Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».
Оценка 4.6

Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».

Оценка 4.6
Педсоветы +1
docx
психологическая работа +2
Взрослым
29.04.2018
Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».
Исследованию системы ценностей придается огромное значение как в психолого-педагогической науке, так и во многих других отраслях знания. Причина этого заключается в том, что жизненные ценности способствуют осмыслению окружающей действительности и позволяют определить свое отношение к ней. Также общепринятым является мнение, что жизненные ценности могут выступать причинами совершаемых поступков. Вместе с тем, несмотря на большое число исследований по проблеме ценностей единого подхода в психолого-педагогической науке не существует. Нет ясного понимания их природы и закономерностей изменения.
РМО 30.03.18.docx
Мастер­класс педагогов­психологов «Психолого­педагогические условия  формирования ценностно­смысловой сферы личности ребёнка». Психолого­педагогические условия формирования ценностно­смысловой сферы в  старшем школьном возрасте. Смысл ­ субъективное отношение к явлениям и предметам действительности,  переживаемое в форме интереса, знания, эмоции. Смысловая сфера личности — это особым образом организованная совокупность смыс­ ловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивающая смысловую  регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Исследованию системы ценностей придается огромное значение как в психолого­ педагогической науке, так и во многих других отраслях знания. Причина этого заключается в том, что жизненные ценности способствуют осмыслению окружающей действительности  и позволяют определить свое отношение к ней. Также общепринятым является мнение, что  жизненные ценности могут выступать причинами совершаемых поступков. Вместе с тем,  несмотря на большое число исследований по проблеме ценностей единого подхода в  психолого­педагогической науке не существует. Нет ясного понимания их природы и  закономерностей изменения.  Ценностные ориентации ­ это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых  им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.  Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как  аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение  между этими понятиями отсутствует.  Ценностные ориентации являются одним из центральных личностных новообразований,  выражают сознательное отношение человека к социальной действительности и в этом своем качестве определяют широкую мотивацию его поведения и оказывают существенное  влияние на все стороны его действительности. Особое значение приобретает связь  ценностных ориентаций с направленностью личности. Система ценностных ориентаций  определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее  взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе сомой, основу мировоззрения, ядро  мотивации и "философию жизни". Ценностные ориентации ­ способ дифференциации  объектов действительности по их значимости. Направленность личности выражает одну из  самых существенных ее характеристик, определяющую социальную и нравственную  ценность личности. Содержание направленности – это, прежде всего доминирующие,  социально обусловленные отношения личности к окружающей действительности. Именно  через направленность личности ее ценностные ориентации находят свое реальное  выражение в активной деятельности человека, то есть должны стать устойчивыми  мотивами деятельности и превратиться в убеждения. В настоящее время в условиях нашей страны подростковый период развития охватывает  примерно возраст с 11 до 18 лет. С одной стороны, для этого сложного периода  показательны негативные проявления, такие как: свертывание прежде установившейся  системы интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к  взрослым. С другой стороны, подростковый возраст отличается и множеством  положительных факторов: возрастает самостоятельность ребенка, более разнообразными и  содержательными становятся отношения с другими детьми, взрослыми. Главное, данный  период отличается выходом ребенка на качественно новую социальную позицию, в которой формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Именно в этот  период формируются нравственные ценности, жизненные перспективы, происходит  осознание самого себя, своих возможностей, способностей, интересов, стремление ощутить себя и стать взрослым, тяга к общению со сверстниками, оформляются общие взгляды на  жизнь, на отношения между людьми, на свое будущее, иными словами ­ формируются  личностные смыслы жизни. Основными новообразованиями в подростковом возрасте являются: сознательная  регуляция своих поступков, умение учитывать чувства, интересы других людей и  ориентироваться на них в своем поведении. Ценностно­смысловая сфера является центральным образованием личности, воздействуя в  целом на поведение человека в каждой конкретной ситуации и определяя общую  направленность его жизни, помогая человеку осмысливать свое существование и  окружающие его явления, мир в целом. Ценности каждого человека ­ это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый.  