Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"
Оценка 4.7

Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"

Оценка 4.7
Семинары
docx
обществознание
9 кл—10 кл
28.08.2017
Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"
Технология развития критического мышления предлагает множество приемов. Одним из приемов является составление схемы "Фишбоун". Суть приема заключается в составлении схемы в виде рыбьего скелета, где голова-это проблема, верхние косточки-причины проблемы, нижние косточки-факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, хвост-вывод.Этот прием можно использовать при организации самостоятельной, групповой работы учащихся при изучении сложных вопросов, требующих выявления различных проблем.
мастер-класс.docx
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Мелиховская средняя общеобразовательная школа  Корочанского района Белгородской области» Мастер –класс Использование приемов ТРКМ на уроках обществознания  (Прием «Фишбоун») Учитель истории и обществознания   МБОУ «Мелиховская СОШ» Клевцова Н.В. 2017           Представление опыта   Современная   педагогическая   и   учебно­методическая   литература   предлагает   учителю   разнообразные   методики,   стимулирующие интеллектуальное развитие личности. Наиболее интересной является ТРКМ.                       Идея ТРКМ заключается в активизации умственной деятельности учащихся,   развитии   творческой   мысли   и   критического   мышления посредством   использования   трехфазовой   структуры   урока   (вызов, осмысление,   рефлексия)   через   совокупность   разнообразных   приёмов, направленных на то, чтобы сначала  заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую,   творческую   активность),   а   затем   предоставить   ему основания   для   осмысления   материала   и,   наконец,   помочь   обобщить приобретённые знания, осознать их значимость и ценность для практической деятельности.  Каждая   фаза   имеет   свои   цели   и   задачи,   а   также   набор характерных   приемов,   направленных   сначала   на   активизацию исследовательской,   творческой   деятельности,   а   потом   на  осмысленные   и обобщение приобретенных знаний.(Слайд 1) Первая стадия  — «вызов», во время которой у учащихся  активизируются имевшиеся   ранее  знания,  пробуждается   интерес  к  теме,  определяются цели изучения предстоящего учебного материала.   Вторая стадия  —  «осмысление»  —   содержательная,   в   ходе  которой   и происходит   непосредственная   работа   ученика   с  текстом,   причем   работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика   (маркировка,  составление   таблиц,   ведение   дневника),   которые позволяют   отслеживать   собственное   понимание.   При   этом   понятие   «текст» трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь  преподавателя, и видеоматериал. Третья   стадия  —   «рефлексия»   —   размышления.   На   этом   этапе  ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует  его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное   переосмысление  собственных   представлений   с   учетом   вновь приобретенных знаний. (Слайд 2)          ТРКМ предполагает использование различных приемов. (Слайд 3) Прием «Составления кластеров­  кластер   может   быть   использован   на самых   разных   стадиях   урока.  На   стадии   вызова   ­   для   стимулирования мыслительной  деятельности. На стадии осмысления ­ для структурирования учебного материала. На стадии рефлексии ­ при подведении итогов того, что   учащиеся   изучили.   Кластер   может   быть  использован   также   для организации индивидуальной и групповой работы как в классе, так и дома. Прием  «Пометки   на   полях»­      этот   прием   является   средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Синквейн ­ быстрый, мощный инструмент для рефлексирования, синтеза и  обобщения  понятий   и  информации,  развития   речи,  он  позволяет  научить школьников   излагать   личное   отношение   к  историческому   событию, личные  чувства  по  отношению  к  историческому   деятелю,   подводить   итоги размышления по проблеме.   Маркировочная таблицы «ЗУХ­ прием «Маркировочная таблица» позволяет   учителю   проконтролировать   работу   каждого   ученика   с   текстом учебника и поставить отметку за работу на уроке.  Фишбоун   (рыбный   скелет)­  этот   прием   используется   при   решении каких ­ либо учебных проблем, на которые необходимо обратить внимание учащихся.         Суть данного приёма в качественном поиске информации по одной теме. Схема   включает   в   себя   основные   четыре   блока,   представленные   в   виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы. (Слайд 4)  Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.  