Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"
Оценка 4.8

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Оценка 4.8
Семинары
docx
чтение
2 кл
20.12.2017
Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"
В мастер классе описано как использовать на уроках в начальной школе приемы, чтобы повысить эффективность чтения.первый прием - это фотографирование, он используется для развития зрительной памяти. второй прием это применение зрительного диктанта. Третий прием использование таблиц Шульта, прием спринт и прием разведка.
выступление.docx
МБОУ «Шильдинская СОШ» Мастер – класс по теме: «Обучение элементам динамического чтения в начальной школе» Проведен учителем начальных классов Дусекеновой А.А. I. Презентация педагогического опыта мастера В последнее десятилетие внимание ученых, преподавателей, педагогов все более привлекает проблема скорочтения. Чтение широким диапазоном скоростей и высоким уровнем (быстрым, понимания часто называют динамическим скорочтением). По словарю «динамический - это богатый движением, действием, внутренней силой». Название методики овладения техникой быстрого чтения действительно оправдывает себя, так как она предполагает то самое «богатое движение» - движение глаз, мысли читателя, его внутреннюю силу – целеустремленность, способность сосредоточиться, умение использовать собственные возможности. Быстрое чтение – это сплошное чтение текста, обеспечивающее полное и качественное усвоение прочитанного и выполняемое нетрадиционными методами. Быстрое чтение обеспечивает более высокое качество усвоения прочитанного по сравнению с медленным чтением. Быстрое чтение – «активный созидательный понятийный прогресс, в ходе которого читатель анализирует факты, суждения, проводит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания» Как известно, начальная школа еще недавно была ориентирована на чтение преимущественно вслух. Считалось, что в средних и старших классах школы техника чтения совершенствуется сама, а навык чтения автоматически переходит в навык продуктивного чтения про себя. Однако это далеко не так. Многолетние исследования школы динамического чтения показали, что 94% взрослых при чтении пользуются в основном навыками, приобретенными в начальной школе. Темп чтения молча (180-200 слов в минуту) лишь ненамного превышает скорость говорения. В связи с этим я обратила внимание на проблемы динамического чтения, и у меня появилось желание внести коррективы в процесс овладения навыками чтения – скорочтения - на начальном этапе обучения. В основе динамического чтения лежит широкий диапазон темпа считывания – от очень медленного до очень быстрого – и, соответственно, более высокий уровень запоминания, понимания и усвоения. Читающий динамично может, исходя из целей чтения, а также своих возрастных возможностей и индивидуальных способностей, выбирать оптимальную стратегию и тактику чтения в пределах трех режимов – учебно-аналитического, комфортного и ускоренного чтения. Темп чтения, уровень и характер переработки информации могут произвольно или автоматически меняться. Снижается утомляемость, возрастает уровень внимания и работоспособности. А все это ведет к повышению эффективности чтения. Правила быстрого чтения: Первое – читать без регрессий. Второе – читать по интегральному алгоритму чтения. Третье – всегда выделять доминанту – основное смысловое значение текста. Четвертое – читать без артикуляции. Пятое – читать вертикальным движением глаз. Шестое – постоянно развивать свое внимание и память. Седьмое – выполнять ежедневно обязательную норму: читать две газеты, один журнал и 50 – 100 страниц любой книги. Рассмотрим некоторые методические приемы и средства обучения динамическому чтению. Для блокирования речемоторного и речеслухового осмысления текста, дублирующих его зрительное восприятие, во-первых, методические приемы механического торможения артикуляции: сжимание губ, сжимание зубами какого – либо предмета, широкое открывание рта во время чтения при возможно более пассивном положении языка и голосовых связок. Во-вторых, это методика речевых помех. Чтение проводится при одновременном используются, непрерывном проговаривании вслух без пауз хорошо заученных рядов слов, цифр, стихотворений или слогов. В-третьих, используется методика неречевых ритмических помех – например, чтение текста про себя при одновременном выстукивании заученного ритма рукой, обязательно с включением движений плеча. В-четвертых, используется также методика звуковых помех: чтение при звучании музыки или применение других акустических раздражителей. Наконец, применяется методика принудительного