Каждый человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное  отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него  определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность ­  представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом,  убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении.  Ценности ­ это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности ­ любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье.  Внутригрупповые ценности ­ политические, религиозные и индивидуальные. Ценности  объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни.  Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека;  необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального  контроля.  Развитие ценностно­смысловой сферы личности у подростков. Формирование ценностно­смысловой сферы личности продолжается на протяжении всей  жизни. Подростковый возраст представляет собой этап усиленного становления личности  на основе дальнейшего развития процесса социализации. Как считает Д.И. Фельдштейн, ведущим видом деятельности у подростков становится общественно полезная  деятельность. Кроме того, в этом возрасте возникает и развивается особая форма общения  ­ интимно­личностная. В начале подросткового возраста происходит резкий поворот в  ориентации на сверстников. Общение с товарищами, сверстниками и благополучие в этих  отношениях представляют для подростка большую ценность. Общение подростков  становится избирательным. Это сказывается на выборе социально значимых образцов для  подражания, что во многом определяет содержание формирующихся ценностных  ориентации. Формирование системы ценностно­смысловых ориентаций личности является  предметом пристального внимания именно в подростковом возрасте, поскольку именно с  этим периодом связан тот уровень развития самосознания, который обеспечивает их  функционирование как особой системы, оказывающей определяющее воздействие на  направленность личности, ее активную социальную позицию. Ценностные ориентации  личности формируются и развиваются в процессе социализации. На различных этапах  социализации их развитие неоднозначно и определяется факторами семейного воспитания  и обучения, профессиональной деятельностью, общественно ­ историческими условиями.  Психологическими механизмами формирования и развития ценностных ориентации  выступают индивидуально ­ типологические особенности протекания психических  процессов и, прежде всего, мышления, памяти, эмоций и воли. Итак, существенные сдвиги  в жизни общества отражаются на формировании ценностных ориентаций современных  подростков, что проявляется в преобладании ценностей, связанных с индивидуальной,  личной жизнью конкретного человека, а также в значительной вариативности  индивидуальных систем ценностных ориентаций. О духовном мире личности можно судить  по тому, на достижение каких целей она направляет свои усилия, какие объекты являются  для неё наиболее значимыми, т.е. ценностные ориентации выступают как обобщенный  показатель направленность интересов, потребностей, запросов личности, социальной  позиции и уровня духовного развития. От того, какие ценности будут сформированы у  подростков сегодня, от того, насколько, они будут готовы к новому типу социальных  отношений, зависят путь и перспективы развития нашего общества. Диагностика ценностно­смысловой сферы. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева  Методика предельных смыслов (МПС) Д.А. Леонтьева – диалоговая методика для  определения смыслов жизни человека. Методика «Жизненные цели» Э. Диси, Р. Райн в модификации Н.В. Клюевой и В.И.  Чиркова. Методика «Ценностных ориентаций» М. Рокичадля выявления иерархии терминальных и инструментальных ценностей в жизни человека. Морфологический тест жизненных ценностей В.Ф. Сопова и Л.В. Карпушиной для  оценки жизненных ценностей личности в различных жизненных сферах и определения, их  направленности. Опросник личностных ориентаций Э. Шострома (POI) и его отечественные адаптации. Самоактуализационный тест (САТ) (2 основных и 12 дополнительных шкал). Опросник личностной ориентации (ЛиО) Анкета «Мои жизненные ценности» Мини­тренинг на тему: «Мои жизненные ценности». Цель: ­ помочь учащимся в личностном осмыслении, осознании ресурсов, которые  составляют силу личности, личностную основу. Задачи: ­ создать атмосферу общности и взаимопонимания,  ­ учить подростков выражать свои чувства с помощью литературной грамотной речи, ­ помочь сформировать представление о жизненных ценностях, понятии – жизнь.  Притча «Жизнь и кофе».  