Верхние   косточки   —   на   них   фиксируются   основные   понятия   темы, причины, которые привели к проблеме.  Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие   сформулированных   причин,  или   суть   понятий,  указанных   на схеме.  Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.          Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий. Например,   при   изучении   темы   «Межнациональные   конфликты»   в   11 классе целесообразно использовать такой прием. ( Слайд 5) Проблема:   Межэтнические   конфликты   возникают   в   результате существования различных противоречий при взаимодействии наций. Причины: экономические, территориальные, культурные, религиозные. Вывод: межнациональные конфликты приводят к локальным войнам.                                                                                           экономические Межэтнические конфликты возникают в результате различных противоречий территориальные культурные религиозные Межнацион альные конфликты приводят к локальным войнам 1990 г. ­ вторжение 1987 г.­  конфликт в  НКАО 1947 г. –  Индия­  Пакистан Конфликт­  Молдова­  Приднестровье Ирака в Кувейт          Составление такой схемы позволяет более подробно выделить причины конфликтов, показать их на примере. Причем причины в учебнике указаны, а их   примеры   учащиеся   ищут   самостоятельно,   используя   другие   источники. Работа   в   группах   способствует   совместной   поисковой   деятельности учащихся, формирует навыки коммуникации.           Использовать данную схему можно не только при выявлении проблем, но и при изучении  понятий, вопросов. При изучении темы «Деньги» учащиеся составляют схему, помогающую уяснить данное понятие. (Слайд 6) мера стоимости средство обращения средство платежа средство накопления мировые деньги Деньги­особый  товар,всеобщий  эквивалент при  обмене товаров расчет на мировом рынке Золото, ценные бумаги Что такое деньги? погашение различных   обязательств посредник в купле­ продаже товаара выражают цену­ денежную форму  стоимости товара           Таким образом, использование приема «Фишбоун» развивает  умения и навыки учащихся работать в группах,   парах,   умения анализировать текст, выделять  главное: суть понятий,   основные события и искать их причины, обобщать и делать выводы.   Моделирование Китайская пословица гласит: «Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда». Предлагаю вам поучаствовать в составлении  схемы «Фишбоун».            Тема занятия­ «Экономическое развитие, экономический цикл».  Стадия вызова: Проанализировать график и ответить на вопрос: что можно сказать о темпах экономического роста данной страны за 20­летний период? Стадия   осмысления:   работа   с   текстом   в   группах   и   составление   схемы «Фишбоун» 1 группа­ составить «Фишбоун» по вопросу  «Экономический цикл» 2 группа­ составить «Фишбоун» по вопросу  «Внутренние факторы  циклического развития экономики» 3 группа­ составить «Фишбоун» по вопросу  «Внешние факторы циклического развития экономики». Рефлексия: обсуждение результатов работы на предыдущей стадии.   Обсуждение высказывания знаменитого американского экономиста Пола  Самуэльсона об экономических циклах:  «Экономические циклы не являются схожими между собой  близнецами, но в них можно различить черты принадлежности к  одной семье»          Вывод: за короткий период времени при помощи схемы «Фишбоун» мы выяснили суть экономического цикла, причины возникающих экономических кризисов и их воздействие на экономику страны. Таким образом, прием «Фишбоун» широко используется практически на всех   этапах   урока   и   внеурочных   занятий,     стимулирует     творческое   и развивает критическое мышление детей, что отвечает главной задаче школы ХХI века. Литература 1.Заир­Бек   С.И.,   Муштавинская   И.В.   Развитие   критического   мышления   на уроке, Пособие для учителя, М.: Просвещение, 2004. 2.История. 5­11 классы: технологии современного урока / авт.­сост. В.В.  Гукова и др. ­ Волгоград: Учитель, 2009.­207 с. 3.Экономические циклы­Studfiles.ru>preview/4412090/

Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"

Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"

Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"

Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"

Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"

Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"

Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"

Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"

Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"

Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"

Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"

Мастер-класс на тему "Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках обществознания"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.08.2017