режима чтения: чтение с заданной скоростью, значительно превышающей привычную скорость и речеслухового чтения и скорость речемоторного переосмысления зрительно воспринимаемого текста. На прочтение одной страницы обычно разрешается тратить не более 15 секунд. Для расширения центрального поля зрения и выработки навыков использования периферического зрения рекомендуются упражнения с использованием таблиц Шульте и числовых пирамидок. Таблицы Шульте – это квадраты размером 20х20 см, разделенные на 25 частей, в каждую из которых вписаны числа от 1 до 25 в произвольном порядке. Упражнение состоит в том, чтобы показать карандашом или отметить про себя расположение в таблице чисел по порядку натурального ряда, не перемещая взгляда за пределы центральной клетки таблицы. Среднее время выполнения задания обычно более одной минуты. Задача состоит в том, чтобы добиться считывания каждой из 10 таблиц комплекта за время, не превышающее 25 секунд. Упражнение с таблицами Шульте обеспечивает выработку не только навыков использования периферического поля зрения, но и навыков опережающего логического поиска и системного восприятия. Числовая пирамида состоит из двух равномерно расходящихся сверху вниз рядов случайных двузначных чисел и ряда последовательных чисел, расположенного посередине, каждое из них нумерует пару равноудаленных чисел расходящихся рядов. Упражнение заключается в том, чтобы, фиксируя взгляд на числах среднего ряда, распознавать те, которые расположены по краям. С помощью числовых пирамид можно определять результаты расширения границ поля зрения.Для формирования установки на максимально быстрое восприятие и осмысление зрительной информации применяются методики сигнализации отрезков времени, используются технические средства измерения. Основными составляющими контроля и самоконтроля являются определение скорости чтения, процента усвоения прочитанного и угла зрения. Сопоставление первоначальных показателей с последующими, полученными после тренировок, дают наглядные свидетельства успешности обучения. Годы кропотливого труда принесли желаемые результаты: повысилась активность детей на уроке, увеличился объем выполняемой работы, возросла практическая направленность уроков чтения. Из нелюбимых школьных предметов урок чтения стал самым привлекательным для моих учащихся. В ходе исследования я пришла к выводу, что упражнения по динамическому чтению не противоречат основной (традиционной) методике обучения чтению, а вносят в урок новые технологические приемы, активно способствуют общему речевому развитию детей, а также позволяют обеспечить здоровьесберегающую среду на уроке. II. Представление системы уроков Трудоемкость опыта состоит в том, что, несмотря на его алгоритмизацию, деятельность учителя должна быть творческой с каждым новым уроком. Перспективу в своей работе я вижу в поиске новых приемов обучения скорочтению и применении их в своей работе. В зависимости от характера и объема учебного материала на уроке я выбираю наиболее оптимальные приемы. На сегодняшнем занятии будут использованы приемы:  Фотографирование;  Зрительный диктант по Федоренко  Работа по таблицам Шульте;  «Чтение – спринт»;  «Чтение – разведка». III. Имитационная игра Рассмотрим подробнее упражнения по динамическому чтению в их адаптированном варианте, рассчитанном на младших школьников. Прием №1. Фотографирование. упражнение Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое «фотографирование». Фотографирование – это восприятие за ограниченное время (1 секунду) различного рода картинок, предметов, речевого и счетного материалов. Секунду можно отмерить, произнеся про себя число «Двадцать один». Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду успеть рассмотреть, что на ней изображено, и сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться!» и «Внимание!» дается команда «Фотографируем». Динамика нарастания сложности в упражнении следующая: 1. Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и 2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко 3. Найди лишнее слово. а) река б)слон речка лев ручей мак ручка тигр ручеек ягуар 4. Раздели слова на две группы. а) корова б) заяц в) ленивый соловей горох смелый коза ежик честный ворона медведь жадный овца капуста добрый сорока огурец трусливый 5. Фотографирование отрывков из ранее прочитанных текстов. Например, из какой это сказки: «Я, мышка – норушка…»? «Бежит молочко по вымечку…»? 