается в составлении схемы в виде рыбьего скелета, где голова-это проблема, верхние косточки-причины проблемы, нижние косточки-факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, хвост-вывод.Этот прием можно использовать при организации самостоятельной, групповой работы учащихся при изучении сложных вопросов, требующих выявления различных проблем.
мастер-класс.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Мелиховская средняя общеобразовательная школа
Корочанского района Белгородской области»
Мастер –класс
Использование приемов ТРКМ на уроках
обществознания
(Прием «Фишбоун»)
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Мелиховская СОШ»
Клевцова Н.В. 2017
Представление опыта
Современная педагогическая и учебнометодическая литература
предлагает учителю разнообразные методики,
стимулирующие
интеллектуальное развитие личности. Наиболее интересной является ТРКМ.
Идея ТРКМ заключается в активизации умственной деятельности
учащихся, развитии творческой мысли и критического мышления
посредством использования трехфазовой структуры урока (вызов,
осмысление, рефлексия) через совокупность разнообразных приёмов,
направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём
исследовательскую, творческую активность), а затем предоставить ему
основания для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить
приобретённые знания, осознать их значимость и ценность для практической
деятельности. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор
характерных приемов,
направленных сначала на активизацию
исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысленные и
обобщение приобретенных знаний.(Слайд 1)
Первая стадия — «вызов», во время которой у учащихся активизируются
имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели
изучения предстоящего учебного материала.
Вторая стадия — «осмысление» — содержательная, в ходе которой и
происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа
направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями
ученика (маркировка,
составление таблиц, ведение дневника), которые
позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие «текст»
трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и
видеоматериал.
Третья стадия — «рефлексия» — размышления. На этом этапе ученик
формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью
собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит
активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь
приобретенных знаний. (Слайд 2)
ТРКМ предполагает использование различных приемов. (Слайд 3)
Прием «Составления кластеров кластер может быть использован на
самых разных стадиях урока. На стадии вызова для стимулирования
мыслительной деятельности. На стадии осмысления для структурирования
учебного материала. На стадии рефлексии при подведении итогов того,
что учащиеся изучили. Кластер может быть использован также для
организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Прием «Пометки на полях»
этот прием является средством,
позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста.
Синквейн быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза
и обобщения понятий и информации, развития речи, он позволяет научить
школьников излагать личное отношение к историческому событию,
личные чувства по отношению к историческому деятелю, подводить итоги
размышления по проблеме.
Маркировочная таблицы «ЗУХ прием «Маркировочная таблица»
позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика с текстом
учебника и поставить отметку за работу на уроке.
Фишбоун (рыбный скелет) этот прием используется при решении
каких либо учебных проблем, на которые необходимо обратить внимание
учащихся.
Суть данного приёма в качественном поиске информации по одной теме.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде
головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает
основная кость или хребет рыбы. (Слайд 4)
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки — на них фиксируются основные понятия темы,
причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие
наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на
схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать
лишь суть понятий.
Например, при изучении темы «Межнациональные конфликты» в 11
классе целесообразно использовать такой прием. ( Слайд 5)
Проблема: Межэтнические конфликты возникают в результате
существования различных противоречий при взаимодействии наций.
Причины: экономические, территориальные, культурные, религиозные.
Вывод: межнациональные конфликты приводят к локальным войнам.
экономические
Межэтнические
конфликты
возникают в
результате
различных
противоречий
территориальные
культурные
религиозные
Межнацион
альные
конфликты
приводят к
локальным
войнам 1990 г. вторжение
1987 г.
конфликт в
НКАО
1947 г. –
Индия
Пакистан
Конфликт
Молдова
Приднестровье
Ирака в Кувейт
Составление такой схемы позволяет более подробно выделить причины
конфликтов, показать их на примере. Причем причины в учебнике указаны, а
их примеры учащиеся ищут самостоятельно, используя другие источники.
Работа в группах способствует совместной поисковой деятельности
учащихся, формирует навыки коммуникации.
Использовать данную схему можно не только при выявлении проблем,
но и при изучении понятий, вопросов. При изучении темы «Деньги» учащиеся
составляют схему, помогающую уяснить данное понятие. (Слайд 6)
мера стоимости
средство обращения
средство платежа
средство накопления
мировые деньги
Деньгиособый
товар,всеобщий
эквивалент при
обмене товаров
расчет на мировом
рынке
Золото, ценные бумаги
Что такое
деньги?
погашение различных
обязательств
посредник в купле
продаже товаара
выражают цену
денежную форму
стоимости товара
Таким образом, использование приема «Фишбоун» развивает умения и
навыки учащихся работать в группах, парах, умения анализировать текст,
выделять главное: суть понятий, основные события и искать их причины,
обобщать и делать выводы.
Моделирование Китайская пословица гласит: «Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу
запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда». Предлагаю
вам поучаствовать в составлении схемы «Фишбоун».
Тема занятия «Экономическое развитие, экономический цикл».
Стадия вызова: Проанализировать график и ответить на вопрос: что можно
сказать о темпах экономического роста данной страны за 20летний период?
Стадия осмысления: работа с текстом в группах и составление схемы
«Фишбоун»
1 группа составить «Фишбоун» по вопросу «Экономический цикл»
2 группа составить «Фишбоун» по вопросу «Внутренние факторы
циклического развития экономики»
3 группа составить «Фишбоун» по вопросу «Внешние факторы циклического
развития экономики».
Рефлексия: обсуждение результатов работы на предыдущей стадии.
Обсуждение высказывания знаменитого американского экономиста Пола
Самуэльсона об экономических циклах:
«Экономические циклы не являются схожими между собой
близнецами, но в них можно различить черты принадлежности к
одной семье»
Вывод: за короткий период времени при помощи схемы «Фишбоун» мы
выяснили суть экономического цикла, причины возникающих экономических
кризисов и их воздействие на экономику страны.
Таким образом, прием «Фишбоун» широко используется практически на
всех этапах урока и внеурочных занятий, стимулирует творческое и
развивает критическое мышление детей, что отвечает главной задаче школы
ХХI века. Литература
1.ЗаирБек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на
уроке, Пособие для учителя, М.: Просвещение, 2004.
2.История. 511 классы: технологии современного урока / авт.сост. В.В.
Гукова и др. Волгоград: Учитель, 2009.207 с.
3.Экономические циклыStudfiles.ru>preview/4412090/
Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"
Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"
Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"
Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"
Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"
Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.