Однажды выпускники престижного колледжа зашли в гости к своему мудрому  профессору, некогда многому их обучившему. Постепенно разговор зашёл о жизненных  трудностях, и тогда преподаватель предложил ребятам кофе. После согласия мужчина  ушёл, а вскоре вернулся с кофейником и уставленным разнообразными чашками подносом.  Одни были красивыми и дорогими, сделанными из хрусталя или фарфора, другие –  простые и неказистые, пластмассовые, дешёвые. ­ Посмотрите, что вы выбрали, ­ начал  профессор, когда каждый из его учеников взял по чашке. – Вы все взяли лишь самые  красивые и привлекательные чашки, оставив дешёвые на подносе. Это и есть источник  ваших бед – вы стремитесь получить всё лучшее для себя. Но главное не то что снаружи, а  что внутри. От красоты чашки не зависит вкус кофе, а именно он является вашей главной  целью. Задумайтесь: кофе – это наша жизнь, а деньги, общество, работа – это всего лишь  чашки. Мы стремимся к самой красивой чашке, забывая наполнять её содержимым. Но  ведь она служит всего лишь средством, помогающим поддержать жизнь. Главное – кофе и  его вкус.  Упражнение  «Представление» Цель упражнения: ­ формирование установок на выявление позитивных личностных и  других качеств; ­ умение представить. Участникам дается следующее пояснение: в представлении вы должны постараться  отразить свою индивидуальность так, чтобы все остальные участники сразу запомнили  выступившего. Например, «Я высокий, сильный и уверенный в себе человек. Внешность у  меня обыкновенная, зато волосы красивого цвета и слегка вьются. Но главное, на что хочу  обратить ваше внимание ­ со мной в любой компании интересно и весело, знаете, как  правило я играю роль тамады» или «Возраст у меня средний, внешность не броская, способности и возможности обыкновенные. Единственное, в чем я разбираюсь может быть  лучше других и готова посвящать все свое время ­ это вкусно готовить и угощать. Обещаю  всем яблочный пирог к чаю». Упражнение «Значимые события» Цель ­ способствует повышению осмысленности взгляда на свой жизненный путь, дает  хороший повод задуматься, какие же события для нас действительно значимы. Описание упражнения. Участников просят подумать о том, какие 10 событий в их жизни  наиболее значимы. Эти события могут уже остаться в прошлом или происходить в  настоящем, либо же планироваться в будущем. Упражнение выполняется индивидуально,  на составление списка отводится 6–8 минут. После этого участников просят отметить,  какие события касаются прошлого, какие – настоящего, а какие – будущего. Затем ведущий рассказывает, что наше восприятие времени может существенно отличаться от его объективного, физического течения. С определенной долей условности можно  утверждать, что психологическая длительность нашей жизни определяется не столько  числом прожитых дней/месяцев/лет, сколько насыщенностью этих периодов значимыми  для нас жизненными событиями.  Упражнение   «Мой портрет в лучах солнца» Цель: способствовать углублению процессов самораскрытия, учить находить в себе  главные индивидуальные особенности, определять свои личностные особенности. Материал: лист бумаги и ручка или карандаши для каждого участника. Ход упражнения: – Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или  нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее,  что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей. Анализ:  Сколько качеств у вас получилось? Что было для вас трудным в выполнении задания? Упражнение  «Бумажные мячики» Цель: достижение эмоциональной разрядки. Участники делают из старых газет мячики. Группа делится пополам на расстоянии 4 – 5  метров друг против друга. На полу проводится мелом «граница», за которую переступать  нельзя, иначе можно оказаться в стане противника. По команде ведущего участники  бросают мячики в сторону «противника». Задача: перебросить все мячики на  противоположную сторону. По команде «Стоп» участники перестают бросать мячики.  Выигрывает та команда, на стороне которой оказалось меньше мячей. Перед игрой нужно обозначить перед участниками, что мячики бросать  друг в друга  запрещается. Просмотр видеофильма «Мотивация – наша жизнь».

Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».

Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».

Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».

Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».

Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».

Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».

Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».

Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».

Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».

Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».

Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».

Мастер-класс педагогов-психологов «Психолого-педагогические условия формирования ценностно-смысловой сферы личности ребёнка».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018