6. Зрительный диктант по системе Федоренко. Я использую на уроке этот диктант для развития зрительной памяти. По щелчку появляется на экране предложение, ребята читают его орфографически, оно исчезает ,еще раз проговаривают, затем записывают его под самодиктовку. Прием №2. Работа по таблицам Шульте. Таблицы Шульте, как уже отмечалось, хорошо развивают поле зрения. Изготовить их могут сами дети на уроках труда, а в 1 классе с помощью родителей. У каждого учащегося имеется для работы индивидуальная карточка. В 1 классе использовать два комплекта – с числами от 1 до 10 и от 1 до 20. 3 8 4 8 9 1 0 7 1 6 2 1 20 15 16 5 16 8 13 18 12 3 19 4 2 7 6 11 9 14 17 Во втором и третьем классах используется комплект с числами от 1 до 25 и его варианты. 6 8 16 9 20 24 15 14 1 2 18 22 10 21 12 17 11 23 7 5 13 19 4 25 3 Центр таблицы окрашивается в зеленый цвет. На этом зеленом пятне и концентрируется внимание учащихся. По такому же принципу изготавливаются и карточки с «рассыпанным» алфавитом. Упражнение выполняется детьми стоя или сидя. Учащиеся ведут счет про себя, указывая ручкой на цифры или буквы. В работе с таблицами используется памятка. Памятка 1. Как можно быстрее назови все числа (или буквы) по 2. 2. Старайся запомнить расположение сразу двух – трех 3. Помни: глаза смотрят в центр таблицы, видя всю ее порядку, указывая их карандашом. следующих друг за другом чисел. целиком. Прием №3. «Чтение – спринт» «Чтение – спринт» заключается в том, что учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав зубы и губы, а после прочтения текста отвечают на сформулированные учителем перед чтением вопросы к тексту. Во время чтения учитель поторапливает детей: «Быстрей, быстрей, еще быстрей». При этом он добавляет: «Читать нужно все». Рекомендуется проводить это упражнение перед чтением вслух каждого текста в учебнике. Перед чтением рекомендуется подготовить класс психологически, дать команды: «Приготовиться!», «Внимание!», «Марш!». При обучении «Чтению – спринт» используется памятка: Памятка 1. Плотно сожми губы и зубы. 2. Читай только глазами. 3. Читай как можно быстрей. 4. Ответь на вопросы к тексту. Прием №4. «Чтение – разведка» В целях обучения детей вертикальному чтению используется упражнение «Чтение – разведка». Оно заключается в том, что учащиеся на максимальной скорости просматривают текст и находят ответы на вопросы, поставленные учителем перед чтением. Таким образом, дети учатся не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить в нем главное. Используется памятка: Памятка найди ответы на вопросы. 1. Плотно сожми губы и зубы. 2. Поставь пальцы на начало и конец строки. 3. Просматривая текст вертикальным движением глаз, Это упражнение можно использовать на уроках русского языка. Например, разведчики находят в тексте словарные слова или слова на какое – либо правило. На уроках математики можно предложить отыскать среди примеров пример с определенным ответом. работа с иллюстрациями, Все описанные выше упражнения проводятся на незнакомом тексте, после чего он перечитывается вслух и над ним проводится работа по обычной, традиционной методике: выборочное чтение, пересказ, выразительное чтение, составление характеристики героя и т. п. Таким образом выполнение упражнений по динамическому чтению занимает 5-7 минут урока. Ценность этих упражнений состоит в том, что дети после первого самостоятельного знакомства с текстом читают его вслух выразительно, уверенно пользуются антиципацией (смысловой догадкой). Наряду с указанными основными упражнениями в технологии динамического чтения используются такие упражнения, как: 1) Упражнение «Финиш». Методика работы с ним такая же, как и при чтении способом «Спринт», только дети читают до указанного педагогом слова или выражения. 2) Чтение с речевыми помехами, которые создаются самим читающим: текст читается про себя, одновременно при этом напевается знакомая песенка или декламируется наизусть стихотворение. 3) Чтение с простукиванием ритма. Простукивая карандашом по столу заранее выученный ритм, школьники должны читать глазами незнакомый текст, а после чтения ответить на вопросы по содержанию. 4) Чтение со звуковыми помехами, например: при звучании музыки. 4.Рефлексия Наш мастер класс хотелось бы закончить пословицей: «Мир освещается солнцем, а человек знаниями». Предлагаю вам, сделать солнышко, на лучах которого вы напишите, что нового вы для себя узнали. На этапе рефлексии предлагаю Вам ответить на следующие вопросы: o Считаете ли Вы эти приемы эффективными и почему? o Что на занятии показалось Вам интересным? Необычным? Спасибо за работу. Что вызвало затруднения?

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"

Мастер класс на тему "Обучение элементам динамического чтения в начальных классах"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2017