Мастер-класс по технологии проблемно-диалогического обучения "26 или62"
Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
администрации
Взрослым
31.03.2017
Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов, но может быть полезен и для учителей-предметников основной школы. На занятии демонстрируются приёмы, используемые при технологии проблемно-диалогического обучения. Работа построена на методическом материале представления практических достижений профессиональной деятельности педагога.
Цель мастер – класса: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для профессионального общения по обмену опытом использования приёмов проблемно-диалогического обучения.
Задачи мастер – класса:
- познакомить учителей со своим опытом путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приемов и форм педагогической деятельности;
- использовать приёмы проблемно-диалогического обучения преподавателями для формирования профессиональных и общих компетенций;
- совместно отработать приемы решения поставленной в мастер-классе проблемы и методические подходы учителя;
- провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер-класс.
Мастер-класс ТПДО Громова И И. СШ 10 .docx
Мастеркласс по технологии проблемнодиалогического обучения
«26 или 62?»
Громова Ирина Ивановна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ №10 г. Павлово
Краткая аннотация
Мастеркласс предназначен для учителей начальных классов, но может быть полезен и
для учителейпредметников основной школы. На занятии демонстрируются приёмы,
используемые при технологии проблемнодиалогического обучения. Работа построена на
методическом материале представления практических достижений профессиональной
деятельности педагога.
Цель мастер – класса: создание условий для полноценного проявления и развития
педагогического мастерства его участников на основе организации пространства для
профессионального общения по обмену опытом использования приёмов проблемно
диалогического обучения.
Задачи мастер – класса:
- познакомить учителей со своим опытом путем прямого и комментированного показа
последовательности действий, приемов и форм педагогической деятельности;
-использовать приёмы проблемнодиалогического обучения преподавателями для
формирования профессиональных и общих компетенций;
- совместно отработать приемы решения поставленной в мастерклассе проблемы и
методические подходы учителя;
- провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастеркласс.
Сценарий мастер класса
I . Введение
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Разрешите представиться: Громова Ирина Ивановна,
учитель начальных классов МБОУ СШ № 10 г. Павлово. Слайд 1 (числа 26 и 62)
Что можно сказать о данных числах?
Что можно с ними сделать? (сравнить, знак < )
Какие величины они могут обозначать?
О каком уроке идёт речь? (математика)
Можно между ними поставить знак >?
Как называют человека, которому 26 лет?
Как называют человека, которому 62 года?
Что общего у данных слов? О каком уроке идёт речь? (русский язык)
Скажите, пожалуйста, бывает так в жизни: молодой чувствует себя пожилым, а пожилой
чувствует себя молодым?
А теперь можем поставить знак >?
Как Вы считаете, лучше быть молодым и чувствовать себя пожилым, или быть пожилым, но
чувствовать себя молодым? (работа в 2х группах «Молодые» и «Чувствующие себя
молодыми»)
О каком уроке идёт речь? (литературное чтение)
Человек какой профессии, не смотря на возраст, чувствует себя молодым? (УЧИТЕЛЬ)
О каком уроке идёт речь? (окружающий мир)
Что помогает учителю оставаться молодым? (дети, современные технологии, требования
ФГОС)
Что здесь причина и что – следствие?
требования ФГОС
Назовите основные направления работы учителя? ( С детьми, с родителями, с коллегами)
Прикрепите прямоугольник на лист в нужном разделе. (Диагностика «Что получается лучше
всего?»)
технологии
дети
→
→
Получается, что больше всего затруднений вызывает «Презентация практических
достижений профессиональной деятельности» Слайд 2
Значит, сегодня мы поговорим на тему …….
Что мы хотим узнать? (Какую тему выбрать? Как построить теоретическую часть? Как
построить практическую часть?)
Основная часть
Задание 1 «Найдите основание и его характеристику» Слайд 3 и 4
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»:
научноисследовательские условия отображают поисковоисследовательскую
деятельность педагога в области научных исследований по философии, психологии,
педагогике, связанных с проблематикой темы презентации;
методические условия демонстрируют участие педагога в педагогическом поиске в
области методики реализации презентуемого направления профессиональной
педагогической деятельности;
организационнопедагогические условия участие педагога в работе методических
объединений, проблемнотворческих групп, профессиональных педагогических
сообществ (в том числе сетевых).
«Актуальность личного вклада педагога в развитие образования» (Слайд 5)
демонстрирует значимость решаемой педагогом педагогической или учебнометодической
проблемы, составляющей суть его личного вклада в развитие образования, особенности её
решения на современном этапе развития образования; показывает, какие противоречия и
затруднения, встречающиеся в массовой практике, решаются педагогом в своей
профессиональной деятельности.
«Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования» Слайд 6 Переходим к Заданию 2 «Вычеркни «лишнее» обоснование»
Ключевые компетенции как результат личностно ориентированной парадигмы
образования (Хуторской А.В.)
Перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при
комментированном управлении (Лысенкова С. Н.)
Педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, Е.Н Ильин, В.Ф Шаталов)
Концепция развивающего обучения (Д.Б.Эльконин – В.В.Давыдов, Л. В. Занков)
Технология проблемнодиалогического обучения (Е. Л. Мельникова)
Учет возрастных особенностей младшего школьника
Технология формирования типа правильной читательской деятельности проф. (Н.Н.
Светловская)
«Цель и задачи педагогической деятельности, ведущая педагогическая идея» Слайд 7
и 8
В задании 3 «Соотнесите понятие и их составляющие»
• Педагогическая идея создание учебноразвивающей среды для формирования
компетентностной личности посредством использования в учебно–воспитательном
процессе технологии проблемнодиалогического обучения
• Цель формирование учебнопознавательных компетенций младших школьников на
•
уроках и во внеурочной деятельности
Задачи:
проанализировать содержание учебного материала УМК на наличие заданий
проблемнодиалогической направленности;
усилить практическую направленность деятельности учащихся на уроках и во
внеурочное время через отбор наиболее эффективных педагогических технологий,
методов и приёмов, направленных на формирование учебнопознавательной
компетенции младших школьников;
создать «банк» педагогических ситуаций для реализации технологии проблемно
диалогического обучения на уроках;
сформированности учебнопознавательной компетенции.
апробировать диагностический инструментарий для определения уровня
«Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования» Слайд
9,10
Задание 4 «Сравни слайды»
Какой слайд выберем для деятельностного аспекта? (с гиперссылками)
Задание 5 «Найди задания в учебнике» или «Составь фрагмент урока»
«Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые
эффекты» Слайд 11
Задание 6 «Рефлексия приёмов и видов ТПДО первой части мастеркласса»
Таблица «Приёмы проблемного и ПДобучения»
«Транслируемость практических достижений профессиональной деятельности
педагогического работника» Слайд 12
для всех и каждого технология «открытия» знаний учениками
для учителя ключ к успеху и творчеству
для ученика интересный и понятный урок
для образования реализация развивающего обучения для методиста универсальная педагогическая технология
Задание 7 «Заполните таблицу» с помощью приёма «Автобусная остановка» Слайд 13
Достоинства ТПДО:
Обеспечивает высокое качество усвоения знаний;
Эффективно развивает интеллект;
Способствует развитию творческих способностей;
Воспитывает активную личность;
Является здоровьесберегающей технологией (снижает риск стресса)
Общепедагогической
Недостатки ТПДО:
Можно «уйти в сторону», увлекаясь творческой деятельностью и упуская сущность
изучаемых явлений.
Трудоёмкость при проработке системы вопросов и прогнозировании ответов детей
Сложность при подборе и обработке диагностического материала.
Технология проблемнодиалогического обучения является общепедагогической и может быть
использована в любом направлении деятельности учителя: при работе с детьми, с родителями
и с коллегами. Поэтому назову полную тему моего мастеркласса «Использование
технологии проблемнодиалогического обучения в методической работе учителя»
Слайд 14
Что вы думали в начале, какая будет тема мастеркласса?
А в конце получилась другая тема. Это ещё один приём ТПДО.
Рефлексия
На этом мастеркласс подошёл к концу. Благодарю вас за работу. Попрошу заполнить
листы рефлексии с помощью приёма «Ресторан». Слайд 15
Закончить мастеркласс хочу словами Э Стоунса «…Только благодаря учителям,
строящим свою деятельность в школе, на определённых теоретических принципах, мы
можем добиться существенного прогресса в теории и практике обучения».
«Литература» Слайд 16
В конце традиционно список литературы. Подробнее о технологии проблемного
диалога можно прочитать на сайте автора проблемного диалога Е.Л. Мельниковой pdomel.ru,
на сайте ОС «Школа 2100» http://www.school2100.ru или http://nachalka14.ucoz.ru.
И помните о том, что грамотный диалог – путь к успеху! Спасибо за работу и за внимание!
Слайд 17
Заключение
Приведенные выше примеры далеко не весь перечень приемов. Однако, все приемы
проблемного обучения объединяет одно – наличие проблемы в той или иной форме, которую
учащимся необходимо решить. Эти приемы обеспечивают учебную мотивацию, у детей
возникает желание изучить тему, которая сформулирована ими лично, или, которой их умело
заинтриговал учитель.
Технология проблемного обучения универсальна: так как открывать знания можно на
любом учебном предмете. Проблемнодиалогическая технология даёт развернутый ответ на
вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. Эта технология, прежде всего,
формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание
умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости
извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
Именно за проблемным обучением стоит будущее современной школы.
Литература:
1. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие
для учителя. М., 2002.
2. Арьяева Л. В. Диалоговое взаимодействие как основа педагогической деятельности в
начальной школе. //Начальное образование, 2010г. № 2
3. Виноградова Н. Ф. Учебный диалог – эффективный метод развития младших
школьников //Начальное образование, 2010, №1
4. http://www.school2100.ru или http://nachalka14.ucoz.ru.
Задание 1 «Найдите основание и его характеристику»
Приложения
«Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования»
научно
педагога
исследовательские
условия
презентуемого
организационно
педагогические
условия
методические
условия
участие
демонстрируют
в
педагогическом поиске в области методики
реализации
направления
профессиональной педагогической деятельности
отображают
поисковоисследовательскую
деятельность педагога в области научных
исследований по философии,
психологии,
педагогике, связанных с проблематикой темы
презентации
участие педагога в работе методических
объединений,
проблемнотворческих групп,
профессиональных педагогических сообществ (в
том числе сетевых)
Задание 2 «Вычеркни «лишнее» обоснование»
Ключевые компетенции как результат личностно ориентированной парадигмы
образования (Хуторской А.В.)
Перспективноопережающее обучение с использованием опорных схем при
комментированном управлении (Лысенкова С. Н.)
Педагогика сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, Е.Н Ильин, В.Ф Шаталов)
Концепция развивающего обучения (Д.Б.Эльконин – В.В.Давыдов, Л. В. Занков)
Технология проблемнодиалогического обучения (Е. Л. Мельникова)
Учет возрастных особенностей младшего школьника
Технология формирования типа правильной читательской деятельности проф. (Н.Н.
Светловская) Задание 3 «Соотнесите понятие и их составляющие»
Педагогическая идея
1)
2)
Цель
3) Задачи
а) усилить практическую направленность деятельности учащихся на уроках и во внеурочное
время через отбор наиболее эффективных педагогических технологий, методов и приёмов,
направленных на формирование учебнопознавательной компетенции младших школьников
б) формирование учебнопознавательных компетенций младших школьников на уроках и во
внеурочной деятельности
в) апробировать диагностический инструментарий для определения уровня
сформированности учебнопознавательной компетенции
г) проанализировать содержание учебного материала УМК на наличие заданий проблемно
диалогической направленности
д) создание учебноразвивающей среды для формирования компетентностной личности
посредством использования в учебно–воспитательном процессе технологии проблемно
диалогического обучения
е) создать «банк» педагогических ситуаций для реализации технологии проблемно
диалогического обучения на уроках
1 2 3
Задание 4 «Сравни слайды и выбери правильный для презентации
педагогического опыта»
Слайд 1
Слайд 2 Задание 5 «Найди задания в учебнике» или «Составь фрагмент урока»
Урок русского языка. Тема «Сложные слова»
На доске написано слово «вертолет ».
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Задание 5 «Найди задания в учебнике» или «Составь фрагмент урока»
Урок математики. Тема урока «Скобки».
На доске запись:
93+4=10
93+4=2
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________ Задание 6 «Найди вопросы подводящего и побуждающего диалога»
Что можно сказать о данных числах?
Что можно с ними сделать? (сравнить, знак < )
Какие величины они могут обозначать?
О каком уроке идёт речь? (математика)
Можно между ними поставить знак >?
Как называют человека, которому 26 лет? (молодой)
Как называют человека, которому 62 года? (пожилой)
Что общего у данных слов?
О каком уроке идёт речь? (русский язык)
Скажите, пожалуйста, бывает так в жизни: молодой чувствует себя пожилым, а
пожилой чувствует себя молодым?
А теперь можем поставить знак >?
Как Вы считаете, лучше быть молодым и чувствовать себя пожилым, или быть
пожилым, но чувствовать себя молодым? (работа в 2х группах «Молодые» и
«Чувствующие себя молодыми» )
О каком уроке идёт речь? (литературное чтение)
Человек какой профессии, не смотря на возраст, чувствует себя молодым?
(УЧИТЕЛЬ)
О каком уроке идёт речь? (окружающий мир)
Задание 7 «Заполните таблицу»
достоинства
ТПДО
недостатки
ТПДО Рефлексия мастер класса «Ресторан»
Самым вкусным было ___________________________________________
______________________________________________________________
Я бы ещё съел __________________________________________________
______________________________________________________________
Невкусным мне показалось _______________________________________
______________________________________________________________
Мастер-класс по технологии проблемно-диалогического обучения "26 или62"
Мастер-класс по технологии проблемно-диалогического обучения "26 или62"
Мастер-класс по технологии проблемно-диалогического обучения "26 или62"
Мастер-класс по технологии проблемно-диалогического обучения "26 или62"
Мастер-класс по технологии проблемно-диалогического обучения "26 или62"
Мастер-класс по технологии проблемно-диалогического обучения "26 или62"
Мастер-класс по технологии проблемно-диалогического обучения "26 или62"
Мастер-класс по технологии проблемно-диалогического обучения "26 или62"
Мастер-класс по технологии проблемно-диалогического обучения "26 или62"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.